col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. «Не знать о Боге, но иметь в себе!»

Вышел новый поэтический сборник иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Блажени…»

Вышла из печати новая книга иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), подготовленная к изданию Фондом творчества иеромонаха Романа и редакцией сайта «Ветрово». Это небольшой поэтический сборник «Блажени…», в который включены десять стихотворений, посвящённых заповедям блаженства. Они были написаны во время Великого поста 2021 года, когда отец Роман почти не общался с внешним мiром. В каждом стихотворении этого цикла автор постарался раскрыть смысл одной из заповедей, причём в основе его размышлений — не собственные открытия, а святоотеческие толкования. Чтобы сделать эту мысль более наглядной, расскажу о нашей переписке с отцом Романом во время подготовки этих стихотворений к публикации. Прочитав строчки «Блажен, кто закипающую кровь // При помощи рассудка укрощает», я спросила: «Может быть, не “укрощает”, а “угашает”? Мне кажется, это более применимо к закипающей крови». На это отец Роман ответил: «Почитайте толкования свт. Григория Нисского».
У святителя Григория я нашла:

«…блаженны не предающиеся вдруг страстным движениям души, но сдерживаемые разумом, — те, у кого помысел, подобно какой-то узде, останавливает порывы, не дозволяет душе вдаваться в бесчиние… Что достойна ублажения кротость, можно всякому видеть в страсти раздражения. Ибо как скоро слово, или дело какое, или предположение какой-либо неприятности, возбудит такую болезнь, кровь в сердце закипает, и душа готова подвигнуться к мщению; и как по баснословию иные снадобья изменяют наше естество в образ бессловесных, животных, так и тогда человек от раздражения делается внезапно вепрем, или псом, или барсом, или другим каким подобным зверем… А имеющий в виду блаженство при помощи рассудка укрощает болезнь, и выражает сие и спокойным взглядом, и тихим голосом, подобно какому-то врачу, который своим искусством врачует беснующихся до безобразия; то не скажешь ли и сам, сравнив одного с другим, что жалок и мерзок этот зверь; но достоин ублажения кроткий, кого и злоба ближнего не заставила утратить свое благообразие?».

Образ святителя Григория убедил в том, что слово «укрощает» стоит на месте, а заодно я открыла для себя то, что прежде почему-то было неочевидным: что слова «укрощать» и «кротцыи» («кроткие») — однокоренные.

Вспомнился эпизод из книги «Старец Силуан Афонский». В нём рассказывается о том, как однажды в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне приехал католический учёный, осмотрел библиотеку и, узнав, какие книги святых отцов читают монахи, удивился: «У нас читают их только профессора!» Преподобный Силуан, услышав об этом, сказал: «Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им… Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые». Насколько понимаю, смысл слов старца в том, что монашество хранит и продолжает святоотеческую традицию, и каждый настоящий монах в состоянии донести до слушателей или читателей те же мысли, которые излагали святые отцы. Его слово будет продолжать их мысли точно так же, как слова святых отцов продолжают сказанное в Евангелии. А святитель Иоанн Златоуст говорил о ещё большем — о том, что нам надлежало бы вести настолько чистую жизнь, чтобы мы даже не имели нужды в Священном Писании: тогда вместо книг нам служила бы «Благодать Духа, и как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом». Трудно представить себе ныне живущего человека, для которого этот идеал был бы достижим, но можно догадываться, что монашеская жизнь способствует тому, чтобы Господь отверз ум к уразумению Писаний (Лк. 24: 45).

В стихотворениях иеромонаха Романа очень часто явно или подспудно звучит то, что было сказано задолго до него. И порой именно его слово может быстрее найти путь к сердцу читателя, поскольку сказано нашим современником и облечено в поэтические строки, уровень которых не уступает признанным образцам классической литературы.

Оглянувшись назад, мы увидим, что эта особенность была присуща и раннему творчеству отца Романа. Песнопения, которые принесли ему известность в восьмидесятые-девяностые годы, производили такое сильное впечатление ещё и потому, что в них звучало Божье слово — в первую очередь Евангелие и Псалтирь. Могу поделиться собственными воспоминаниями — когда я впервые услышала песнопения иеромонаха Романа, меня поразила красота этих строк:

… И не станет меня, и река не замедлит движения,
Разольётся вовсю, затопляя чужие края.
Одинокий олень, лобызая свое отражение,
На коленях губами коснётся души моея.

И лишь гораздо позже расслышала перекличку этих строчек отца Романа со словами Псалтири: Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41: 2). А известное песнопение отца Романа «Евангелист Божественной рукой…» можно было бы назвать просто поэтическим переложением евангельского рассказа о блуднице, омывшей слезами ноги Спасителя — если бы оно не было пропущено сквозь сердце автора и не увенчалось строфой о себе самом и о каждом из нас:

…Целу́ю пожелтелые листы,
Святые покаянные страницы.
Душе́ моя, блудница – это ты.
Да даст тебе Господь любовь блудницы!

Это обращение к собственной душе, заимствованное отцом Романом из церковных молитвословий (вспомните великопостное «душе́ моя, душе моя, восстани, что спиши»), навсегда закрепилось в его поэзии. Такое обращение завершает почти каждое стихотворение в книге «Блажени…», а одно из них вынесено на обложку:

Душе́ моя! Завещано тебе:
Не знать о Боге, но иметь в себе!

Это строчки из стихотворения «Блажени чистии сердцем», и ключ к их пониманию тоже можно найти у святителя Григория Нисского:

«Господь не знать что-либо о Боге, но иметь в себе Бога называет блаженством, ибо блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Но не как зрелище какое, кажется мне, пред лицем очистившему душевное око, предлагается Бог; напротив того, высота сего изречения, может быть, представляет нам то же, что открытее изложило Слово, другим сказав: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 12), чтобы научились мы из сего, что очистивший сердце свое от всякой твари и от страстного расположения, в собственной своей лепоте усматриваете образ Божия естества».

На этом можно было бы закончить рассказ о книге отца Романа, если бы не одно последнее замечание. Митрополит Вениамин (Федченков) в воспоминаниях о своём духовном наставнике епископе Феофане (Быстрове) писал:

«Он вёл дневник. Мне удалось почитать его… Чем дальше он вёл его, тем увеличивались выписки из Свв. отцов; так что в конце его Еп. Феофан выписывал одни выдержки из них. Но очевидно, они отвечали каким-то его личным переживаниям… Потом записи почему-то совсем прекращаются… Вероятно, он увидел, что эти выдержки несравненно авторитетнее, чем собственные мысли».

Вот и отец Роман в своём позднем творчестве всё более явно обращается к слову Священного Писания. Почти все эпиграфы к стихотворениям последних лет взяты оттуда, и выбору этих кратких изречений отец Роман посвящает немало времени. Да и в его собственных строках всё чаще ощущаются более или менее явные отсылки к Писанию. Внимательный читатель обязательно узнает их — может быть, безотчётно, одним только сердцем, а может быть, откликнется на уже знакомые слова священных текстов. Думаю, такую работу со словом Божиим, которой занимается отец Роман, и можно назвать просвещением читателей, попыткой помочь им пролить свет в глубины собственного сердца.

Только хочется попросить отца Романа, чтобы его «записи», в отличие от записей епископа Феофана, не прекращались, потому что он наделён подлинным поэтическим даром, и стихи — это часть его священнического служения. Хочется обратить к нему его собственные строки:

О ты, напоминающий о Боге,
Не умолкай!

Заказать новую книгу отца Романа можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина».

Ольга Надпорожская,
редактор поэтического сборника «Блажени…» и сайта «Ветрово»

Сайт «Ветрово»
18 июля 2021

Заметки на полях

  • Заиграево, Бурятия

    Спаси Вас, Господь ! Душа моя трепещет… как ей близко всё, о чём Вы написали.
    Храни Господь о. Романа.

  • Башкирия

    Здравствуйте, Ольга Сергеевна и все ветровцы! Очень порадовала новость о вышедшей книге отца Романа. В том, что его слово «помогает пролить свет в глубины наших сердец, » в этом нет сомнения. Надеюсь, есть и в моём окамененном сердце хотя бы малюсенькие трещинки, через которые может хоть как-то проникнуть свет Божий и исцелить его. А сборник, конечно же, сразу заказала. Спаси Господь всех вас за труды Божии.
    С уважением, ваша читательница.

  • Великие Луки

    Если бы вы знали какие камни разбивает поэзии отца романа,, Благодарю Господа что Русь ещё жива!

  • Нижний Новгород

    Удивительно, как одно слово (укрощает) может так ёмко выразить целую святоотеческую мысль! Какая же в слове сила! Безграничная благодарность отцу Роману за этот огромный труд, за заботу о нашем просвещении! Но при чтении одного стихотворения без толкований такие слова легко оставить без внимания. А с цитатами святых отцов открывается вся глубина стихотворения. Спасибо, Ольга Сергеевна, за то, что иногда даёте пояснения. И как тепло это описание сборника написано, сердце радуется! Действительно, все так близко и понятно. Наверное, в таких случаях говорят: сердце сердцу весть подаёт.

  • Дорогие читатели, большое спасибо за добрые слова. Книга «Блажени…» получилась не только глубокой по содержанию, но и красивой — в её оформлении использованы орнаменты из русских рукописных книг XI века. У меня к вам есть просьба: посодействовать распространению этой книги. Может быть, у кого-то из вас есть возможность предложить эту книгу в церковную лавку вашего Храма — мы бы с радостью выслали вам нужное количество экземпляров. Ждём Ваших писем на адрес редакции сайта: editor@vetrovo.ru .

  • Екатеринбург

    «……..монашество хранит и продолжает святоотеческую традицию, и каждый настоящий монах в состоянии донести до слушателей или читателей те же мысли, которые излагали святые отцы.»
    Увы, увы, всё это в прошлом. Настоящий глад слова Божия ужасает.
    Да и свт. Игнатий об этом много написал.
    Одной из сложностью нашего времени он называл — глад, глад слова Божьего….. осталось чуть внешнего ещё и всё.

  • Ереван

    Спаси Господи, Ольга Сергеевна!
    Храни Господь отца Романа!

  • Очень красивое и содержательное издание. Спасибо Ольге Сергеевне и всем, кто трудился вместе с ней над изданием.

  • Всё правильно, Ольга Сергеевна, спасибо за вразумление.

    «А мы о Боге больше говорим
    И в Таинстве не можем отогреться,
    И потому далече отстоим,
    Открыв уста и затворяя сердце». Отец Роман 12.04.2021.

    «Душе моя! Ты за своё несёшь:
    Что сеяла в безумьи, то и жнешь». Отец Роман 12.04.2021.

    Спасибо отцу Роману. Слава Богу за всё.

  • Псков

    Истинная благодарность о.Роману — это изменение себя в сторону Бога, дай Бог, чтобы эта книга нам помогла. Муж о книге сказал, когда придут гонения и придется бежать в лес, он возьмет только ее, так как, все в ней есть.

  • Башкирия

    Есть у нас сайт «Ветрово», который живёт и помогает нам всем держаться, есть живое общение, есть слово отца Романа, укрепляющее и назидающее и люди, которым необходимо это слово — слава Богу за всё!
    Очень понравился новый сборник, спасибо!
    С уважением, ваша читательница.

  • Днепр

    Подписываюсь под словами Алексея из города Великие Луки : «Если бы вы знали , какие камни разбивает поэзия отца Романа . Благодарю Господа , что Русь ещё жива! «

  • Подписываюсь под словами Айгуль, Анны (Псков), Марины (Днепр) — есть слово отца Романа и люди, которым необходимо его слово и его молитва.

    МОЛЬБА
    «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15: 55).

    Царю царей Неизреченный,
    Дающий верным Благодать,
    Сподоби нас, рабов никчемных,
    В дни испытаний устоять,
    Взмолиться слёзною мольбою
    У самой бездны на краю
    И, ради жития с Тобою,
    Возненавидеть жизнь свою†!

    Иеромонах Роман
    1 июля 2021
    Cкит Ветрово
    †Лк. 14: 26.

  • Тверь

    Книга «Блажени…» пришла по почте в довольно скором времени. Спасибо за это чудо оформления, за этот цветник духовной мудрости!
    Очень удобный для чтения шрифт. Сама книга напоминает Молитвослов. И Слово в ней Евангельское, Спасительное!

  • Казань

    Спаси, Господи, отче Роман, что открыли нам в стихотворениях смысл заповедей блаженства. Благодарение Господу за Вас, за Его милость к нам, за книгу «Блажени…»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа