Стало известно о событии, в вероятность которого просто не верится: в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе в синодик об упокоении наряду с митрополитами, епископами, священниками и монахами, древнерусскими князьями и царями, российскими императорами и губернаторами, а также покойными клириками и прихожанами собора включены руководители Советского государства и «правители» Петрограда и Ленинграда советских времен — Троцкий, Зиновьев, Свердлов, Киров, Жданов, Калинин, Микоян и другие. Настоятель собора не видит в этом ничего предосудительного. Редакция радио «Радонеж» обратилась за комментарием к известному священнослужителю — протоиерею Александру Шаргунову, настоятелю Свято-Никольского храма в Пыжах.
Фотография: © A.Savin, Wikimedia Commons
Протоиерей Александр Шаргунов:
— Мой знакомый священник говорит, что всё больше событий происходит в последнее десятилетие в мире, и не только в мире, которые подходят под рубрику «Не может быть». Недавно на официальном сайте Князь-Владимирского собора Петербурга обнаружился так называемый «синодик», в котором поименованы все руководители Ленинграда и советского государства, включая Троцкого, Зиновьева, Свердлова, Каменева, Кирова, Андропова и т.д. Все эти красные сатанисты, изображения их фотографические даны рядом с иконами, это особенно мерзко.
В предисловии к «синодику» дается пояснение, что составлен он для сохранения исторической памяти, в целях укрепления духовных связей в преемстве поколений, во исполнение древней традиции поминать всех поименно.
В 2014 году к 225-летию освящения главного престола Святого равноапостольного князя Владимира создан синодик Владимирского собора города Санкт-Петербурга усердием настоятеля протоиерея Владимира Сорокина. Заметим, что он является одновременно профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В таком случае, как справедливо заметил обозреватель одного из православных сайтов, может быть для сохранения исторической памяти нам нужно совершать молитвы об Иуде Искариоте, Ироде, Юлиане Отступнике, Арии и прочих врагах Церкви, им же несть числа. Все, кому я рассказывал об этом диком, невероятном событии, с ужасом отвечали: «Этого не может быть!» И приводили известные слова свт. Филарета, митрополита Московского: «Люби врагов своих, поражай врагов Отечества, гнушайся врагов Божиих». От того, что эти слова в последнее время так часто многими повторяются, они не перестают от этого быть менее истинными. Как такое кощунство сегодня может происходить в Церкви Христовой?! Мы слышим в ответ: какие же вы христиане? Вы претендуете на знание самой истины, а где же ваша любовь? Христиане должны быть расположены ко всем людям, у них не должно быть врагов, они всех любят и прощают. Принятие этого предложения кощунников было бы равносильно нашему, по крайней мере, косвенному участию в их богохульстве. Не существует христианской истины и мистики, отделенной от нравственного порядка. Вот что мы должны сегодня богословски подчеркнуть. Дружба с сознательными врагами Христовыми есть презрение к нравственному порядку, т.е. разрушение здания всей христианской жизни. Существенным свойством христианского сознания, в отличии, например, от гностицизма (это должен знать профессор Духовной Академии) является включение в него нравственного измерения. Безнравственной жизни можно предложить всё, что угодно, даже якобы знания. Но истинные знания или мудрость в христианском смысле этого слова без нее не существует. Мы можем проследить в самой обыденной христианской жизни последствия этого разрушения христианского сознания. Что такое отказ иметь врагов? Там, где разрушено христианское видение мира, а затем и нравственное содержание христианской жизни, остается только опустить человека до самого жалкого состояния. Остается только предложить низость и подлость как идеал, как высшую добродетель. Такого результата несомненно добиваются те, кто объясняют, что христианин – это существо, у которого нет врагов, и что Церковь – общество, которое не может иметь врагов. Странно, что такое отношение слывет у кого-то евангельским, ибо заповедь любите врагов ваших предполагает, прежде всего, различие между друзьями и врагами. Идея сражения, войны с врагами, не только невидимыми, но и видимыми, занимает такое место в писаниях святых отцов, что можно только удивляться чьим-то попыткам каким-то образом ее затемнить. Но факт есть факт. Под видом христианской любви предлагается идеал, согласно которому не может быть и речи нападать на кого-либо, а значит и защищать что-либо. Этот всеобъемлющий пацифизм, не имеющий ничего общего с борьбой за душу каждого человека, на нормальном языке называется трусостью. Понятна эта трусость, когда были советские годы, а теперь-то? Перед кем она проявляется? Страх, как одно из человеческих чувств, имеет право на существование. Но он теряет всякое положительное значение, когда человек, как страус, пытается спрятаться от опасности, зарывая голову в песок. Этот страх может показаться как бы извинительным. По крайней мере в попытках изобразить свою слабость любовью. Это новое идеологизированное христианство не удовлетворяется тем, что лишает человека мужества. Оно превращает его в лишенное естественных свойств извращенное существо. Круг замыкается. Претензии на любовь, на высшую духовность кончаются тем, что идеологизированный христианин становится ниже человека. Этот удивительный мир со всеми, этот всеохватывающий, превосходящий всё на свете экуменизм, к которому мы приглашаемся, на самом деле есть растворение разума, затем нравственного чувства и, наконец, мужества. Если кто-то хочет проверить истинность этого утверждения, достаточно будет ему посмотреть на относительно недавнее событие, я имею ввиду реакцию части церковного общества на выставку «Осторожно, религия!» или на историю с так называемыми «маймонидами», когда некие священники оправдывали учебу или даже преподавание в Академии имени Маймонида – средневекового иудейского философа, который говорит: «Подобает убивать и бросать в ров погибели Иисуса из Назорета и всех его последователей». Мы увидим, что идеологизированный христианин готов сегодня всё простить своим врагам, всё простить всем врагам, только по отношению к своей православной вере, к своей Церкви, к святым отцам, для которых абсолютно немыслим подобный либерализм, он объективно остается критически настроен. Таким образом, оказывается, можно называться христианином, использовать христианский словарь, лишенный своего содержания, можно говорить о христианской жизни, как бы приобщаясь ей, и ссылаться на Евангелие. Эта ссылка противоположна его смыслу. Каждый из нас должен понять, до какой степени такой образ мыслей и действий далек от Евангелия. В нем воскрешение всех старых врагов Церкви. Потому надо быть совершенно слепым, чтобы не видеть до какой степени эта идеология, как и всякая идеология, есть опасная карикатура на христианскую веру, на веру Церкви.
Ответ протоиерея Владимира Сорокина:
Генеральному директору Радио «Радонеж»
Никифорову Е.К.
Уважаемый Евгений Константинович!
С интересом прослушал передачу радиостанции «Радонеж» с комментарием протоиерея Александра Шаргунова по поводу Синодика Князь-Владимирского собора. Я благодарю Вас и отца Александра за вашу реакцию и за то, что вы вступили со мной в диалог.
Считаю, что такие передачи нужны. Комментарий отца Александра — это его частное богословское мнение, на которое он имеет такое же право, как и я – на свое. Я знаком с творчеством о. Александра и его сына. Но у меня возникает вопрос. Прослушивая комментарий, я вспомнил о том, как в ходе президентских выборов в 1996 году о. Александр и возглавляемый им Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» активно поддержал лидера КПРФ Геннадия Зюганова на пост Президента России, сведения об этом опубликованы в сети Интернет. Г. А. Зюганов называет себя убежденным марксистом-ленинцем. Нет никаких сведений о том, что он когда-либо придерживался иной позиции. Например, в своем докладе на XIV (октябрьском) 2012 года совместном пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ он говорит:«Мы, коммунисты, обязаны помочь трудящимся разобраться в противоречиях современной России и мира… Неоценимую помощь здесь предоставляют нам ленинская диалектика и сталинская практика». В чем заключалась сталинская практика – мы знаем из истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. До сих пор коммунисты активно требуют убрать из гимна России слово Бог.
Понятно, что у всех болит душа о том, чтобы в нашем Отечестве был мир и согласие и чтобы каким-то образом снять агрессию, понизить градус агрессии. И на этом пути поиска каких-то возможностей каждый человек имеет право высказать свою позицию. Я приветствую воззвание Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества». Но почему в одном случае отец Александр активно поддерживает коммунистов, а в другом, когда их имена ради исторической достоверности и поддержания преемственности включены в список правителей России, он возмущается?
И каким образом нам все-таки провести линию преемства? Среди правителей России были люди разные, в том числе и среди русских царей. Однако известно, что прошение О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте из православного богослужения не убиралось никогда. Сегодня молодые люди спрашивают – кто конкретно имелся в виду, когда это прошение возносилось в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ столетия? Что им отвечать? Кто в таком случае прячет голову в песок? Я принимаю критику отца Александра, но я хотел бы слышать его вариант – как молиться за это время, советский период? Как обозначить это время для людей? Основываясь на церковной традиции, хотел бы отметить — Иуду Церковь не убирает из истории, с иконы Тайной Вечери. Евангелие, где упоминаются Иуда и Пилат, лежит на престоле.
Давайте вместе будем искать возможность объяснить молодому поколению, что в Церкви сохраняется историческая память и поддерживается преемство поколений. Идея Синодика состоит в том, чтобы каким-то образом найти возможность примириться со всей историей. Прошло уже сто лет, пора становиться ближе к Господу Иисусу Христу, и услышать Его слова, прямые и ясные:
Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28).
А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:44 – 48).
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.(Лк. 23:34).
Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. (Лк. 9:51 – 56)
Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12:14).
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12:20 – 21)
Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем (1 Фес. 5:15).
Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1 – 2).
Как это понять, что после проповеди Патриарха Кирилла о любви к врагам 14 октября в храме Всех Святых в Минске на радио Радонеж сразу же высказывается такая позиция. Мне это не очень-то понятно.
С уважением,
Настоятель Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге
Протоиерей Владимир Сорокин
P. S. Я надеюсь, что радио Радонеж подойдет объективно и озвучит в эфире мое обращение.
Евгений Никифоров — протоиерею Владимиру Сорокину:
Уважаемый отец Владимир!
Учитывая большой общественный резонанс, который получило это дело, мы безусловно предоставим слушателям Радио «Радонеж» возможность ознакомиться с Вашей позицией. Но от себя лично считаю не этичным ссылаться на авторитет Патриарха Кирилла, высказавшегося совсем по другому поводу и практически, с Вашей точки зрения, Вас поддерживающего и делающего дальнейшую дискуссию невозможной. Это не так. Поэтому мы предоставим прот. Александру Шаргунову возможность ответить Вам. Думаю, что и другие наши авторы пожелают высказать свое мнение.
Протоиерей Александр Шаргунов — протоиерею Владимиру Сорокину:
Свое кощунственное решение вписать в синодик для поминовения за литургией палачей Церкви Христовой Зиновьева, Троцкого, Кирова, Бухарина протоиерей Владимир Сорокин демагогически мотивирует необходимостью для христиан молиться за своих гонителей. Да, Церковь во все времена молилась за власть, в том числе и безбожную. Но редко поименно (когда она была христианской) и всегда как за принцип «удерживающего», чтобы согласно воле Божией, благословляющей или попускающей, она послужила во благо Церкви.
Снова и снова напомним слова святителя Филарета Московского: «Люби своих врагов, поражай врагов Отечества, гнушайся врагов Божиих». Здесь же — призыв соборно молиться за врагов Божиих, публично отрекшихся от веры, включая даже некрещеных, не гнушаясь ими. На Литургии, вознося молитву о поставленных Божиим попущением гонителях, Церковь никогда не возносила Жертву умилостивления ни о Нероне, ни о Ленине, ограничиваясь прошением у Бога да не ожесточит сердце фараона. В этом и есть смысл смиренного христианского моления о гонителях. Молиться за кого-либо из них лично дерзали лишь великие святые, да и то — чтобы Бог обуздал их. Так, святитель Василий Великий помолился однажды о Юлиане отступнике, и тот был поражен копьем на войне с персами. То есть молиться за врагов в данном случае — как за врагов Церкви, ненавистных Богу. В синодике же и в Евхаристии поминаются только те, кто не противен Богу. Иначе это дерзкий вызов Благому Богу, оскорбление Ему.
И этот вызов несет в себе данный кощунственный артефакт.
Некорректно сравнение с выступлением Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» в 1996 году в поддержку коммуниста Зюганова священнослужителями нашей Церкви. Во-первых, никто из них и не думал молиться за него. Это был призыв положить конец нравственному геноциду нашего народа, осуществляемому в небывалых масштабах при режиме Ельцина. Зло раскрывалось на новой глубине, еще более опасной, чем прежняя коммунистическая идеология. Не веря в «великую ложь нашего времени» — демократию, и не имея иллюзий относительно победы на выборах Зюганова, священники тем не менее выступили в его поддержку не как коммуниста, а как представителя народно-патриотических сил, единственного из всех кандидатов поддержавшего тот призыв. Для нас было неважно, коммунист он или антикоммунист, было важно, что он заявил о необходимости положить конец нравственному убийству России.
И хотя Зюганов практически ничего так и не сделал для этого, этот призыв остался свидетельством резкого, воинственного неприятия русским духовенством и обществом политики развращения собственного народа. И кем бы ни был Зюганов — малодушным приспособленцем, неудачным политиком, функционером партии современных системных социалистов-оппозиционеров и т. п. — он не злодей и не палач. А Троцкий, Зиновьев и Каменев — злодеи и палачи, сознательно уничтожавшие Церковь.
Протоиерей Владимир Сорокин прекрасно понимает это. И вписывает в синодик злодеев для церковного предстояния за них.
Что ж. Теперь ему придется, если он не шутит, вымаливая их, брать перед Богом личное прошение об их прощении за тысячи и десятки, сотни тысяч, миллионы их невинных жертв, вопиющих Богу об отмщении: Доколе, Владыко Святый и Истинный, Ты не судишь и не мстишь за кровь нашу? (Откр. 6:10). И брать на себя лично готовность принять отмщение за их убийц — только такая молитва может быть действенна и плодоносна. Мы знаем из церковного предания пример молитвы преподобного Серафима Саровского даже не об откровенных врагах Церкви, а об архиереях и других духовных лицах, отступивших от чистоты православия. Три дня и три ночи он молил Господа, чтобы Господь лучше его лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим». Протоиерей Сорокин должен — у него нет иного выхода — просить самому быть отлученным от Христа за любезных ему братьев, внесенных по его великой братской любви в помянник Церкви.
Выдержит ли протоиерей Владимир Сорокин такое небывалое и сверхъестественное дерзновение включить в церковный синодик молитву за гонителей Церкви по данной ему исключительной благодати, неслыханное и у великих святых, — знает Бог.
Все святые говорят, что «молиться за других — это кровь свою проливать», это значит быть готовым взять на себя последствия греха тех, за кого мы молимся. Так молился Христос, и такой молитве Он учит Свою Церковь.
Но если это не всерьез, если имена растлителей и губителей Невесты Христовой внесены в помянник «играючи» — как такой человек, играя с огнем, может избежать одной участи с врагами Церкви, призывая Церковь за них соборно молиться?
«Радонеж»
25 октября 2018
Хочется привести здесь следующие слова Епископа Василия Кинешемского:
«Если, не сообразовываясь со своими силами, христианин возьмет на себя чрезмерный молитвенный труд, то обычным следствием; этого бывает или уныние и полное расслабление, причем уже самое легкое правило кажется невероятно трудным и не исполняется, или же, наоборот, фанатизм, духовная гордость и ее наихудшее выражение – так называемая прелесть бесовская, то есть духовное самообольщение, подчиняющее не в меру ревностного подвижника духу бешеного самомнения и власти врага.
Как, однако, отличить «прелесть бесовскую» от духа искренней, горячей ревности о Боге? По этим признакам можно заметить ее зарождение в душе, но какими средствами с ней бороться?
Вопрос очень важный, ибо здесь всегда кроется великая опасность для ревностных новичков. Многие погибли в этом искушении, которым искусно пользуется диавол, уловляя в эту сеть преимущественно талантливые, горячие, увлекающиеся натуры.
Святые подвижники-писатели в своих аскетических творениях указывают следующие проявления «прелести».
1). Подвижник, находящийся в прелести, после усердной молитвы, или восторженного чтения слова Божия, или проповеди, или доброго дела вместо ожидаемого покоя и внутреннего мира чувствует непонятное беспокойство и неясные ему сомнения, или раздражение, или осуждение других, вообще внутреннее расстройство, не сопровождающееся, однако, духом самоукорения и покаяния.
2). Находящийся в прелести часто берет на себя такие подвиги, которые, удовлетворяя его личному вкусу, причиняют только одно огорчение его ближним и возбуждают в них, а затем и в нем самом злобу и ссоры.
Таковы, например, резкие обличения других с первых же шагов духовной жизни, неумеренный пост, производящий раздражительность, семейные ссоры и т. п.
3). Находящийся в прелести услаждается обыкновенно не содержанием молитвы, а только ее продолжительностью, видя в ней доказательство силы своей воли и взирая на молитву как на заслугу пред Богом, вопреки словам Христовым.
4). Находящийся в прелести, считая себя выше церковной нормы, горделиво измышляет самовольные подвиги и собственные правила для молитвы. Известно, что лукавый враг, когда обольщает ревностных послушников, то именно через внушение им больших, но самочинных молитвенных правил вместо положенных старцем. Бывает, что к таким подвигам является особенное беспримерное усердие, но оно поддерживается не чистою совестью, а тонким помыслом гордыни.
Таковы главные признаки «бесовской прелести».
Чтобы не впасть в это искушение и не погибнуть совершенно, необходимо строго соразмерять продолжительность молитвы и напряженность духовных подвигов со своими силами; изо всех сил стараться не выделяться по внешнему образу жизни из ряда других духовных братьев и сестер (само собой понятно, что равнять жизнь свою по жизни мира сего совершенно невозможно: здесь отличие неизбежно); совершать свои особые подвиги, если таковые имеются, в глубокой тайне, и самое важное, наконец, – всеми мерами воспитывать в себе дух смирения.»
(Епископ Василий Кинешемский)
http://oprelesti.ru/index.php/chto-takoe-dukhovnaya-prelest
И ещё, очень странно звучит аргумент о. Владимира о том, что «Евангелие, где упоминаются Иуда и Пилат, лежит на престоле».
В Евангелии упоминается и князь мира сего, и что это значит?
«Уже немного мне говорить с вами, ибо идёт князь мира сего, и во мне не имеет ничего.»
(Ин.14:30)
О «Всероссийском помяннике» отца Владимира Сорокина писал ещё в 2009 году кандидат богословия, доктор исторических наук Александр Мусин:
http://www.online812.ru/2009/10/05/006/pda.html
А биография батюшки на сайте Князь- Владимирского собора многое объясняет (кто помнит советские времена, тот поймёт)
http://www.vladimirskysobor.ru/klir/nastojatel/