Без Богочеловека и вне Его — нет истинного человека.
Преп. Иустин Сербский
Писать о том, к чему бываешь лично причастен, на первый взгляд, проще. С другой же стороны, невольно осознаешь свою долю личной ответственности за происходящее.
Одним из основных направлений воспитательной работы в школе, наряду с патриотическим воспитанием, признана ранняя профессиональная ориентация. Не могу не поделиться наблюдениями в коллективе только что переступивших порог школы учеников. Если ещё в прошлом наборе первоклашек малыши, отвечая на вопрос «Кем бы ты хотел стать?», отдавали свои предпочтения в пользу маникюрщиц, работниц салонов красоты и военных, то спустя четыре года заветной мечтой шести- и семилеток стали блогер и тиктокер. Тем радостнее, когда к концу первого года обучения в списке детских ожиданий появляются учителя, ветеринары, машинисты и капитаны. Пусть даже понятно, что перевесить этой чаше весов уже всё равно не удастся: целевая формула-установка «успешен+известен=айдол» повсеместно внедряется в юные умы с детского возраста. «Разговаривая о важном» по понедельникам, мы, учителя, машем перед учениками пальмами первенства, культивируем успешность, учим подниматься на цыпочки в попытках достичь вершин признания и славы.
Моя почти совершеннолетняя дочь как-то поделилась размышлениями о будущем:
— Хочу оставить след после себя. Чтобы меня знали как человека. Стать всем известной. И для заработка, и для будущего. Смотри вот, у парня с отделения современного танца нашего колледжа пятьдесят четыре тысячи подписчиков!
На экране телефона появился юнец, лихо выделывающий всеми частями тела движения недвусмысленного толка.
— Он придумал тренд-хореографию, которую сейчас все записывают, даже в других странах! Уже снимает дорогие студии, проводит на стадионе танцевальные мастер-классы, зарабатывает на продвижении рекламы. Видишь, как пластично двигается?
— Да уж… Сказала бы даже, извивается.
На ум пришли строки из песни отца Романа: «Скоморохам житьё – лучше некуда, приосанилось племя вертлявое …»
— Дочь, ты же понимаешь сама, что человек приходит в земную жизнь и уходит из неё одинаково нагим…
— Да, знаю. Но в период между этими моментами хочется быть хорошо одетой.
Сегодняшний педагог, классный руководитель рискует потерять в своём сознании сцепление с реальной действительностью, лавируя между проектами, рейтингами, бутафорными фотоотчётами. Подхватывают и уносят куда-то в виртуальные дали облачных хранилищ безпрерывные мониторинги, безсмысленные голосования, безграничное культивирование амбициозности. Уровень воспитанности количественно подсчитывается в процентах, а качественно выражается в том, чтобы безпрестанно трубить о собственных добрых делах и самодостаточности. Сокровенному и тайному не отводится никакого места, кроме разве что недоверия и подозрительности. Самые запрещенные вопросы при этом — касающиеся личностно-целевого компонента: «Кому и зачем это нужно?» Учитель должен исполнить ровно столько, чтобы хватило вытравить истинный учительский долг: взращивать детские души. Посему педагогу, оттрубившему двадцать лет без передыху в пропастях бермудского треугольника «ученики-администрация-родители», законодательно положен годовой отпуск за свой счёт. Коллега, учитель начальных классов, сетуя на полное эмоциональное выгорание и проблемы со здоровьем, воспользовалась этим бонусом. Нужно отметить, что за год, даже несмотря на потерю близкого человека, она почувствовала себя почти сызнова рожденной — постройнела, похорошела, начала вести более подвижный образ жизни и даже на шестом десятке записалась на занятия танцами, где сразу же окунулась в зажигательные ритмы самбы…
Академии как высшие учебные заведения, будь то военные, медицинские, инженерные или юридические, всегда гарантировали высокий статус получаемого образования. Новое время — новые нравы?
Быть моделью — ещё одна заветная, зачастую несбыточная мечта современных девчонок. Маленькие принцессы видят теперь во снах вместо принцев на белых конях свою личную золотую лестницу, ведущую куда-то далеко ввысь, от первой ступеньки «ноунейм» до наивысшей — «айдол». Всего в двадцати километрах от Москвы по Ярославскому шоссе на базе ОКСЦ «Полёт» организующая детский отдых продюсерская компания «Аплодисменты», например, обещает каждому ребенку отвести свою ступеньку и сопроводить восхождение по этой желанной лестнице личного триумфа, продвижения и роста. Творческие академии для детворы на любой вкус манят, магнитят, обволакивают и отпускают только с горькими слезами при расставании. «За красотой — будущее!» — возглашает модельная академия для несовершеннолетних и приглашает детей в мир высокой моды. «Почувствуйте вспышки камер!» — предлагает творческая академия «Моделинг»: стилистика, дефиле, самопрезентация, косметология и визаж, создание образа… По отзывам — очень востребовано, да и как иначе? Кто ж из родителей не отдаст свое чадо за каких-то 70-80 тысяч на десятидневный курс насыщенного, т. н. нелагерного отдыха в сочетании с пробой себя, например, в роли модели! Неужто есть что-то, способное оторвать ребёнка от экрана смартфона? Выходит, есть. То, что ещё ярче, контактнее, притягательнее, что способно гораздо более полно овладеть детской душой. «Вы почувствуете себя настоящими звёздами!», «Вы почувствуете вспышки камер!», «Вы ощутите на себя свет софитов!» Купить у кого-то чувства и эмоции наших детей давно стало реальным.
Проводник поезда «Валуйки-Москва» ответила, что верхнюю боковую полку надо мной займут в Курске. Это значит — ночью, и поэтому мы с соседом друг другу не помешаем.
Наутро на верхней полке увидела спящего в чёрной сонной повязке на глазах молодого человека. Проснувшись, попутчик первым делом вместо повязки надел небольшую шапочку, похожую на беретик, неопределенного серовато-песочного цвета.
Было очевидно, что без этой детали своего образа парень не чувствовал себя уверенно. Достаточно мелкие черты лица обрамляли выбивавшиеся из-под натянутой шапочки вьющиеся волосы среднерусого оттенка. Молодой человек был чрезвычайно тощ для своих лет, одет в черные легкие брюки, чёрную толстовку с маленьким белым принтом впереди и таким же, но большим, сзади — черепоподобной рогатой головой. Подкатанный до локтя рукав открывал сплошной татуажный покров на коже. На запястье алела шерстяная нить, завершала же образ болтавшаяся в ухе вместо серьги застёгнутая булавка. Было понятно, что разговора с попутчиком не получится. Всё, что мне хотелось сказать: «Зря ты носишь его портрет на себе и символику на запястье. Он всё равно обманет и обязательно предаст. Потому что ничего другого не умеет». Но я промолчала. Он постоянно грыз ногти, даже не пытаясь скрывать этой своей привычки.
По прибытии в Москву на мою просьбу снять багаж с верхней полки я услышала от парня произнесенное негромким и неожиданно учтивым тоном согласие. Сколько ещё станций предстоит проехать и путей пройти этому парню, прежде чем он осознает, что искал?
Знающий о своей очень скорой кончине священник, претерпевая тяжёлые земные страдания, вспоминал прожитую жизнь: она была, по его собственным словам, пусть не столь долгой, но насыщенной. Он отдавал последние наставления родным, распоряжения в отношении предстоящих похорон. Сам выбрал гроб и просил ни в коем случае не надевать по нему черный траур: «Уж лучше зеленое покройте…»
Предусмотрительно заботливая продюсерская компания «Аплодисменты» предлагает родителям во время летнего отдыха обучить ребёнка по одной из пятнадцати программ-творческих академий. К примеру, «Иллюзия обмана» — школа фокусов, волшебства и чародейства. Левитация, карточные фокусы, оборудованные залы и развлечения — просто не будет времени у академиков сидеть без дела в телефоне. Мечтаешь о славе и признании? Хочешь пройти путь от ноунейм до настоящего короля сцены? Яркое шоу, победы, эмоции — всё это ждет тебя на пути к вершине! Организаторы действительно не предлагают детям ничего лишнего: «только вы, K-pop музыка любимых корейских айдолов и танцы от рассвета до заката».
Мотивация при этом очерчена доступно и безоговорочно: «В учебное время на ребенка оказывается очень тяжелое давление со стороны школы, сверстников и социума. Агрессия и негатив скапливаются в неокрепших умах ваших детей». Возможно, под накапливающейся агрессией продюсеры имели в виду как раз те неизбежные последствия военной агрессии, которые заставляют детей в школах приграничья проводить часть учебного времени в бомбоубежищах.
На сайте указано, что создатель и генеральный директор проекта «Аплодисменты» является одновременно и его духовным наставником. К сожалению, по какому именно духовному пути осуществляется наставничество, конкретно не оговаривается, и поэтому остается только догадываться, что, в принципе, и не сложно.
Чтобы научить детей совершенно забыть и не думать о духовном, практиковать полную замену внутри себя духовного человека чувственным — тоже нужны наставники. Тысячелетний духовный опыт православной веры низвергает и вменяет ни во что всяческих идолов и кумиров. Никакое лукавое изменение русской буквы в слове на иноязычную транскрипцию (айдол) ситуацию не меняет. Истинные подвижники православия, отцы святой жизни, затворники и молитвенники о мире во все времена стремились пребывать безызвестными, в тайне сокрытыми, неузнанными. Ноунеймы для людей и мира, ближние для Господа.
«Человек перестает задавать главный вопрос, который человек может задавать, пока он человек: что такое бытие? Что значит быть, существовать, развиваться, жить? При этом каждый знает о своей смертности, хрупкости и недолговечности личного бытия. Однажды задумывается. Часть людей, поставив перед собой этот вопрос, пугаются и отбрасывают его от себя, продолжая жить и пребывать в постоянном забытьи. В то время как вопрос о смерти — это, прежде всего, вопрос о грядущей жизни нескончаемой. Когда же с годами неминуемо приближается смерть, то кто-то старается это беспокойство не разрешить, а заглушить шумом жизни, суетой, повседневщиной. Краеугольный вопрос о смысле, назначении, цели нашего рождения и пребывания на земле умалчивается, хранится в тайне, сокрывается от рождённых и взрослеющих детей. Тогда как духовное беззаконие, растление кротости, комфортная вседозволенность, служение чувственности возводятся в разряд нормы и достижений прогресса. Чтобы человек окончательно забыл о божественном своем происхождении и назначении. В то время как каждый — ребёнок и взрослый — несет в себе свой единственный, уникальный, неповторимый мир. На каждого направлен луч Божественной Любви, и в каждом есть то, только в нем заключенное, только ему присущее, для чего он и создан, что является в нем вечной ценностью. С другими людьми человек связан не общими интересами, но обращённостью друг ко другу в желании встретиться. Встретиться не поверхностно, но на глубине души и в присутствии Бога. В Вечности. И только найдя в себе внутренний мир, свою душу, может человек понять мир внешний и не быть его рабом. Только в этом внутреннем мире встречает человек Бога. Не себя и не своё. Тот Свет и Красоту, что, по словам молитвы, просвещает всякого человека, грядущего в мир»[1].
Получить навыки вожделенных профессий… попробовать себя в качестве… ощутить атмосферу… В то время как бублики всегда имеют конкретную цену, цена дырок от них зависит только от масштаба иллюзии покупателя. Причём лукавый торговец всегда готов сделать хорошую скидку. Чтобы купить чувства, нужно бывает всего-то продать душу. И сделка может состояться. В наших силах учить и учиться быть правдивыми со своими детьми.
Маргарита Шелкунова
Сайт «Ветрово»
30 июня 2025
[1] Оптинское кино. «Что такое бытие?».
https://rutube.ru/video/d7b63199f4051c3506489417939e8914/?r=plwd ↩
Вы умница, Маргарита!
И сознание того, что у наших детей есть ещё такие педагоги, понимающие самую суть ныне происходящего, вызывает в душе радостное чувство причастности к красоте Православия, чувство трезвого осознания, перед чем стоит сейчас Россия в этой брани между добром и злом.
И Вы в этой брани на передней линии…
Ведь самое главное, что будет заложено в души людей с самого раннего возраста.
Помоги Вам Господи в Ваших трудах!
Крепости, стойкости Вам желаю, при неизбежных трудностях не опускайте рук… ведь для Господа одна спасённая душа важнее всех сокровищ мира.
Дети уже изначально ориентированы взрослыми на ровесников и слушать взрослых им все меньше хочется,когда-то предавшими их,не осознанно,пойдя по пути общего светлого будущего и закопавшихся во всеобщем благе цивилизации,с рядом выросших там ненужных профессий и службе им,за место Веры и семьи. Подорванные корни Духа в человеке и лишения условий для Его развития (крестьянство,семья)неминуемо приведут к деградации,что и происходит и чего не видят умные взрослые,которые ещё чают заложить в тернии семена. Многое нужно переосмыслить и вернуть,иначе бесполезный бег на месте.Дети ныне,не придут в сознание от слов учительниц.Авторитеты не те. Их путь прийти в сознание только через собственные скорби и страдания. Если же мы хотим спасти своих детей,изначально не ломав им психику и не подвергать лишним страданиям и скорбям,пройдя которые далеко не все выкорабкиваются,то нужно в корне отказываться от безбожной школьной системы и воспитывать самим.Эта многовековая традиция давала нам святую Русь,ныне грешную Россию. Кто вернулся на те рельсы рады результатам, единством со своими детьми,крепкой Вере и устойчивой психике в расшатанном обществе. Помоги Господь осознать выше сказанное. Иначе так и будем топать по порочному кругу,мечтательно надеяться на восхождение посеянного в терниях.