МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Беседа с духовником Почаевской Лавры иеромонахом Гавриилом (Авдеем)

Наш собеседник иеромонах Гавриил, насельник Свято-Успенской Почаевской Лавры, исполняет послушание духовника богомольцев. В течение каждого дня ему приходится исповедовать паломников из разных уголков Украины и из-за рубежа, общаться с ними. Мы также пообщались с отцом Гавриилом, задали ему вопросы, которые волнуют всех верующих не только на Украине, но и во многих странах мира.

– Батюшка, монашество называют индикатором в духовных вопросах времени. Часто общество светское и даже церковное может пребывать в смущении, не знает, как правильно поступить, но монашество, как правило, единодушно и не колеблется в своих решениях по тому или иному вопросу. Почему так происходит?

– Монашество возникло как идеал евангельский. И во времена гонений оно стало оплотом Церкви. Быть со Христом, жить во Христе, уподобиться Христу – все это заложено в монашестве и сегодня. Вот эта высокая духовная мотивация призывала людей к отшельничеству на заре христианства, так и сегодня. Чистота, целомудрие, служение Богу – вот идеал монашества. Иноческие сообщества во все века были оплотом Церкви, оплотом веры. Мы пришли в Почаевскую Лавру в 90-е годы прошлого века, когда уже произошел филаретовский раскол. И монашество не признало этот раскол. Мы знаем, что раскол на Украине возник по политическим причинам, сюда вплелись националистические идеи. Монашество сразу эти идеи отторгнуло как не отвечающие духу христианства. Задача инока – духовно совершенствоваться, чтобы быть во Христе и со Христом. Цель всякого христианина – достичь соединения со Христом, и монашествующие эту цель ставят во главу угла своей жизни.

Мы пришли в обитель, как я сказал, в 1990-е годы, и нас приняли отцы, которые пережили и войну с немцами, и послевоенные хрущевские гонения. Среди той братии было много фронтовиков-орденоносцев, участвовавших и во взятии Рейхстага; среди них были также и прошедшие тюремные застенки, отбывшие по два и три срока в лагерях при Сталине и Хрущеве… Сидели они и в психбольницах, как преподобный Амфилохий Почаевский (Головатюк; † 1971), ныне канонизированный и святыми мощами здесь почивающий, или как отец Димитрий (Шевкеник; † 2005). Это были люди несгибаемой воли и веры. И они были нашими учителями, которые приехали в Почаевскую Лавру из разных стран и краев: кто из России, кто из Белоруссии, кто из Украины, Молдавии, Румынии… Но все они были единого духа, потому как, по слову апостола, во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба (Кол. 3: 11), и твердо держались, несмотря на все испытания и искушения. Почему? Потому что имели крепкую веру, были верны тем обетам, которые дали при постриге в монашество. И Господь переплавил их, как золото в горниле. Можно сказать, что мы своими глазами видели святых подвижников, мы с ними жили.

Почаевская братия 1960-х – исповедники времен хрущевских гонений

– Как вы думаете, почему мир, независимо от политического устройства, ополчается на такие очаги духовности, как монастыри?

– Один из католических кардиналов нашей современности сказал так: если бы сейчас пришел Христос, Его бы распяли в Риме. Уже не в Иерусалиме, но в Риме, потому что вера западная настолько удалилась от евангельских заповедей, что Христа там уже и нет… Христос со Своим учением мешает им. Поэтому уже в некоторых европейских общественных местах, в офисах нельзя появляться с крестиками на груди, христианское учение изъято из учебных программ. Нечто похожее происходит и у нас: лжецерковь объявляется законной, а каноническая, историческая Церковь Святой Руси и святого князя Владимира признается «враждебной». О чем же заговорили сегодня на Украине с высоких политических трибун? Не о Христе заговорили и не о спасении души, а о необходимости какой-то национальной «единой» церкви. И никто из этих людей не сказал, что Церковь уже есть, что это живое сообщество христиан, в котором живет Дух Святой и действует благодать Божия. Но они этого не видят, не знают и знать не хотят. Не хотят признать, что Церковь наша управляется Самим Христом, и об этом говорит апостол Павел, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1: 22–23).

– Но патриарх Варфоломей решил создать на Украине некую «единую поместную церковь»…

– Такие решения не могут приниматься единолично. И мы понимаем, что инициативы вроде этого «Томоса» не от Бога. Это не по-христиански, и ничего Христового здесь нет: ни смирения, ни кротости, ни любви. И нет того, о чем говорит Христос: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! (Мф. 4: 17). В Церковь можно прийти лишь на этот призыв Христа. А как в нее собираются войти раскольники под эгидой Варфоломея? Ни о каком покаянии здесь речь не идет! Без покаяния жизнь в Церкви вообще бессмысленна. Но слышим ли мы слова покаяния от раскольников? У них у всех присутствует обличительная, фарисейская риторика, риторика гордецов. Вот таких гордецов и раскольников без покаяния принимает в лоно церковное патриарх Варфоломей, автоматически становясь с ними в один ряд. Мало того, он каноническую Церковь на Украине называет недействительной, объявляет себя здесь первоиерархом и создает некую «единую церковь» из двух раскольнических формирований, которые до сего времени сам на всех уровнях называл отпавшими от Церкви… Это просто какой-то театр абсурда!

– Отче, можно услышать сегодня: «Я уже принес покаяние, признал свою греховность, Господь меня простил, зачем мне снова каяться?»…

– Какие бы проблемы ни привели человека в Церковь, чтобы приблизиться к Богу, нужно проделать путь покаяния. Человек должен понять, что он обязан измениться, поскольку от Адама и Евы все поражены грехом, и, несмотря на Крещение, мы несем в себе этот элемент поврежденности. Человек должен понять, что нуждается в Боге, и, чтобы обрести милость Божию и прощение, нужно много над собой работать. Постепенно, пребывая в Церкви Божией, он начинает себя познавать. А познавая себя, начинает понимать, что рядом живут такие же грешные люди, которых раньше ненавидел, обижал, презирал, унижал, завидовал им, превозносился над ними. Понимать, что вокруг такие же несовершенные наши современники, с такими же слабостями, такими же немощами, такими же проблемами. И кающийся человек уже никого не осуждает, а сострадательно смотрит на людей, молится о них. Это христианский путь. Но разве к нему призывают раскольники? Увы, нет.

Николай Васильевич Гоголь говорил, что общество состоит из единиц. Какие единицы, такое и общество. Так вот, Церковь предлагает каждой единице меняться, работать над собой. Только таким образом можно изменить мир к лучшему: начиная работать индивидуально над своей душой, чтобы соответствовать евангельским заповедям и замыслу Бога о человеке. И об этом говорит нам Евангелие, святые апостолы: Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2: 16–17). Видите: чтобы пребывать вовек в Боге, нужно творить Его волю, а не свою, падшую, эгоистичную, плотскую…

– Но мы видим обратное: политические чиновники самых высоких рангов берут на себя функции устроителей церковной жизни…

– Господь сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7: 16). Вот взял чиновник на себя функции, решив, что он может как-то повлиять на жизнь Церкви и как-то ее перестраивать. И при этом считает и во всеуслышание заявляет, что он делает доброе дело. И какие мы видим плоды? Нагнетание напряженности в церковно-государственных отношениях, преследование канонической, исторической и законной Церкви, всевозможные провокации, вызовы духовенства в СБУ, всевозможные фейки и надругательство над Церковью в средствах массовой информации, клевету на Церковь, на монастыри, в том числе и на Почаевскую Лавру, на насельников. Дошло до того, что обыскивают мощи угодников Божиих, как было в Киево-Печерской Лавре. Этого себе не позволяли власти даже в советское время. У Лавры отбирают храмы и передают их в ведение заповедника, закон попирается, конституция нарушается… Что это за плоды? Это не христианские плоды. Апостол Павел говорит, что плоды духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22–23). Но не ненависть, нагнетание, оклеветание, злоба, преследование… От кого эти плоды, спрашивается? От духа злобы.

– А как, батюшка, говорить с этими людьми?

– А как говорить на разных языках, когда друг друга не понимают? Мы в такой беседе будем опираться на учение Христа, а они будут опираться на свое понимание церковного устройства. Мы с ними не сможем договориться. Мы не можем отступать от христианских принципов, потому что от этого зависит наше спасение и наша вечная участь. Мы не можем отступать, как политики, двигаться влево, вправо или идти на какие-то компромиссы. Какой тут компромисс? Или рай, или ад: какой тут может быть компромисс? Господь неслучайно нам напоминает: Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5: 37). Поэтому мы прямо действуем, прямо говорим, и верующие понимают нашу монашескую позицию.

– Но ведь, инициируя создание ЕПЦ, господин президент понимал, каким путем это возможно совершить и к каким последствиям это может привести…

– В том-то и дело, что последствия этих инициатив можно было элементарно спрогнозировать. Ведь высокие чиновники во главе с президентом понимали, что каноническая Церковь не пойдет ни на какое объединение с раскольниками и не нарушит свой канонический статус. А за нашими иерархами стоят миллионы людей. А если не понимали, то почему у нас не спросили, у этих самых миллионов верующих всех епархий Украины: хотят они объединяться с раскольниками, хотят ли попасть под незаконную власть Стамбула? Здесь налицо нарушение закона человеческого, мирского, государственного и закона Божиего. Это как раз иллюстрация того, какие последствия могут быть, когда мирской и некомпетентный в церковных законах человек начинает брать на себя функции церковного деятеля…

Результаты налицо, и комментарии здесь излишни. Мы видим, как меняются политические лидеры, политические концепции, одних идолов сменяют другие. Но Христос днесь и во веки Той же (Евр. 13: 8). Мы не следуем за миром или против мира – мы следуем за Христом. Если мир хочет идти с нами: пожалуйста, мы очень рады! Если против нас – это дело мира. О каком мире речь? Об определенных сообществах – политических, религиозных. Но из любого сообщества можно выйти и сказать: «Господи, прости меня! Я согрешил и хочу каяться, хочу исправляться, чтобы во веки веков быть с Тобой, быть христианином настоящим». И дай Бог, чтобы инициаторы этих идей с ЕПЦ поняли свое заблуждение и раскаялись в своих инициативах.

– Батюшка, вы ежедневно исповедуете паломников. Как они относятся к происходящему в религиозной жизни страны?

– Вы знаете, люди спокойны. Нет паники – они надеются на Бога. Об этом свидетельствует и статистика. На празднование Почаевской иконы Божией Матери в Лавре было больше 10 тысяч паломников. А когда на Успение Божией Матери крестный ход из Кременца заходил через центральные врата, то на территорию обители он проходил больше одного часа! Сколько тысяч прошло, даже не берусь сосчитать, но в этом году как никогда много – порядка 30 тысяч. А перед этим крестный ход в Киеве в день памяти князя Владимира собрал более четверти миллиона участников. Казалось бы, ситуация ухудшается по отношению к канонической Церкви, а все больше и больше людей свидетельствует о преданности ей. О чем это говорит? О том, что Церковь, по слову Спасителя, врата ада одолеть не могут (ср.: Мф. 16: 18). Видите, когда по отношению к Церкви возрастает опасность, Дух Божий действует в людях, они активизируются и готовы встать на ее защиту. Благодать посылается особенно в часы испытаний, поэтому у людей нет ни страха, ни паники, они спокойно с молитвой становятся в ряды, в крестные ходы и готовы идти сотни километров в любую погоду.

Кременецкий крестный ход у врат Почаевской Лавры. 2018 г.

Так действует дух исповедничества. Так этот дух действовал в древние времена в мучениках и исповедниках, так он действует и сегодня. Ибо Христос, как мы уже говорили, вчера и днесь Тот же, во веки (ср.: Евр. 13: 8). И человек не боится. В обычных житейских условиях у людей присутствует страх, но на упомянутых крестных ходах, когда их участники знают, что впереди ожидает опасность, разные боевики, какие-то агрессивные силы, вооруженные в том числе, могут стать преградой, верующие идут – женщины с детьми, пожилые люди, молодежь… Что ими двигает? Любовь ко Христу, и Господь подает им силы, духовную радость.

– Отче, что бы вы сказали людям, которые считают, что так называемый «томос» сегодня необходим?

– Знаете, мы беседуем с вами в таком месте, где великие святыни пребывают уже столетиями, ведь Почаевская Лавра выстояла, когда практически все обители бывшего Союза были закрыты. Теперь снова – раскол, политические потрясения, возвращение унии на наши западноукраинские земли. А Лавра стоит, молится, здесь все идет по уставу и распорядку с раннего утра и до позднего вечера. Мы можем задать встречный вопрос этим людям: Почаевская Лавра – авторитет для вас? А Киево-Печерская, Святогорская и еще более 200 обителей Украинской Православной Церкви для вас авторитетны? Если да, то следуйте нашему примеру и так держитесь. Вот и все. И Матерь Божия, как поется в каноне Ее чудотворному образу, сохранит Лавру нашу и нашу Церковь до скончания века.

Если человек ищет духовный ответ на духовный вопрос, он его с помощью Божией получит. А если он задает вопросы, будучи уже политически ангажированным, – вряд ли… Мы знаем, как непросто бывает, ведь агитация за ЕПЦ идет и на предприятиях, и в школах, и в вузах. Но нужно обратиться за разъяснением не к СМИ, а к Господу. Господь никого не оставит не утешенным. Ведь неслучайно Он сказал всему человечеству на все века: Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Мф. 11: 28). Так что не нужно колебаться, а нужно идти в истинную Церковь Христову, и она никого не оставит без ответа и утешения.

– Наблюдаем сегодня вмешательство иноземного Патриархата в церковную жизнь, симбиоз с политиками. Как к этому относиться?

– Мы должны понять, что врагу нашего спасения не интересны никакие политические системы, майданы и революции. Для него более всего важно поразить Церковь Христову. Чтобы люди были как овцы без пастыря, тогда он будет знать, что с ними делать. Волк знает, что делать с такими овечками. Поэтому после всех политических потрясений было понятно, что последний и решающий удар будет нанесен по Церкви. И для этого подключили еще наших собратьев из другой страны. И если собратья эти, вмешиваясь в церковную жизнь, считают, что мы достойны мученического венца, то спаси их Господи!

– Батюшка, хотелось бы все же услышать оптимистическое слово в конце беседы. Как и где черпать радость, о которой говорит апостол: всегда радуйтесь, о всем благодарите?

– Вы сами ответили словами апостола. Я думаю, более оптимистичных и правильных слов вы не найдете. И пусть они будут и финалом нашей беседы, и добрым советом каждому, кто услышит нас: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5: 16–23). Аминь.

С иеромонахом Гавриилом (Авдеем) беседовал Сергей Герук
Православие.ru
13 декабря 2018

Заметки на полях

  • Н.С. Михаил, , 15.12.2018 в 13:07

    «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое…!»

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на