col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Не сотвори себе кумира

Беседа с иеромонахом Романом в июле 2005 года

— Читатели по-разному относятся к личности рок-певца Игоря Талькова. Ваше отношение к его творчеству?

«Икона» Игоря Талькова

— Знаю его как автора песни «Россия». За эту песню ему и поставили памятник. Все остальное не имеет отношения к поэзии. Да и какая высота у рок-певца? Там только одно – любой ценой вызвать аплодисменты и не отстать от других. Как христианин он пред Судом Божиим, хотя какое уж христианство на сцене! Почитайте «Монолог» — зеркало внутреннего мира рок-певца. Сохрани Бог от такого душевного устроения, где постоянный контакт с Космосом, сильнейшее тяготение к самоубийству, деление священников на истинных и ложных (при том, что сам порочил звание христианина, выступая полуголым с Крестом на шее). Он не прикоснулся даже к внешнему приведению себя в надлежащий вид, что уж говорить о внутреннем? Цитирую из интервью с родительницей И. Талькова:

«Когда Малахов вбежал в гримерку Игоря и начал по-крупному оскорблять его, Игорь не вытерпел такого хамства и вытащил газовый пистолет. Направил Малахову в глаза и начал пшикать, а пистолет-то оказался подмоченный. Не действует… (Чувствуете скорбь родительницы?) Тогда Игорь от злости (знамо дело, оправданной мамой) стал бить Малахова по башке (конечно же, откуда у него взяться голове, да и не больно по башке-то), и в этот момент грянул выстрел, который вроде и сразил Игоря».

Избави, Господи, от такого конца — со злобою в сердце отходить в Вечность. Жаль мать Игоря. Жаль вдвойне — и как пережившую такое, и как христианку, оправдывающую и пистолет, направленный в глаза, и все приведенное выше.

«Икона» Игоря Талькова

— Прошу прощения, но мне приходилось читать статью священника о Талькове. В отличие от Вас, этот священник пишет, что рок-певец положил жизнь свою за други своя, что о нем свидетельствует Евангелие — «нет большей любви, если кто жизнь свою положит за други своя».

— Бумага все стерпит. Может, ради него и Само Евангелие написано? Положить жизнь свою за други своя… Вспоминается, как некогда один святой отшельник искал в городе своего сбежавшего послушника. Найдя того в притоне полупьяным, с девицею на коленях, в ужасе воскликнул:

— Что ты здесь делаешь, несчастный?

— Для чистого – все чисто! – ответствовал юноша.

— О, горе мне! – возопил старец, — сорок лет, питаясь кореньями и травами, я не покидал затвора, и не достиг Чистоты, которую ты в одночасье, среди пьянства и разврата, стяжал в этом притоне!

Взгляните на хромлющих монахов и на скачущих, с Крестами на шеях, эстрадников — и проводите параллель сами. Не нужно себя обманывать. Поэтом он был очень слабеньким, а как христианин — ну, раз уж его жизнь была подтверждена Евангелием, да еще Высшей Любовью — ждите исцелений. Молиться о нем нужно, крепко молиться, а не иконы с него писать и акафисты.

«Акафист» Игорю Талькову

— В той же газете прочел о восторгах молодого человека: как он недавно заболел Игорем Тальковым и надеется на его будущую канонизацию в сонме новомучеников.

— Так он же признался, что заболел, понятно, что может выдать нездоровая головушка.

— А все же как с канонизацией?

— Если и Синод заболеет — канонизируют.

— Ясно. И еще о создании кумиров. Несколько раз мне попадались статьи о покойном схиархимандрите И. Пишет его племянник, вспоминают чада. И все бы ничего, но уж больно его захваливают, читать приторно. И величайший богослов современности, и взошел на вершину Богомыслия, и т.д., и т.п… Что бы Вы могли сказать об этом человеке?

— Исходя из приведенных эпитетов, о нем уже так наговорили — больше некуда. Лучше помолчать, тем более что мы с ним не встречались.

— Но, простите, Вы согласны, что это был величайший богослов современности? Взошел на вершину Богомыслия?

— Давайте рассуждать здраво. Кто его называет величайшим богословом современности?

— Племянник, чада.

— По принципу — ай да я, спасибо мне? И этого достаточно? Если бы его так величали богословы Греции, Болгарии, Румынии, Сербии — тогда можно было бы хоть как-то оправдать громкие титулы. Слыхивал там кто о нем?

— Нет, он известен лишь в России.

— И что, современность — только Россия? Быть известным у нас, когда на всю страну существовало две (!) духовные академии, в одной из которых он преподавал — неудивительно. Понятно, что его знали студенты, приезжавшие учиться из разных уголков нашей Родины. Многие из них ныне архиереи, что же им не помянуть добрым словом наставника. А что касается восхождения на вершину Богомыслия — сначала нужно узнать, есть ли у Богомыслия вершина, а потом уже отправлять туда человека.

— Вам приходилось читать его труды?

— Приходилось. Очень тепло написано о насельниках Глинской пустыни, о святом Тихоне Задонском. Это летопись монастыря, подробное жизнеописание святителя. Но относить это к вершинам богословской мысли — значит отметать элементарную объективность.

— Еще его называют непревзойденным духовником современности.

— Это вообще в духе Остапа Бендера. Как о танцоре пишут! Откройте жития святых — святителей, преподобных, мучеников. Там все просто, скромно, а потому — правдиво. Какие уж были светильники, а ни о ком не написали — непревзойденный. Видимо, знали: появится некто всепетый М. и … превзойдет.

— И превзойдет по всем параметрам. Духовник — непревзойденный. Богослов – величайший. Молитвенник — достиг вершины Богомыслия. Тут, понятно, старание чад: и им перепадет, знали такого человека, возле той же вершины крутились.

— Беда, беда.

— Еще пишут, что прозревал будущее, как настоящее, исцелял от всех болезней…

— Скоро и астрономы отзовутся, установят, что в момент его рождения восходила звезда на Востоке. Жаль людей. Ведь все это разносится, нагнетается.

— Можно ли это назвать прелестью?

— Громко сказано, но лесть очевидна.

— Один епископ на панихиде сказал, что схиархимандрит И. еще при жизни стяжал Благодать Святого Духа.

— А когда ж Ее стяжать, после смерти, что ли? Неужели это слова епископа?

— Да, он же утверждает, что ныне нет духоносных старцев, что после схиархимандрита И. старцев уже не будет. Все это вбивается в голову монахинь, прихожан.

— Господи, помилуй! Это тоже рассуждения епископа? Он что, сам в Духе, что рассуждает о духоносности того или другого? Простите, это же хула на современных старцев! Более того — хула на Духа Святаго! Так Его обобрал схиархимандрит И., что Дух Святый истощал! Выходит, питайся раз в неделю или в месяц, клади поклоны денно-нощно, скройся в пещере, изойди в плаче — все впустую, духоносным уже никому не бывать. Видите, к чему ведут подобные рассуждения?

— Так и хочется задать вопрос — был ли он вообще старцем?

— К таким вот крайностям и приводит неуклюжая похвальба. Как бы ни было, отвечать на Ваш вопрос предосудительно: мы его даже в глаза не видели.

— Но разве бы старец допустил, чтобы чада так мыслили? Причем имеющие богословское образование! Ведь так и возникают секты.

— Ну, это уже не его вина. Назвать можно кого угодно и как угодно. Что плохого, если они следуют его душеспасительным наставлениям, не разделяя при этом окружающих на своих и чужих? Помоги им, Господи. Нельзя лишь навязывать свое мнение, каким бы правильным оно ни казалось. Нельзя зачеркивать подвизающихся ныне старцев. Слава Богу, они у нас есть.

— Спаси, Господи, за ободрение читателей нашего журнала.

Вопросы задавал Александр Сосновский

5 июля 2005
Хельсинки

Заметки на полях

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.