col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Василий Можевельный. Кощунство на Олимпиаде: как реагировать православным?

То, что это действительно так, казалось бы, доказывать не нужно. Но многие, в том числе и православные, принялись оправдывать: вы все не так поняли. Как же это нужно понимать, можно ли отмолчаться, и что следует делать?

На церемонии открытия Олимпиады в Париже организаторы устроили антихристианский перформанс, в котором самой кощунственной была пародия на Тайную вечерю, а именно на изображение библейского сюжета на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», где вместо Иисуса Христа посадили не страдающую худощавостью женщину в короне, рядом персонажей нетрадиционной ориентации в позах апостолов Христовых, а на столе вместо хлеба и вина положили мужчину в голубых плавках, изображавшего покровителя винопития и связанных с ним излишеств, Диониса.

И вроде бы все ясно и понятно: что это, зачем это, против кого это. Но тут стали появляться несколько неожиданные сообщения от православных медийных персон, которые стали рассказывать, что это якобы не пародия на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», а изображение другой картины: «Пир богов» Яна ван Бейлирта. А поэтому в этом перформансе уже нет ничего крамольного. Об этом, в частности, написал Сергей Шумило. Его поддержал медийный священник Александр Клименко. Раз картина «Пир богов», а не «Тайная вечеря», то и пародия как бы мимо нас, православных. Вроде бы все выходит нормально, можно не реагировать, а тем более не возмущаться. Но дело все в том, что олимпийский перформанс – это пародия не на картину «Тайная вечеря», а на саму Тайную вечерю. Именно так это было задумано и именно так считано всеми, и сторонниками перформанса, и противниками, и неопределившимися. По аналогии: фашистская зига в публичном месте – это всегда фашистская зига, как бы кто ни пытался убедить, что это всего лишь рука, вытянутая под 45 градусов.

То, что было показано на открытии Олимпиады – это безусловно плевок в лицо всем христианам. И не важно, какая картина была при этом использована. Делать вид, что к нам это не относится, что это не про христианство и Тайную вечерю – это все равно, что отворачиваться, когда на улице хулиганы бьют малолетку, а у нас нет силы и мужества его защитить. Что бы сказали сторонники мнения «вы не так поняли», если бы кто-то публично оскорбил его собственную мать, не назвав ее при этом по имени? Причем, всем бы было очевидно, что речь идет именно о ней. Как бы они среагировали? Сказали бы, что это не моя мать, коль не назвали фамилию? Сделали бы вид, что где-то есть другая женщина, которая подходит под данное описание?

Итак, олимпийский перформанс – это кощунственная антихристианская акция. Что дальше? Можно ли промолчать? У сторонников такой точки зрения могут быть следующие аргументы. Во-первых, можно сказать: я за Олимпиадой не слежу (как и за Евровидением), я этим всем не интересуюсь, и меня оно не касается. Во-вторых, можно сказать, что не надо этому придавать какое-то большое значение, обсуждать и тем самым привлекать к этому внимание. Нужно просто проигнорировать, и оно само собой вскоре забудется. В-третьих, можно сказать: а что я могу сделать? Это случилось, и его уже не изменить. И вообще, мы живем в постхристианскую эпоху, и чего удивляться, если нас окружает сплошное язычество и связанная с ним безнравственность.

В первые века христиан тоже окружало сплошное язычество. Рядом с христианскими жилищами находились идольские капища, в которых совершались жертвоприношения. Христиане проходили мимо, видели все это, но не принимали в этом участия. Они оставались при этом христианами, и языческие мероприятия их действительно не касались. Однако наступали такие времена, когда человека ставили перед лицом идола и заставляли каким-то образом участвовать в жертвоприношении. В такие моменты он уже не мог относиться к этому индифферентно. Он обязательно должен был проявить какое-то свое отношение к этому. Или поучаствовать, и таким образом отречься от христианства. Или заявить свое несогласие, объявить себя христианином перед лицом преследований и даже смерти.

Мы живем в эпоху информационных технологий, в эпоху медийности. Если раньше о каких-то событиях, даже очень значимых, большинство людей вообще не знало, то сейчас информация становится доступной практически во мгновение ока. Сейчас нельзя сказать, что я чего-то там не знал, чего-то там не видел, что-то прошло мимо меня. Таким образом, сегодня христиане намного чаще попадают в ситуации, когда нельзя пройти мимо и сделать вид, что происходящее нас не касается. Сейчас намного чаще мы попадаем в ситуации, когда мы должны четко и недвусмысленно высказать свое отношение к каким-то значимым событиям.

То, что произошло на открытии Олимпиады, это именно такая ситуация. Христиан поставили перед лицом кощунственного надругательства над самым святым, Евхаристией. И не реагировать уже не получится, нужно проявить свое отношение к этому. А значит, не молчать.

Если же не молчать, то, что нужно делать? Думается, что в данной ситуации, можно руководствоваться словами святого апостола Павла, который в Послании к Ефесянам говорит следующее: и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5: 11). Как можно применить данное предписание к данной ситуации?

Во-первых, нужно полностью отдавать себе отчет в том, что перфоманс на церемонии открытия Олимпиады это не ошибка, не досадное недоразумение, не глупая оплошность, что, мол, мы не думали, что это кого-то оскорбит. Это продуманное, осознанное и целенаправленное надругательство над христианством. Это «остаточне прощавай» Иисусу Христу. Это то самое «дело бесплодное тьмы», о котором говорит апостол Павел.

Устроители Олимпиады использовали церемонию открытия именно как площадку для того, чтобы максимально громко надругаться над Господом Иисусом Христом. Чтобы послать сигнал и христианам, и вообще всему человечеству. Олимпийские игры проходят раз в четыре года. Это событие, за которым наблюдает практически весь мир. Это очень высокая трибуна, даже выше, чем трибуна Генеральной ассамблеи ООН. Все, что говорится с этой трибуны, становится известным всему человечеству. В данном случае прозвучало кощунственное надругательство над самым святым, что есть у христианина, над Таинством Евхаристии. Это нужно именно так воспринимать, и именно из этого восприятия делать выводы.

Во-вторых, нужно исключить свое собственное участие в этом, прямое или косвенное. Правда, в чем это конкретно должно выражаться, сказать труднее. Демонстративно сняться с соревнований (для спортсменов)? Выключить телевизор и не смотреть (для зрителей)? Не болеть за свою команду? Или ограничится игнорированием церемонии закрытия Олимпиады? Наверное, каждый должен поступить так, как подсказывает ему совесть.

Апостол Павел писал к коринфянам: Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего, но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5: 9-11). Как написал святитель Иоанн Златоуст в толковании на эти слова, если бы христиане вообще задумали оборвать все свои отношения с грешниками, это означало бы что им нужно «искать другую вселенную». Но в целом в толкованиях святых отцов присутствует та мысль, что нужно стараться свести к минимуму общение с творящими беззакония.

И в-третьих, нужно обличать. Но как исполнить это повеление апостола Павла в данной ситуации? Святитель Феофан Затворник жил раньше нас примерно на 150 лет, но, думается, что его понимание этих слов апостола Павла может быть конкретным руководством и для нас. Кстати, святитель Феофан тоже не был сторонником молчания. «Но говорит: не приобщайтеся, ибо можно, не делая худого сам, стать виновным в худобе другого чрез соучастие в делах его. Как? – Когда каким-либо образом обнаруживается согласие на худые дела других. Случаев к этому много. Последний предел, – если видишь, или слышишь, или знаешь, да молчишь. Его и берет во внимание Апостол и говорит: не молчи, а обличай», – писал он в своем толковании слов апостола Павла.

Многие святые отцы говорили, что апостол Павел предписывает обличать не всем, а только тем, кто сам преуспел в добродетели. Например, блаженный Иероним: Обличить других есть дело большой важности. Его достойно может совершать лишь тот, к кому неприложим следующий упрек: лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Лк. 6, 42) <…> Из сего следует, что обличать может тот, кто сам в себе не обличается (совестию)». Святитель Феофан также говорит: «Это может идти только к совершенным христианам, о коих и речь у Апостола». Впрочем, кто может назвать себя совершенным? Ведь, по учению святых отцов, чем совершеннее становится человек, тем больше он видит себя грешным. Получается, что никто и не может обличать? Однако это не так.

Есть люди, которым положено обличать «по должности». Это лица, облеченные властью, как светской, так и, в особенности, духовной. Они-то и не должны молчать, поскольку представляют христианские конфессии. Их молчание удивительно. Из уст папы римского, который претендует на главенство в Церкви, пока не слышно никакой реакции на кощунство во время открытия Олимпиады. Предстоятели Поместных Православных Церквей тоже в основном молчат. Это непонятно и прискорбно. Коммерческие организации отзывают рекламу с Олимпиады, Илон Маск протестует, и даже некоторые исламские государства вызывают французских послов, поскольку в исламе Иисус Христос, Иса, почитается как пророк. Получается, что им не все равно, а нас, христиан, все устраивает?

Есть и еще одна категория людей, которым не пристало молчать. Это так называемые ЛОМы, лидеры общественного мнения, люди у которых миллионная аудитория подписчиков, к мнению которых прислушиваются. То, что они влияют на умы миллионов (а хотя бы и тысяч), обязывает их высказать свою позицию.

Однако есть способ обличения, который доступен всем. «Но и всякий может – не соглашаться с делающим нехорошо, не одобрять его, даже и в шутку не говорить снисходительно о худом; и одною миною можно много сказать. Общедоступное же обличение других есть обличение светом дел. <…> Надо твердо стоять в христианских правилах жизни и, светя тем в окружающей мрачности дел, обличать их», – пишет святитель Феофан Затворник. В этих словах содержится указание на то, что каждый может в конкретных жизненных ситуациях: разговорах, встречах, выступлениях и так далее показывать свое отношение к этим «делом бесплодным тьмы».

В любом случае то, что произошло на Олимпиаде – это экзамен, некий тест, замер общественной и государственной реакции. Дальнейшие события будут разворачиваться с учетом того, как мы пройдем этот тест, как сдадим этот экзамен, что скажем перед лицом откровенного кощунства.

По материалам «Союза православных журналистов»
30 июля 2024

Заметки на полях

  • Брянск

    Странно, что произошедшее вызвало такое удивление. Возрожденные олимпийские игры — порождение масонства. Они позиционируются посвященными Аполлону (не тому ли самому, названному в Откровении Иоанна Богослова ангелом бездны?). Так можно ли тут чему удивляться?
    Люди сегодня возмущены, но лишь 10 лет назад олимпийский языческий огонь, зажженный жрицей «богини» Геры» в «храме» Аполлона в Греции после заклинания (прямая пародия на схождение благодатного огня в Иерусалиме) с восторгом встречали в городах России, опускали на морское дно и отправляли в космос… А тех, кто этим возмущался, ничтоже сумняшеся причисляли к мракобесам, ведь сам патриарх благословлял олимпийскую сборную.
    Но это ведь другое…
    К слову, всякого рода каббалистической символикой нашпигованы были все олимпиады (один Лондон 2012 с символикой детского жертвоприношения чего стоит).
    Повторюсь, произошедшее не удивляет, ведь у бездны нет дна. Удивляет, когда духовенство (прочитала на канале одного священника) противопоставляет «безбожному западу» высокодуховную Россию, по статистике каждую минуту убивающую нерожденного ребенка (но об этом не говорится, конечно) и погрязшую в сквернословии, в качестве Удерживающего мир от прихода антихриста.

  • Волгоградская область

    Мы ещё тогда не сдали экзамен, когда Лжицу окунали в спирт.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Мариюшка, согласна с Вами… всё верно сказали!

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Татьяна, прекрасный комментарий! Всё коротко, чётко, ясно… Спасибо!

  • Москва

    У союза православных журналистов большие проблемы (впрочем, не только журналистов). Не знаю, что больше заграждает мне уста: неотвратимость происходящего в мире или совершенное непонимание христианами сути подобных явлений. Зачем на всех углах кричать, как плохо жить без Бога? Они забыли, что другой жизни мир уже давно не знает? Покажите ему красоту мира, живущего Богом — и завтра сами безбожники будут стучаться в ваши двери. А мир пусть идёт своей дорогой. У нас выбор невелик: оставишь это лежать — будет пахнуть; попытаешься убрать — запачкаешься.

    Илон Маск, защитник веры Христианской. 😀 Какая же дурь в головах у людей…

  • Нижний Новгород

    «Покажите ему красоту мира, живущего Богом — и завтра сами безбожники будут стучаться в ваши двери.»

    Павел, Вы уверены, что несение креста может быть таким привлекательным для безбожников? Христианства же нет без креста, если, конечно, оно не розовое.

  • Москва

    Людмила Николаевна, что есть «несение креста»? Чем оно отличается от обычных бед и скорбей, которые несут все без исключения?

  • Нижний Новгород

    Павел, если несение обычных бед и скорбей всеми без исключения ничем не отличается от несения креста христианами, то почему путь христиан назван тесным?

  • Москва

    Людмила Николаевна, так чем же оно отличается? В этом и был вопрос к вам, чтобы нам совместно разобраться с поставленной вами задачей.

  • Нижний Новгород

    Попробуем разобраться с задачей, Павел. Может быть, еще кто-нибудь захочет нам помочь. Думаю сначала нужно определить, чем жизнь христианина отличается от жизни безбожника и каковы их жизненные цели. Безбожниками будем называть всех нехристиан, включая атеистов и тех, кому их Бог позволяет жить так, как им хочется, ничего с них не требуя. Цель христианской жизни Вам, конечно, хорошо известна. Это спасение, то есть обожение. Цель жизни безбожника — земное счастье. Средства достижения этих целей, как Вы понимаете, тоже различаются. Для христиана это — исполнение заповедей, пост, молитва, покаяние, смирение, отвержение себя, подчинение своей воли воле Бога. Для безбожника счастье достигается другими путями. Например, как поступят в семье безбожников, решивших пожить для себя, если Бог пошлёт им незапланированного ребёнка? Скорее всего избавятся от него. А в семье христиан будут терпеть нужду и лишения, но ребёнка не убьют. Что будете делать, Вы, Павел, утром в воскресенье? Скорее всего пойдете в Церковь. А что сделает безбожник? Поедет на рыбалку или будет спать. И у меня большие сомнения, что Вам удастся убедить безбожника, насколько приятнее в новогоднюю ночь кушать салат из фасоли и соленые грибы, чем жареного поросёнка и вычитывать молитвенное правило вместо того, чтобы веселиться с друзьями. Думаю, что после этого он не только не постучится в Вашу дверь, но будет обходить её стороной.

  • Москва

    Людмила Николаевна, вы пошли не тем путём, потому что я предлагал путь короткий, рассудительный. А вы уходите в сторону демагогии, основанной на стереотипах, и потому не брезгуете приукрашивать, рисуя нам гротескно контрастные образы христиан и безбожников.

    Почему вы решили, что любой Христианин каждое воскресное утро проводит в храме, а безбожник — на рыбалке или каких-то увеселительных мероприятиях? Почему решили, что любой «христианин» склонен терпеть лишения ради своего ребёнка, а безбожник «наверняка избавится от него»? Пообщавшись поближе с людьми в храмах, вы увидите, что зачастую это вчерашние абортницы и блудницы, сегодня вставшие на путь стереотипной жизни и вдруг обретшиеся святыми. Они вычитывают свои кафизмы, причащаются через день, продолжая вместе с крестиком носить на шее амулет и плевать через плечо, когда видят кошку, переходящую дорогу. Выйдя в мир за пределы уютного храма, вы также, встретите много людей, готовых чем-то жертвовать ради других, готовых помогать другим или терпеть лишения ради собственных детей.

    Если бы вы пообщались со мной, то наверняка бы соблазнились. Вы бы узнали, насколько моя жизнь не влезает в ваши стереотипные рамки, но сколько в ней Бога и какими средствами это достигается. Далеко не еженедельным посещением храма и исполнением обязательных молитвенных правил. Христианство, о котором я говорил — не в том, чтобы ходить в сером платье до земли, говорить «спаси Господи, отче», не вылезать из церкви и вычитывать по десять кафизм в минуту. Я говорил о живом Христианстве, о живом взаимодействии Христианина с миром и с Богом, о чистоте, о горении души, о познании Бога.

    Этого нет. Люди стараются поступать по книжке, а жить не умеют, боятся.

    Может быть, потому наполнение храмов и «высокие» разговоры лощёных священнослужителей по каналу «Спас» не приводят страну и мир к добрым изменениям? Может быть, правильно отталкивает безбожников такое «христианство», правильно они обходят стороной ваши двери? Вы удивитесь, но среди них много действительно умных и честных людей, которые справедливо не выносят этого лицемерия. Которые готовы пойти за Богом, увидев добрый пример — того кто пошёл и пришёл, и каким это сделало его и окружающий его мир.

    Именно поэтому такие лицемерные «христиане» лишь отталкивают людей от Бога, а около старцев Николая Гурьянова, Паисия Святогорца и других — уверен, многие в корне меняли свою жизнь. Вот вам ответ, готовы ли безбожники к несению креста — спросите этих старцев, их примеры расскажут.

    Но рассуждать можно долго, а на мой главный вопрос вы так и не ответили. Жаль, могло бы выйти плодотворное обсуждение, а выходит очередная демагогия.

    ___

    P.S. Вы хорошо сказали по книжке (видимо, много прочитали), но кто объяснит мне на доступном языке, что такое «обожение» и от чего требуется нам «спасение»? Это холодные книжные цели, они написаны в учебниках, но никогда никому не были понятны. А истинная цель — в двух словах: огонь и жизнь. В том, чтобы загореться духом, стать воином, героем, сыном своего Отца — который Сам есть Огонь и Жизнь, Воин и Победитель. Жить Им и жить вместе с Ним, стать подобным Ему, Его сыном, а не склизким малодушным предателем. Вот постановка цели, а не это вот ваше книжное «обожение». И такая цель вполне переваривается теми, кто пока ещё не нашёл Бога.

    Вот огонь и жизнь, вот Христианство:

    Если сердце не может молиться,
    Прошепчи, как идущий на бой:
    — С нами Бог! Разумейте, языцы!
    С нами Бог! Это значит — с тобой!

    Бог с тобой — не тебе сомневаться,
    Бог с тобой — не тебе унывать.
    С нашим Богом негоже сдаваться:
    Победитель велит побеждать!

  • Севастополь

    А мне кажется, что Людмила Николаевна пошла правильным путём! Святитель Игнатий писал, что наши скорби это свойства нашего характера. И это надо понести и потерпеть. Потому наши скорби и скорби мира отличаются. Поддерживаю Вас, Людмила Николаевна и Ваш тесный путь очищения страстей и грехов! Таким путём шли и Паисий Святогорец и отец Николай Гурьянов и многие другие святые отцы. Этот путь описан в Евангелии, и Господь нас будет судить по Евангелию. Достичь Бога можно одним средством — вокруг Чаши! Других средств в Православии нет. Это и есть обожение. Может в каких других » христианских номинациях» есть другие способы. Слава Богу, нам не надо изобретать велосипед. Не понимаю, где ещё можно быть в День Малой Пасхи, если не в храме. Не получается иначе, кошки выскребают всю душу. Также не получается жить без молитвы, общения с любимым Отцом. Кошки опять так заскребут, чуть поддашься лености или расслабленности. А где же и как тогда пообщаться с тем Кого любишь? И для меня это жизнь! И для Вас, думаю, Людмила Николаевна! Преодоление себя и духовная радость! И только так и строится взаимодействие с миром. Тот, кто готов пойти за Господом будет Его непременно искать! И канал Спас, и лощённые священнослужители разве могут такому человеку помешать? Если даже советское глухое время человеку не было помехой. И абортниц, и блудниц, конечно, много в храмах, Слава Богу, Господь ради них и пришёл на землю. И всех приемлет и с амулетами, и в шортах, и в длинных серых платьях, всех, Он любит нас, терпит нас, призывает к Себе. Прощает! Сыне дай мне твоё сердце!

  • г. Жуковский МО

    Павел, вопрос всей жизни человека Вы поставили. Напишу, как понимаю. Спасение это изменение сердца от эгоистического состояния в котором оно есть на Евангельское состояние. Обожение это неизменное постоянное стояние души в добродетели.И без Бога этого не случится. Правильно Людмила Николаевна пишет о тесном пути. Господь его прошел до нас. Как говорил мой дед: Христос впереди, я за ним.
    Для меня спасение это поставить Господа на первое место в жизни ( не так:»И платим дань, от Бога откупаясь», а лучшее время для молитвы, не после всех дел,в воскресенье — в Храм, а лучше и в субботу вечером, поменьше разговаривать, побольше молиться ( недостижимый идеал для меня),стараться исполнять Заповеди независимо от своего состояния болезни или настроения или усталости), убрать с первого места себя, моё я,мои желания, мои пристрастия, мои обиды, борьбу за своё достоинство, в идеале было бы расстаться со всем этим, относиться к людям как в сегодняшнем Апостоле читали, принимать людей всех встречающихся в жизни и обстоятельства как посланных от Бога.
    Что касается прихожан и людей соблазяющих нас:
    Что нам плакать о чужих мертвецах, когда свой мертвец лежит перед нами, умерщвленная грехами душа наша.(Преподобный Макарий Оптинский)
    И неизвестно нам, как другой человек выглядит в Очах Божиих, может гораздо лучше нас.
    Сегодня читали в Храме Послание к Римлянам Святого Апостола Павла глава 12 ( лучше Апостола Павла не сказать):
    9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.18Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.19Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.20Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.21Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
    Всё это человек старается исполнять с помощью Божией, но Дух и Спасение от Господа.
    Что касается хороших людей за пределами Храма, им осталось только сделать шаг- переступить порог Храма и узнать Господа и себя.
    Не хотела писать, думаю тут за священниками слово, но это ответ, что я вообще делаю в Храме. Не делаю, а только стараюсь делать и зачем хожу в Храм.
    А вообще-то страшно: Господь спросит зачем ты ходила в Храм годами, что накопила?

  • Нижний Новгород

    «Почему вы решили, что любой Христианин каждое воскресное утро проводит в храме…»
    Павел, Вы меня не поняли: я имела ввиду не Христианина, а христианина. Знаете чем они отличаются? Первый пиитически восторженно и горделиво рассуждает о горении души, о жертве ради других и о красоте мира, живущего Богом, наивно надеясь спасти красотой мир. Второй стереотипно посещает храм каждую неделю, постится, честно вычитывает кафизмы два раза в день (а вовсе не по десять в минуту, как Вы нам нарисовали, не побрезговав гротеском), кается в грехах и эгоистично думает о собственном спасении, а не об изменении страны и мира. Простите, но я больше верю православности вчерашних блудниц и абортниц, обретшихся грешницами и искренно раскаявшихся, чем подобным Вам «Христианам», презрительно отзывающимся о них и считающим всех лицемерами.
    «Почему решили, что любой «христианин» склонен терпеть лишения ради своего ребёнка, а безбожник «наверняка избавится от него»?»
    Ещё раз: я говорила не о «христианах» и Христианах, а о христианах. Чувствуете разницу? И слово «наверняка» не употребляла. Так что не нужно перевирать мои слова, да ещё заключать их в кавычки, как цитату.

  • Нижний Новгород

    Спасибо, Вам, Лариса, за добрые слова. Только я их не заслуживаю, потому что иду правильным путем, к сожалению, только на словах.

  • Москва

    Юдина Надежда, спасибо, вы хорошо написали.

  • г. Жуковский МО

    Павел, вообще-то о чём написала лучше не писать для всеувидения, но немножко Ваше сообщение меня напугало.Вам надо с отцом Романом пообщаться, спросить совета.Надеюсь, отец Роман на меня не рассердится, что к нему направляю. А с другой стороны, к кому же ещё? Вы отцу Роману доверяете.
    И прошу Ваших молитв, отец Роман. Пожалуйста ,помолитесь обо мне.

  • Москва

    Юдина Надежда, хоть вы не переходя на личности, напишите, чем конкретно оно вас напугало. Самим своим текстом или ярлыками, которые напрашиваются и уже были навешаны прочитавшими его — как хотели прочитать, а не как оно было написано?

  • г. Жуковский МО

    Павел, есть такое выражение » в каноне».
    Напугало тем, что содержание не в каноне (это самое главное),форма- агрессивная, подчеркнут и усилен негатив в Церковных людях( священнослужителях и прихожанках), а все люди без исключения ищут в Церкви Спасения, иначе что им там делать. И вчерашняя грешница может уже сегодня стать Святой ( про последних и первых, и про работников одиннадцатого часа мы все знаем). Покаяние человека невозможно увидеть внешним взглядом, и Суды Господа для нас Тайна.
    Ничего большего Вам сказать, Павел, не могу. Мне вообще не положено распространяться о Вере, и тем более на сайте иеромонаха. Так что — к отцу Роману!

  • г. Жуковский МО

    Понятно, Павел, что Вам творчески хочется отнестись к Православной Вере. Но это, наверное, возможно только находясь на высоком духовном уровне.

  • Москва

    Юдина Надежда, ещё раз спасибо.

  • Севастополь

    Павел, может ли кто то сказать лучше и полнее чем Сам Господь? По моему здесь ответы на все Ваши вопросы о жизни, спасении, обожение.

    Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

    Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (Ин.6:53-58,63-65).

  • Брянск

    Спасибо Вам, Павел, за Ваш комментарий.
    Меня рассуждения о христианстве, как о беспрестанном несении скорбей и лишений (чем больше, тем лучше), ради малопонятного многим обожения вгоняют в уныние.
    Так же как и публичное самобичевание себя как самых грешных и недостойных.
    Христианство — это встреча со Христом в глубинах собственного сердца, переворачивающая его настолько, что именно ради присуствия Христа в своей жизни человек готов идти за Ним тесным путем, сердцем чувствуя, что потеря Христа
    — это потеря жизни.
    Вы правы, что иногда вроде умные и правильные слова не приводят к Богу , а отталкивают. А все потому, что они по книжкам, а не из опыта. Прошедшие скорбь или серьезное испытание очень бережно относятся к сердцам других людей. А не прошедшие, но утверждающие, например, что «рак — это милость Божия» могут только оттолкнуть.
    Мне очень понравились слова о христианстве митрополита Тверского Амвросия: «Христианство — это религия радости. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите — прекрасный жизненный совет дает нам святой апостол Павел (1 Фес. 5, 16-18). Люди должны видеть в нас тех, кто преображен Пришедшим в этот мир спасти человека. Плач и печаль о своих грехах мы должны оставить в горнице своего сердца, для молитвы, исповеди и дел покаяния, о которых пусть никто не знает, кроме Бога, духовника и нас самих. Прощающая Любовь Христова должна в наших глазах отображаться перед людьми и всем миром именно радостью и счастьем, улыбкой, добром и такой же любовью, с которой, не смотря на все наши ошибки и падения, принимает нас в Свои объятия Господь».

  • Москва

    Татьяна, вам спасибо за добрые слова. А то я уже почти поверил, что надо жить по книжкам и резать себя по шаблону. Что надо до посинения заниматься собственным «обожением», полностью наплевав на окружающих нас людей, и в этом вся суть Христианства.

  • Павел, Вы всё о книжках да о книжках. Ни разу не указали их названий. Насколько мне известно, христианин должен жить по Евангелию. А с самим собой бороться, вспоминая, допустим, «Невидимую брань» преп. Никодима Святогорца. Это и есть «книжки»?

  • Татьяна, Вы, как всегда, замечательно написали. Но только «всегда радоваться» можно, если Господь даёт эту радость, иначе «радость» будет натужной и только отпугнёт. Как радоваться, если человек пребывает в тяжкой борьбе с самим собой? Можно надеться, что радость когда-то её увенчает. Помните эту притчу о двух тяжко согрешивших иноках? Им дали срок для покаяния, и один всё это время плакал о своих грехах, а другой благодарил Бога за Его милосердие. И оказалось, что подвиги обоих равны.

  • Москва

    Редактор, да, я не указал их названий, потому что они в головах собравшихся, а не на бумаге. Это не Евангелие, не Послания Апостолов, не писания Святых, а негодные басни, которых заповедано отвращаться — личное поверхностное понимание терминов, давно ушедших, давно никому не понятных. Жена, почитав наши споры, смеялась — говорит: «думала, что обожение — это когда выпьешь горячего чаю», и я смеялся вместе с ней. Готов слушать об обожении от духоносного старца, но вряд ли высказывающиеся о нём здесь как о цели христианской жизни, понимают его хотя бы наполовину.

    > Напугало тем, что содержание не в каноне

    Вас тоже напугало моё сообщение? Меня больше напугали лукавые ответы к нему с переходом на личности с параллельным рассуждением об «обожении». О каком каноне речь? Если моё сообщение противоречит Евангелию, укажите на это, а если не противоречит, то почему оно «не в каноне»? А вот как раз то, что не в каноне, так это прямое отрицание Евангельских слов:

    > Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

    Но о чём можно говорить с человеком, когда в одном сообщении он утверждает, что безбожники при первой возможности «скорее всего избавятся от ребёнка», а в другом — нападает на меня за то, что я вместо «скорее всего» применил слово «наверняка», как будто оно меняет смысл сказанного? О чём говорить с человеком, который всех, кто за пределами храма считает способными к таким злодеяниям, а меня в аналогичном (только более мягком) обратном предположении обвиняет:

    > чем подобным Вам «Христианам», презрительно отзывающимся о них и считающим всех лицемерами

    О чём говорить с человеком, который нашёл сучок («скорее всего» => «наверняка») в моём глазу, а сам в своём бревна не увидел?

    Павел: Пообщавшись поближе с людьми в храмах, вы увидите, что зачастую это вчерашние абортницы и блудницы, сегодня вставшие на путь стереотипной жизни и вдруг {обретшиеся святыми}.

    Людмила: Простите, но я больше верю православности вчерашних блудниц и абортниц, {обретшихся грешницами и искренно раскаявшихся}, чем подобным Вам «Христианам», {презрительно отзывающимся о них} и считающим всех лицемерами.

    Общение с такими собеседниками — болото, в котором увязаешь: надавишь в одном месте, и оно вылезет в десяти других. Пусть они расскажут нам о тех книгах, которыми пользуются. Или снова будет так, как уже однажды было, когда свою собственную ошибку при прочтении книги человек серьёзно выставлял в качестве аргумента к её опровержению?

  • Нижний Новгород

    Думаю, что не надо впадать в крайности и утрировать. Беспрестанное несение скорбей и лишений мало кому по силам, а кому по силам, то это опять же благодаря Богу, а не самому человеку. Но также не стоит считать, что христианство — это сплошная радость и красота. Как правильно заметила Ольга Сергеевна, не очень то получается радоваться и думать о красоте, когда борют страсти и не грешить не получается. Христианство — это дополнительный труд, в частности — регулярные молитвы (как сборные, так и домашние), участие в Таинствах. Кроме того, это дополнительные лишения, в частности — пост. Всё это могут нести с радостью (или без особой радости, но все же нести) только люди, уже встретившиеся со Христом, а не розовые христиане, то есть те, кто увлекся показом красоты и возомнил, что он Христианин. Опять же не стоит забывать, что привлечь кого-то ко Христу может только Отец Небесный, но никак не человек, показавший безбожникам «красоту мира, живущего Богом». Об этом я и хотела сказать. Что касается публичного самобичевания, то это, как мне кажется, в большинстве случаев — обратная сторона гордыни.

  • Нижний Новгород

    «Несение креста» христианами отличается от обычных бед и скорбей , которые переживают все без исключения тем , что христиане скорби и беды » несут» ради Христа. среди т н безбожников полно хороших людей, а среди христиан дряни полно, ну и что. Спасутся не хорошие люди , а верующие во Христа,которые смирились ради Христа и ближнего полюбить сумели Благодатию Божиейи ради Христа.
    Вы , Павел, первый предложили этот термин- безбожник и предложили порассуждать, а потом «запинали » собеседницу, потому что Вы моложе, умнее, начитанее , потому что мужчина. Назвали нашу аудиторию болотом. Ну батюшка отец Роман как то нас терпит с Божией помощью. Простите, если, что не так сказала.

  • Москва

    Елена, если я моложе и умнее, и это так заметно со стороны, то почему бы просто ко мне не прислушаться вместо того, чтобы постоянно вилять, уводя разговор с одной темы на другую и не отвечая на вопросы прямо?

    — Также, покажите то место, где я назвал здешнюю аудиторию болотом.
    — Также, покажите то место, где я первым начал спор, который до сих пор ведётся.
    — Также, покажите то место, где я «запинал» собеседницу за использование именно этого термина (да и вообще «запинал»).

    > Простите, если, что не так сказала.
    Прощаю.

  • Нижний Новгород

    Если бы мне хотелось к Вам пр слушаться, я бы промолчала. Показывать Вам не буду, написала, что написала, очень удивилась, что Вы женат, я думала Вы спустились со звезды и давай всех обличать.

  • Нижний Новгород

    Эк Вас прорвало, Павел. Сколько лестных слов наговорили и даже моим отчеством решили пренебречь вопреки своему обыкновению обращаться к людям так, как они представились в комментариях. Но мне почти не обидно, потому что ждала чего-то подобного ещё вчера. А вот на предыдущий Ваш комментарий, где Вы меня обвинили в демагогии, обиделась, потому что не ждала этого от Вас. Вот Вам и красота мира, живущего Богом. Надеюсь, что Вы теперь понимаете, что до красоты как мне, не живущей Богом, так и Вам, считающим, что в Вашей жизни Его много, ещё очень далеко.

  • Москва

    Друзья, обожение идёт полным ходом, приятно посмотреть. Главное, не останавливайтесь.

  • Нижний Новгород

    Всем, кто хочет понять, что означает обожение (оно же — спасение): «Самая суть православного учения о спасении заключается в обожении человека, которое, в свою очередь, и заключается в том, что Бог вселяется в человека посредством Своей благодати и сверхъестественно действует через него». (А.В. Буздалов. «Августианство и полупелагианство», стр.78)
    Правда, это объяснение тоже «книжное», так что, возможно, кому-то не понравится.

  • Севастополь

    Павел, у Вас видимо духовный кризис? Мира нет в Вас. Вы язвительны, не замечаете? Заводитесь с полуслова. Вы хотите, чтобы все кто здесь с Вами ведёт дисскусию согласился с Вами. А зачем Вам это? Ну не та аудитория, не оценила Вас, на вопросы не отвечает, как Вы считаете. Остановитесь. Вас ведь жена понимает, да? Вы решили искать Господа вне воскресной литургии и молитвенных правил. Флаг Вам в руки. Это уже давно пройдено многими за 2тыс.лет. И каков итог? Если ты не верен в малом, то в большом как будешь? В блудницу никто даже из фарисеев не отважился бросить камень. А Вы уже. Ну и так далее. По Вашему тексту…у меня вот Псалтирь не получается читать каждый день, только Постами стараюсь, но, когда это чтение начинаю, слёзы наворачиваются, какое богатво духовное в ней. А Вы так уничижительно написали о каких то людях, которые как Вам кажется, читают её автоматически. Ну и что из этого. Думайте о себе, на людей плевать не надо. Только зачем спасать весь мир и всех читателей сайта Ветрово?

  • Москва

    Лариса, мы в нашем текущем обсуждении доказали главное: чтение кафизм безполезно, и это уже большой шаг вперёд.

    Логика: человек читающий и не читающий находятся, как минимум, на одном духовном уровне. Доказательством служит вся история нашего спора. Разве я начал этот спор? Но я писал спокойно и всеми силами старался удержать его в русле спокойных обоснованных рассуждений.

    Я пишу спокойно, во мне нет язвительности, но «красота в глазах смотрящего» если вы её видите, то мне вас не переубедить. А вот в свой адрес её вижу, равно как и полное нежелание (или неспособность) со стороны того, кто начал этот спор, хоть как-то отвечать на мои вопросы (или за свои слова).

    Вот так было и с «блудницами» — шапок не поджигал, а сказал об одном определённом типе людей, это было ясно из контекста. Я написал об этом чуть выше, но собеседник вновь, вместо того, чтобы объяснить причину, по которой так явно переврал мои слова, увёл тему в совершенно другую сторону, привязавшись к тому, что я, якобы, пренебрёг отчеством. А главный вопрос, как и все остальные в споре, остался без ответа.

    Но да, это я язвительный, и я «запинал» собеседников, потому что я мужчина (аргумент не мой). И раз уж в ход пошли такие аргументы, ничто не ново под солнцем — не ново и то, когда жёны пытаются спорить без аргументов, уязвляют мужей за неимением таковых и потом их виноватят. А если я в чём не прав, аргументируйте свою точку зрения, потому что спор — это место аргументов, а не криков.

    И объясните мне кто-нибудь, наконец, как это, по уставу припадающий к богатства Псалтири оказался ничем не лучше не припадающего? Или две кафизмы в день, всё же, мало?

    А также, объясните, с чего вы все взяли, что я ищу Господа вне Литургии и молитвенных правил. Опять прочитали мои слова на свой лад?

  • Павел, мне не хотелось вмешиваться в вашу переписку, потому что на сайте достаточно разумных собеседников, следила за ней краем глаза. Но, раз Вы спросили о том, напугало ли меня Ваше сообщение тем, что его «содержание не в каноне», попробую его кратко прокомментировать.

    «Пообщавшись поближе с людьми в храмах, вы увидите, что зачастую это вчерашние абортницы и блудницы, сегодня вставшие на путь стереотипной жизни и вдруг обретшиеся святыми. Они вычитывают свои кафизмы, причащаются через день, продолжая вместе с крестиком носить на шее амулет и плевать через плечо, когда видят кошку, переходящую дорогу».

    Не знаю до тонкостей душ «вчерашних абортниц и блудниц», но это грехи очень серьёзные, травмирующие человеческую душу. Образ покаявшейся блудницы — та, которая омыла ноги Христа слезами. Если такая женщина кается по-настоящему, она встречает Христа, и в этой встрече нет места стереотипам и всем тем глупостям, которые Вы описываете.

    «Если бы вы пообщались со мной, то наверняка бы соблазнились. Вы бы узнали, насколько моя жизнь не влезает в ваши стереотипные рамки, но сколько в ней Бога и какими средствами это достигается».

    Кто Вам сказал, что в Вашей жизни «столько Бога»? Сдаётся мне, что святые не бросали таких слов на ветер, хотя Бог, безусловно, в их жизни был. Не слышала таких слов и ни от кого из ныне живущих монахов, священников. Если в Вашей жизни Бога действительно «столько», то поделитесь теми средствами, которыми Вы этого достигаете, как преп. Серафим Саровский поделился с Мотовиловым. Как бы там ни было, это заявление кажется предельно нескромным, и это особенно удивительно потому, что обычно Вы ведёте себя очень деликатно. Почти такую же нескромность Вы допустите дальше: «Если я моложе и умнее, и это так заметно со стороны, то почему бы просто ко мне не прислушаться».

    «Далеко не еженедельным посещением храма и исполнением обязательных молитвенных правил».

    А что же Вам тогда понравилась цитата из Апостола, которую привела Татьяна? Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь… Вам не кажется, что «радуйтесь» и «непрестанно молитесь» вещи взаимосвязанные? Посещение Храма и молитвенное правило — только часть этой непрестанной молитвы, на которую мы можем опереться. В Храме для молитвы создано всё, молиться за Литургией, мне кажется, проще, чем понуждать себя к этому в других обстоятельствах — там этому помогает всё. Всегда благодарна, например, чтецу, который вычитывает в Храме молитвы после Святого Причащения, потому что сделать это дома лично мне труднее.

    «Христианство, о котором я говорил — не в том, чтобы ходить в сером платье до земли…»

    Ходите в белом.

    «…не вылезать из церкви и вычитывать по десять кафизм в минуту».

    Фух, ну и планку Вы задаёте. Неужели Ваши «средства достижения», о которых Вы писали выше, ещё более суровые?

    «Я говорил о живом Христианстве, о живом взаимодействии Христианина с миром и с Богом, о чистоте, о горении души, о познании Бога».

    И мы о том же. Как всему этому может помешать еженедельное посещение Храма? Оно, наоборот, этому способствует.

    «Может быть, потому наполнение храмов и «высокие» разговоры лощёных священнослужителей по каналу «Спас» не приводят страну и мир к добрым изменениям?»

    Расскажите «лощёным священнослужителям» о сером платье в пол и десяти кафизмах в минуту, и они согласятся с Вами, что это лицемерие. Скажут, что это вчерашний день, не обязательно, а главное — это любовь. Они вполне могут оказаться Вашими единомышленниками в вопросе о лицемерии.

    «Именно поэтому такие лицемерные «христиане» лишь отталкивают людей от Бога, а около старцев Николая Гурьянова, Паисия Святогорца и других — уверен, многие в корне меняли свою жизнь».

    В Церкви, конечно, есть и лицемерие, но оно появлятеся не потому, что человек слушается голоса Церкви, ходит на Службы, читает кафизмы и т. п. Все старцы ходили на Службу, вычитывали правило и учили этому других. По-Вашему, это стереотип?

    «Вы хорошо сказали по книжке (видимо, много прочитали), но кто объяснит мне на доступном языке, что такое «обожение» и от чего требуется нам «спасение»? Это холодные книжные цели, они написаны в учебниках, но никогда никому не были понятны. А истинная цель — в двух словах: огонь и жизнь».

    Спасение требуется в том числе и от себя самого. Если кому-то не нужно спасение, но нужен огонь, то участь его плачевна. Не мне писать Вам об обожении. Могу только сказать: бесконечно жаль, что такая возможность дана каждому, но почти все проходят мимо, не обращая внимания на главный Божий дар. А ведь жизнь у нас только одна.

    «В том, чтобы загореться духом, стать воином, героем, сыном своего Отца — который Сам есть Огонь и Жизнь, Воин и Победитель. Жить Им и жить вместе с Ним, стать подобным Ему, Его сыном, а не склизким малодушным предателем».

    Захотелось цитировать Толкиена, можно взять почти любое место:

    «Часто в былые времена уходил он на восток, через горы, и возвращался со своим воинством к холмам и равнинам. Он охотится на чудовищ и злобных тварей, любит скакунов и псов, и все деревья ему милы, почему и называют его Алдарон, а на языке синдар – Таурон, Владыка Лесов. Коня его зовут Нахар, снежно-белый он в лучах солнца, а ночью сверкает серебром. Могучий рог Оромэ прозывается Валарома, звук его подобен Солнцу, встающему над землей в алом зареве, или молнии, пронзающей тучи. Громче всех рогов его воинства звучит он в лесах Валинора, выращенных Йаванной: там учит Оромэ свою свиту и своих зверей преследовать злобных тварей Мелькора. Жена Оромэ – Вана, Вечно Юная, младшая сестра Йаванны. Когда ступает она по земле, повсюду вырастают цветы и раскрывают лепестки под ее взглядом; и все птицы встречают ее приход песней».

    «Вот огонь и жизнь, вот Христианство:

    Если сердце не может молиться,
    Прошепчи, как идущий на бой:
    — С нами Бог! Разумейте, языцы!
    С нами Бог! Это значит — с тобой!

    Бог с тобой — не тебе сомневаться,
    Бог с тобой — не тебе унывать.
    С нашим Богом негоже сдаваться:
    Победитель велит побеждать!»

    Автор этих строк вычитывает правило и не только ходит на Службу, но и сам совершает её.

    «А то я уже почти поверил, что надо жить по книжкам и резать себя по шаблону. Что надо до посинения заниматься собственным «обожением», полностью наплевав на окружающих нас людей, и в этом вся суть Христианства».

    Соблюдать Заповеди — «жить по книжкам и резать себя по шаблону»? Есть правила дорожного движения. Если водитель соблюдает их, не давит людей и не врезается в столбы, ужимая свою «творческую» натуру, то это не значит, что он режет себя по шаблону. Он может ехать, куда хочет, и при этом молиться, или петь, или разговаривать с тем, кто сидит рядом. Душа его свободна.

    «Редактор, да, я не указал их названий, потому что они в головах собравшихся, а не на бумаге. Это не Евангелие, не Послания Апостолов, не писания Святых, а негодные басни, которых заповедано отвращаться — личное поверхностное понимание терминов, давно ушедших, давно никому не понятных».

    То есть это книжки наших сердец? В них могут быть не только негодные басни, а личный опыт, который бывает бесценен и к которому можно прислушаться.

    «Готов слушать об обожении от духоносного старца, но вряд ли высказывающиеся о нём здесь как о цели христианской жизни, понимают его хотя бы наполовину».

    Обратитесь к духоносному старцу.

    «О чём говорить с человеком, который всех, кто за пределами храма считает способными к таким злодеяниям».

    Может быть, человек, которого Вы имеете в виду, и сам ещё не вошёл до конца в Церковь.

    «Пусть они расскажут нам о тех книгах, которыми пользуются».

    Павел, Вы извели меня разговорами о каких-то книгах. В наше время люди читают очень мало, а какие-то вредоносные книжки, по Вашим словам, губят читателей на корню. Напишите рецензию на эти негодные книги, может быть, мы её опубликуем.

    Павел, в заключение. Ваши слова о необязательности церковной жизни (так, как её понимает большинство) говорит о том, что Вы ею не живёте (или не очень живёте). Вы правы, лицемерие мерзко, но без Церкви нет спасения. Можно вести церковную жизнь и не быть лицемером. Конечно, можно гордо из Церкви уйти и потом десятилетиями выписывать круги вокруг да около, чтобы на краю могилы одуматься и схватиться за голову. Есть такое грустное стихотворение Евгения Баратынского:

    Старательно мы наблюдаем свет,
    Старательно людей мы наблюдаем
    И чудеса постигнуть уповаем.
    Какой же плод науки долгих лет?
    Что наконец подсмотрят очи зорки?
    Что наконец поймет надменный ум
    На высоте всех опытов и дум,
    Что? — точный смысл народной поговорки.

    Только в нашем случае это не поговорка, а осознание того, что Церковь — хранительница Истины, в ней Христос, и без Него, без Таинств мы ни на что не способны. Да, Вы имеете право на то, чтобы потратить жизнь на это осознание. Но, оглянувшись назад, увидите много поваленных столбов и сбитых людей, из которых не все выжили. Лучше прислушаться к тем, кто уже имеет какое-то представление об этом пути: духоносным старцам (если их не найти в реальности, то в «книжках» точно можно), святым.

    Есть, правда, ещё один вариант: не одуматься и так в гордости и умереть. Предпочтя выдуманный «героический» путь тому Пути, который заповедал нам Христос.

  • Брянск

    Ольга Сергеевна, у христиан всегда есть повод радоваться, потому что Христос воскрес и даровал нам Вечную жизнь. И даже во время тяжелых испытаний нам есть на Кого уповать и к Кому идти за утешением.
    Просто по гордыньке, принимаемой за благочестие мы иногда впадаем в крайности, пытаясь поднять непосильную ношу и вместо того, чтобы просто стараться жить по Божьим заповедям в тех условиях, в которые нас поставил Господь (жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать…) читаем книги написанные монахами для монахов и выдумываем себе тяжкую борьбу с самими собой.

  • Татьяна, Вы описываете идеал. Если у Вас всегда получается радоваться о Христе, то, мне кажется, это Божий дар. Для меня утешением были слова митр. Афанасия Лимассольского о том, что человек не может радоваться, когда находится в борении, что это ложь. Отлегло от сердца, потому что обычно в Храме вижу одни улыбки, но улыбаться против воли трудно. И, хотя мне очень дорог преподобный Амвросий Оптинский, песня «Жить — не тужить» кажется глуповатой.

    https://www.youtube.com/watch?v=astVASM3fto

    Думаю, в устах старца эти слова звучали совсем иначе. Говорят, от стихов, которые читал людям отец Николай Гурьянов, они плакали, но когда видишь их напечатанными в книге, они уже не имеют такой силы.

    Все мы разные люди, но мне кажется, если не бороться с собой, превратишься в грязную лужу, как Гингема.

  • Брянск

    Дорогая Ольга Сергеевна! Павел пишет о живой вере во Христа и нигде не отрицает важность и необходимость посещения Храма, Таинств, молитв… Большинство просто истолковало его слова на свой лад.
    В жизни бывают разные ситуации. Читала как у одного батюшки спрашивали как молиться в больнице? И вот пишет он из опыта:
    — Лежишь в больнице, когда не больно, но скучно и тоскливо, лечишь тоску акафистами, а когда обследования всяческие начинаются, страх нападает, тут уже не до акафистов, Иисусова молитва с уст не сходит, и к Божией Матери обращение «Пресвятая Богородица, спаси нас», а когда больно (операция, процедуры болезненные), то только на призывание имени Христова сил хватает. Прямо вот так: Христос! Христос! А бывает момент, когда душа изнемогает и вера одним умом держится, тогда из сердца вопль вырывается, Господи, пожалей меня»…
    И где здесь правило, которого если не исполнишь, кошки заскребут? А если лежишь в больнице или не можешь оставить больного в то время, когда идет воскресная Литургия? Тоже кошки?
    Павел поделился сокровенным — присутствием Бога в своей жизни. Это не бахвальство и не бросание слов на ветер. Это очень личное. Для чего это обсуждать сравнивая со Святыми отцами?
    Павел — глубоко верующий человек. Это видно по его комментариям и не только в этом обсуждении.

  • Брянск

    Ольга Сергеевна, какой смысл Вы вкладываете в слова «бороться с собой»?

  • Бороться со своими страстями. Что касается Павла, то пусть он сам ответит, что он имел в виду.

  • Севастополь

    Дорогая Ольга Сергеевна, спасибо за комментарии и особенно предпоследний, так, как Вы можете написать, нам не дано! Спасибо за то, что подвели черту. Всё метали бисер, метали, по отдельным предложениям главного спорщика. А, когда всплыли все его цитаты, в Вашем объёмном комментарии, улыбнулась. Заблудился брат! Не каждый, видимо понял, с каким Павлом имеет дело. А это и читатель, и автор сайта, оказалось. Тем тяжелее на душе.

    《И объясните мне кто-нибудь, наконец, как это, по уставу припадающий к богатства Псалтири оказался ничем не лучше не припадающего? Или две кафизмы в день, всё же, мало?》

  • Брянск

    С какими страстями и как должен бороться христианин живущий в миру? Ответьте, пожалуйста, своими словами, без цитирования Святых отцов.

  • Можно вольной борьбой, можно боксом, но, по-моему, на мечах красивее. С теми, которые напали первыми.

  • Москва

    Редактор, спасибо за такой подробный комментарий, в нём есть интересные мысли, а с чем не согласен, аргументирую.

    1. Все ваши аргументы о посещении храма и исполнении правил требуют ответа на этот главный вопрос: где я писал, что всё это не нужно или что я этого не делаю? При встрече с вами я, кажется, упоминал, что храм (по возможности) посещаю и молитвы читаю; какие — тоже говорил. Моё сообщение было о том, что это не главное, и ни посещение храма, ни чтение кафизм само по себе не делает человека лучше. Что, в общем, показал и весь спор в данной теме.

    2. Абзац, посвящённый блудницам, нужно читать с учётом предыдущего сообщения — он написан в качестве контраргумента к мысли оппонента о безбожниках. И опять — ни посещение храма, ни жизнь вне церкви не гарантируют одинакового поведения всех людей, поставленных в ситуацию, описанную оппонентом. Однако, пример, описанный оппонентом, вижу более страшным и, к счастью, нереалистичным — свой зеркальный пример, я всё, же, постарался сгладить.

    3. > Кто Вам сказал, что в Вашей жизни «столько Бога»? Сдаётся мне, что святые не бросали таких слов на ветер, хотя Бог, безусловно, в их жизни был. Не слышала таких слов и ни от кого из ныне живущих монахов, священников.

    И снова неверно понято написанное. Допускаю, что здесь есть двусмысленность: вхождение Бога в жизнь человека или устремление человека ко взаимодействию с Богом — разные вещи, но оба этих фактора требуют отдельной оценки. Это становится более понятным, если не рассматривать всё моё сообщение как отвергающее храм и молитву. В моей жизни много устремления к Богу, но её по определённым причинам нельзя вместить в стереотипные рамки, и потому это устремление достигается не хождением в храм или молитвенными правилами, а другими средствами. Храм и молитва, думаю, его только поддерживают.

    Не скрою, в данный абзац помещены оба фактора, в том числе, и вхождение Бога в мою жизнь. Кто мне сказал, что Его там столько? Я это знаю. А сколько это «столько» — ни я, ни вы, не уточняем, потому что это вопрос второстепенный. Главное — чтобы путь вёл к Богу, и он ведёт.

    > Если в Вашей жизни Бога действительно «столько», то поделитесь теми средствами, которыми Вы этого достигаете, как преп. Серафим Саровский поделился с Мотовиловым.

    Это те рамки, в которые меня поставил Сам Бог, их афишировать не стану, в том числе и потому, что речь в сообщении идёт о личном опыте, а не общих алгоритмах. Но снова обращу внимание на то, что в данной фразе имеется в виду не столько наличие Бога в жизни человека, сколько направленность самой жизни человека к Нему. И такое понимание снова гармонично вписывается в общий посыл моего сообщения: «вычитывание псалмов и хождение в храм (не рассматриваем вопрос церковных Таинств) — не главные средства на пути к Богу». А иногда, наоборот, могут отдалять от Него. Какое тогда это средство? Личная воля человека, потому что в одних и тех же условиях один пойдёт к Богу, а другой — отвернётся от Него, и никакие кафизмы не спасут.

    Допускаю, что здесь есть действительная двусмысленность, но при таком прочтении, которое я указал выше, моя мысль всё ещё выглядит нескромной?

    4. > Почти такую же нескромность Вы допустите дальше: «Если я моложе и умнее, и это так заметно со стороны, то почему бы просто ко мне не прислушаться».

    В чём здесь нескромность? Мне мой ум поставили в укор, притом, не я привёл данный пример. Разве в нормальном обществе не принято прислушиваться к людям, обладающим этим качеством? А, прислушавшись, при несогласии, логически аргументировать своё несогласие. Это обычная логика. Однако, вместо этого, человек буквально пишет: «Вы умнее, но я к вам прислушиваться не собираюсь» — вот эта позиция мне уже непонятна.

    5. > А что же Вам тогда понравилась цитата из Апостола, которую привела Татьяна? Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь… Вам не кажется, что «радуйтесь» и «непрестанно молитесь» вещи взаимосвязанные?

    Вы сами ответили на свой вопрос:

    > Посещение Храма и молитвенное правило — только часть этой непрестанной молитвы

    Значит, есть и другие ситуации, в которых человек может проявить своё молитвенное расположение. Вы пишете: «молиться за Литургией, мне кажется, проще, чем понуждать себя к этому в других обстоятельствах», но все люди и обстоятельства разные. Мне молиться в храме не проще по ряду причин, и это правда. И также, по ряду причин есть другие обстоятельства в которые я помещён Богом, и которые, реально, требуют молитвы. Такая молитва идёт от души, и потому я ценю её больше, чем молитву по правилу, но без молитвенного чувства. Хотя, повторюсь, и второй не отрицаю. В том числе, Благодарственные молитвы читать дома мне намного проще, потому что дома я могу уединиться, а мой мозг устроен именно так, что в уединении я достигаю большей концентрации.

    6. Пропускаю часть сообщений, относящихся к стереотипам, необходимости молитвы и т.д. Об этом написал выше.

    7. > Если кому-то не нужно спасение, но нужен огонь, то участь его плачевна.

    Не понял, к чему это.

    8. > Ходите в белом.
    > Захотелось цитировать Толкиена, можно взять почти любое место
    > Обратитесь к духоносному старцу.

    Неуместные шутки, так как мои сообщения были написаны серьёзно. Зная меня, вы можете делать скидку на мой образный слог, и тогда таких проблем не возникнет. Хотелось бы избежать таких шуток в данном обсуждении.

    9. > Автор этих строк вычитывает правило и не только ходит на Службу, но и сам совершает её.

    И это хорошо.

    10. > Соблюдать Заповеди — «жить по книжкам и резать себя по шаблону»?

    Я где-то высказывался против соблюдения Заповедей?

    11. > Может быть, человек, которого Вы имеете в виду, и сам ещё не вошёл до конца в Церковь.

    Тогда призываю этого человека не спорить до потери сознания (без аргументов), а продолжить своё вхождение в Церковь.

    12. > Ваши слова о необязательности церковной жизни (так, как её понимает большинство) говорит о том, что Вы ею не живёте (или не очень живёте).

    Нужно привести конкретные слова, где я говорю о необязательности церковной жизни. И нужно, также, прийти к какому-то общему мнению, что мы подразумеваем под этим понятием. Потому что мои слова были нацелены именно на то, что далеко не все понимают данный термин правильно или хотя бы одинаково.

    ___

    В общем, ваш комментарий — есть как раз пример аргументированного спора. Спасибо. Но был бы благодарен, если бы вы делали скидку на мой образный слог там, где очевидна образность описанного. А так как я пишу именно из опыта (и никогда без наличия его не пишу), то мои слова далеко не всегда могут звучать «гармонично» для стереотипизированного книгами слуха. Это не значит, что я не молюсь, не хожу в церковь, не читаю Библию, писаний святых, древних патериков и всего остального. Но на первое место в своей жизни ставлю именно личный опыт — без наличия этого опыта говорить о высоких вещах типа «обожения» не дерзну, хотя, конечно, знаю, что под этим подразумевается. А если вы в моём сообщении видите слова о «духе воина», «огне» и другие подобные образы — это означает только, что Бог повёл меня этим путём, и вот я описываю то, до чего я в данный момент дошёл. Это не место для шуток про Толкиена.

  • Брянск

    Понятно, что это шутка. Но все же это серьезная тема. И получается, что серьезный ответ своими словами без цитирования про славолюбие и сребролюбие не так просто дать.

  • Павел, подытожьте, чего Вы хотите? Желательно в одном-двух предложениях. Вы начали этот пространный разговор, задели нескольких человек и утверждаете, что мы Вас не поняли. Возможно, дело в слишком пространных рассуждениях. Скажите кратко.

  • Татьяна, есть ещё чревоугодие, но не хотелось бы о настолько личном.

  • Брянск

    Пусть не о личном.
    Вот если человек работает с утра до вечера, очень часто не имея возможности нормальнто поесть за день и, к примеру, в выходной побалует себя и свое семейство чем-то вкусным, то это та самая страсть чревоугодия с которой нужно бороться?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // // // // // // // // // // // // //