col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Иоанн (Снычёв). Тайна Животворящего Древа

На Воздвижение

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха!

Для то­го, воз­люб­лен­ные братья и сест­ры, что­бы по­знать ве­ли­кую тай­ну Чест­на­го и Жи­вот­во­ря­ще­го Крес­та, нам не­об­хо­ди­мо мы­слен­но пе­ре­нес­тись в то вре­мя, ко­гда пер­во­здан­ные лю­ди Адам и Ева на­хо­ди­лись в раю и еще не вку­си­ли за­прет­но­го пло­да.

Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь.

Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама.

Так, возлюбленные братья и сестры, совершилось преступление первозданным человеком; так человек, нарушив заповедь, восстал против Бога. Хотя и по внушению искусителя, но он допустил превозношение и тотчас же отпал от Истины. Произошло внутреннее изменение. Если до этого существовала полная гармония душевных сил, ума, воли и чувств человека, то с того момента, как он вкусил плодов от древа познания добра и зла, эта гармония нарушилась. Ничто уже не стало соподчиняться одно другому: ни ум воле, ни воля чувству. Произошла разобщенность. Это и есть та смерть, о которой Господь сказал Своему первозданному человеку: «В тот день, в который ты вкусишь от древа познания добра и зла, смертию умрешь». И действительно, наступила духовная и душевная смерть. А вслед за ней последовала и смерть естественная. Вот какой плод привнесло в человеческое естество древо познания добра и зла!

Итак, возлюбленные братья и сестры, древо, стоящее посреди рая, явилось мерилом отношения человека к Богу, выбором между добром и злом. Человек не устоял в добре и допустил зло. Таким образом грех вошел в мир. Надлежало исцелить человека, надлежало вкусить плодов иного древа, которое бы вернуло человека к послушанию Богу, к любви Божественной. Необходимо, чтобы человек склонил свой слух не к льстивым словам лукавого, а к Божественной истине и готовил себя к обожению истинному, а не ложному. Познание древа добра и зла указало на гордость человеческую. Человек допустил гордыню, восхотев стать богом безо всякого труда. Но грех удалил его от обожествления. А вот животворящее древо креста Господня, пред которым мы сейчас встали мысленным своим взором, напротив, вновь открыло человеку врата райские. Это уже иное мерило отношений между человеком и Богом. На этом древе Господь Сам предал Себя смерти телесной, чтобы победить смерть и тем самым даровать падшему человеку возможность вернуть себе жизнь вечную, получить желанное обожествление. Это совершилось, возлюбленные братья и сестры, на самом позорнейшем из орудий смерти — деревянном кресте. К этому кресту был пригвожден Сын Божий, Спаситель мира, и кровь, которая истекла их пречистых ребер Спасителя, сообщила этому позорному орудию смерти Божественную силу, соделав его Честным и Животворящим Крестом Господним. Эта кровь омывает и наши с вами позорные грехи, сообщая нам особые силы для стяжания вечной жизни.

Вот, возлюбленные братья и сестры, в чем заключается тайна и сила Креста Господня. Если в раю, в месте святом, человек возымел гордыню, то здесь, на Лобном месте, человек приносит глубочайшее смирение в лице Самого Христа Спасителя, Который смирил Себя, как сказано, до смерти, «тем же и Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних».

Видите, какого подвига требует от нас животворящее древо Господне! Требует, чтобы мы (если хотим получить обожествление, стать по благодати Божией богами) смирили себя до смерти. Для этого необходимо убить в себе грех, распять себя со страстьми и похотьми, а распявши, приобрести добродетели, которые станут основой для будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Вот почему, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста призывает всех нас: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству».

Зная тайну Креста и слыша голос Матери-Церкви, преклоним свои сердца и главы у подножия Честнаго и Животворящего Древа, поклонимся ему и распнем здесь, у подножия его, свои греховные страсти, чтобы Господь через Крест Свой живоносный сообщил нам живительные благодатные силы к оживотворению нашего грешного естества и сподобил нас вечной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычёв)
1972
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Поздравляю отца Романа и всех-всех на этом сайте с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!!! Всем радости о Господе!!!

  • Санкт-Петербург

    Нина, спасибо, с Праздником всех!

  • Из записок нашей читательницы, Веры Николаевны:

    «Из моих дневников (конца 90-х г. — начала 2000-х г.)
    …Господи, я благодарю Тебя за Твои Крестные муки, я благодарю Тебя за Твою непостижимую Любовь к нам, грешным.
    Поистине — просвети нас Любовью Креста Твоего.
    …Ты любишь нас больше, чем мы сами себя любим… и хочешь нам спасения больше, чем мы сами себе его хотим. Потому что мы не можем сейчас знать всего, а Ты-то знаешь, что нас ждёт за гробом и каково там нам будет…
    Господи, прости нас…
    …и плачу, плачу о себе… о детях… о внуках своих. Они такие ещё маленькие, радостные, чистые… А потом вспоминаю… — Ты нес Крест и плакали женщины. И обернувшись, Ты сказал: «Не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и детях ваших»…
    Вот я и плачу… плачу о себе, много Тебе прегрешившей, плачу о детях своих, страдающих по моим грехам, плачу о внуках, живущих во времена растления, плачу о России-разрушенной, поруганной, обворованной…плачу о людях — усталых и измученных.
    Господи! Достойное по делам своим приемлем… всё справедливо… прости нас…
    Говорят — страна разрушается… А как же ей не разрушаться, если нет опоры. Сами отвернулись давно от Тебя — Творца и Отца нашего! Грешили, богоборствовали…
    Ведь не кто-нибудь, мы сами — русские разрушали свои же Святыни — Храмы, Монастыри; гнали и жестоко убивали священство. Поруганы Храмы — теперь поругана и земля наша…
    Не покаялись… Живём без Бога… Безотцовщина… Все мы — как выросшие в детских домах, интернатах… казённо накормленные, казённо одетые, обутые, казённо воспитанные; озлобленные, равнодушные, эгоисты…Что же удивляться, что мы так живём ? Что же возмущаться? Достойное по делам своим приемлем… Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…
    P.S. Прошли годы… Сейчас уже есть разнообразие и в питании и в одежде (по крайней мере — в крупных городах), а люди всё дальше уходят от Бога. Стали ещё жёстче, равнодушнее. Поистине — не хлебом единым живёт человек…
    А ведь даже на православных сайтах в комментариях столько оскорблений и ненависти, как будто не помним, а может быть, и не знали никогда слов — «Милости хочу, а не жертвы»… и другое — «Не знаете — Какого вы Духа»… Скорбно это всё, скорбно…»

  • МО

    Вера Николаевна: «Ведь не кто-нибудь, мы сами — русские разрушали свои же Святыни — Храмы, Монастыри; гнали и жестоко убивали священство. Поруганы Храмы — теперь поругана и земля наша… Не покаялись…»  

    Что значит покаяться? На мой взгляд, в личной жизни это значит назвать свой грех, испросить за него прощение и стараться больше не повторять его с Божией помощью. А в жизни народной покаяться, это значит назвать виновных за общественные грехи, осудить их всенародно и вернуться с греховного пути, по которому направили народ эти вожди, на путь заповедей Божиих.

    Осудить виновных поименно… Страшно произносить эти слова, п.ч. произнесшего их обвинят в жесткости, нетерпимости, непримиримости, нехристианском злопамятстве
    и далее по списку. Ещё слова Господа процитируют: не судите, да не судимы будете…

  • г.Санкт- Петербург

    иерей Георгий! Каяться… ну, разумеется, каждому — за своё.
    Простите…

  • МО

    Понял Вас, Вера Николаевна, и чтобы быть последовательной, Вам этот Ваш текст: «Не покаялись… Живём без Бога… Безотцовщина… Все мы — как выросшие в детских домах, интернатах… казённо накормленные, казённо одетые, обутые, казённо воспитанные; озлобленные, равнодушные, эгоисты…Что же удивляться, что мы так живём ? Что же возмущаться? Достойное по делам своим приемлем… Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…»

    следовало бы написать иначе. Примерно вот так:

    Не покаялась… Живу без Бога… Безотцовщина… Я — как выросшая в детском доме, интернате… казённо накормленная, казённо одетая, обутая, казённо воспитанная; озлобленная, равнодушная, эгоистка…Что же удивляться, что я так живу ? Что же возмущаться? Достойное по делам моим приемлю… Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем…

  • Рыбинск

    Прав отец Георгий: каяться нужно в своих грехах, в своём равнодушии, озлоблении, эгоизме… Плакать о своих грехах!
    Да, безбожная власть разрушала Храмы, уничтожала священников и монахов. Например, у нас в городе в советское время был один Храм, сейчас — не сосчитать. Возрождаются Храмы! А сколько молодых священников!
    Всё-таки кому-то в детстве читали «Сказку о попе…», а кому-то Евангелие.
    И народ не уходит от Бога! Всё больше и больше людей в Храмах! Особенно молодых. А детишек сколько! Так умилительно смотреть на этих крох!
    Так что
    » Россия-Русь! Куда б ты ни неслась
    Оборванной, поруганной, убогой,-
    Ты не погибнешь! Ты уже спаслась,
    Имея столько праведных у Бога.» ( Отец Роман)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!