Рассказывая о теме Страстей Господних в духовной поэзии, народной и «профессиональной», автор наряду с произведениями Василия Жуковского, Ивана Бунина, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама рассматривает стихотворения двух священномонахов: отца Романа (Матюшина-Правдина) и отца Василия (Рослякова).
«Просто о христианстве»
21 мая 2020
Любопытный обзор. Вполне в тренде. Представляю, как вздрагивал и крестился отец Роман (если уже прослушал этот ролик) при таких, например, словах Инны Самохиной: «И здесь (т.е. в стихотворении отца Романа «Поят Пилат Христа и би Его» — Г.С.) есть некие переклички со стихотворением Гиппиус «Сообщники», о котором мы говорили» (с 43:41 мин.).
Благословите, отец Георгий! Переклички перекличкам рознь, особенно если они некие. О стихотворении Гиппиус автор говорила с недоумением, о стихотворении отца Романа — с уважением, отметив, что и ему, и отцу Василию удалось раскрыть тему глубже, чем народным певцам и поэтам-классикам.
Отец Георгий, в скиту очень слабый Интернет, и отец Роман не смог прослушать эту лекцию. Но согласен с тем, что гиппиусы и мережковские — явно не его поля ягоды.
Христос воскресе, Ольга Сергеевна! У меня нет претензий к лекции обаятельной Инны. Напротив, её интерес к творчеству отцов иеромонахов нужно только похвалить. К сожалению, ей никто не объяснил, что не только ни к ночи помянутые Гиппиус с Мережковским, но и Жуковский, со стихом которого Инна сопоставляет стихотворение убиенного отца Василия, это разных духовных полей ягоды. После насквозь масонской «Людмилы-Леноры» его «Странствующий жид» очередная бездна гностическо-«еврейской» тьмы. Как-нибудь, даст Бог, рассмотрим подробно это сочинение Жуковского, которое он назвал своей лебединой песней.
Лекция Инны Самохиной построена на основе её же научной работы. А научная работа не должна быть публицистикой и предполагает предельно объективный и «бесстрастный» подход. Мне понравилось, что автор как будто отделяет творчество отца Романа и отца Василия и от народной, и от «книжной» традиции (хотя последней я бы дала другое название, так как церковную традицию тоже можно назвать книжной). Народная традиция отличается более трепетным отношением к Евангельской истории и более слабым литературным уровнем, «книжная» (светская) — наличием вымысла и большим литературным мастерством.
Поэзию отца Василия знаю плохо, но, на мой взгляд, она не очень высокого литературного уровня — стихотворения, которые мне довелось более-менее внимательно прочитать, явно нуждаются в серьёзной доработке, которая, увы, теперь невозможна. Но в них есть боль, глубина, а это дорогого стоит.
Поэзию отца Романа хотелось бы как-то определить, но пока не очень получается.
И ничто так не развращает как безответственность, вседозволенность и попустительство… и неужели Инне Самохиной нельзя сделать замечания в её многоглаголание (пустословии) …