col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Почаевской Лаврой правит не Минкульт и не заповедник, а Матерь Божия»

Беседа с наместником Свято-Успенской Почаевской лавры митрополитом Владимиром (Морозом)

Восход над Почаевом

События вокруг Почаевской лавры разворачивались стремительно и, как говорится, «на всех фронтах». 19 ноября в Почаевском горсовете проходила депутатская сессия, на которой было принято решение отменить передачу земельных участков у братских корпусов лавры; затем 23 ноября Минюст Украины отменяет решение о государственной регистрации права пользования комплексом сооружений; и еще через 5 дней, 28 ноября, Кабинет Министров отменяет свое же решение № 438 от 17 июля 2003 года «Об исключении из состава Кременец-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника сооружения Почаевской Свято-Успенской лавры». По сути, Почаевская лавра передается в распоряжение музея. Об этом – наш разговор с ее наместником, митрополитом Почаевским Владимиром (Морозом).

– Ваше Высокопреосвященство, расскажите, как братия лавры реагирует на происходящее?

– Мнение братии Почаевской лавры выражено в наших воззваниях и заявлениях, они размещены на официальных сайтах Украинской Православной Церкви и нашей обители. Прежде всего, замечу, что в лавре нет никакой паники и никаких эксцессов. Службы идут своим чередом, лавра молится, трудится, принимает паломников. По поводу решений Минюста и Кабинета Министров скажу следующее: идет планомерное наступление на каноническую Православную Церковь на Украине. Чиновники отрабатывают программу, спущенную им сверху определенными политическими силами. На всех украинских телеканалах, в Интернет-сети звучат выступления лидера раскольников, который заявляет, что все наши храмы и монастыри должны быть переданы так называемой ЕПЦ. Фактически это новая форма гонений. Подобная риторика звучит и с высоких политических трибун, средства массовой информации соревнуются в перекручивании фактов и всевозможных инсинуациях в адрес канонической Украинской Православной Церкви.

Получилось так, что все люди – госслужащие, юристы, принимавшие участие в оформлении документов по земельным вопросам в Почаеве – сейчас презираемы и преследуемы. К каждому из них уже приходили представители спецслужб, производили обыски, изымали архивные и другие документы, касающиеся Почаевской лавры. Против них открыты уголовные дела! Для чего это делается? Для того, чтобы дать понять всем и каждому, что всякое содействие Украинской Православной Церкви уголовно наказуемо…

Однако, как засвидетельствовал и Синодальный юридический отдел Украинской Православной Церкви, Почаевская лавра продолжает находиться в законном и правомерном пользовании братией монастыря УПЦ, несмотря на решение Минюста и Кабмина. На сегодня договор от 2003 года о пользовании сооружениями (храмами, колокольней, кельями и др.) Свято-Успенской Почаевской лавры мужским монастырем УПЦ является действующим и не отменен. Но мы не знаем, какие решения последуют завтра и что нас ожидает.

– Ведь это не первая попытка госчиновников отобрать лавру у Церкви?

– Призывы неоднократно звучали на сессиях Тернопольского облсовета и с других политических трибун. И все же в 2003-м году решением Кабинета Министров Украины Почаевскую лавру изъяли из ведения Кременецкого исторического заповедника, и шесть объектов были переданы в пользование Украинской Православной Церкви. У нас заключен долгосрочный договор с Госстроем при Кабинете министров. Министерство культуры, несмотря на то, что у нас заключен договор, ходатайствовало о том, чтобы эти объекты были снова переданы заповеднику. Кременецкий заповедник, в свою очередь, по разнарядке Минкульта обратился к Почаевскому регистратору, чтобы зарегистрировать за ним эти сооружения, но получил отказ, поскольку объекты пребывают на балансе лавры. И тогда подключилась прокуратура…

Органы местного самоуправления также не хотят передавать землю под здания, которые всегда принадлежали лавре и теперь находятся в аварийном состоянии, и которые мы, по мере своих возможностей, стараемся, с Божией помощью, привести в надлежащее состояние. Власти не хотят защищать права святыни, а действующее законодательство, предусматривающее вернуть землю пользователю, не выполняется. Городской совет уже в 13-й раз отказывает в принятии решения, «благодаря» активистам «Свободы», которые срывают проведение сессий и угрожают местным депутатам.

Следует отметить также, что из государственного бюджета никогда не выделялись деньги на реконструкцию и содержание храмов и зданий Свято-Успенской Почаевской лавры, которые являются памятниками архитектуры. Посмотрите фотографии лавры, скажем, 30-летней давности, когда в советский период нам было запрещено что-либо ремонтировать и реставрировать, и сравните с современным видом лавры. Как расцвела и украсилась обитель за это время! И вот, монахов снова хотят лишить права быть хозяевами в их монастыре!

События сегодняшних дней напоминают 1920-е и 30-е годы, когда большевики лишали Церковь ее имущества, когда передавали храмы обновленцам. А сейчас в роли «обновленцев» – так называемая «единая поместная церковь». Но радетели ее создания забыли перелистать страницы истории и убедиться, что искусственно создаваемая карманная церковь обновленцев не получила поддержки у верующих, миллионы людей шли в лагеря, ссылки, в места мучений и казней, но оставались верными Церкви Христовой. Через несколько десятилетий обновленческая церковь исчезла с лица земли, а наша Церковь, пройдя через горнило испытаний, остается и поныне, и мы верим, что по слову Христа, врата ада не одолеют её (ср. Мф. 16:18).

– Почаев не случайно именуют форпостом Православия, поскольку лавра находится на границе с католическим миром, который во все века стремился подчинить себе святыню, и был период, когда униатам это удалось осуществить. Но с помощью Божией обитель снова и снова сбрасывала с себя оковы иноверцев и атеистов.

– Прежде всего, следует понимать, что место для создания обители здесь указала Сама Богородица, явившись в огненном столпе в 1240-м году на горе Почаевской, оставив на камне, как в воске, след Свой Стопы, откуда проистек источник, текущий по сей день. И Лаврой правит не Минкульт и не краеведческий заповедник, а Матерь Божия. Достаточно вспомнить несколько эпизодов.

В 1620-м году внук Анны Гойской, протестант-лютеранин Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена.

В летопись лавры навеки вошло событие 1675 года, когда во время Збаражской войны пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина напал на обитель. Она была буквально беззащитна перед огромным войском. Но вот над Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом. И стрелы, пущенные в сторону обители, развернулись и стали поражать захватчиков. И те в страхе бежали. Лавра терпела бедствия и от Речи Посполитой, и во время Первой мировой войны.

Но наиболее тяжелым испытаниям лавра была подвергнута в XX веке, в хрущевский период. Еще живы последние монахи, которые были свидетелями тех страшных гонений. Большинство из них уже перешло в мир иной. Но и там они вместе с нашим преподобным игуменом Иовом Почаевским молятся о своей обители. В те времена их отправляли в тюрьмы и психиатрические лечебницы, вывозили за много километров, лишали прописки, но ничто не могло заставить их покинуть стены родной обители, они готовы были умереть, защищая ее. И ныне братия лавры настроена точно так же. Ни один монах не пойдет на компромисс с совестью, никогда не покинет обитель и не одобрит новых лукавых веяний с созданием так называемой ЕПЦ.

– Монашество называют индикатором реакции на происходящее в мире и в церковной среде, почему?

– Потому что на монаха не найдешь компромат. Монах имеет маленькую келлию, он не имеет недвижимости, каких-то сбережений в банках, он служит Богу верой и правдой. Молитвенный дух царит в его душе, и он дает знать, как реагировать на происходящее в мире. Дух Божий выводит его на ту тропу, которая ведет в Царство Небесное, и поэтому монаха трудно обмануть или прельстить чем-то. Он много молится, правильно верует, и, смотрите, после раскола Филарета в 1992-м году ни один монастырь не поддержал его!

Христианство и в былые времена, и в ХХІ веке – это исповедничество, потому что мир нас не понимает и не воспринимает. Как сказал Господь: Если меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15:17). Неслучайно светлой памяти Святейший Патриарх Алексий ІІ напоминал, что этот современный секулярный мир никогда не примет учение Церкви Христовой, и мы видим, как в развитых европейских странах и во всем мире христианство отвергается, нивелируется, преследуется и уничтожается. Или подменяется каким-то суррогатом.

Суд Божий совершается здесь, на земле. Там будет приговор. Нужно иметь определенное сознание, нужно иметь веру. И все пропускать через призму Священного Писания. Мы должны понимать, к чему нас призывает Господь. К совершенству, к святости, к Царству Небесному, к правильному, богоугодному провождению христианской жизни. И какие бы обстоятельства ни складывались, мы должны оставаться верными чадами Церкви Христовой.

– Блаженнейший Митрополит Онуфрий является священноархимандритом Почаевской лавры, он в свое время несколько лет был её наместником. Как он реагирует на происходящее?

– Господь привел Блаженнейшего Онуфрия на Киевскую кафедру в самое тяжелое для Украины время, когда страну постигли огромные испытания военного противостояния на востоке. Политический и экономический кризис повлек за собой и испытания для Церкви, возникла угроза нового раскола, теперь уже в лице Константинопольского Патриархата. И все это время Блаженнейший остается для всех нас, архиереев, духовенства, монашествующих и мирян примером настоящего подвижничества, молитвенности, несгибаемой воли и оптимизма. Мы все радуемся, что у нас есть такой Предстоятель, что в таких трудных и тяжелых ситуациях он не падает духом и подает всем нам пример правильного стояния в вере, пример исповедничества. В его лице мы видим истинного пастыря, стойкого и мужественного служителя Церкви Христовой.

– Ваше Высокопреосвященство, что бы вы пожелали нашим читателям, нашей боголюбивой православной пастве в эти дни начала Рождественского поста?

– В первую очередь поздравить всех с началом этого прекрасного времени – подготовки ко встрече с Богомладенцем Христом. Это благоприятное время для очищения наших душ, для духовного совершенствования. И хочу пожелать, чтобы все мы удостоились этой спасительной встречи с нашим Рождающимся Господом. А также – стойкости в вере, и всегда помнить, что Всесильный Бог всегда с нами. Православные христиане были и будут ревностными и стойкими, и они себя в обиду не дадут. Просим у святых отцов, братьев и сестер святых молитв за Святую Православную Церковь, за нашу древнюю обитель, за украинскую державу и её многострадальный народ. Чтобы, наконец, в нашей стране царствовали любовь, мир и взаимопонимание.

С митрополитом Почаевским Владимиром (Морозом)
беседовал Сергей Герук
29 ноября 2018
Православие.ru

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок