Профессия актера берет истоки свои в глубокой древности. В античной Греции искусство сие достигло классического уровня в знаменитых трагедиях Еврипида и других великих мастеров. Все чувства, проблемы и переживания, отображенные в драматическом искусстве следующих веков, имеют место в драме Античности. Там показаны многие нормы нравственности, к которым должен стремиться человек, его долг перед обществом, перед богами, перед близкими, перед властью.
На Руси предшественниками лицедеев были скоморохи — люди, потешавшиеся и глумившиеся над властью, церковью, семьей и другими общественными ценностями (недаром в сербском языке актер — это глумец). Народ русский сложил немало пословиц и поговорок о них, например «Бог дал попа, а черт — скомороха». Профессиональный театр начал формироваться в Петровское время, когда много зла было посеяно на Земле Русской (правда, первый камень в оное дело заложил еще Алексей Михайлович). Значительное место в искусстве драматическом имели крепостные театры, в которых актрисы зачастую использовались дворянством для удовлетворения похоти плотской (отчасти поэтому в сознании народном они были подобны падшим женщинам). Конечно, в этом не только их вина, но, согласно пословице, «сука не захочет — кобель не вскочит». В рассматриваемом периоде времени крестьянки искали в этом способ улучшения своего материального положения, поэтому шли в театр. Но общество того времени, в отличие от нынешнего, как мы уже заметили, относилось к актрисам как к падшим женщинам, а к актёрам и музыкантам — как к шутам и потешникам. Насчет балалаечников, скрипачей и других служителей искусства музыкального уместно вспомнить истории становления многих русских композиторов — родители их мудрым умом своим осознавали, что бренчание на рояле — не мужское занятие, и повелевали чадам идти в офицеры и т.д. Были несомненно правы, ибо души детей старались сохранить от зла великого. Великий писатель Тургенев писал об этом в романе «Дворянское гнездо».
Святая Церковь всегда осуждала театр — и в античности, когда, казалось бы, это искусство достигло классических высот, и в Средневековье (на уровне скоморохов и шутов), и в Новое время — когда гремели имена Щепкина, Островского, Ермоловой и многих других. В православной традиции актёров всегда хоронили за церковной оградой, как самоубийц — ибо актер убивает в себе первообраз, вживаясь в различные, в том числе безнравственные, образы. Надевая маски, он теряет лицо человеческое. Артист не имеет права стать восприемником при Таинстве Крещения, актриса не может выйти замуж за будущего священника, даже будучи девственницей (разумеется, в телесном смысле, ибо трудно говорить о чистоте духовной, когда актриса показывает тысячам людей свои ноги и обнимается с десятками, если не с сотнями). Подобно жрецам языческих культов, лицедеи отлучались от Святого Причастия, ибо они также были идолопоклонниками и служителями Муз, которые, по единогласному учению Святых Отцов — бесы. Поэтому в Священном Предании Церкви театр обозначается как «школа страстей» (святитель Иоанн Златоуст), «школа мира сего и князя мира сего» (праведный Иоанн Кронштадский). Деньги, отданные за театральные билеты, признавались жертвой бесам (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Это всё может показаться мракобесием, но стоит сходить в театр и прислушаться к сердцу своему — что услышите вы? Чистоту сферы чувственной, благоухание нравственности или мудрость духовную? Нет, почувствуете вы там утончённый дух блудодеяния (недаром женщины так любят соблазнительно наряжаться именно в театре), обмана, лжеучения, неповиновения властям и старшим, перемешанный с запахом табака и вина. Не Божественный это дух! А, как сказано в Писании, ничто нечистое не войдет в Царствие Божие. Итак, истинный православный христианин не пойдет в театр. Это — вертеп бесовский, филиал церкви сатанинской. Неслучайно, заметьте, искусство артистическое играет колоссальную роль в демонических и шаманских культах!
К театру очень близка музыка. Это самое всепроникающее искусство. Человек не успевает подумать, как новые и новые чувства овладевают душой. Но каковы они — благоговейные, духовные? Нет — это гордыня, похоть, гнев, чревоугодие и другие страсти бесовские. Музыка помогает театру внедрять разврат в души человеческие, чтобы отдать их в жертву дьяволу и ангелам его. Насчёт внутреннего духовного родства музыки и театра написано немало могу порекомендовать свои статьи — «Дума о музыке», La musica (мысли о музыке из переписки с друзьями). На практике это заметить можно по поведению женщин и девушек, которые трудятся на поприще музыкальном. Эмоциональный интеллект у них развит сильнее, ибо профессия накладывает сильнейший отпечаток на развитие личности. Если пообщаться с таковыми — то замечается сразу их чрезмерная обидчивость, неопределенность в намерениях, стремление играть какую-то роль — скромницы, или, напротив, роковой женщины (воистину же отличаются они сладострастием непомерным, стоит лишь узреть их одеяния во время выступлений). Приведу пример из их же репертуара. В известной оперетте «Севастопольский вальс» командира роты во время войны предала жена, которая училась в то время в консерватории и была певицей оперной. Когда они встретились после войны, офицер сказал изменщице в ответ на попытки оправдаться: «Вы и в жизни хотите быть актрисой». Вот — их сущность! Заметьте, друзья, не санитарка бросила мужа, не учительница, не врач, не инженер, не библиотекарь, не машинистка, не телефонистка, а именно актриса! Впрочем, для них жизнь — это игра, и измена это просто замена партнера по сцене. И больше ничего. На мой взгляд, нормальный мужчина не станет связывать жизнь с актрисой театра и, тем более, кино, ибо все они в глубине души своей — падшие (часто и продажные) женщины, ибо, как мы уже сказали, нельзя оставаться духовно чистою, обнимаясь с множеством партнеров.
В настоящее время, чудовищное по безнравственности своей, актеры стали едва ли не цветом общества нашего. Забыли люди русские, что Российская империя развалилась во многом из-за интеллигентов и театралов безбожных! Горьким может быть напоминание об этом! А ведь тогда еще театры были под контролем государства. А что теперь! Режиссеры богомерзкие хвалятся безнравственностью своих постановок, чтобы набрать большее количество билетов и привлечь пресыщенного зрителя. Актрисы ведут себя как блудницы окаянные! Я — христианин православного исповедания, но мне нравится пример Иранского государства, где вера мусульманская чётко регламентирует нормы жизни общественной. … Христиане — малое стадо, и они должны своей жизнью показать, что есть истинная нравственность и чего достоин человек в действительности…
декабрь 2015 г.
3 кратких реплики для моих оппонентов
В ответ на критику музыки, театра, высказанную Святыми отцами и Вселенскими соборами, мы часто слышим: данный отец говорил не обо всём театре, а о его проявлении в то время, не о конкретных произведениях этого искусства, не обо всей музыке, а об отдельном направлении [подразумевается: «Я не такая, я жду трамвая»]. Или, что этот святой говорил от недостаточного знания современного состояния сцены.
Но:
1. Святые Отцы были образованнейшими людьми своего времени. Они прекрасно знали искусство и литературу своего времени. В их переписке, других творениях нередко встречаются аналогии из светской литературы, имена героев и т.д. Поэтому им было трудно что-то упустить, а если это и было возможным по причинам техническим, их духовное зрение сразу восстанавливало общую картину.
2. Театр осуждался не за безнравственные пьесы, если бы дело было бы в этом, соборные постановления звучали бы: посещающий непристойные зрелища… отлучается, лишается общения Церковного и т.д. А они говорят вообще о зрелищах. Вообще о театре. С такой логикой, по которой оправдывают театр, получается интересная картина: театр был осуждён, но, например, рисование — нет (хотя в живописи сладострастных образов было гораздо больше, чем в театре, по крайней мере, в старые времена). Сама духовная суть сценического искусства, её внутренняя составляющая противоречит Преданию Православной Церкви.
3. Музыка осуждалась как имитация тварности, попытка имитации звучания природы, тоже в какой-то мере принятия на себя личины.
11 июня 2016 года
* * *
«Христианская церковь отрицала театр решительно и ригористично:
1). Как порождение язычества, духовно связанного с ним системой ценностей, культом чувств и языческо — космическим мировосприятием;
2). Как метод имитации истины: царство мнимости и видимости, где на самом деле владычествует ложь;
3). Как школу страстей, т.е. душевных страстных эмоций человека ( создание особого изощренного культа аффективных состояний и тонких нервно-психических переживаний);
4). Как разрушение личности ( искусство заменять лицо личинами). Театр дает направление. Стиль и метод, опыт и привичку играть не только у артистов, но и у зрителей. Он делает людей артистами в их повседневной жизни, между тем как христианское покаяние требует от человека противоположного — очищения души от всего чуждого и наносного. От грима и масок, в которые облекают ее мечтательноть и гордыня.
Церковь в самой высшей своей инстанции — на Вселенских и Поместных Соборах осудила театр. Профессия артиста приравнивалась к изготовителям идолом. Постановления Эльвирского Собора (300-й год), и Африканского (408-й год) запрещали крестить актера, до тех пор порка он даст обещание навсегда оставить свое ремесло. Собор Арле (314-й год) установил отлучать актеров от причастия. А Карфагенский Собор в 397-м году постановил принимать бывших актеров в церкви только после публичного покаяния. Христианские апологеты в своих произведениях бичевали театр наряду с цирком, где происходит сражения гладиаторов и массовые убийства христиан. Знаменитый Тертуллиан писал, что в театре при свете дня совершаются дела ночи.
18-е правило Поместного Карфагенского Собора Запрещает христианам смотреть на зрелища. Характерно, что в тексте этого правила имеется указание, что такие запрещения существовали в Церкви всегда и повсеместно.
51-е правило V1 Вселенского Собора запрещает христианам посещать театральные игры, пляски, цирковые номера с участием дрессированных зверей. Нарушающих этог правило Собор повелевает отлучать от церковного общения.
54-е правило Лаодикийского Собора запрещает священникам и церковнослужителям присутствовать на всяких зрелищах, даже если они происходят в частных домах. Это осуждение театра красной нитью проходит через всю патристику. Современная церковь не отвергла, да и не может отвергнуть ни Соборных постановлений, ни патристики (церковного предания). Иначе она отвергнет сама себя. Свое духовное тождество и нравственное единство с древней Церковью».
Архимандрит Рафаил (Карелин), «Векторы духовности» М.Лествица. 2003 г. С. 261 — 263. В Интернете: http://karelin-r.ru/books/info/6/index.html )
Иван Куклин
«Русская народная линия»
В агитационнопредвыборной команде Путина большинство было актёров и спортсменов.Возражающих просьба предоставить факты,а не свой актерский темперамент.
Дорогой Александр СПБ, пожалуйста успокойтесь! Идет пост! Зачем разбрасываться, вернитесь вовнутрь, можно ли позволить внешнему убивать свой дух. Люди заходят сюда душой отдохнуть. Благодарю, если Вы меня услышали!
В пост, может, и некстати, но не могу пройти мимо этого опуса. От большой духовности, видать, автор в одну кучу свалил весь театр, весь кинематограф и даже всю музыку. А какой смысл статьи? что предлагает автор? Хорошо, театры переоборудованы под воскресные школы, на телеэкранах показываются только проповеди и, может быть, документалистика, из музыки остаются только церковные песнопения. И что дальше? Если автор готов жить в подобном мире и духовно перерос все светское искусство, пусть сразу идет в пустыню или монастырь, но зачем предлагать это простым мирянам?
Основные выпады в статье на театр и актерство вообще, как явление заведомо непристойное и бесовское. Автор даже не допускает мысли о возможности существования христианского кино и православных актеров, да и вообще порядочных людей в этой среде. Но тогда уж пусть автор будет честным до конца и прямо назовет Шукшина, Ланового, Лапикова — глумацами-лицедеями, а Леонова — непотребным скоморохом, которые не достойны и погребения на общественном кладбище.
Одним словом, разницы между Шукшиным и каким-нибудь Серебряковым автор не видит. И «Калина красная» и «Левиафан», и советский кинематограф и современный для него, очевидно, одинаково бесовское зрелище.
В приводимых автором ссылках на постановления Соборов речь идет, в основном, о воспрещении посещений языческих зрелищ, где было богохульство и непотребство. Эти нормы автор почему-то применяет ко всему кинематографу, о возможности существования которого отцы древних Соборов не могли иметь понятия.
Посоветовал бы автору посмотреть хотя бы эти короткие фрагменты из советского кино («Степь», «Тихий Дон»):
https://www.youtube.com/watch?v=HdX7nCdQw4Q
https://www.youtube.com/watch?v=cwnnc5pdgmg
И это он отнесет к позорищу, разыгрываемому развратными лицедеями?
Или, вот, интервью Евгения Леонова:
https://www.youtube.com/watch?v=0NOq7-dZr90
И это непотребный скоморох?
Если автор судит обо всем кинематографе и театре только по современным постановкам, а обо всех актерах только по какому-нибудь современному продажному шоумену, то это будет то же самое, что судить обо всем Православии только по арх. Рафаилу Карелину.
О музыке в целом автор говорит как о бездуховном искусстве, производящем только «гордыню, похоть, гнев, чревоугодие и другие страсти бесовские». То есть, опять же, никакой разницы между Бахом и каким-нибудь Тимати автор не допускает. А что говорят св. отцы?
См. в «Лествице» Слово о чистоте (сл.15.ст.60): «Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.» Не назвал почему-то преподобный пустынник действие музыки бесовским прельщением, развращающим душу. Феофан Затворник почему-то на скрипке любил поигрывать (видимо, не знал, что этим «принимает на себя личину» и занимается «имитацией тварности»). А Давид с его музыкой? «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл,- и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него! (1 Царств, гл.16, ст.23).» Так что и в самой Библии говорится, что музыка способна производить не только похоть и гнев.
Таким образом, хотелось бы призвать автора остерегаться категоричных и крайних суждений и не выдавать собственные фобии за мнение Церкви.
Хочется дополнить последнее предложение в отзыве Виктора Клочкова: И не принимать край своего
кругозора за Конец Света…
Виктор, конечно, порядочные люди есть и в театральной среде. Переходить на конкретные личности не хотелось бы: обидно, когда в интервью человек говорит о заповедях (хотя считает, что они оставлены нам людьми, а не Богом), а в кино по-скоморошьи демонстрирует всему миру те части тела, которые принято скрывать. Это как раз и говорит о том, что театральному человеку свойственны потеря себя и внутренняя раздробленность. Верующий человек пытается обрести цельность, отсекая страсти; театральный погружается в эти страсти и погружает в них других. Чем «разнообразнее» актер, тем он интереснее. Материал художника — холст и краски, материал актера — собственная душа. Холст и краски можно поменять, душу — нет.
Святитель Тихон Задонский писал: «Когда в доме бывают различные звуки, шум, крик и суета, тогда, что ни говорится человеку, он не слышит, так как этот шум ему препятствует и заключает слух его. Так и в душе бывает. Когда различный шум и мятеж мирских похотей ее беспокоит, тогда она не может слышать слова Божиего, так как мирские похоти, которые «восстают на душу» (1 Пет. 2:11), ее окружающие, не допускают до нее дойти Божию слову, отражают и отгоняют его от нее. Что в таком шуме голос слова Божиего успеет? Как глухому музыка – так шумом объятой душе слово Божие».
Эти «шумы» бывают разного уровня — от рэпера до Баха, в зависимости от эстетических потребностей души. Но какая разница, если шум заглушает слово Божие? Рэпера отвергнуть проще, в Бахе можно заблудиться. Дай Бог, чтобы театр, кино, музыка, живопись, литература приводили людей в Церковь. Но ведь чаще приводят к еще большей душевной разрухе.
Театры переоборудовать под воскресные школы нет смысла – каждый должен сам отыскать нужную дверь. К тому же, имея такое количество воскресных школ, мы никогда не найдем столько по-настоящему верующих педагогов, способных передать живую веру детям – ведь и педагоги росли не на Евангелии, а на светской культуре, в которой представления о грехе и покаянии слились в одно яркое, высокохудожественное полотно.
Что касается пророка Давида, играющего на гуслях, то его творчество богодухновенно и является частью церковной культуры. Это и есть слово Божие.
Рогановой,ну если Вы после таких статей душой отдыхаете… .
Правдивая статья. Это не мракобесие, просто сходите в театр и прислушайтесь к своему сердцу, что мы там услышим ? Лично мне все понятно, где истина а где ложь. Страшно, когда театр становится для людей альтернативой церкви.
Дорогой Александр! Во всех вещах и явлениях я стараюсь видеть красивое и доброе. Аборты, войны, политика, театры….. Разве можно залезть всем в головы и всех поставить в нужные места. Все проживают свои жизни, и каждый человек будет отвечать за свои мысли, слова, дела… Никто не останется без ответа. Я придерживаюсь притчи, в которой есть такие слова «все идет так как надо». Поверьте, все станет на свои места, все наладится, Россия будет сиять. Я не хочу спорить. Да, я читаю, не все нравится моей душе….. Зачем вспыхивать, лучше равномерно светить. Чего и Вам желаю.
Маяковский был такого же мнения «Светить всегда,светить везде До дней последних донца!…» Сегодня после церкви разговорились с прихожанкой о том же .Почти слово в слово Роганова ,только добавила,что надо молиться как учат старцы и святые и не лезть к ним (гомосексуалистам).Правда следов усиленного поста и молитв я как то не заметил. Но когда я сказал,что если мы не полезем,они залезут в дом и душу к нам и уже лезут.Она мне ответила:»Вот поэтому я и говорю дочерям,не рожайте».Вот и пойми загадочную женскую душу.
А душа, дорогой Александр, она ж не женская и не мужская! Это Вы , смотрите на свое тело и приписываете все своей душе. Еще есть ум, разум! Загадочность выдумали мужчины. А мы все разные, так же как и листья на березе, двух одинаковых не найдешь. Христос Воскрес!
Воистину Воскресе! Похоже вы из педагогов. Всё время хотите воспарить над собеседником и поучать сверху . Отсюда и дорогой Александр и бесполая душа.Если у бабушки нет основных признаков дедушки,то не смотря,что их тела односоставны она является бабушкой. Так же и душа,если она у женщины,то она женская,если у животного,то животная.А если есть ум,то им надо пользоваться.
Александр, о том, что у души нет пола, слышала от одного уважаемого священника. К сожалению, не знаю, у кого из святых отцов можно найти высказывания на эту тему. Греческий богослов Евфимий Зигабен (XII в.) пишет, что разделение на мужской и женский пол «свойственно смертной природе, чтобы рождением детей в браке пополнять похищаемое смертью». Душа же — бессмертна. Из недавнего интервью с митрополитом Каллистом (Уэром): «Бог дает нам пол при рождении вместе с жизнью, вместе с телом и душой. Душа не имеет пола, но тело – имеет».
Интересно то, что выражение «сокровенный сердца человек» апостол Пётр употребляет, обращаясь именно к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:3, 4). Не «сокровенная сердца дева» или «жена», а – человек.
Спасибо Ольга Сергеевна! Выручили! Я думала описать побольше. Но наверно не место… Уж извините Александр, если показалось, что я Вас учу. Вы тоже не лыком шиты. Не педагог я. Да и о слове «человек» хотелось сказать. Но Ольга Сергеевна меня опередила. Лучше не скажешь! Извиняюсь.
Уважаемому редактору насчет скоморошества, шумов и заблуждений.
С позиции православного аскетизма, конечно, актерство душевредное занятие, тем более если с заведомым предубеждением усматривать здесь только негативные моменты. Взять того же Е.Леонова. Вы выдернули только один эпизод, где в одной комичной сцене он снялся без майки. И что? За это он не достоин погребения на общем кладбище? А вы уверены, что если бы Леонов выбрал профессию токаря, а Шукшин был бы слесарем, это не означало бы закопать данный Богом талант в землю? Тогда что называть талантом или призванием? По-моему, у каждого свое призвание, свое место в этой жизни.
Кому на роду написано быть актером, кому слесарем, кому священником. Порядочным человеком можно быть в любом служении. Очень примечателен в этом отношении рассказ Лескова «Скоморох Памфалон», где описано, как Бог призвал в город отшельника из пустыни показать ему пример добродетели и праведности на одном скоморохе, вменявшем себя ни во что и помогавшем всем.
Если современное состояние актерской среды извратило все представление о хорошем, серьезном и добром кино или спектакле, можно ли из-за этого презирать профессию актера как таковую? Можно ли судить о православном священстве только по пьяному пению мурки, лицеприятию перед спонсорами и езде на иномарках? Также нелепо судить и об актерах (как и любой другой профессии или служении) по выдернутым из контекста эпизодам.
Далее вы говорите о шумах, мешающих слышанию слова Божия. Этими шумами может быть что угодно. Афонские монахи, например, закрывали иконами окна в кельях, чтобы и красота природы, как посторонний шум, не мешала им богообщению. Если вы или автор статьи достигли духовных вершин, с которых светское искусство видится проявлением лжеименного разума, плотского мудрования, потворством ветхому человеку и т.п, — дает ли это основание отрицать саму возможность получения от светского искусства (кино и театра, в частности) чего-то светлого, полезного и положительного простому человеку, еще не сподобившемуся вкусить благ духовных? Такую возможность рассматриваемая статья прямо отрицает.
И насчет того, что в Бахе легче заблудиться… Заблудиться можно и в монашеской келье, и в священном сане, и в самом слове Божием. И еще очень спорно, где заблудиться легче. Иначе откуда бы взялись ереси, расколы, прельщенные, религиозный фанатизм и т.д. А серьезная, возвышенная музыка, между тем, может быть важным началом духовной жизни, предощущением, прикосновением к первоисточнику Красоты. Но автор статьи, очевидно, считает иначе.
Не без майки, а без штанов (см. «Полосатый рейс»). Не стоило называть имя актера – поверьте, обсуждать всё это мне ничуть не приятнее, чем Вам. И слово «по-скоморошьи» я употребила именно потому, что в этом эпизоде он именно так себя и ведет, и ничего высокого в этом искусстве, как ни бейся, увидеть нельзя. В рассказе «Скоморох Памфалон», насколько я помню, Лесков не пытается возвеличить актерскую профессию. Он о том, что лучше быть мытарем, чем фарисеем, если хотите, как раз о том, что порядочные люди (и настоящие христиане) могут быть везде. Убеждена, что настоящему христианину очень трудно работать в театре, особенно – актером: это очень зависимая профессия, а если попытаешься быть независимым, проиграешь.
Любой христианин, не только аскет, должен по мере сил очищать душу – это следует из заповеди Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (Мф. 22:37). Театр – не помощь, а помеха на этом пути, и в первую очередь – для того, кто стоит на сцене.
Тоже думала о том, что делать с талантом. Раньше актеров было в сотни раз меньше – значит, люди находили применение своим талантам в другой сфере. В понятие актерского таланта входит и умение анализировать текст, и умение владеть словом, и музыкальные способности, и эмоциональность, и способность представить себя на месте другого, и, кстати (в идеале) – искренность и отсутствие фальши. Неужели всему этому не найти применения в других областях жизни, в том числе – в творчестве, в том числе – в Церкви?
Уважаемый редактор. Если вы сами сознаетесь, что смотрели тот же «Полосатый рейс», а не только беседы с батюшкой, значит, наверное предполагали получить от фильма, ну, если не что-то глубокое и серьезное, то хотя бы просто доброе и жизнерадостное. Снялся без штанов? Ну, да, здесь перебор. Но даже этот (не самый лучший) фильм разве посвящен показу срамоты? Или в этом никчемном эпизоде все творчество актера и вся его личность? «Распростри одежду свою над согрешающим и покрой его», сказал великий Исаак Сирин. Дерзну добавить к его словам: «и не делай вывода о человеке только по его ошибкам и проступкам, — может, случайным или не вполне осознанным».
Абсолютно согласен, что христианину работать в театре трудно. Воцерковленному, полагаю, вообще невозможно. Но разве можно судить о достоинстве или целесообразности профессии или служения только по степени воцерковленности? Если мерить только этим аршином, то почти ничего не останется ни в искусстве, ни в науке, ни в какой-либо другой сфере деятельности человека, поскольку в подавляющем большинстве из созданного человеком, что мы видим и чем пользуемся, создано людьми далекими от Церкви.
Из актеров немало пришли к Церкви уже будучи укоренными в той среде. И как-то совмещают же одно с другим? Если нам с вами этого не понять, то это не значит, что подобное совмещение невозможно в принципе. Ведь широк человек, широк…
Уважаемый Виктор. Однажды довелось прочитать слова, сказанные Святителем Николаем Сербским: «Спасение души – единственный смысл всех трудов человека на земле».
Едва ли профессия актера — тот труд, который спасает душу.
К «воцерковленным» актерам, снимающимся или играющим роли исключительно по благословению духовника отношение скептическое. Убеждена, если бы наши благочестивые предки увидели в Алтаре татуированного священника — актера (Ивана Охлобыстина) — в гробу бы перевернулись…
Виктор, конечно же, смотрела не только «Полосатый рейс», но и многое, многое другое – наверное, как и Вы. И теперь, когда, условно говоря, «смотрю беседы с батюшкой», понимаю, что душа, которая должна была бы быть землей, в которую падает семя, покрыта чем-то вроде отличной плитки – по ней не только удобно ходить, но и от узоров глаз не оторвать. Нет смысла ругать мастеров, выполнивших узор, только сквозь плитку прорасти ничего не может. Наверное, лучше была бы черная, грязная, но живая земля. Ломать плитку очень жалко, между прочим: высокое искусство. Но глупо было бы продолжать устилать ею и дорожку к собственной могиле. Пусть лучше дерево вырастет или хотя бы травка.
Верю в то, что искусство может быть христианским не только в стенах Храма. Но обычно встречаются только два варианта: или профессиональное, но далекое от христианства, или не профессиональное, но «душеспасительное» (а на самом деле – дискредитирующее не только автора, но и Церковь). Думаю, документалистика действительно больше подходит для проповеди. В светской поэзии прекрасна, например, пейзажная лирика – как и хорошая пейзажная живопись, она говорит о Творце. Но еще прекраснее сам пейзаж: сейчас один, через мгновение другой, потом третий – каждый раз неповторимый и превосходящий творческие возможности человека. Помоги, Господи, чьей-то чистой душе отразить все это и поделиться с другими! Думаю, именно чистота души, правдивость и, конечно, Божий дар – то, что может стать залогом рождения настоящего произведения искусства.
Семья- это школа любви, смирения…у актеров семей нет почему-то, по три брака и более, тот же Шукшин и т.д. В лучшем случае по одному ребенку (у которых тоже браки не крепкие) куда там, дети привязывают, смиряют, лишнюю силу забирают, домохозяйство рутинное с актерством и рядом не стояло, ни по смирению…Как бы искусно не извертелся,как бы хорош не был народу- Господь спросит за семью, кроме конечно монашествующих (коих по природе единицы бывают). Что актер скажет Богу, когда профессия идол, на кон семья ставится…не знаю ни одного актера с крепкой семьей. В семье не получается КАЗАТЬСЯ, здесь нужно БЫТЬ, а в актерстве можно все время прятаться и бежать от себя,еще и под видом благого дела. Совсем народ заигрался и в актерство и профессий сколько наделал, а вообще-то Бог создал человеку семью.
Анна, Станиславский говорил (примерно), что театр для актёра — как монастырь, и у него не должно быть семьи. Актёры (по крайней мере, некоторые, старшего поколения) называют свою работу служением.
Среди актеров тоже есть люди с крепкими семьями, правда их не много, например Немоляева и Лазарев, Белохвостикова и Наумов, которые к тому же воспитывают мальчика из детдома. А в основном, конечно, у каждого по несколько браков, многочисленные любовницы, любовники. И вот как мог служить священником Иван Охлобыстин? Который в пиджаке и в трусах рекламирует какое то лекарство?! Слава Богу, он один такой!
Иван Куклин был моим другом, уверен, что он осудил бы в т.ч. и Леонова , и Ланового – ему был противен именно дух актерства, даже «интеллигентного» и «приличного»