На смерть «русского» поэта Рубинштейна, ненавидевшего Россию
Умер Лев Рубинштейн — человек-протест, протестовавший против всего: сначала против советской власти, потом против новой России, а потом выяснилось, что он протестует и против русских в целом, презрительно называя их «россиянами» и «жующим, бессмысленным поголовьем»… И вот он отошёл в мир иной, чем вызвал стоны и плач в рядах «интеллигенции».
«А был ли покойный нравственным человеком?»
О смерти Рубинштейна оперативно сообщили западные издания, выпустив материалы, в которых он описывался как «критик Кремля, осудивший войну и настроенный враждебно к правительству Путина» (The Guardian), а также «защитник оппозиции, выступавший против репрессий в отношении ЛГБТ*» (Reuters).
То есть всё, как любит либеральная пресса на Западе. Вот, скажем, Die Welt сообщает, что «критик Кремля Рубинштейн скончался после дорожной аварии» – с намёком, что «русский» поэт был сбит машиной «не просто так».
И не просто так тот же The Guardian процитировал некоего сотрудника общества «Мемориал»*, заявившего, что, несмотря на «усиливающиеся репрессии Кремля», Рубинштейн так и не был арестован, однако «его трагическая смерть в январе 2024 года, как раз накануне двухлетней годовщины [начала СВО], кажется горько символичной”.
Конечно, смерть любого человека – новость печальная. Но, хотя древние философы утверждали «de mortuis aut bene, aut nihil» (о мертвых либо хорошо, либо ничего), нам ближе перефраз этой поговорки, приписываемый князю Владимиру Одоевскому «de mortuis seu nihil, seu veritas» (о мёртвых либо ничего, либо правду).
Итак – ничего, кроме правды…
А правда об этом человеке ещё более печальная. Жил человек в стране, которую ненавидел во все времена – и когда она была советской Империей, и когда она, пройдя через испытания безвременья 90-х, снова стала возрождаться как Российская Империя. Если Рубинштейн и переставал ненавидеть свою страну, то как раз в те самые 90-е, когда она, эта страна, потеряв былое величие, быстро становилась колонией Запада.
Борьбе с этой ненавистной страной Рубинштейн как истинный представитель диссидентско-интеллигентской культурки, и посвятил свою жизнь, презирая «Рассею» и её «неправильных» граждан, идущих «некорректным» историческим путём.
Первые свои книги Рубинштейн опубликовал на Западе, и уже это было «ярлыком на служение», меткой «свой» для изрядно порядочной публики. В России издавать его стали в конце 80-х, когда началась «горбачёвская оттепель». Но кого только тогда ни публиковали на волне «теперь можно всё»!
И Рубинштейн постепенно становился знаковой фигурой в среде единомышленников. Все восторженно писали о его «карточках» с короткими «злободневными» стихами, которые он придумал, работая библиотекарем. Но едва ли кто вспомнит, что на этих карточках было написано. А написанное стихами едва ли можно назвать.
Зато разговоров сколько! Ну, как же, культовая фигура, «московский концептуалист» и конечно – борец с режимом. Он радовался распаду Советского Союза, а потом его разочаровывает новая власть, и «русский» поэт снова оказывается среди диссидентствующей публики, снова обличает и снова ведёт «борьбу».
Когда Шамиль Басаев захватывает роддом в Будённовске, Рубинштейн называет его «борцом национально-освободительного движения», а вопрос отделения Чечни, по его мнению, дело самих чеченцев. При этом желание русских регионов Украины отделиться от взбесившейся после майдана страны он называет «сепаратизмом». А уж Русский мир для него понятие просто чудовищное:
«Да, говорят, что эта штука [георгиевская ленточка] возникла как символ победы в войне, но когда был конфликт с Украиной, ее нацепили все, кто называл себя русским миром. Для меня это тоже было открытием, вроде бы люди пользуются интернетом, имеют загранпаспорта, а при этом такие дикари и неандертальцы внутренние», — заявил Рубинштейн в 2019 году в интервью украинскому «Обозревателю».
Тогда же он сообщил, что воссоединение Крыма с Россией его «крайне раздосадовало»:
«Я этого не ожидал тогда, это было ужасно. Я знал, что будет оголтелая и антимайданная пропаганда. Все это было направлено на то, чтобы не допустить Майдана в России. И вся пропаганда была на это направлена и простые люди говорили — главное, чтоб не было как в Киеве. Я говорю: «А что там было?» «Ну как, переворот, убивали людей», — отвечают.
Россиян убедили, что такого в России быть не должно, что это кошмар. И сейчас, когда молодые россияне выходят на улицу: «Еще чуть-чуть и будет, как в Киеве». Я на это отвечаю: «Так хорошо же».
В целом же, утверждал Рубинштейн, это воссоединение является преступлением:
«Вам кажется, что есть законы, которые нужно соблюдать, нормы международного права. Но если соблюдать нормы международного права, Крым бы никто не захватывал. А по международному праву – это преступление и аннексия».
Русофобия – призвание «настоящего интеллигента»
Рубинштейн был постоянным подписантом всех писем и обращений от самоназванной «творческой интеллигенции», вставая на защиту то чеченских боевиков, то скакательниц из Pussy Riot. Главное – выступить «против». Заслуги борца «за всё хорошее» оценил Ходорковский*, выдав ему бочку варенья, извините – грант. Понятно, за что – за выдающееся русофобство.
Очень переживал Рубинштейн из-за «неправильного» восприятия русскими своей истории. Как можно помнить события, произошедшие лет 70-80 назад, как можно постоянно говорить о своей Победе? Это же просто дремучесть какая-то! Нельзя об этом помнить и этим гордиться:
«У россиян вообще отсутствует историческое сознание. Для них и война была совсем недавно, вот почему такое острое и нервное отношение к этой теме. Казалось бы, этого не может быть, это же как Куликово поле… Люди совершенно не понимают временной разницы. И для них вся история российская – это история времен Путина…»
Неловко задавать такие вопросы, но почему историческое сознание не мешает, скажем, французам вспоминать о взятии Бастилии? Или почему спустя почти век не затихают разговоры о холокосте? Но именно русские «должны перевернуть страницу» и побыстрее забыть то, что было восемь десятилетий назад. Интересно, как Рубинштейн реагировал на «возрождение» Израиля на «земле обетованной» спустя тысячелетия?
Опять мы наталкиваемся на запрет русским говорить о себе как о великом народе, который добился Победы, заплатив за неё десятками миллионов жизней? Да и кто такие, эти русские?
«Русские — это уже не общество, не народ, а, извините, поголовье. Это уже даже близко никакое не общество, а это жующее, мычащее, брыкающееся и бессмысленно размножающееся стадо», — утверждал «русский» поэт.
Свой в кругу «своих»
Смерть Рубинштейна вызвала стенания в рядах изрядно порядочной публики, по большей части, сбежавшей из России почти два года назад. Ведь для них Лев Семёнович был «маяком, символом, талисманом московской alien-интеллигенции», волею судьбы оказавшихся в чужом для них окружении русского народа.
И вот уже небезызвестный художник-психиатр Андрей Бильджо горестно пишет в одной запрещённой соцсети о своём «разбившемся мире»:
«В этом мире был свой язык, свои границы, свои законы, своя культура, свой стиль, свои герои».
То есть это был их мирок, в котором они жили не среди ненавистных и неправильных русских, а среди изрядно порядочных единомышленников. Как же теперь будет существовать этот мирок без своего маяка и символа, без привычной его птичьей фигурки, которая возникала всегда и везде – на митингах «за всё хорошее», на тусовках в Жан-Жаках, в интеллигентских клубах, на «особых» литературных вечерах? Кто будет запевалой для дежурно обличающих «эту власть» граждан?
Ну, что ж… «маяк» погас, публика найдёт себе со временем другой «символ». Да и Бог с ним.
Аля Самитова
«Новороссия»
15 января 2024
* ЛГБТ — Экстремистская организация, запрещенная в России.
* Общество «Мемориал» — признано в России иностранным агентом.
* Михаил Ходорковский — признан иноагентом в России.