col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Вениамин (Федченков) о святителе Григории Паламе

Из записок об архиепископе Феофане (Быстрове), ректоре Санкт-Петербургской духовной академии

В суб­бо­ту, 21 фев­ра­ля 1909 го­да, про­ис­хо­дил чин на­ре­че­ния ар­хи­манд­ри­та Фе­о­фа­на во епис­ко­па Ям­бург­ско­го, чет­вер­то­го ви­ка­рия Санкт-Пе­тер­бургс­кой епар­хии…

…В день хи­ро­то­нии у не­го в рек­торс­кой квар­ти­ре со­бра­лись на обед очень не­мно­гие друзья. Один из них, сту­дент Сер­гей П. Ви­но­гра­дов, член Златоустовского кружка, сказал ему приветственную речь, в которой сравнил его со святым Архиепископом Солунским – Григорием Паламой; последний празднуется на второй неделе Великого Поста, после Недели Православия, как «Проповедник благодати» (о чём говорится в богослужении ему).

К слову сказать, такая последовательность имеет очень глубокую связь!

1) Православие по сущности своей есть благодать; 2) и путь к нему – тоже благодатное просвещение; 3) И это просвещение – не земное знание, а благодатное откровение, озарение; 4) и самое Православие – есть слава Царствия Божия,– или Фаворский Свет, или Преображение Господне, благодать Пресвятой Троицы. Короче: всё – Благодать.

Святой Григорий Палама был защитником Её против еретика Варлаама. И опирался он на Фаворский Свет, окружавший Господа Иисуса Христа на горе Фаворской. Свет этот был не естественный, а благодатный.

Таким образом, и сущность Православия – благодатная слава; а путь – тоже благодатный. Поэтому Григорий Палама и именуется «проповедником благодати». И «Царствие Божие» поэтому не относится к тварному бытию, а к «несозданию». Епископ Феофан как православный богослов, конечно, держался того же учения; поэтому он и уподоблен был в приветственной речи святому Григорию Паламе — как защитник «благодати» в своём богословии и жизни.

В то время в русское богословие стало уже проникать учение о Царствии Божием как земном царстве (Вл. Соловьев, протоиерей Светлов, отчасти Достоевский, потом о. Флоренский; и можно закончить протоиереем Булгаковым). Епископ Феофан был глубоким противником этого новшества в Христианстве.

Неделя вторая Великого поста потому и посвящена памяти святого Григория Паламы, чтобы этим отметить и суть, и путь к Православию – благодать Святого Духа,– как в учении, так и в жизни; поэтому на первой неделе Великого поста празднуется «Торжество Православия», а на второй неделе – память защитника благодати,– как сущности Божественного бытия, которое проявилось реально в Фаворском свете,– методически в познании Божественного бытия – не умом, а через благодатное откровение его.

И Апостол Пётр, восхищенный блаженством Преображения, воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!»

Епископ Феофан принял это сравнение, нимало не возражая,– а, следовательно, соглашаясь со сравнением.

Настроен он был смиренно-радостно в этот день.

Сайт «Ветрово»
27 марта 2021

Заметки на полях

  • …»Принял это сравнение, нимало не возражая»… Как же хорошо! Ведь и это смирение.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа