col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»

Статья о самозванце в сети «Фейсбук», опубликованная на «Русской народной линии»

При­мер­но ме­сяц то­му на­зад один из чи­та­те­лей сай­та «Вет­ро­во», по­свя­щён­но­го твор­чест­ву ие­ро­мо­на­ха Ро­ма­на, по­про­сил об­ра­тить вни­ма­ние на са­мо­зван­ца, ко­то­рый со­здал на «Фейс­бу­ке» стра­ни­цу под име­нем Ро­ман Ма­тю­шин (Ие­ро­мо­нах) и пу­бли­ку­ет там собст­вен­ные сти­хи. «Сти­хи очень сла­бые, вид­но, что не от­ца Ро­ма­на это стра­ни­ца, — на­пи­сал чи­та­тель. — Но лю­ди до­бав­ля­ют­ся и ком­мен­ти­ру­ют». Открыв страницу самозванца (в терминологии «Фейсбука» — «профиль»), увидела, что стихами опубликованные там тексты назвать трудно:

* * *
Отец наш небесный (через несколько лет),
Сам покарает грешных людей,
Суд будет Страшный на этой земле,
Миллиарды погибнут в огне и воде,
Огромные камни с небес упадут,
Грешники души уже не спасут…

* * *
Как Ной я слышу голос Бога,
Такая у меня природа,
Совет от Пророка—поторопись,
С душой своей определись.

Для «правильных всяких»— Рая не будет,
Справедливость Суда восторжествует,
Будет много воды, много огня,
Будь в ожидании Судного дня…

* * *
Я не рекламный проспект,
И не коммерческий вестник,
Я проводник Его небесный…

* * *
По Библейским канонам следует жить,
Молиться в трудах, Семьей дорожить.

Не было похоже, чтобы самозванец пытался подделать стиль отца Романа, да и на пародию «стихи» не тянули (для того, чтобы создать пародию, требуется мастерство), поэтому я сочла эти публикации обыкновенным издевательством. «Смотрите, чем восхищаетесь, — словно говорил неизвестный. — Вот уровень вашей православной поэзии». Опубликованные «стихи» напомнили произведения китчевой группы «Нейромонах Феофан», играющей электронную музыку в якобы «древнерусском стиле», с примитивными текстами — только были ещё более местечкового уровня. И, может быть, больше всего огорчило то, что многие посетители лжестраницы поверили в то, что перед ними стихотворения отца Романа, и благодарили автора в комментариях. Некоторые из этих комментариев также показались мне завуалированным глумлением (возможно, их оставляли приятели самозванца), но другие явно были написаны от чистого сердца — именно так, как пишут некоторые читатели на сайте «Ветрово» или на одноимённом канале на YouTube: их авторы благодарили «отца Романа» за творчество, говорили о том, как много оно значит для них, соглашались с высказанными в «стихах» мыслями, желали автору здравия и многолетия. «Странно, — написал автор самого трезвого комментария. — Среди друзей этого лжеотца лжеромана есть лично знакомые мне люди, неглупые, продвинутые православные. Люди, вы что, не понимаете, что это фейк? Разве может о. Роман писать такую белиберду? Вы что, ослепли?».

В моей жизни был краткий эпизод, когда я подрабатывала администратором зала в одном небольшом детском театре. Однажды в этот театр привёз свой спектакль другой коллектив, и я, находясь в зрительном зале, от стыда за происходящее порой не могла смотреть на сцену. Нет, ничего непристойного там, конечно, не показывали, но это было такое торжество непрофессионализма и дурновкусия, что я испытывала почти физические мучения. А горше всего стало после спектакля, когда зрители (родители с маленькими детьми!), выходя из зала, от души благодарили за спектакль и произносили примерно такие слова: «Мы никогда не получали от театра такого удовольствия!» Так в чём же тогда разница, подумала я, между подлинным произведением искусства и «ширпотребом», если для зрителей (читателей, слушателей) всё едино? Существуют тысячи книг по искусствоведению, но кто из неспециалистов читает их, кто берёт с собой в музей или в зрительный зал? Только неоднократный опыт личного прикосновения к настоящему даёт противоядие против суррогата, но если такого опыта нет, человек доверчиво принимает из рук «творца» то, что ему предлагают.

То же и со стихотворениями иеромонаха Романа. На протяжении нескольких лет я постоянно занимаюсь их публикацией — в печатных изданиях и на сайте «Ветрово», и для меня появление каждого нового стихотворения — событие. Знаю, как долго и кропотливо отец Роман работал над ним, как непросто далась та или иная строчка, порой догадываюсь, какие мысли занимали его в это время, что стало причиной написания стихотворения. Даже выбор эпиграфа для стихотворения (в последнее время чаще всего из Священного Писания) – задача непростая и решается небыстро. После публикации стихотворения жду отзывов и, читая их, пытаюсь осознать — поняли или не поняли люди мысль автора, что трогает их, а что не очень, что причиняет им страдание (потому что попадает в болевую точку), а что — утешает и радует. И вдруг на моих глазах кто-то вываливает в социальной сети кучу словесного хлама, приписывает его отцу Роману, и множество людей верит и благодарит! «Это нормальная реакция, — написала в письме одна читательница. — Люди доверяют отцу Роману и его имени. Когда человек доверяет, у него падает уровень критического мышления». Конечно, это хорошая острастка, и для меня в том числе. Но если лично я надеюсь, что смогу отличить стихотворения иеромонаха Романа от подделки, то, несомненно, с лёгкостью допущу промах в чём-то другом. Известно, например, что люди ищут старцев, что порой за старцев выдают себя проходимцы, и те, кто попадает под их влияние, попадают в беду. Не нужно далеко ходить: когда на экраны вышел фильм «Остров», я не то чтобы была от него в восторге, но меня ничуть не удивил созданный в нём образ старца. Позже видела, что этот образ безмерно огорчает тех, кто знал настоящих старцев – например, отца Николая Гурьянова, на которого в основном и намекали создатели фильма, и поняла, что кривлянием (как и ничем другим) нельзя изобразить благодать. Когда осознаёшь, что и ты сам, и многие другие готовы слопать любое пойло, если оно будет подаваться под вывеской дорогого ресторана, внимательнее перечитываешь слова Спасителя: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф. 24:4-5). Если кто-то с радостью принимает графоманские стишки за произведения иеромонаха Романа, а Петра Мамонова — за старца, то стоит ли удивляться тому, что однажды обманщика смогут принять за Христа? Обезопасить себя можно только знанием настоящего: если мы действительно узнаем Христа (а не будем делать вид, что узнали), то, конечно, не спутаем Его ни с кем другим.

Узнав о странице самозванца, тут же написала ему личное сообщение, ответа на которое, конечно, не получила. Вместе с читателями сайта «Ветрово» мы неоднократно жаловались администрации «Фейсбука» на фальшивый профиль — тщетно. Добились мы только того, что все, кто оставлял на лжестранице критические комментарии, были заблокированы самозванцем, и на ней стали публиковаться не только графоманские стихи, но и отрывки из настоящих стихотворений иеромонаха Романа. Затем мошенник перешёл в наступление и опубликовал такой пост:

«Обращаюсь к православному люду, кому не чуждо творить добро. Прошу оказать помощь сестре Татьяне в сборе пожертвований на строительство Храма и Поселка “Святая земля” в Нижегородской области.

Сестра Татьяна помогает,
Её дела Благословляю!»

Далее были даны номера банковских карт и приведён фрагмент из стихотворения отца Романа:

Закон безмолвия известен,
Навек умолкнуть для всего,
Не домогаться глупой чести,
Не знать, не слышать ничего…

В последующие дни на странице были опубликованы ещё две просьбы о материальной помощи, в которых, в числе прочего, говорилось, что их автор «редко бывает среди людей, но знаком и близок многим», «в социальной сети по просьбе сестёр Галины и Татьяны, которые уговорили… донести Слово Божье до нуждающихся в этом людей», и предупреждал, что «всякие бесы» могут создавать «недоразумения и неясности». Также мошенник обратил внимание читателей на то, что «в настоящее время демоны, бесы и всякого рода безбожники сеют раздор и раскол в Православном мире», что, на мой взгляд, может предварять дальнейшие высказывания на тему нестроений и раскола.

Пытаясь подвести предварительные итоги происходящего, хотелось бы обратить внимание не только на духовную сторону происходящего (на нашу слепоту, на лёгкость, с которой мы поддаёмся на обман и принимаем фальшивку за истину), но и на некоторые практические вопросы. Сейчас время деятельной проповеди, когда проповедники ищут новые формы обращения к нецерковному мiру, используя для этого все подручные средства, в том числе и социальные сети. Но посмотрите, насколько просто самозванцу, используя те же сети, ввести в заблуждение большую аудиторию. Создав страницу под чужим именем (например, под именем священника), можно не только с лёгкостью выманивать у посетителей деньги, но и выражать любые мысли, в действительности несвойственные тому, за кого выдаёт себя мошенник. Причём сила оказывается на стороне самозванца: он уже «занял» ваше имя, а значит, проходимцем становитесь вы. Таким образом можно опорочить чьё-то доброе имя (насколько мне известно, ситуация с лжестраницей отца Романа не единственная), отвратить от Церкви здравомыслящих людей и ввести в заблуждение более доверчивых, действительно сея «раздор и раскол в Православном мире». Конечно, мы не можем предотвратить появление таких самозванцев, но, если священники будут с осторожностью относиться к проповеди в социальных сетях, то поставят под сомнение и их лжепроповедь. Может быть, не стоит размениваться на социальные сети, а постараться обращаться к людям так, чтобы проповедник мог отвечать за каждое сказанное им слово, а слушатели были уверены, что тот, кто обращается к ним сейчас, — не проходимец в маске? Ведь для этого в наше время много возможностей: помимо амвона, есть книги, газеты, журналы, радио- и телевизионные передачи, канал YouTube, где зрители, по крайней мере, видят лицо говорящего. «Фейсбук», несмотря на кажущуюся свободу и универсальность, на поверку оказывается мертвее любой бюрократической системы: до администрации не достучаться, можно только бесконечно ставить в табличках галочки, заполнять всевозможные «формы», отправляя их в никуда и не получая здравого, человеческого ответа.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что у иеромонаха Романа нет официальных страниц ни в каких социальных сетях. На «Фейсбуке», «ВКонтакте» и в «Одноклассниках» есть группы, которые называются так же, как и посвящённый его творчеству сайт — «Ветрово». Благодарим всех тех, кто оставляет комментарии в этих группах и на одноимённом канале на YouTube, но хотим ещё раз подчеркнуть, что отец Роман не сможет их прочитать и на них ответить. Пусть в наше время социальные сети для многих стали реальнее окружающего мiра, но монах остаётся монахом, он не в сети, не в мiру — он в Боге, и именно в этом заключается подлинность и его самого, и сказанного им слова. Благодарю и отца Романа за то, что он, несмотря на уединенный образ жизни, находит возможность присылать новые стихотворения для публикации на сайте «Ветрово» и даже отвечать иногда на вопросы читателей.

Поскольку на данный момент профиль Роман Матюшин (Иеромонах) по-прежнему не заблокирован, мы просим вас быть бдительными, не попадаться в ловушку и, по возможности, уберечь от неё окружающих.

Ольга Надпорожская, редактор сайта «Ветрово»
Русская народная линия
22 июля 2020

Заметки на полях

  • Лагань

    Вы очень верно все описали. Как то и не верится, что кто то мог принять эти «стихи» за произведения отца Романа. Спасибо.

  • Москва

    Как ужасно, что с этим явлением — подделкой, даже святого для всех нас, ничего нельзя поделать! Сильно переживаю за о. Романа… Я послала около 10 жалоб, но даже ответа не получила! Только отписки — мол, забаньте его, чтобы не видеть… Да я-то и не пойду читать фальшивку, но простые люди действительно полагают, что с ними общается иеромонах Роман! Так бы вот по лбам и настучала!)

  • «Уж сколько раз твердили миру», а доверчивость людей, всё равно, просто зашкаливает: интернет — всемирная помойка, но, как и настоящая свалка, это то место, где крутятся немалые деньги. Лжеиеромонах просто таким образом зарабатывает, используя уже не «сто первый способ отъёма денег у населения» О. Бендера, а тысячу первый, что крайне неприятно, так как пачкает этим имя человека, далёкого от подобной мерзости.
    Люди ведутся на это, по-моему, по своей лени, душевной и духовной пустоте — зачем надрываться, включать мозги, анализировать, когда уже готовенькое, продуманно-разжёванное тебе положили в клювик.
    Слава Богу, у нас есть сайт «Ветрово», которому можем доверять в полной мере, а всё остальное, как говорит отец Роман, надо просеивать.

  • Тверь

    Обидно ,что так бывает , когда лгут на благословенный дар , на самое лучшее и доброе .
    Наверное , там материальная заинтересованность , потому , что невозможно себе представить просто недоброжелателей отца Романа , кто мог бы не любить батюшку и его творчество .
    Настоящие почитатели поэзии отца Романа никогда не перепутают его стихи с суррогатом .

  • Нижний Новгород

    Социальные сети. Всемирная паутина (интернет). Как легко в этих сетях и паутине запутаться доверчивым людям. И все же мне кажется, что лишить человека доброго имени не в состоянии никто. Меня всегда удивляло бытующее выражение: «он лишил её чести» (про того, кто силой отнял девственность). А если подумать — кого он лишил чести? Не себя ли самого? Другого человека можно обидеть, сделать ему больно, оклеветать, но лишить его чести или доброго имени невозможно. Только сам человек может всего этого себя лишить.

  • г. Москва

    Мотив действий злоумышленника — это ответ на вопрос «За что Каин Авеля убил?» из известного фильма. И он, злоумышленник, несчастнейший человек, потому как или по неведению (что вряд ли), или по причине какого-то ему одному ведомого азарта, не учитывает, что «с огнём играет». Бог всё видит, и отца Романа не обидит.
    «…каждый получит по делам своим» Сир. 17.15.

  • Рыбинск

    Я не читала эту страницу, да и не хочу. По тем строчкам, что Вы, Ольга Сергеевна, процитировали, видно, что это бред. И думаю, что читателей там не много. Тот, кто знает и любит творчество отца Романа безусловно не будет читать эту «поэзию». У отца Романа нет ни одного слова случайного. Мало кто поверит, что это отец Роман написал. И батюшку это никак не запачкает, и на нашей любви к его творчеству не отразится.

  • Тотьма Вологодской. Та самая деревня, в которую бегут. От себя.

    Я тоже мало верю, что там подлинные читатели. Скорее всего, это фейки, как и сам профиль. Смею допустить, что сам автор профиля и является автором фейковых комментариев. Всё это так неприятно, особенно когда такое переживал сам. Но более всего неприятно, что грязь льётся на духовное лицо.
    Господи, помилуй нас грешных. Не ведаем, что творим.

  • Точно не могу сказать, сколько у этого «самозванца» подписчиков, т.к. он меня заблокировал и, по рассказам знакомых, скрыл своё количество «друзей». По-моему, было то ли больше тысячи, то ли даже несколько тысяч. Может быть, люди не вдумываются в то, что читают, а может, как предположила одна наша читательница, «считают отца Романа блаженным». Мне кажется, дурить людей очень легко, манипулировать ими, используя имя Божие, иначе не было бы ни лжестарцев, ни лжепророков.
    Комментарий под этой статьёй на «Русской народной линии»:
    «…Кстати, ДЗЭН — площадка тоже расплодила более тонких фальсификаторов против Православия. Даже один «батюшка»(конечно, без имени) нашёлся, который повествует о своём выгорании и унылой, подневольной жизни. Воцерковлённые люди по деталям видят, что это фальшивка. Но там читающее большинство далеко от Церкви (хотя много людей образованных), вот и принимают за чистую монету».

  • Рыбинск

    Ну уж сомнительно, что отца Романа кто-то посчитает блаженным.
    По его стихам и прозе чувствуется, что это очень образованный и умный человек.
    И не может такого быть, чтоб на странице того проходимца было так много читателей, тем более тех, кто любит творчество батюшки и уважает его.
    Дай Господь ему здоровья и душевных сил!

  • Нина, «блаженный» не в значении «не совсем нормальный», а скорее в значении «юродствующий». Ум и образование здесь не помеха, юродивые находятся в здравом уме. Как раз юродивым, на мой взгляд, прикинуться проще всего (тот же фильм «Остров» вспоминается).

  • Санкт-Петербург

    Вот и в оправдание Сергея Романова сейчас вышел видеоролик известного уральского психотерапевта, в котором он пытается доказать, что «уральский старец» является классическим юродивым и может правду царям и владыкам говорить. Слова, слова, слова. Все можно оправдать, все можно по-своему истолковать.

  • Рыбинск

    Ольга Сергеевна, спасибо Вам за вразумление! «Блаженна душа, познавшая Творца и возлюбившая Его, ибо она упокоилась в Нем совершенным покоем. Блаженны те, которые день и ночь имеют заботу- как бы угодить Господу, чтобы стать достойными любви Его: они опытом и ощутимо познают благодать Святого Духа». (Преподобный Силуан Афонский)

  • Тотьма Вологодской. Та самая деревня, в которую бегут. От себя.

    Я не читаю ДЗЕН и считаю, что грань между правдой и кривдой на таких ресурсах бывает настолько тонка, что мне, например, бывает сложно понять, как плавненько правда превращается в кривду. Поэтому я пользуюсь официальными ресурсами православной церкви, «Ветрово» или сайтами Валаамского или Серафимо-Дивеевского монастыря. Всё. Кстати, там можно получить и консультации по интересующим вопросам.
    На эту тему есть обращение и Андрея Ткачева:
    https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=BiKH5UCTuGU&feature=emb_logo

  • Тотьма Вологодской. Та самая деревня, в которую бегут. От себя.

    «Смешали всё, цена трезвенью грош:
    Благословенье, клятву, правду, ложь.
    И белизну святую с чернотою,
    И жизнь свою с безумною мечтою».
    Как подходят к нашему обсуждению эти новые стихи отца Романа! И с какой любовию это написано!
    Храни Вас, Господи, отец Роман.

  • Санкт-Петербург

    Мне пришло сообщение от службы поддержки Facebook. Резюме — Facebook ничего предосудительного не нашёл (привожу текст ответа): «Мы не удалили публикацию Роман Матюшин
    Мы понимаем, что это не то, на что Вы рассчитывали, поэтому хотим объяснить, как протекает процесс рассмотрения жалоб.
    Сначала мы задействуем технологии, чтобы быстро обнаружить контент, нарушающий наши Нормы сообщества, и своевременно ответить на жалобу. Некоторые жалобы, например связанные с эксплуатацией детей, рассматриваются в первую очередь.
    В результате рассмотрения Вашей жалобы с использованием технологий мы решили не удалять контент. Если Вы считаете, что произошла ошибка, то можете запросить повторное рассмотрение. Предоставленная Вами информация поможет усовершенствовать наши технологии и функцию отправки жалоб.
    Мы знаем, что иногда контент может быть оскорбительным или причинять вред. Представители глобального сообщества Facebook выражают себя по-разному, и мы удаляем только тот контент, который нарушает наши нормы. При содействии экспертов мы регулярно пересматриваем и обновляем эти нормы.
    Благодарим Вас за то, что помогаете Facebook оставаться безопасной и приятной платформой для всех.»
    От себя хочу добавить, что недель пять (по крайней мере я так вижу эту страницу) записей не появляется

  • Тотьма.

    Хочется всё-таки поверить, что это подлинное молчание и оно навсегда. Спасибо, Ольга.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!