Интересные факты о «празднике красок холи»
27 мая, в День Святой Троицы, в Москве пройдет «массовое культурно-развлекательное мероприятие, посвященное лету» — «праздник красок холи». Фестивали красок холи проводятся в России уже не первый год: молодёжь веселится и кидается друг в друга разноцветными красками. В этом году в Москве, как обещают, «на фестивальных площадках откроется большая хенд-мейд ярмарка уникальных украшений, маркет-сладостей, йога-зона, невероятная опен-эйр дискотека при участии лучших столичных ди-джеев и мн. др.».
Что такое на самом деле «холи», какой смысл данный праздник имеет на своей исторической родине и можно ли христианину в нем участвовать, рассказывает священник Георгий Максимов.
— Отец Георгий, в честь чего установлен праздник красок холи?
— Холи — это индуистский языческий религиозный праздник. Он установлен в честь сожжения заживо Холики, от имени которой и получил название. Согласно мифологии индуизма, Холика была демоном и сестрой короля демонов Хираньякашипу. Он много о себе воображал и требовал от своих подданных, чтобы они покланялись только ему. Однако его сын Прахлада продолжал поклоняться индуистскому «богу» Вишну. Хираньякашипу был этим весьма недоволен. Однажды Холика взяла племянника к себе на колени и села с ним в костер. На ней был магический плащ, защищавший ее от огня. А своего племянника она таким образом хотела убить. Однако плащ слетел с нее и накрыл Прахладу, а Холика сгорела заживо.
— Как отмечают его в Индии?
— В Индии праздник холи начинается накануне ночью, когда в большом костре сжигают чучело Холики. Исторически на следующий день индусы мазали себя пеплом, оставшимся от этих костров. Со временем пепел стали раскрашивать или заменять порошком разных цветов, что делают и доныне. Так что раскрашивание есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы. В этот день также употребляются специальные напитки и блюда, в состав которых входит сок либо листья конопли.
— А насколько безопасно швырять друг в друга красками?
— Во время праздника в Индии ежегодно растёт число пострадавших от разноцветной пыли. В большинстве случаев это астма, аллергия, проблемы с кожей и даже потеря зрения. Натуральные краски для этого действа даже в Индии используются редко — в ход идут различные химические смеси. Но даже при использовании гипоаллергенных красок остаются незащищенными глаза.
— Кто же занимается продвижением этого праздника в России?
— Есть сведения, что насаждением холи в России занимаются кришнаиты и другие секты неоиндуистского толка, прикрывающиеся названиями типа «Общества любителей индийской / ведической культуры» и так далее. Конечная цель устроения холи — вербовка членов в свою неоиндуистскую религиозную организацию.
— Неужели здесь нет коммерческой и «тусовочной» составляющих?
— Конечно же, есть. На проведении фестивалей крутятся большие деньги, и большинство молодежи приходит повеселиться, не подозревая, к какому языческому празднику они оказываются причастными. Но и сводить всё к одной лишь коммерции было бы неправильно. Смотрите: в 2005 году, когда холи только-только стал появляться в России, в Москве его проводили индуисты и кришнаиты. В Сургуте праздник красок 2014 года был напрямую организован кришнаитами, которые раздавали идоложертвенные пирожные и просили петь: «Харе Кришна!» То же самое происходило в Таганроге. В Новокузнецке фестиваль красок холи приурочили к «новому году по индийскому календарю». Наконец, хотелось бы спросить, почему в названии фестиваля красок присутствует слово «холи», указывающее на его языческое происхождение?
— А когда холи отмечают в Индии?
— Холи всегда отмечается в последний день полнолуния лунного месяца фалгун, что приходится на конец февраля либо начало марта. Поэтому индусы считают его также праздником наступления весны.
— Почему же холи, будучи праздником наступления весны, проводится в Москве летом?
— Прекрасный вопрос. Я бы добавил к нему и другие:
Почему организаторы праздника в России скрывают его религиозное происхождение и значение?
Стоит ли мазать себя разноцветной грязью в честь языческого праздника Индии, установленного в память о сожженной заживо демонице?
Стоит ли подвергать риску собственное здоровье, если даже в Индии праздник сопровождается вспышкой астмы и аллергии?
Стоит ли поддерживать инициативы неоиндуистов, направленные на распространение в России чуждой религиозной культуры?
Многие, наверное, слышали, как в детстве мама им говорила: «Не тащи в дом всякую грязь!» Мудрый совет. Он напрямую относится к попыткам привить в России празднование холи.
— Отец Георгий, задам последний вопрос, актуальный для людей хоть и крещёных, но мало разбирающихся в вопросах веры: может ли христианин участвовать в языческих праздниках?
— Нет. Это тяжкий грех, который является предательством Бога. Еще в Ветхом Завете было описано, как грешили израильтяне, перенявшие языческий праздник в честь «богини неба». Бог через пророка Иеремию говорит: Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба… Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? (Иер. 7:18–19). Этим грехом израильтяне навлекли беду на свой народ, были побеждены и угнаны в вавилонское рабство.
Неудивительно, что многие мученики раннего христианства отдали свою жизнь за право не участвовать в языческих праздниках. Подобными историями полна вся история первых веков христианства. Например, святой Архип из числа 70 апостолов был вместе с родителями зверски исколот ножами и побит камнями в Колоссах в правление императора Нерона за то, что отказался участвовать в языческом празднике. При императоре Максимине был убит святой Афиноген, епископ Пидахфои, вместе с десятью своими учениками. Однажды в его родной город Севастию прибыл правитель Филомарх, решивший устроить языческий праздник. Большинство жителей города были христианами и отказались участвовать в этом празднике. Филомарх стал пытать христиан, заставляя подчиниться, а когда узнал, что их вдохновителем является епископ Афиноген, убил святого вместе с десятью его учениками.
Так что если вы христианин, задумайтесь: стоит ли совершать грех и изменять своей вере просто ради того, чтобы испачкаться разноцветной грязью?
Со священником Георгием Максимовым беседовал Антон Поспелов
«Православие.ru»