Исходное словарное значение слова «модель» — образец (от латинского modelus, что означает мера, мерило, образец, норма). Модель – это то, в чём воплощается результат творчества модельера, одежда, предназначенная быть образцом и для этого выставленная напоказ. Образец одежды может быть представлен на манекене, а ещё лучше – на живом человеке. Так появились подиумы, а на них – девушки. Девушки должны быть милы и иметь правильную фигуру. Большего не требовалось, поскольку внимание центрировалось на том, что на них одето, а человеческое тело служило лишь носителем, своего рода естественным фоном.
Однако постепенно центр внимания сместился от одежды к телу. Тут совпало несколько факторов. Определённую роль сыграл гуманизм, прививший публике интерес к человеку. Значительное влияние принадлежит набирающему силу эротизму, общему интересу к телу. Ключевым звеном является капитализм, ориентированный на массовый рынок . Образец должен продавать, и чем больше продаж можно простимулировать одним образцом, тем лучше. И, конечно же, феномен модели был бы невозможен без средств массовой информации, способных растиражировать любой образец и донести его до максимально широкой аудитории.
Модель в современном мире моды – это, прежде всего, конкретный человек, определенные лицо и фигура, используемые для продажи (или как принято говорить – продвижения) любого товара, необязательно одежды. И всё же полного отрыва от первоначального значения слова не произошло. Модель – это по-прежнему образец. Попробуем разобраться – образец чего.
Культура неизбежно создаёт определённый мир образов. Какова культура, таковы и образы. В современной культуре существенную долю образов создаёт реклама. Попробуем определить место человека по отношению к рекламным образам. Тут можно выделить три значимых позиции.
Первая: потребители рекламного образа. Самая массовая категория. Человек воспринимает рекламу, несущую ему весть о лучшем мире. Часть этого лучшего мира – рекламируемый товар, с помощью покупки которого человек может заложить кирпичик в реализацию мечты, внедрённой рекламой в его сознание.
Вторая позиция: те, кто реализовали потребительский рай. Они живут той жизнью, которую тиражирует реклама. Рекламные образы рисуют атмосферу благополучия и успеха. Пускай это идеальные картинки, но тот, кто может себе это позволить, сознательно или нет, будет потихоньку подгонять свою реальность под рекламный идеал.
Первые мечтают и стремятся. Вторые реализуют и живут.
Третья позиция: это мастеровые рекламной мастерской, те, кто создаёт тот самый мир иллюзии. Профессиональные модели относятся как раз к этой позиции. Но человек есть человек; так или иначе иллюзия искушает каждого. Даже участвуя в создании иллюзии, трудно противостоять её прельщающей силе.
Модели, таким образом, тоже делятся на две категории. Одни – и их подавляющее большинство – лишь имитируют жизнь в потребительском раю, это необходимо для создания образа. Другие имеют столь высокие гонорары, что могут по-настоящему позволить себе такую жизнь. Каждая модель мечтает стать супермоделью, перейти от подражательства к воплощению сказки.
Супермодель – это, безусловно, не массовый типаж. Супермодель – если не личность, то уж точно лицо. Ну и плюс фигура, конечно. Это тот товар, который выставляется на продажу. Покупателями выступают бренды, которые привязывают к лицу-фигуре модели свои товары и, таким образом, обеспечивают их узнавание. А также через модель этим товарам резервируется место в потребительской сказке, в результате повышается их потребительская стоимость.
Лицо и фигура модели отчуждаются от человека, они уже не принадлежат своей хозяйке. Их эстетика подчиняется не её воле, а воле визажиста, дизайнера и модельера. Модель должна всегда быть готовой приобнажиться, перекрасить волосы, а если ей вдруг случится набрать вес, с ней могут расторгнуть контракт.
При этом сам образ «райской» жизни находится в определенном противоречии с требованиями профессии. Слишком много искушений – от поклонников до наркотиков. Поэтому карьера супермодели всегда под угрозой, а поддержание себя в форме требует сильной воли.
Необходимая узнаваемость супермодели служит естественным ограничением их численности. Узнавание толпы невозможно. В то же время количество девушек, желающих получить профессию модели и даже готовых платить деньги за профессиональное образование, в нашей стране уже измеряется сотнями тысяч. И мы тут, скорее отстаём от общемировой статистики, чем опережаем её. В Милане, например, на период отпусков в модельных агентствах заметно пустеет общественный транспорт.
Карьера супермодели остаётся манящим призом, но желание больших заработков не единственный стимул, толкающий девушек на этот путь. Модельные агентства активно распространяют мнение, что профессиональное модельное образование (движение, макияж, школа общения) полезно каждой женщине – и в быту и в любой другой профессиональной сфере. Наконец, подиум – это один из способов обрести мужа.
Однако если разобраться, что за навыки получает девушка в модельном агентстве?
Презентовать себя, почти что продавать – навыки, близкие к умениям публичной женщины. Это согласуется с общими установками современной эпохи: женщина всегда должна быть соблазнительной, должна привлекать мужское внимание. Фактически, это постфеминистская установка. Привлекая внимание мужчин, женщина получает над ними власть и через это обретает своё место в мире. Подспудно это означает, что остальные пути локализации женщины в культуре менее эффективны.
Устроители конкурсов красоты и руководители модельных агентств постоянно твердят, что для успешной карьеры просто фигуры и лица недостаточно, необходим еще и определенный уровень интеллекта. Но если задаться вопросом, а каким должен быть этот уровень, то выяснится, что достаточно просто оказаться неглупой.
Любопытно также, что может ожидать мужчина от девушки-модели, когда делает ей предложение вступить в брак. Скорее всего, он хочет привнести сказку в свой быт. Это желание сродни тому, что заставляет нас покупать красивые вещи. Вряд ли такой брак всерьёз и надолго.
Впрочем, современный мир лоялен к ценностям лишь на время. Сами девушки, выбирая работу моделью, как правило, относятся к этому решению как временному повороту своей судьбы; карьерные планы в этом бизнесе мало кто строит. Скорее, профессия модели воспринимается как проба сил, работа на период учебы и т.п. При этом мало кто задумывается, какие привычки может приобрести человек на такой работе, и как они скажутся на дальнейшей его жизни.
И модели и менеджеры модельных агентств в один голос говорят, что работа модели тяжелая и изматывающая. С одной стороны, это действительно так. Для поддержания тела в форме (это не фигуральное выражение, именно форма тела заказывается работодателем), модель должна соблюдать достаточно строгую диету. Известны случаи расторжения контракта из-за того, что девушка набрала избыточный, по мнению работодателя, вес.
Боязнь перебрать с весом часто подталкивает к противоположной крайности. Не редки случаи, когда взрослая женщина имеет вес подростка или даже ребёнка, при этом на организм падает вполне взрослая нагрузка. Организм может не выдержать. Смерть на подиуме – это уже пройденный этап. Однако гонку за минимальным весом это не остановило.
Но хотя постоянные переезды, утомительные фотосессии и поддержание товарного внешнего вида, несомненно, можно считать напряженной работой, действительно ли она так уж тяжела, как об этом принято говорить? Сравним работу модели с физическим трудом, после которого приходится вытирать пот, а мышцы болят и спину ломит… Такого труда в нашей жизни по-прежнему много, и, увы, много его выпадает и на женскую долю.
В таком контексте профессия модели воспринимается как избавление. А на самом деле – это бегство, бегство от реальной жизни в несуществующую сказку. Рано или поздно (за исключением редких случаев чудесного превращения модели в супермодель) реальность своё возьмёт. Карьера модели закончится, а человек окажется вброшенным в реальность. И что будет у него в голове? Да и в сердце…
Наиболее вероятный комплекс жизненных принципов следующий:
Внешность (а стало быть, и вообще внешнее) – главное. Душа, интеллект, доброта и прочие внутренние качества никому не нужны, по крайней мере, они не требуются для успеха в жизни. Успешная жизнь – это выгодная карьера, широкая известность, дорогие контракты. Физический труд, который, так или иначе, некрасив (неэстетичен) – это то, чего нужно бояться.
Такую психологию можно и даже нужно назвать развращенной. Развращение начинается чуть ли не в детстве. Агентства постоянно стимулируют приток новых кадров, подчеркивая, что учить модель желательно с пятнадцатилетнего возраста. При этом профессия модели подается как одна из самых предпочтительных для девочек. Таким образом модельный бизнес становится востребованным каналом атаки на семейные ценности и традиционную культуру.