col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

В День народного единства в Вологде открыли памятник Ивану Грозному

Фотография: Вологда Прямой Эфир/VK

Четвертого ноября на Кремлевской площади в Вологде торжественно открыли памятник Ивану Грозному высотой девять метров. По мнению губернатора Вологодской области Георгия Филимонова, памятник станет новым символом города. Ранее глава региона отмечал, что монумент станет символом движения Русского государства вперед, приумножения земель и укрепления православной веры. В непосредственной близости от памятника располагаются Воскресенский собор, колокольня и купола Софийского собора, которые подчеркивают духовную и историческую значимость места.

Придётся сослаться на мнение бывшего дьякона Андрея Кураева, ныне публикующего свои заметки с обязательной припиской «НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ». Как говорится в стихотворении иеромонаха Романа «Непредвзятость», «соврал мой друг — ложь не приемлю! / Враг не соврал — с ним соглашусь». Поэтому со спокойной совестью приведём фрагмент из «дневниковой записи» Кураева — ведь других трезвых оценок этого события в информационном пространстве пока нет.

«Напомню, кого они вознесли над собой:

Повесть о походе Ивана IV на Новгород (входящая в состав Четвертой Новгородской летописи):

„Государевы князи государева перваго полку разъехашася по всем монастырем, иже есть около Великаго Новаграда, и монастыри запечаташа и церковные казны, а игуменов и черных священников и дияконов, и соборных старцов изо всех новъгородцких монастырей собраша и привезоша с собою вместе в Великий Новъград, числом их яко до пятисот старцов и больши, и всех их поставиша на правеже до государева приезду.

И назавтрия приезду своего государева, в суботу, благочестивый государь царь и великий князь Иван Васильевичь, всеа Росии самодержец, повеле игуменов и попов черных, и дияконов и старцов соборных, да которые прежде государева приезду в первом полку иманы из монастырей и поставлены на правежы, повеле избивати их на правежи палицами насмерть, и, убив их всех, повеле когождо их во свой монастырь развозити и погребати.

И повеле государь приводити из Великого Новаграда владычных боляр и иных многих служивых людей, и детей боярских, и гостей, и всяких градцких и именитых изрядных людей, и жен их и детей пред себя, и повеле государь их пред собою горце и люте и безчеловечне различными муками мучити. И во мнозех неисповедимых, горких и различных муках повеле государь телеса их некоею составною мудростию огненою подъжигати, иже именуемаго подъжаром, и своим государевым детем боярским повелевает государь тех мученых и поджареных людей за руки и за ноги и за власы опако вязати различно тонкими ужыщи, и привязывати их повеле по человеку с каменем и повеле их быстро за санми влещи на Великий Волховский мост и метати с мосту в реку Волхов.

А жен их, мужеск и женеск пол младенцы, и сущии млеком питаемии, и всяк возраст повеле государь привозити их на Великий Волховский мост и возводити их на высоту, иже ту устроено место, и вязаху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великиия высоты повеле государь метати их в воду, в реку в Волхов.

А иные в те поры государевы люди, и дети боярские, и воинъские люди в малых судех ездяху по реце Волхове, со оружием, и с рогатыни, и с копии, и з багры, и с топоры, и которые люди, мужы и жены и всяк возраст, из глубины речной и вверх на воду спловет, и они прихватывают багры, и тех людей копии и рагатынями прободающи, и топоры секуще и во глубину речную без милости сурово погружающе, предаяху их горцей смерти.

И бысть убо таковаго неизповедимаго кровопролития человеческому роду, грех ради наших, неукротима ярость царева по вся дни, безпрестани, яко до пяти седмиц и болши, и на всяк убо день ввергнут и потопят в воде человек всякаго возраста числом яко до тысящы, а иногда и до полуторы тысящ. А тот убо день облегчен и благодарен, иже ввергнут в воду до пятисот или до шестисот“».

Повесть о походе Ивана IV на Новгород // Изборник. — М., 1969. с. 477-480».

Конец цитаты.

Ранее сообщалось, что в мае этого года в Вологодской области возле бюста Ленина установили памятник Сталину.

Сайт «Ветрово»
4 ноября 2025

Заметки на полях

  • Иркутская обл.

    Интересно,а есть ли(и был ли вообще когда) памятник простым русским мужикам,тяглому люду,ополчению Вологды,Великого Утюга,Галича,Тотьмы,Поморья в 1608-09 гг. по собственному почину,всем миром, вставших на защиту русского государства от тушинских воров и иноземцев?
    «Мужичьего» ополчения,как их презрительно называли тушинские иуды и литовцы.

    Где,на чьей стороне,кстати,был тогда Ф.Н.Романов,кого и на что он благословлял?

  • Санкт-Петербург

    Отрывки из статьи:
    Неизвестный Иван Грозный
    Часть 1. «Царской же власти позволено действовать страхом»
    Диакон Владимир Василик
    https://pravoslavie.ru/97876.html
    /Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском»[1], который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым, поскольку он принадлежит перу князя-изменника и изгоя Андрея Михайловича Курбского, Юрьевского воеводы, бежавшего в 1564 году к литовцам. После бегства Курбский воевал против своих соотечественников и единоверцев, и не только мечом, но и пером. Очевидцем событий в России после 1564 года он быть не мог, писал по сообщениям и слухам. Гиперболизм и недобросовестность Курбского зачастую очевидны: десятки тысяч жертв, погибших в Новгороде от рук опричников, – плод его вымысла. В достаточной мере пристрастны и необъективны и показания опричников Таубе, Крузе и Штадена, служивших у Грозного, а затем перешедших в стан его врагов. О правдивости и точности свидетельств Джерома Горсея говорит хотя бы тот факт, что численность погибших во время Новгородского дела он оценивает… в 700 000 человек, а в Новгороде 60-х годов XVI века жило всего-то 30 000./

    /одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах многих людей; одно дело – отшельничество, иное – монашество, иное – священническая власть, иное – царское правление. Отшельничество подобно агнцу, никому не противящемуся, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницу; монахи же, хотя и отреклись от мира, но, однако, имеют уже обязанности, подчиняются уставам и заповедям – если они не будут всего этого соблюдать, то совместное житие их расстроится; священническая же власть требует строгих запретов словом за вину и зло, допускает славу, и почести, и украшения, и подчинение одного другому, чего инокам не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей. Так пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это самая совершенная заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам это подобает. Уразумей поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»
    Иными словами, Грозный, в отличие от византийских императоров, не считал себя ответственным перед Церковью, тем более перед подданными, но только перед Богом. С другой стороны, ответственность перед Богом за врученный ему народ он воспринимал со жгучей серьезностью, осмысляя ее, как и всю человеческую жизнь, в перспективе Страшного суда. Вот с какими упреками он обращается к Курбскому: «Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда?» При этом Курбский погубил не только свою душу, но и души предков. Вот и царь несет ответственность не только за настоящее и будущее русского народа и своей семьи, но и за прошлое и уподобляется Моисею, который, как мать, носил Израиль на своих руках. Тем более что Россия – Московское царство – является Третьим Римом и одновременно Новым Израилем, «станом святых и градом возлюбленных», со всех сторон окруженным еретиками, язычниками и врагами – предтечами антихриста. Это – святой воинский стан, подобный ветхозаветному, внутри которого нельзя допустить никакой скверны и никакой измены.
    Все это достойно уважения, однако гиперответственность и эсхатологическое перенапряжение сыграли, на наш взгляд, с царем Иваном Васильевичем злую шутку. Деятельность его можно было бы определить двумя цитатами из русских классиков. Первая: «Одно правительство желает сопротивляться, но машет в темноте дубиной и бьет по своим» (Ф.М. Достоевский. Бесы). И вторая: «Каялись и грешили и под видом антихристов укокошили неантихристов» (Н.В. Гоголь. Мертвые души. Второй том). Результаты репрессий и опричнины оказались существенно отличными от поставленных целей./

  • «Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском», который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым».

    Насколько знаю, о гибели игумена Псково-Печерского монастыря, преподобномученика Корнилия, от руки Ивана Грозного, известно в том числе и из летописи монастыря. Как быть с этим?

    «И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую?»

    Как в таком случае оценивать подвиг святого страстотерпца царя Николая?

  • Санкт-Петербург

    Выше своим приведенным комментарием я ни чего не утверждаю, а лишь привожу мнение на эту тему с официального сайта Русской Православной Церкви.
    К тому же мы и сейчас наблюдаем, как порой на наших глазах переписывают историю победители в борьбе за власть, на своё усмотрение!
    «И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую?»
    /Как в таком случае оценивать подвиг святого страстотерпца царя Николая?/
    Так же, кто как может, или хочет, а путь ведущий к Истине мы знаем, но не всегда им идём.

  • «В 2024 году году патриарх Кирилл назвал Ивана Грозного «преступником» и заявил о невозможности его канонизации из-за расправы над митрополитом Филиппом.

    Эксперты отмечают, что политическая составляющая этого события очевидна и установка памятника может рассматриваться как часть широкой кампании по пересмотру исторических оценок и формированию новой национальной идентичности».

    https://vologda.aif.ru/society/oprichnno-sledstvennaya-svyaz-pochemu-pamyatnika-groznomu-raskolol-obshchestvo

  • Санкт-Петербург

    Как я понимаю имеется ввиду вот эта проповедь патриарха Кирилла, комментарии наверное будут излишне, так как каждый может послушать, ссылку на видео я оставлю и прочитать, сделав свои субъективные выводы, возможно совершенно противоположные, с моей стороны речь идёт уточню не о святости Ивана Грозного, а о том «преступник» он или нет:

    «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.
    Мы вспоминаем сегодня память святителя Филиппа, митрополита московского, угодника божьего, который прославился многими добродетелями, начиная с его служения на соловках и завершая мученической кончиной. Он не погиб, как погибали древние христиане в языческом риме. Никто не требовал от него, чтобы он отказался от Бога или от своего служения. Но, грозный царь, утверждавший свою единоличную власть, заподозривший, что владыка митрополит, будучи бояриным из боярского рода, имея, конечно, большое влияние на боярское сословие, что он может быть тем человеком, который двинет бояр напротивление грозному царю и, может быть, даже покуситься и на саму царскую власть! Это были страхи, которые не имели никаких оснований, то ли Иван Грозный был человеком душевно не вполне здоровым, неуравновешенным, как о том утверждают некоторые светила медицины, исследуя его жизнь, но чтобы не было причины этого безумства, результатом стало страшное преступление!
    Ни в чем не повинный святитель, радевший о благе Руси, о благе святого православия, смиренный, благочестивый, прекрасно проповедавший слово Божие, пал от руки безумного царя. И в стране остается вопрос о причинах этого безумия то ли болезнь, то ли обуяние злой силой, Бог его знает, что взбудоражило царя, но он совершил страшное преступление. И поэтому, когда сейчас некоторые представители наших патриотических сил чуть ли не требуют у патриарха канонизации Иоанна Грозного, всем отвечаю, пользуясь случаем с этого амвона, никакой канонизации быть не может! Это не означает, что мы не ценим исторические заслуги государя Ивана, что мы не сознаем ту важную политическую миссию, которую он осуществил, но все это не является причиной для канонизации и быть не может.
    Поэтому прошу считать эту тему закрытой.»
    https://yandex.ru/video/preview/18102878506790741511

  • Санкт-Петербург

    Возможно не лишним будет привести отрывок из жития святого великого благоверного князя Андрея Боголюбского:
    Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.
    Зимой 1172 года он послал на Волжскую Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года).
    …В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. «Тверская летопись» сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: «и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа». Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: «и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему». Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.
    Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив», – в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.
    Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год – перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год – спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год – спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая). Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону – ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви.
    https://azbyka.ru/days/sv-andrej-bogoljubskij

  • г. Тула

    Из очерка кандидата исторических наук Е.В.Мезенцева «От благих начал к деспотии. Царь Иван IV Васильевич Грозный (1533-1584)»: «В Вологде Грозный выстроил себе новую опричную столицу с каменной крепостью, где предполагал отсидеться в случае восстания бояр и княжат. Мания преследования разрослась до того, что он тайно просил в 1567 г. политического убежища у английской королевы Елизаветы I и строил корабли для бегства в Англию!
    Осенью 1567 г. царь собрался с войском в Ливонию, но поход был отменен в связи со слухами о заговоре в Земщине. Бояре якобы собирались выдать государя польскому королю, а на престол возвести двоюродного брата Ивана IV князя Владимира Старицкого. Вернувшись в Москву, Грозный развязал трехлетний террор (1567-1570). Вместе с боярами вешали, рубили и топили их семейства, а также ни в чем не повинных крестьян.
    Против этих зверств решительно выступил митрополит Филипп Колычев, бывший в юности другом Ивана. Царь обрушился на его духовный клир со всей жестокостью: с людей, близких митрополиту, живьем сдирали кожу, всему роду Колычевых отсекли головы. В 1568 г. произошло не слыханное на Руси: митрополита во время службы избили, сорвали с него облачение и бросили в один из дальних монастырей, где он был вскоре задушен Малютой Скуратовым.
    Осенью 1569 г. Иван IV призвал семью князя Владимира Старицкого и приказал всем выпить яд. Ефросинию же Старицкую, постриженную к тому времени в монахини, утопили в реке Шексне» (Создатели Московского государства. Издательство объединения «Мосгорархив». АО «Московские учебники». М., 1997. С. 149-151).

  • Oberursel

    Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском», который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым».

    А как насчёт других источников, не самых известных? Их удобнее не принимать во внимание? Впрочем, говорить работах о. диакона Владимира невозможно- любую неудобную ему информацию он игнорирует просто блокирует в комментариях. Говорить тут о научном подходе невозможно.

  • Санкт-Петербург

    На прошлой неделе потратил достаточно много своего времени, чтоб развернуто ответить Людмиле, частично там был ответ и на Ваш вопрос, Алексей. Но, меня этого слова лишили))), так как редакция сайта по разным причинам, как и любая другая редакция публикует, не все…
    Все, что не делается всё к лучшему!!!
    И это действительно так, и я рад, что теперь не буду тратить на это своё время, ваше время и время редакции!
    Время которое каждый из нас может потратить на что то более полезное и важное!)
    Спаси Господи!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //