Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове:
— Мое мнение таково, что этот «праздник» ни в коем случае отмечать нельзя. Корни этого действа уходят в языческую культуру, причем не просто к язычеству, а к культу, мягко и осторожно говоря, недобрых богов.
Известно, что никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит. И даже вроде бы «невинно», безо всякой специальной мысли отмечая такие праздники, покупая тыквы с вырезанными глазами, устраивая пляски в костюмах ведьм, вампиров и прочей нечисти, на самом деле люди участвуют в языческом действе.
Удивительно, что наш народ так легко поддался, став усиленно перенимать чуждую ему традицию — тогда как у него есть своя глубокая культура праздников, которая предусматривает не только участие в богослужениях, в чисто религиозных, обрядовых действиях.
Русские праздники, в том числе религиозные, всегда сопровождались самими разными формами их отмечания. Имели место и ярмарки, и народные гулянья, и домашние празднества… Зачем нам нужно перенимать что-то еще, к тому же крайне сомнительного содержания?! Непонятно.
Тем более все это очень грустно выглядит на фоне того, что массовые приготовления к языческому празднику Хэллоуину происходят у нас 30 октября, в День политического заключенного, когда надо бы всем вместе вспоминать о многочисленных жертвах того строя, который был в нашей стране в XX веке.
В подготовке мероприятий, в самих мероприятиях, посвященных памяти миллионов этих людей, участвует очень мало граждан страны. Факт, что вместо того, чтобы думать о сохранении памяти миллионов пострадавших, люди готовятся к языческому празднику, говорит об ужасном духовном состоянии нашего народа.
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:
— Считаю Хэллоуин крайне неполезным явлением в нашем обществе. Ведь это не просто некое карнавальное переодевание, а переодевание в нечистую силу. В этом и состоит главная опасность. Когда человек начинает играть с демонами, даже не отдавая себе отчета, что же происходит на самом деле, он открывает душу для их влияния, сам становится похожим на них, незаметно для себя.
Думаю, не нужно говорить, что христианину соприкасаться с подобными явлениями категорически не следует.
Кроме того, Хэллоуин — предательство памяти Всех святых. На следующий день после Хэллоуина у католиков день торжества Всех святых. Но постепенно обряды, изображавшие изгнание бесов святыми, как это было изначально, превратились в демонстрацию самих бесов и затмили истину праздничных дней.
Это примерно то же самое, если бы, допустим, на Рождество по украинским деревням ходили и колядовали ряженые, а потом все забыли о Рождестве и ограничились только играми в этих ряженых. Причем не просто ряженых в медведей или скоморохов, а — в бесов. С Хэллоуином именно это и произошло.
В Америке, по опросам общественного мнения, Рождество многими людьми воспринимается как день подарков, которому предшествуют дни покупок. И многие не знают, Кто в этот день родился.
Память Всех святых — это торжество Святого Духа, живущего в Церкви. Неслучайно мы поем «Дивен Бог во святых Своих». Если мы будем разрешать своим детям «праздновать» Хэллоуин или сами как-то в этом участвовать, к чему это приведет? Кого мы будем славить?
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское Богородского благочиния Московской епархии, преподаватель:
— На самом деле этот «праздник» — откровенная чушь. И говорить о нем — все равно, что стучаться в открытую дверь, доказывать, что глупость — это глупость. Но, поскольку слишком много людей этой глупости поддаются, говорить приходится.
Есть в этом «празднике» нечто кощунственное. То, что он связывается с католическим Днем Всех святых, проходит в его канун, делает это соседство довольно странным и нелепым.
Все мы осознаем, чем для нас являются святые, с каким благоговением мы к ним относимся. И когда вдруг исторически устанавливается такое нелепое соседство, ничего, кроме недоумения и удивления это вызвать не может.
Присутствует какая-то символика Хэллоуина с явно сатанинским оттенком. Хотя некоторые готовы видеть в этом просто невинную шутку, мне кажется, что с темными силами даже в шутку заигрывать не стоит.
В Православной Церкви, когда мы крестим человека, мы просим повернуться его в сторону запада, плюнуть и дунуть на сатану. Это единственное отношение, которое может быть ко всем тем силам, которые, пусть даже в шутку, вспоминаются в Хэллоуин.
Когда подобным образом поминают нечистую силу, то оправдать это в какой-то степени, казалось бы, может только, если люди во все это не верят, для них все — игра. Но мы знаем, что дьявол как раз очень заинтересован в том, чтобы в него не верили. Это Бог хочет, чтобы в Него верили.
Когда в игровом виде темные силы вспоминаются, естественно, что никто не воспринимает всерьез: «Мы же просто так играем, а ничего на самом деле и нет». А оно на самом деле есть, и понятно, что любой верующий должен держаться подальше от подобного рода «праздников».
Но вот запрещать праздник Хэллоуин, думаю, не имеет смысла. Я вообще против каких бы то ни было официальных запретов. Кто может официально запретить? Государство? Мне кажется, Церковь должна как можно меньше прибегать к покровительству государства в каких бы то ни было вопросах.
Да и запретный плод — он всегда слаще.
Думаю, что вопрос решается проще: если родители верующие, православные, то они вполне могут сказать своим детям: «Вам в этом празднике участвовать нельзя». И объяснить, почему.
По материалам сайта «Православие и мир»
31 октября 2018