По сообщениям СМИ, семья Алексеевых, жителей Гатчины Ленинградской области, подала заявление в полицию на игумена Фотия (Нечепоренко), обвиняя того в «жестоком обращении» с их ребенком во время таинства Крещения, во время которого он получил «ссадины и ушибы».
Что же мы видим на видеоролике, представленном в качестве иллюстрации произошедшего? Крещаемый – довольно крупный ребенок, «переросший» купель, в которой совершается Таинство. Это первое неудобство, которое испытывает священнослужитель. При этом малыш естественным образом сопротивляется нежелательному «купанию», упирается ножками в дно, отталкивается от стенок, выгибается. Чтобы преодолеть этот нормальный «отпор», совершителю Таинства приходится прикладывать усилия (такое бывает довольно часто, редко ребеночек попадается спокойный и хочет «купаться» на руках «чужого дяди»). «Во время первого погружения я поняла, что у меня ребенок захлебывается», — объяснила мама малыша мотив своих действий, после чего она попыталась забрать ребенка из рук священника. То есть, на тот момент, когда Таинство еще не было завершено и канонически не являлось произошедшим, отцу Фотию приходилось преодолевать уже двойное физическое сопротивление: рефлекторное — крещаемого, и эмоциональное — его мамы. Вместо того, чтобы довериться священнослужителю, уже третий десяток лет крестящего детей, молодая женщина (по ее собственным словам, не знающая даже «Отче наш») посчитала, что она лучше разбирается или, может быть, что одного погружения достаточно, или, например, что «если ребеночек не хочет, то, значит, пока не нужно, вот подрастет и тогда осознанно, если пожелает, покрестится», как мотивируют свое осуждение произошедшего часть комментаторов этого видео на ЮТУБе. Остальные же просто поносят «попа» и Церковь последними словами (Мы намеренно даём ссылку на то же видео, но без комментариев. – Прим. ред.). И это – общее настроение общественности. То есть зашкаливающий антиклерикализм российского народа. Хула на клир, хула – на Святое Таинство.
Народ все чаще выступает против строительства храмов, предпочитая им места досуга, развлечения и отдыха. Теперь вот общественность против «насильственного» совершения Крещения над детьми. Мир желает, чтобы Церковь действовала по его представлениям о добре и зле. Мир хочет «одомашнить» Церковь, управлять Церковью, «очеловечить» Церковь. По словам «пострадавшей», священник неправильно вел себя еще до Крещения, а именно, «причитал» ей о том, «какая же она мать», и что она «собирается привить ребенку». И Русская Церковь идет на эти уступки, всячески пытается приспособиться к миру, угодить общественному мнению. По словам секретаря Гатчинской епархии, отец Фотий временно «запрещен в священнослужении», «архиереи, все епархиальные сотрудники пребывают в шоке от увиденного». «Люди опасаются, что отца Фотия снова допустят к служению», и он опять примется за свое – станет крестить детей в три погружения: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
12 августа 2019
Возможно, священник действительно был жестковат, но основная причина конфликта всё-так в нецерковной матери: ещё до начала Таинства она, по-видимому, была уязвлена высказываниями отца Фотия, и позже это подлило масла в огонь. Конечно, женщина могла переживать за ребёнка именно по-матерински, но, как пишет Александр Буздалов, церковный человек просто доверился бы священнику (тем более что у церковного человека ребёнка крестил бы хорошо знакомый батюшка). Дети могут плакать и сопротивляться и во время Причастия, и иногда священник даже просит кого-то помочь — это тоже при желании может быть расценено как насилие?
Тут ведь основной мотив священника в чем заключается? В канонически правильной форме совершения таинства (полное троекратное погружение), а не то гораздо более удобное для совершителя «гуманное» обливание, которое представлено на фото. Между тем, такая форма настолько неправильна, что в некоторых Поместных Церквах крещенного таким образом вообще могут к Причастию не допустить как язычника. Сейчас не вспомню, но в каком-то официальном документе РПЦ последнего времени прямо говорится о недопустимости практики «обливательного» крещения.
Да, недавно это обсуждалось, хотя и говорилось о том, что тех, кого крестили обливанием, а не погружением, «перекрещивать» не нужно. Во многих Храмах сейчас делают баптистерии для Крещения взрослых.
Разумеется, перекрещивать крещенных через «обливание» не нужно. Но на будущее, повторю, прямо предписывается крестить только через погружение (согласно канонам). Так что человек пострадал, фактически, за исполнение своего долга. То есть за Христа, за радение о спасении своей паствы. За это у нас, получается, сейчас сана лишают.
Добрый день. Не понимаю тех родителей, которые хотят крестить ребёночка на всякий случай. Видимо, такой случай у мамаши и случился — либо дитя заболело, либо бабка не принимает некрещёных. Она даже молитв не знает. Сочувствую священнику, он, возможно, и не стал бы крестить, да в лавке уже всё оформили и поставили перед фактом. Обычно крестят совсем малюток. Присутствовала на крещении двух малышек, совсем ещё крошечных и они тоже сопротивлялись «купанию»» в руках для них чужого человека. Ну покричали немного и потом успокоились. Но их мамы люди верующие и всё прекрасно понимают.
Нелепая ситуация — когда после Крещения ребёнок оказывается в нецерковной, «верующей в душе» семье, и не как пленник, а как родное дитя. Усыновлённый Богу живёт рядом с почти неверующими родителями, которые, тем не менее, и были инициаторами Крещения. Вся надежда на благодать Духа Святого, которая, возможно, в конце концов приведёт его в Храм.
Интервью отца Фотия после случившегося: https://www.5-tv.ru/news/260875/daleki-otcerkvi-otec-fotij-otvetil-naobvinenia-vagressivnom-kresenii-malysa/ Всё в точности, как я написал. Абсолютно адекватный, замечательный пастырь.
Ув. Александр, один абсолютно «адекватный и замечательный пастырь» ( по мнению прихожан и архиереев) насиловал свою малолетнюю дочь. https://news.tut.by/society/643736.html
Какое право имеет священник жестоко обращаться с ребёнком (а он обращался именно жестоко и безсердечно с чужим ребёнком), руководствуясь нецерковностью родителей. Кстати, о крестных родителях не упоминается. Слава Богу, они пришли в храм. А после этого крещения, думаю надолго отойдут от церкви. Лучше бы этому священнику помолиться о семье. Может быть, стоит на входе в храм поставить человека, служителя церкви, и экзаменовать входящих на знание Символа Веры? Как вариант …
Действительно ли крещение без погружения:
https://foma.ru/deystvitelno-li-kreshhenie-bez-pogruzheniya.html
Годовалого(!) сопротивляющегося ребенка невозможно покрестить, не применяя силу.
Владимир, а зачем годовалого сопротивляющегося ребёнка крестить полным погружением и провоцировать родителей на негативные эмоции?
https://rus.postimees.ee/643790/moldavskiy-svyashchennik-utopil-mladenca-vo-vremya-kreshcheniya
Алла пишет: «Слава Богу, они пришли в храм. А после этого крещения, думаю надолго отойдут от церкви». Вот для этого о. Фотия и лишили сан /там схожа формулировкака присутствует/, чтобы они еще как-нибудь зашли. Необходимая для этого жертва принесена.
Алла пишет: «один …пастырь» ( по мнению прихожан и архиереев) насиловал свою малолетнюю дочь». Случай с другим священником из серии ОБС с сайта Тут-новости это аргумент в деле о.Фотия? Ох, уж мне эта женская логика
Почему же Вы, ув. Александр говорите обо мне в третьем лице, а не обращаетесь лично? Думаю, Вам известен описанный ( не ОБС) случай самой краткой проповеди Антония Сурожского. Аргумент — Алла не права потому что… , вообще не аргумент. Спросите священников, сколько таких случаев имеют место быть.
А пренебрежительное отношение не делает чести и Вам, уважаемый.
…Интересно, как бы Вы отреагировали, Александр, если бы на месте священника о. Фотия был врач, который оказывал помощь ребёнку?
«… говорите обо мне в третьем лице, а не обращаетесь лично? » Только потому, что здесь нет опции «ответить», и надо как-то привязать один комментарий к другому. А Вы, смотрю, и здесь «жестокое обращение» увидели.
Алла: «Спросите священников, сколько таких случаев имеют место быть». Это изнасилования-то своих детей? Для меня достаточно того, что мне такие не известны. А на интернет-помойках можно много чего накрывать.
Алла: «как бы Вы отреагировали, если бы на месте священника о. Фотия был врач». И его стали за руки хватать? Думаю, примерно так же, как он.
Ольга Сергеевна, по Вашему совету только эпиграф — не более)):
Наука Старца Иоанна:
«В споре уступить –
сто бесов победить»!
Александр, Москва: «В споре уступить – сто бесов победить»! Это смотря, о чем спор. В данном случае уступить — значит согласиться с тем, что правильно о. Фотия лишили сана. А это не добродетель, а как раз наоборот.
Не лишили сана, а запретили на год в служении — тоже суровая мера.
Если кто-то приступает к Таинству Крещения (или хочет, чтобы окрестили его ребёнка), это подразумевает наличие у человека веры во Христа. В свою очередь, вера во Христа — это смирение перед Ним и Церковью. Человек верующий иначе отнёсся бы к каким-то «накладкам» во время совершения Таинства, даже если бы священник в чём-то был неправ (кому-то стало бы неловко за своего ребёнка; кто-то попытался бы помочь священнику).
Алла, мне кажется, пример с врачом не очень удачен. Всем нам в детстве удаляли зубы и делали уколы, и никому из нас это не нравилось. Однако родители всё-таки вели нас к врачу, и врач всё-таки делал своё «чёрное дело».
Ольга, согласна, что пример с врачом не очень удачен. Хотелось сделать акцент на том, что легко рассуждать, когда это касается чужого ребёнка.
А по поводу неготовности родителей, то лучше бы отцу Фотию,в таком случае, вообще не проводить Крещение, раз уж это было для него так очевидно.
Возникает вопрос, стоит ли вообще монахам крестить и венчать?
https://pravoslavie.ru/7000.html
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6) — Осипов А.И.
https://youtu.be/hdYgxnkDLx8
Алла: » по поводу неготовности родителей, то лучше бы отцу Фотию,в таком случае, вообще не проводить Крещение». Это потому, ув. Алла, что Вы думаете не о том, что Божие, но о том, что человеческое. Крестить детей, при возможности, надо независимо от того, верующие родители или нет. Потому что это само по себе спасительно. Что о. Фотий и сделал — именно крестил ребенка вопреки воли родителей, когда мама фактически уже не давала ему этого сделать. Передумала, в общем. За что ему — трижды аксиос.
А я все ждал, когда же оппоненты на Алексея Ильича начнут ссылаться.
Ув. Александр, а Вас не мучает когнитивный диссонанс? Местами Вы сами себе начинаете противоречить .
Ссылаюсь я не на Алексея Ильича , а на Евангелие. Комментарий Осипова А. И. мне понравился. Можно подробнее о Вашем отношении к его трудам?
Уважаемая Алла! Некоторые медицинские процедуры для детей неотделимы от, так называемого, насилия. Элементарно, чтобы сделать ребенку укол, его необходимо насильно удержать. А чтобы поставить капельницу годовалому ребенку в некоторых больницах его пеленают и привязывают кричащего на несколько часов. Разумеется, для мамочек это жуткое зрелище, но едва ли кто-то выдергивает катетер и строчит жалобы в прокуратуру.
Ссылка на «самую короткую проповедь» митрополита Антония Сурожского не совсем корректна, поскольку, во- первых, конкретно в этой проповеди Владыка оправдывает возможность прихода в Храм практически в любом виде (а ну как женщина была бы не в брюках и без платка, а в шортах или в купальнике, ей тоже нельзя было бы сделать замечание?), а во-вторых, некоторые его проповеди или беседы, мягко говоря, сомнительны с православной точки зрения, например, попытка оправдать Иуду или допущение возможности абортов.
В отношении статьи Александра, разделяю его позицию.
Единственно непонятно, судя по-тому, что непосредственно перед совершением Таинства батюшка спрашивал мать ребенка знает ли она «Отче наш» огласительные беседы перед Крещением ребенка, не проводились.
Удивляет и мгновенная реакция правящего архиерея о запрещении в служении только лишь на основании видео, даже не разобравшись (что наталкивает на неприятные выводы созвучные выводам Александра: оказывается не человек, приходящий в Церковь, должен подстраиваться под Её правила и каноны, а Церковь должна подстраиваться под мир так, чтобы каждому быть удобной.
Ну и правовой аспект. Допустим, мать заявляет, что ребенок получил ушибы и ссадины, но установлением факта телесных повреждений, давности и механизма их образования занимается судебно-медицинская экспертиза. Без неё любые утверждения об «ушибе головы и многочисленных ссадинах» голословны (мало ли где может удариться начинающий ходить годовалый ребенок да и есть ли эти ссадины вообще). Кто-то из обсуждающих священника видел заключение судмедэкспертизы? Едва ли. Но это не мешает твердить на разных сайтах: ‘Шок, ужас, насилие, травмы, ушибы»….
Да и батюшку уже наказали. Что проявили: человеколюбие или человекоугодие?
И если наказали, то должны были пояснить, как священник должен был поступить в таком случае: прервать совершение Таинства Крещения?
Алла: «Можно подробнее о Вашем отношении к его трудам?» Алексей Ильич, при всем к нему уважении, известен рядом неортооксальных мнений, одно из которых как раз по вопросу крещения младенцев. Мне Ваша аргументация сразу его напомнила.
Вообще, когда смотришь видео, складывается впечатление, что ребенок и в руках батюшки совершает неестественные телодвижения. Ощущение, что в одно случае видео двигается вперёд, в другом назад, возможно, оно не обошлось без обработки для усиления «эффекта». По поводу Литургии знаю, что в случае какого-то форс мажора, священник может остановить Литургию только до определенного момента, а потом уже всё…Скорее всего и с Крещением также. Это же всё-таки таинство. Действительно, видимо, не проводились огласительные беседы. По всему понимание Таинства нет у людей. От того, что мать сразу побежала защищать сына, у нее не было доверия ко всему происходящему. Но, слава Богу, ребенка все равно крестили. Мы же понимаем, кто на самом деле не хотел этого. А во всем хочется видеть Промысл Божий. Значит так надо.
Кто у нас руководит жизнью Церкви: епископы или малоцерковные мамаши?Скандальная история с Крещением младенца в Гатчинской епархии может иметь самые неприятные последствия для церковной жизни…
Печальная история, которая произошла в Гатчинской епархии, где по жалобе малоцерковной женщины, был отстранён от служения игумен Фотий (Нечепоренко), может иметь самые глубокие и неприятные последствия для жизни тысяч православных христиан Русской Православной Церкви.
Скандал произошёл после того, как указанная женщина выложила в СМИ видео «грубого крещения» своего младенца и даже написала на священника заявление в прокуратуру (!), что само по себе возмутительно и многое говорит о её духовном состоянии.
Прискорбно, но следует признать, что разбираться в том, что привело к инциденту во время Крещения, в Гатчинской епархии всерьёз не стали. Целью поспешно принятого решения о запрете отца Фотия была попытка успокоить представителей так называемого «журфака» и разгневанную общественность, которые наперебой начали поносить Церковь.
Однако, помимо этих малоцерковных и откровенно враждебных для Церкви людей, в России живут миллионы верующих и тысячи священнослужителей, для которых запрет отца Фотия может иметь самые неприятные последствия. И дело не в самом отце игумене, а в том, что он, по сути, оказался без вины виноватый.
Всем известно, что в советские годы сложилась вынужденная практика присутствия чёрного духовенства на мирских приходах, что противоречит церковным традициям. До сих пор ещё можно встретить игуменов и иеромонахов, которые не только крестят младенцев, но и венчают молодых. Само по себе такое положение дел ненормально, и то, что в Гатчинской епархии на приходе служит игумен, а не белый священник, — это ответственность Преосвященного епископа Митрофана, который его туда поставил.
История Церкви показывает, что пренебрежение церковной традицией не приводит ни к чему хорошему, и это подтвердилось в Гатчине.
При этом сам отец Фотий пострадал из-за того, что не стал крестить младенца обливанием (как ныне происходит во многих храмах), а попытался совершить Таинство, как полагается, — полным погружением. Получилось у него это неумело, и он, действительно, проявил некоторую грубость, но что делать священнику, если пришедшая второй раз в храм женщина начинает его учить, как и что делать во время Крещения, а то и вовсе требует остановить совершение Таинства?
На видео видно, что купель, которые в «Софрино» почему-то делают максимально неудобными для окунания младенцев (попробуйте окунуть ребёнка в круглую, а не в продолговатую овальную ванночку), явно мала для ребёнка. К этому прибавляется нежелание и испуг самого младенца, которого в семье к Крещению явно не готовили. Сюда же следует отнести откровенно нахальное поведение мамаши, не знающей как вести себя в храме. И картина станет не столь однозначной, как хотели её представить СМИ.
Тем не менее, вердикт в Гатчинской епархии уже вынесли, и теперь следует указать, к чему он может привести:
1. Ни о каком возрождении канонически верного Таинства Крещения полным погружением в Русской Православной Церкви отныне говорить не стоит. Если и ранее для верующих мирян было проблемой найти священника, который не станет при Крещении обливать ребёнка из ковшичка, а окунёт его с головой в тесную софринскую купель, то теперь это станет ещё более сложно.
Зачем священнослужителям, которых учат в МДА, что Крещение обливанием также действенно, нарываться на неприятности и окунать ребёнка с головой, а ну как какая-нибудь мамаша тоже пожалуется на него в СМИ или в прокуратуру, что тогда? Такие мамаши теперь управляют жизнью Церкви, а не епископы и каноны? И что делать, если завтра они потребуют использовать на Литургии вместо «неприятного детям» вина «сладенький сок»?
2. Все нововведения огласительных бесед перед Крещением ничего, по большому счёту, не изменили и превратились в формальность, за которой ничего не стоит. Признавать это наше священноначалие не желает, но это факт.
3. Даже после этого скандала вряд ли в наших храмах появится больше баптистериев.
https://rusk.ru/newsdata.php?idar=85540
Из комментариев под этой новостью на одном сайте: «Этого падро надо было там и хлопнуть за такие дияния». «…уже всем давно известно что у церкви и у бога нет ничего общего!» «Я бы этому священнику лоб разбил аб купель этот , если кристили так моего ребенка». ««То, что мертво, умереть не может» («Игра престолов»)».»Жирдяи, на кол все РПЦ сажать надо». «Крестить — это только попам рубли скрести!» ( В.Маяковский). «Мы добрых граждан позабавим И у позорного столпа Кишкой последнего попа Последнего царя удавим! (А.С.Пушкин)». Проверил последнюю цитату. Действительно: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 1 (Стихотворения 1814-1822 гг.). С. 482. Перевод высказывания Д.Дидро: «Et ses mains ourdiraient les entrailles du prtre,
Au dfaut d’un cordon pour trangler les rois» (Я хотел бы — и это было бы самым последним и самым страстным моим желанием — я хотел бы, чтобы последний из царей был задушен кишками последнего попа). Такая вот пушкинская «всеотзывчивость», как Достоевский это называл.
Прозорливец, всё предсказал: «Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу».
Епископы или мамаши правят? Ха. Епископы вместе с этими безумными мамашами. А также папашами, дедушками и бабушками и прочими. Только священник в этой ситуации — никто и звать его никак. Епископ сделает с любым священником что угодно, если пожалуется кто угодно, да хоть аноним. Только когда эти вот мамаши и папаши в очередной раз будут церкви громить, на кого эти епископы опираться будут? На этих же «плохих» священников?
«Пастыри-костоправы, литургические заклинания, палачи церкви / Беседа за лавками»:
https://www.youtube.com/watch?v=gEINSRV47oU
Стараюсь воздерживаться от просмотра боевиков и триллеров постом, а теперь и смотреть это видео расхотелось. Предлагаю по окончании поста более крутое зрелище: обряд обрезания у так называемых иудеев или же у мусульман. Минздрав и минкульт предупреждают: 18+, п.ч. там будут всамделишная кровь и душераздирающие крики.
Возмущенные действиями православного священника хотят, чтобы их детей обрезывали? А они знают, что таинство крещение дано Богом с тем, чтобы детей не резать? А они знают, что положено совершать это таинство в 8-ой день по рождении? Как и делали всегда православные, принося в храм малюток, которых окунать в воду одно удовольствие. Они и пикнуть не успевают, когда зажав им ротик и ушки, чтобы, не дай Бог, не хлебнули пусть и святой, но всё же водицы, погружаешь их воду, как в землю, чтобы им вместе со Христом от земли воскреснуть. И после они спят блаженно на руках крестных. А сейчас приносят полугодовалых, годовалых и более переростков, которые купель могут опрокинуть, если не захотят туда окунаться. А они все, как правило, не хотят и все кричат при этом. Принесут таких трёх-пятерых на крещение, и крик стоит в течение всего таинства, и перекрикивать их приходится, надрываясь, чтобы хоть что-то из молитв дошло до участников таинства.
Короче: зиндан, как говорит отец Роман. Заинтересовавшись этим сооружением, посмотрел видео про бухарский музейный зиндан. Запомнился такой факт: на одной из табличек этого экспоната написано о заключённом когда-то в нём мусульманине, который отказывался совершать намаз.
Вам не по нраву Божий Дом,
Забывшие Творца Иваны?
Быть может, вспомните о Нём,
Когда вас поведут в зинданы!..
Батюшка, советский зиндан, т.е. ГУЛАГ не вразумил, вразумит ли мусульманский?
Простите, отец Георгий, а не в пост Вы не воздерживаетесь от просмотра боевиков и триллеров? По поводу вышеупомянутого видео — доверьтесь, откройте ). Тем более сегодня поста нет. Это конечно не так захватывающе звучит, как лекция Виктора Митрофановича Острецова, но, по-моему, заслуживает Вашего внимания. Эта беседа с отцом Георгием Митрофановым не так страшна, как Вы предполагаете и вопроса крещения касается вскользь на 3-4 минуте.
А по поводу обрезания — в наше последнее время чего угодно можно ожидать: не удивлюсь, если «православные неподкаблучники» внесут предложение обрезать девочек по африканскому обычаю(
Уважаемая Алла, я всё сказал. Простите.
Меня удивляет способ ведения Вами полемики, уважаемая Алла. Вы опять предлагаете мне за Вас додумываться. Что именно в предложенном Вами видео Вы хотите вынести на обсуждение?
Алла: Эта беседа с отцом Георгием Митрофановым не так страшна, как Вы предполагаете и вопроса крещения касается вскользь на 3-4 минуте.
Г.С.: Какие именно предложения о.Митрофанова Вас заинтересовали? Ведь много слов им сказано. Не могли бы Вы залитерировать эти слова и немного потрудиться, выразив своё к ним отношение?
Простите Алла,я очень уважаю личную свободу,но Вам до о.Георгия как до Пекина раком. Надо сначала понять о чем речь,а уж потом показывать себя
Уважаемый отец Георгий, Вы упомянули боевики и триллеры, и поэтому я написала, что беседа с отцом Георгием Митрофановым не так страшна. Но,может быть, Вы высказались о другом видео? К сожалению, Вы не уточнили, а я это не учла. Если так, простите.
Отец Георгий Митрофанов обращает внимание, что священника, скандально крестившего ребёнка неверующих родителей, беспокоила больше обрядовая сторона таинства, а не вопросы их веры. И, возможно, отец Георгий Митрофанов прав, называя современное сообщество православных верующих, обществом православных безбожников. У нас почти не формируются настоящие православные общины при храмах. Есть только группа людей, приближенных к настоятелю. И иногда священники крестят, чтобы было кого отпевать впоследствии. Может быть в Вашем храме все по-другому? Я предложила видео для ознакомления читателей с иной, несколько отличающейся от привычной, точкой зрения священника (и не просто священника, а ещё и преподавателя, профессора духовной академии). Если к Митрофанову у Вас тоже особое отношение, просветите, откройте мне глаза, так сказать ( как сказал почтальон Печкин ) . Поясняю про Печкина — попытка пошутить и разрядить обстановку )
Комментируйте по Вашему желанию. На агрессивную полемику не настроена.
Благодарю Александра за добрые слова в мой адрес.
Алла: Отец Георгий Митрофанов обращает внимание, что священника, скандально крестившего ребёнка неверующих родителей, беспокоила больше обрядовая сторона таинства, а не вопросы их веры. И, возможно, отец Георгий Митрофанов прав, называя современное сообщество православных верующих, обществом православных безбожников. У нас почти не формируются…. и т.д.
Г.С.: Ну и что? Уважаемый Александр говорит эту фразу сокращённее. Что следует из этих слов о.Митрофанова? Какое-то предметное дело по превращению «общества православных безбожников» в верующих Вы могли бы начать, выслушав его слова? Сделать что-то конкретное Вам было предложено? Например, что надо приносить младенцев на крещение в 8-ой день по рождении, как это веками практиковалось в Церкви? Не хотите помочь делу церковной катехизации? Говоря «во время и не во время» (2 Тим.4:2) об этом своим знакомым и незнакомым Вы послужите преодолению ситуации, описанной о.Митрофановым, и неповторению того исключительного случая при крещении, который Вас так взволновал.
1. Александру СПб. Нельзя так! Теряя мирное расположение духа, мы, в первую очередь, вредим себе.
2. Алле Минск. Благодарю за то, что из многих возможных ответов Александру выбрали самый достойный.
3. Голос у родительницы неприятный. Непонятно, зачем принесли крестить, если вырастят своё подобие?
4. Жаль священника: после запрещения, в угоду таким родительницам, может перейти на окропление. Помоги ему, Господи!
Любовь — великая сила: она и немощного делает сильным, и малого — великим, и незначительного — достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает близким, знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской.
Это дело высшей благодати, это дело безмерных заслуг Христовых. Он — Ходатай и Приемлющий ходатайство. А если взять еще во внимание совершение прочих Таинств, особенно Крещения, Покаяния, Брака, Елеосвящения, какая требуется святыня, какое богатство любви Христовой от священника, совершающего эти Таинства?
Ибо во всех молитвах и священнодействиях, составляющих принадлежность Таинств, дышит дух бесконечной любви Божией к роду человеческому.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Именно этому «делу высшей благодати» и «богатству любви Христовой» и послужил священник в данном случае, сделав со своей стороны все, что для этого требуется (преодолевая сопротивление при этом). А некоторые думают, что «любовь Христова» — это что-то вроде толстовства или хиппи, когда все с венками из одуванчиков и в белых рубашках до пят
Если Вы, Александр, считаете «некоторыми», о которых упомянули, написавшего слова Иоанна Кронштадтского, то Вы ошиблись.
Написано, как должно быть, а как было в данном случае при канонически правильном совершении Таинства, никто не может знать, была ли проявлена любовь. Это знает Господь и, наверное, совершавший Таинство священник.
Любой интеллект об этом не вправе утверждать.
Канонически правильное совершение Таинства это и есть проявление любви Христовой, а не то, что кто-то при этом чувствует.
По всем пунктам кроме первого согласен с о. Романом. Трудно потерять то,чего нет. В доказательство хочу спросить у уважаемых участников сайта,запрещение было от человеков или нет?
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Недавно примерно то же довелось услышать о молитве: если Бог не даёт непрестанную внутреннюю молитву, нужно молиться хотя бы внешне и таким образом совершать усилия, выражать своё стремление к ней. Если (предположим) священник крестил младенца, не испытывая любви, но, тем не менее, совершал Таинство и через него действовал Любящий Бог — в чем мы можем его упрекнуть? Любовь — Божий дар, который нельзя просто так взять с полки в нужный момент. К ней нужно стремиться, но симулировать её нельзя.
Любящий Бог несомненно действует. Об этом и пишет Иоанн Кронштадтский: «Ибо во всех молитвах и священнодействиях, составляющих принадлежность Таинств, дышит дух бесконечной любви Божией к роду человеческому». Но он также пишет: «… какая требуется святыня, какое богатство любви Христовой от священника, совершающего эти Таинства?»
Упрекать и осуждать не наше дело, разве только священноначалие это делает (и сделало). А рассуждать, как правильно — мы должны.
И государственные структуры признали проявление жестокости со стороны священника в указанном случае.