col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Кирилл Александров. Как относиться к кощунствам в Лавре

В Трапезном храме Киево-Печерской Лавры состоялся концерт песни и пляски, а несколькими днями ранее кулинарное шоу. Как на это смотрим мы и как смотрит Евангелие.

15 декабря 2024 г. в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры выступал фольклорно-этнографический ансамбль песни и пляски «Калина» и ансамбль «Благовест». Пели и плясали в народных костюмах, задорно и весело. Руководил всем этим действом Назарий Тарасенко, один из регентов Преображенского собора ПЦУ в Киеве. То, что Н. Тарасенко – регент церковного хора, пусть даже и в ПЦУ – важное обстоятельство, ниже объясним, почему.

А несколькими неделями ранее, 29 ноября 2024 г. в том же Трапезном храме продюсер компании «1+1 media» Аким Галимов и ресторатор Евгений Клопотенко устроили кулинарное шоу. Они демонстрировали различные блюда и рассказывали об их «сакральном значении». Как было сказано в сообщении «1+1 media»: «Локация для съемок, Трапезная Киево-Печерской лавры, была выбрана не случайно. Церковные записи часто сохраняют рецепты, которые часто считаются потерянными. К тому же одно из блюд на праздничном столе было взято именно из архивов национального заповедника». Повторим: «из архивов национального заповедника», это тоже важно и тоже объясним, почему.

Вероятно, устроители всех этих мероприятий в Лавре рассчитывали на то, что народ их примет на «ура», вот, мол, наконец-то украинская сакральная локация, освободившаяся от чужеродных нарративов, служит развитию украинской культуры. Но в комментариях под соответствующими сообщениями в основном негодование и недоумение. Даже те, кто не испытывает особой симпатии к Украинской Православной Церкви, возмущаются, ибо понимают, что нельзя подобное устраивать в христианской святыне, нельзя место, где тысячу лет звучала монашеская молитва превращать в антураж для модного ресторатора с его кулинарной виртуозностью или для песни и пляски народного ансамбля. Большинство понимает, что это – кощунство, надругательство над православной верой, осквернение святыни нашего народа. Есть и еще одно слово, которое, на наш взгляд наиболее точно описывает происшедшее: святотатство. Буквально оно означает – кража святыни, «тать» по церковно-славянски – вор. Люди, устроившие шоу, взяли нечто святое и превратили его в нечто обыденное, профанное, предназначенное для повседневных человеческих нужд. Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище (Пс. 78: 1).

У многих людей происшедшее вызывает чувство, которое обычно называют: «праведный гнев». Гнев на устроителей и заказчиков кощунственных действий, гнев на непосредственных их участников, на тех, кто одобряет такие мероприятия. Но как учит Евангелие относится к подобному кощунству? Апогей надругательства над святыней – это распятие Сына Божия Иисуса Христа, предание Его самой позорной и мучительной смерти, которую смог изобрести человеческий разум, а также издевательства над Господом, которые этому предшествовали. И вот Христос в это последние минуты своей жизни молится Богу Отцу о прощении этих кощунников и святотатцев.

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого (Лк. 23: 33-37).

Большинство святых отцов, оставивших нам толкование на это место Священного Писания, говорят о том, что Господь явил нам пример исполнения заповеди о любви к врагам. Например, преподобный Максим Исповедник пишет: «Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то». В этом смысле Христос молился за всех: и римских воинов, непосредственно распинавших Его, и за Понтия Пилата, осудившего Его на смерть, и за иудейских старейшин и первосвященников, предавших Его Пилату.

Но вместе с этим есть и другой смысл в словах Христа: если есть те, кто не ведал, что творит, то должны быть и те, кто знал. Косвенное указание на это содержится в Евангелии от Иоанна: И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин. 19: 9-11). Понимали ли иудейские старейшины то, что они делают на самом деле, Кого предают на распятие? Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1 Кор. 2: 7-8). Святитель Иоанн Златоуст в толковании на это место говорит, что ответ на вопрос: знали ли первосвященники о том, что Иисус из Назарета есть Мессия или нет, следует искать в Евангелии от Иоанна, где почти рядом стоят два противоположных утверждения Христа: и знаете Меня, и знаете, откуда Я (Ин. 7: 28) и вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего (Ин. 8: 19). Разбирая это, кажущееся противоречие Златоуст пишет: «Как же Он говорит, что они знают и Его, и откуда Он; а потом – что не знают ни Его, ни Отца? Говоря таким образом, Он не противоречит Себе, нет; а, напротив, говорит совершенно согласно с Самим Собою. Говоря: не весте, Он разумеет другое ведение, подобно тому, как говорится: сынове Илии, сынове погибельнии, не ведуще Господа (1 Цар. 2: 12), и в другом месте: Израиль же Мене не позна (Ис. 1: 3). В этом смысле и Павел говорит: Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся (Тит. 1: 16). Значит, и знающему можно не знать. Итак, Он говорит вот что: если вы Меня знаете, то знаете, что Я – Сын Божий. Ведь слова: откуду есмь указывают здесь не на место, как это видно из прибавления: и о Себе не приидох, но Пославый Мя истинен есть, Егоже вы не весте. Под неведением Христос разумеет здесь неведение делами, о котором говорит и Павел: Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся. То был грех не неведения, а злой и порочной воли. Они знают, и, однако ж, хотят не знать».

В юриспруденции есть такая формула: «знал или должен был знать». Некую аналогию здесь привести можно. Например, римский чиновник Понтий Пилат мог не знать, что перед ним обетованный Мессия, но первосвященники Анна и Каиафа и другие старейшины, который знали все пророчества и обетования Ветхого Завета, которые долгое время наблюдали за Христом, знали о Его чудесах и в особенности о воскрешении четырехдневного мертвеца, Лазаря. Они, называвшие себя учителями народа Израильского должны были опознать в Иисусе Мессию. И если они этого не сделали, то, как пишет Златоуст: «то был грех не неведения, а злой и порочной воли».

Если посмотреть с этой точки зрения на то, что произошло в Лавре, то вероятно, несчастный Клопотенко для которого Лавра не монастырь, а заповедник (привет советскому прошлому!), менее виновен в кощунстве, чем церковный регент Тарасенко, под управлением которого бедные исполнители пели и плясали в храме, и который должен был понимать, что дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21: 13). А кто еще знал или должен был знать? Президент В. Зеленский как руководитель государства? Директор заповедника М. Остапенко, как распорядитель Киево-Печерской Лавры? А может быть, патриарх Варфоломей, сотворивший ПЦУ и давший свое благословение (молчаливое, а может и нет) на действия украинской власти против УПЦ?

Но вопрос: на ком больше греха, а на ком меньше, должны задавать себе те, кто так или иначе причастен к кощунственному перформансу в Лавре. Для верующих более актуальным является вопрос: как к этому относиться и что делать? Обижаться, писать гневные посты в соцсетях, подавать в суд с требованием привлечь виновных к ответственности или что-то другое? Помочь в том, чтобы найти правильный ответ, может опять же Священное Писание. Господь молился за распинавших Его. Это же следует делать и верующим, чьи чувства оскорблены и поруганы. Ведь певцы, плясуны, рестораторы и прочие действительно достойны сожаления. Ведая или не ведая, а они посягнули на святое, а Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет… (Гал. 6: 7). Что пожнут те, кто надругался над почитанием святых Киево-Печерских? Кто лишил себя их заступничества? Несчастные люди.

Апостолы Христовы также не держали зла на распинателей Христовых, ни на народ, ни на старейшин. Вот одна из первых проповедей апостола Петра, обращенная к иудеям: Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами. Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши… (Деян. 3: 13-19).

Здесь Петр, во-первых, обличает иудеев в грехе богоубийства. Обличает жестко и откровенно. Говорит все как есть. Во-вторых, говорит, что и народ, и начальники сделали это по неведению (извинительному или по злой воле, как писал Златоуст, в данном контексте неважно). А в-третьих, призывает к покаянию. Думается, что этот пример можно использовать и в данном случае. Покается ли кто-то из сегодняшних святотатцев, одному Богу известно. Но не стоит забывать того, что среди распинателей Христа был и сотник Лонгин, уверовавший и ставший христианским мучеником.

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф. 27: 50-54). Таким знамением для Клопотенко, Тарасенко и прочих может стать не только какой-то явный знак свыше, что вполне может произойти. Но также если мы верующие христиане отнесемся к происшедшему так как учит нас Евангелие. Если они увидят в нас истинных, а не мнимых учеников Христовых.

И еще одно предостережение Иисуса Христа надо помнить во всех подобных случаях: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24: 12). Вот этого оскудения любви в своем сердце нужно бояться больше всего.

По материалам «Союза православных журналистов»
17 декабря 2024

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // //