col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Слабо урок сорвать и на камеру снять?»

Учителя — анонимно и честно о школьном хамстве

В Госдуме разработали законопроект, согласно которому будут введены штрафы за оскорбление учителей. Как заявил депутат Сергей Миронов, многочисленные жалобы говорят о том, что «закон в подавляющем большинстве случаев оказывается на стороне учеников и родителей, а учитель один на один остается со своими проблемами». Вот что отвечают учителя на вопрос, сталкиваются ли они с оскорблениями во время работы.

«Давно меня так не называли»

А.С., учитель математики, Нижегородская область:

— Есть классы, в которых я чувствую себя авторитетом, а есть такие, в которых совсем нет. В целом считаю, что когда дети к тебе привыкли, дальше они относятся всегда одинаково. Завоевать авторитет второй раз почти невозможно. 

Случаи хамства бывают часто — от банального игнорирования, когда делаю замечания по поведению, до прямых оскорблений типа «козел» и так далее. Пару раз посылали на три буквы, но это было давно. Сейчас в основном огрызаются, вступают в перепалку, когда по многу раз повторяю одни и те же замечания — «уберите телефон» или «прекратите разговаривать».
В одном классе у меня был ученик, который в целом занимался неплохо, но к третьей четверти стал получать более низкие отметки. Как я узнал потом, за тройки ему сильно попадало от отца. В конце четверти я всегда озвучивал оценки перед классом, если ученики не против (о чем спрашивал заранее). Когда назвал его оценку, тройку, он громко сказал: «С..а». Из восьми отметок у него было две четверки, две двойки и четыре тройки.

Я ответил что-то вроде: «Давно меня так не называли». Класс по большей части засмеялся. Ученик не извинился. Его отец на собрании объяснил такое хамство именно эмоциями: ребенок расстроился, что теперь ему что-то не купят. Отец, конечно, тоже не извинился. 

Дальше с этим учеником я работал, как и с остальными: не питаю иллюзий по их отношению ко мне. Почти любой ученик с двойками и тройками не любит учителя, а то и прямо его ненавидит.
Работать учителем я начал с 2007 года. К своей работе отношусь как к работе. Иногда получаю от нее удовольствие. 

После того оскорбления в мой адрес я долго переживал. Сейчас обычно за вечер отпускает. Хотя, конечно, это сильно бьет по мотивации.

Сложно готовить нормальные уроки, выстраивать систему обучения, чтобы включать и повторение, и подготовку к экзаменам, и всестороннее развитие, когда большинству учеников ничего не нужно. 
Уверен, штрафы не подействуют. Их, конечно, можно кому-то показательно выписать, но общую ситуацию они не изменят.

«Было так омерзительно, что я слегла с приступом панкреатита»

Наталья (имя изменено), учитель истории, Новосибирская область:

— В первый год дистанта шестиклассник на уроке покрыл меня матом.

Я неопытный пользователь зума. Пока сообразила, как убрать звук, все дети послушали. У этого класса я вела уроки всего два месяца, этот мальчик перебивался с тройки на четверку. Я еще ничего ему сделать не успела. Оказалось, он так же обошелся еще с несколькими учителями. Почему? Просто развлекался, проверял на прочность. А еще он писал письма с такой лексикой, в том числе мне — от имени друга. 

К тому моменту я работала уже 17 лет, похожих проблем с детьми у меня не возникало. Было так омерзительно и унизительно, что я слегла с приступом панкреатита. Конечно, я отказалась вести уроки в том классе, потому что не могла смотреть детям в глаза.

Но счастье продлилось только месяц. Администрация надавила, уроки пришлось продолжить. Остальные дети мне сочувствовали. А этого мальчика по моему предмету перевели на индивидуальное обучение. Потом родители забрали его документы. 

Одновременно я написала заявление в полицию. Но через пару месяцев из прокуратуры пришел ответ: поскольку ему нет 16, дело возбудить не могут. Считаю, что наказание за несовершеннолетнего могут и должны нести родители. И штраф для них должен быть ощутимым. 

Вот, собственно, и все. А в этом году я ушла из школы и больше о ней стараюсь не вспоминать.

«Выложила пост с нецензурщиной и угрозами в мой адрес»

Михаил, учитель истории, Московская область:

— Я работаю учителем уже 13 лет. Сейчас мне хамят реже — наверное, дело в заработанной репутации. А вот когда был еще зелен, такие происшествия случались часто. 
Например, после очередного замечания в дневник (тогда еще были бумажные) один паренек натурально меня обматерил при классе. Другой, показывая свое полнейшее равнодушие к предмету и для эпатажа перед одноклассниками, положил ноги на свою парту и откинулся на спинке стула в позе спящего. Тут не обошлось без вмешательства администрации школы, социального педагога, психолога. 
Такие дети ждут от учителя ярких негативных эмоций. Тут самое главное — не терять самообладания, сохранять спокойный и непринужденный тон. 

Разумеется, внутри меня бил гейзер негатива. Но на то мы и взрослые люди, чтобы разумное ставить выше чувственного.

Однажды я вызвал двух девочек к доске на работу с исторической картой. Они свой ответ обратили в шутовство. За это схватили по «паре» в журнал, тоже бумажный. В таких отчетных документах заменить отметку нет никакой возможности — только закрыть другой. В триместре у одной из этих девочек, Сони, вышла тройка — «пара» оказалась роковой. И Соня, подстрекаемая своей подругой, выложила пост с нецензурщиной и угрозами в мой адрес. 

Ученики из разных классов стали мне скидывать скрины. Урезонили конфликт мы при участии мамы и директора. Соня публично извинилась. Я ее простил, а вот класс объявил ей бойкот. В итоге родители перевели ее в другую школу.

Обычно хамством дети хотят получить внимание — столько, сколько не добирают дома. Приятельская среда тоже сказывается. Иногда старшие ребята дают «задания» младшим, которые хотят войти в компанию, говорят: «Слабо урок сорвать и на камеру снять?» или «Иди напиши на парте про Максима Павловича». Против надписей, например, есть трудотерапия: вызываешь родителей и привлекаешь всех причастных лиц, даже подстрекателей. Так даешь понять азбучную истину: виновен — отвечай!

Все зависит от возраста ребят. Пятиклашек приходится «строить», потому что младшие подростки сегодня импульсивнее, чем были каких-то лет 10 назад. Точно свидетельствую. Я объясняю это тем, что дети пропускают через себя реки информации, но гормоны и хрупкая психика мешают отфильтровать безвкусное, а иногда и вредное. Дети и их родители в целом не виноваты, просто мы живем в век экранной культуры.

Думаю, штрафы станут крепким тылом в деле сохранения чести и достоинства учителей. Во всем мире штрафуют и за меньшие проступки. В Германии окурок бросил мимо урны — 50 евро. В Южной Корее, если водитель обрызгал пешехода дождевой водой, он может налететь на 20 000 вон (примерно 1500 рублей). В Англии однодневный пропуск школы без уважительной причины будет стоить родителям 80 фунтов — кстати, неплохая инициатива штрафовать и за прогулы.

«Учителей никто не защищает, даже директор»

Татьяна, учитель биологии, Удмуртская Республика:

— Я пришла на первый урок в новую школу, в 6-й класс. Один ребенок просто взял и сел ко мне на стол, начал болтать что попало. Сначала я пыталась его успокоить и посадить на место. Потом решила усадить хотя бы на стул рядом с собой, чтобы сидел тихо и не мешал. 
Посадила, сидел. Потом начал бегать по классу, а на меня посыпались разные неприятные слова. Провести урок я не смогла, потому что успокаивала этого ребенка. Нет, он самый обычный, у него нет особенностей здоровья. 

Спросила у детей, всегда ли он так себя ведет. «Не только с вами. В прошлом году он подошел к учительнице и сломал ей палец».

Я написала заявление и отказалась от этого класса, потому что, если я получу увечье, никто мне это не возместит, а ребенку ничего не будет.

Сейчас я веду уроки в 9-м классе в этой же школе. Дети открыто хамят и ничего не делают. «Я объясняю тему, почему ты не пишешь?» — «Я не хочу». Вытаскивают телефоны. Если прошу их убрать, опять начинается: «Зачем?» Могут покрыть таким матом, какого я никогда не слышала.

Я преподаю 16 лет, но не знаю, что делать в таких ситуациях. Спрашиваю: «А если я буду так себя вести, так же разговаривать? Вам понравится?» — «Разговаривайте». 

После такого я чувствую себя морально уставшей. Близко к сердцу принимаю их слова. Мне хочется, чтобы дети понимали мой предмет, а получается, что некоторые грубят, не занимаются и мешают остальным. Те смотрят на них и могут себе позволить то же самое. В моей второй школе ребята могут сказать хулигану: «Почему ты так делаешь?» А в этой будут просто смотреть и ждать, как ты отреагируешь.

Думаю, штрафы за хамство изменили бы ситуацию в лучшую сторону. У нас в школе учителей никто не защищает, даже директор. Я разговаривала с ним, но ничего не добилась: «Работайте, находите методы».

«На хамство отвечаю сарказмом»

Ярослава, учитель обществознания и истории, Московская область:

— На прочность тебя проверяют каждый день и маленькие, и большие: может, сегодня крепость пала?

Работать я пришла сразу после института, мне было 23 года, и я сливалась с детьми: меня воспринимали как старшеклассницу, было сложно. Мне достался 6-й класс — дети, которые гуляли по всем учителям, потому что от них все отказывались. И это класс, кстати, о котором я теперь вспоминаю с большой любовью.

Одна девочка закидывала на парту ноги и разговаривала со мной чуть ли не на ты. Когда она в очередной раз закинула ноги, я тоже закинула. Так делать нельзя. Но это сработало. «А чегой-то вы?» — «А ты чего?»

В свой адрес я слышала много чего. «Мне не интересен ваш урок». «Да пошли вы». Как-то меня послали. Мальчик думал, что я не слышу, а я подхожу и говорю: «Сережа, тебе еще до конца четверти надо дожить. А я злопамятная».

Есть дети, с которыми получается все уладить мягко. Но их мало. Если они грубо себя ведут, значит, где-то они уже это видели или испытали такое отношение на себе. Они понимают учителя только с позиции силы. Я им прямо объясняла: «Вы серьезно думаете, что я здесь за зарплату работаю? Я не боюсь, что меня уволят, со мной так разговаривать нельзя». 
Как только ты хоть раз вызвал классного руководителя — все, ты показал слабину и потерял авторитет. А если пойдешь к директору, дети тебя такими словами будут поливать! Они же видят, что ты сам проблемы решить не можешь. А когда ты показываешь, что ты их не боишься, это их отрезвляет. 
Но я не ставлю себя выше детей. Да, я главная в классе, но они со мною наравне. Я в школе семь лет, и мне всегда доставались трудные классы — с 5-го по 9-й. На самом деле это самые прекрасные дети, хотя с ними каждый раз нужно налаживать контакт. 
Помогает, когда даешь им шанс: «Леша, ты сегодня пришел, это уже счастье!» А когда какие-то успехи, обязательно хвалишь. На хамство стараюсь отвечать сарказмом, не показывая, что меня это задело. Но меня оно и не задевает. 

Дети все равно не до конца отдают отчет многим своим действиям, особенно подростки, когда ими движут гормоны. 

Скажу больше: я стала лучше понимать детей, когда появился свой ребенок. Я пытаюсь разобраться, почему они это делают. Может, он расстроился? Может, хотел показать себя крутым, поэтому послал меня? Но и я за словом в карман не полезу. 

Не особо верю в то, что штрафы за хамство подействуют. У нас есть штрафы за курение. Как много людей не курят в общественных местах? Значит, не такой уж серьезный штраф. Наверное, если бы ввели не просто штрафы, а учительскую неприкосновенность, это бы имело значение. 

«Выпустить колючки»

Виктория, учитель иностранных языков, Крым:

— Я преподаю 10 лет и вижу, что хамство в школе есть всегда. Кстати, дети много хамят не только учителям, но и работникам школы. Вот недавний случай. Техничка говорит ребенку, чтобы он подежурил, а в ответ: «Не переломишься».

Для себя я нашла прекрасный способ — помогают ирония и сарказм, особенно с подростками. Вы будто с ними на одной волне, но при этом они знают грань, которую переступать нельзя. И главное, крик не поможет, а только взбудоражит детей еще больше. И еще. Если учитель неискренен, то уважать его не будут. Мы тоже должны уметь и извиниться, и признать, что были неправы.

Как-то один шестиклассник сказал, что я его унижаю. Я шутила, и, видимо, его что-то обидело. Он стал срывать уроки и спорить. Прошу его читать, а он отвечает, что не хочет. Я ему говорю: «“Не хочу” — это два». — «Ну и ставьте».

Ничего не помогало: ни звонки родителям, ни беседы с директором и завучем. 

В итоге я подошла к этому мальчику и сказала, что ничего не имею против него и, если где-то моя шутка его обидела, прошу прощения. Не поверите, но с тех пор мы ни разу не конфликтовали. 

Другой ученик мне всегда говорил, что ничего не понимает на уроке, но выходил к доске и писал правильно. В 7-м классе пообещала ему, что подарю кружку с надписью «Я ничего не понимаю», если он не прекратит. Но он не прекратил. Я подарила ему кружку. 

Всегда больно и неприятно, если ты вкладываешься, но не получаешь отклик. Но я стараюсь относиться с юмором. Важную роль играют родители. Если родитель адекватный и поддерживает учителя, слышит и слушает, то ребенок меняется на глазах.

Бывает, дети хамят учителям, потому что защищаются. Возможно, дома что-то не в порядке или со сверстниками. Они считают, что учителя — те взрослые, которые против них, и с ними нужно выпустить колючки. Одна моя коллега сказала ребенку, что мама им не занимается, а ребенок разозлился и нахамил. Но она не знала, что у ребенка открытая рана — родители разводятся и делят детей. Поэтому мы иногда сами виноваты в том, что нам хамят.

Думаю, штрафы здесь не помогут. Нужно искать подход к детям. Это же мы взрослые, а не они.

«Все равно она вам два не поставит — не имеет права»

Светлана, учитель начальных классов, Нижегородская область:

— Сейчас у меня в четвертом классе есть ученик, с родителями которого я встречаюсь несколько раз в год. Он стоит на всевозможных учетах — и внутришкольном, и в ПДН. Притом этот мальчик достаточно неглуп. 

Его оскорбления меня огорчают. Огорчает и то, что он имеет очень большое влияние на своих одноклассников. Если Коля скажет: «Да не пишите, все равно она вам два не поставит. Она не имеет права», они не будут ничего писать. 

Конечно, я пишу сообщение в дневнике родителям, что Коля вел себя недостойно, хотя и понимаю, что просто сотрясаю воздух. Это не нужно ни Коле, ни родителям. И ты как учитель оказываешься беспомощен.

Я вижу, как такие дети вырастают и продолжают доводить других учителей. Жалко своих коллег, потому что они действительно бесправны. Да, они могут написать заявление, рассказать, что их оскорбили. Но на самом деле это ерунда, которая ничего не дает. Ты напишешь заявление, ребенка поставят на учет, инспектор по делам несовершеннолетних с ним побеседует. Ну и что?

Уже в четвертых классах я сталкиваюсь с тем, что дети прекрасно понимают: им ничего не будет. Совет профилактики — это просто встретились пообщаться. Нет какого-то инструмента, который мог бы на них воздействовать.

У себя в классе с хамством я справляюсь так — говорю фразу, которая для меня ничего не значит: «Я тебя услышала». Это не значит, что я предприму какие-то действия, исправлю оценку, признаю ребенка идеальным. Нет, я услышала. Говорю эту фразу родителям. Говорю это детям, которые, поскольку у меня все-таки началка, пока еще не могут сильно задеть и оскорбить.

Я в профессии четыре года. Когда пришла работать в школу, у меня не стоял финансовый вопрос, мне не нужно было брать 150 часов, чтобы платить ипотеку. У меня уже был стабильный доход, так сложились обстоятельства. И сейчас в любой момент я могу спокойно уволиться. Но я остаюсь, потому что люблю свою работу. 

По материалам «Правмира»
26 октября 2024

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // // // // // // // // // // // // //