col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Рассказ о календаре «Стихотворения иеромонаха Романа» в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга»

13 декабря 2019 года в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» прозвучал рассказ о календаре «Стихотворения иеромонаха Романа», подготовленном к изданию редакцией сайта «Ветрово». В передаче звучат стихотворения и песнопения иеромонаха Романа в исполнении автора, а также заслуженного артиста России Сергея Надпорожского и певицы Ирины Скорик. Передачу подготовила редактор календаря и сайта «Ветрово» Ольга Сергеевна Надпорожская.


Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня я хочу познакомить вас с календарем «Стихотворения иеромонаха Романа» на 2020 год. Он подготовлен к изданию редакцией сайта «Ветрово», который также посвящён творчеству отца Романа. Этот календарь был издан для того, чтобы донести до более широкого круга читателей произведения иеромонаха Романа. Одна из особенностей творчества отца Романа – то, что его поздние произведения, в отличие от ранних песнопений, остаются как бы под спудом и известны не очень многим. Главная причина этого в том, что отец Роман старается, по слову апостола Павла, не сообразовываться веку сему, не заниматься саморекламой, не быть публичным, медийным человеком. В первую очередь он монах – человек, умерший для мiра, священник, и только потом – поэт. Будучи максималистом, после принятия монашеского пострига отец Роман хотел совсем оставить литературную деятельность, но старец Николай Гурьянов благословил его и писать, и издаваться. Исполняя его благословение, отец Роман всегда готов поделиться с нами своим творчеством, оставаясь при этом в стороне. К тому же для того, чтобы чем-то поделиться с людьми, нужно сначала самому получить этот дар, а для этого монаху требуется и молитва, и уединение. Об этом у отца Романа есть такое стихотворение:

Возможно ль раздавать, не получая?
Вопросы к вам, о пишущая рать!
Без Господа спасительней молчанье:
Чем может неимущий напитать?

Поглощены мудреными строка́ми,
И мiру, что всегда на Божье слеп,
Насущным хлебом предлагаем камень,
Забыв на вкус, каков он, Божий хлеб.

Идея календаря не может не возникнуть при чтении стихотворений иеромонаха Романа. Отец Роман – человек, глубоко знающий природу: он родился и вырос в селе Рябчёвск Брянской области, где любил подолгу сидеть на высоком берегу Десны, которая разливалась до самого горизонта: душа просила простора и красоты. Сейчас он уже больше четверти века живёт в глухом уголке Псковской области – в скиту Ветрово, среди лесов и болот. В его стихотворениях и отражается то, чем он живёт – окружающая природа и его внутренняя жизнь. На природу отец Роман смотрит глазами глубоко верующего человека, и в его стихах она предстаёт как отражение Горнего мира, как Божий храм, где совершается своё богослужение. Одно из самых ярких подобных стихотворений, вошедших в календарь – «Крестный ход». Оно размещено на развороте календаря, посвященном апрелю: именно в апреле в 2020 году мы будем праздновать Пасху.

КРЕСТНЫЙ ХОД

Я шёл один. Свеча и Крест в руке.
Десная фимиамом воскуряла.
И столько было силы в огоньке,
Что тьма, обуревая, не объяла.

Я пел Христу об ангельской хвале,
О том, что Небеса полны свеченья,
О том, чтоб чистым сердцем на земле
И нас сподобил славить Воскресенье.

— Христос Воскресе! – осенял Крестом,
В таком безлюдьи отклика не чая,
Но роща и река, и эта топь,
— Воскресе! – тихим эхом отвечали.

Выходит, не один взирал горе́ горе́?
И не один стремился Крестным ходом?
Со мной, благоговейно замерев,
Встречала Праздник Божия природа.

Места мои! В забытой стороне
Познал я, лобызая Воскресенье,
Что Ангелы слышнее в тишине
И ближе Небо в здешнем отдаленьи.

Мы начали знакомство с календарём «Стихотворения иеромонаха Романа» с апрельского, пасхального разворота, но давайте перелистаем две страницы назад и прочитаем стихотворение, посвящённое февралю:

Ещё февраль чистейшей манной
Голу́бит землю пред постом,
Но март лазурью трисиянной
Напомнит всем о Дне Святом.

Загадка руская простая:
Раскинут мост да на́ семь вёрст.
В конце моста верста златая —
Ведёт к седмице Света пост.

Второе четверостишие этого стихотворения написано на основе русской загадки, которую можно найти в словаре Живого великорусского языка Владимира Даля: «Стоит мост на семь вёрст, по конец моста – золота верста». Так сказочно красиво народ говорил о Великом посте и о Пасхе. Отец Роман с большим уважением относится к Словарю Владимира Даля и считает, что настоящему русскому языку нужно учиться именно у него, а не у классической литературы – ведь писатели-классики были представителями высшего общества и, в отличие от народа, сами были оторваны от родной почвы. Словарем Даля отец Роман часто пользуется во время работы и в одном стихотворении даже упоминает его рядом со Священным Писанием:

С библиотекой попрощаться можно:
Два кладенца — припасть, и пить, и пить.
Любить Творца нас учит Слово Божье,
А дух народа — Родину любить…

Также хочу обратить ваше внимание на то, что в стихотворении «Ещё февраль чистейшей манной…» слово «руская» написано с одной буквой «с». Это не шибка, не опечатка, а одна из особенностей орфографии отца Романа. Дело в том, что отец Роман использует в своих произведениях некоторые элементы старинной орфографии, среди которых мне наиболее важным кажется различие в написании слова «мир»: через «и» восьмеричное – то, которое мы используем сегодня — и «и» десятиричное (i), и с точкой», которое не сохранилось в русском языке, но осталось в церковнославянском. До реформы, проведенной большевиками после революции, в русском языке слово «мир» писалось двумя способами и, по сути, обозначало противоположные понятия. Слово «мир», написанное через «и» восьмиричное — так, как мы пишем это его сейчас — означало тишину, покой, благодать Духа Святого. «Стяжи Дух мирен» — говорил преподобный Серафим Саровский. Слово «мiр», написанное через «и» десятиричную, означает, во-первых, мiр как Божие творение. Но чаще оно используется в Священном Писании и творениях святых отцов в другом значении – как совокупность греха и людей, в этом грехе живущих. Есть жизнь мiрская, и есть жизнь духовная. Когда Господь говорит в Евангелии: В мiре скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр (Ин. 16:33), или апостол Иоанн пишет: Не любите мiра ни яже в мiре (1 Ин. 2:15) — имеется в виду именно это значение слова. Подумайте, какая путаница была внесена в русский язык по причине исчезновения из него «и» десятиричной, а ведь это только один пример. Мы с вами уже привыкли к современному языку и не ощущаем того, как сильно покалечила его реформа, но когда-то об этом писали и Иван Бунин, и Иван Ильин, и Дмитрий Лихачёв. Слава Богу, что остаётся нетронутым церковнославянский язык, который открывает для нас тайну многих русских слов, показывает их духовную глубину. Что касается слова «рускiй», написанном через одну «с» и i десятиричную, то это исконно русский вариант написания, который относится даже не к дореволюционным, а, по-видимому, к допетровских временам, и отец Роман придерживается именно его.

Мы с вами прочитали стихотворения о Пасхе и о Великом посте. Давайте теперь откроем разворот календаря, посвящённый маю и Празднику Вознесения Господня:

А завтра — Вознесение Христово.
Душа живёт возвышенной волной.
Омоется туманами Ветрово,
Омоюсь я молитвою ночной.

Застыну перед Ликом на убрусе,
Едва шепча молитвенный напев.
Благодарю, Сладчайший Иисусе,
За это чудо — пребывать в Тебе.

О, благодать ночного Единенья!
О, Таинство, дарованное всем!
Приди и пей из чаши умиленья,
Сорастворись Божественной росе.

Блаженна ночь, когда она — Христова.
Блаженно всë, что тянется к Нему.
О Обещавый Духа Всесвятого,
Пошли и нам, да не отыдем в тьму.

В скиту Ветрово, где живёт отец Роман, Божественная литургия действительно совершается ночью. А Божественная роса, о которой говорится в этом стихотворении – это образ благодати Духа Святого, который используется еще в Ветхом Завете, в Книге пророка Исайи (Ис. 26:19), и который употреблял преподобный Серафим Саровский, когда говорил об Иисусовой молитве.

Откроем страницы календаря, посвященные июню и Празднику Троицы. На Троицу природа как будто входит в Храм: его украшают березками, прихожане приносят с собой березовые веточки. А в стихотворениях отца Романа сам Храм как будто переливается через край и наполняет собой всё мироздание:

Не омрачить бы ненароком совесть,
Не обрести злосилие в руке.
На Троицу в зелёную весёлость
Я окунусь душой в березняке.

Не поломаю ветки ни единой,
Не трону животворные листы.
Я стану здесь родным, не господином,
Роднясь со всеми Духом Всесвятым.

Я надышусь берёзовым настоем
И нагляжусь на чудо Торжества.
И радостью великою святою
Наполнит боготканная листва.

Отец Роман действительно очень бережно относится к живому и старается понапрасну ничего не губить. Да и нет ему нужды ломать березовые ветви: ведь его Храм со всех сторон окружен и деревьями, и цветами. У отца Романа есть похожее стихотворение и о вербе – «Не сломаю вербочку на Вербное: //Как же ей до Пасхи не дожить?» А если мы откроем разворот календаря, посвящённый июлю, то прочитаем там стихотворение о лилии. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении Ирины Скорик, которая положила его слова на музыку:

Земное воплощенье чистоты,
Дыханье вод, божественный цветок.
О лилия! Благословенна ты:
Из всех цветов тебя возвысил Бог.

Невинность, непорочность – всепокой.
Мой белый цвет, склоняюсь над тобой.
Ты беззащитна пред любой рукой,
Доверясь, как дитя, руке любой!

Я отплываю молча, не дыша,
Веслом волнуя зыбкие листы.
Хвала Творцу! Жива моя душа,
Пока ещё взыскует чистоты.

Ирина Скорик написала немало песен именно на поздние стихи отца Романа. Наверное, самая известная из них – это песня «Чистота». Стихотворение, которое послужило основой для этой песни, тоже вошло в наш календарь и находится на развороте, посвящённом сентябрю:

Не случайно природа страдает —
У дорог догорают кусты.
О земля! Что тебе не хватает?
Чистоты… чистоты… чистоты.

Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былые мечты…
О душа! Что тебе не хватает?
Чистоты! Чистоты! Чистоты!

Символ чистоты и благодати во многих стихотворениях иеромонаха Романа – это снег, которого в последние годы действительно так не хватает нашей земле. И начало, и конец года на Руси всегда были облачены в белые одежды – как облачают в них, в знак чистоты, новокрещеного младенца, и как убеляет людей седина в преклонные годы. В заключительном стихотворении, вошедшем в календарь, вся земля преображена и освящена снегом:

Не день, а сказка! Солнце и лазурь!
Блистанье снега непосильно оку!
В засеребрённом царственном лесу
Всё светится поэзией высокой.

И лес стоит величественно-нем
И посыпает кочи белой грустью.
Вбираю в грудь поэму из поэм
И радуюсь, что вырос в Святорусьи.

В заключение хочу сказать, что оформлен календарь акварелями Наталии Назаровой. С этой художницей мы познакомились благодаря покойному писателю Валерию Лялину, который говорил: «Удивительная художница Наталия Назарова! Она никогда не видела моих героев, но изображает их так, что я их узнаю». Работая над иллюстрациями к стихотворениям иеромонаха Романа, Наталия побывала в Ветрово, поэтому на её акварелях можно узнать и скит, и его окрестности, а образе монаха – самого отца Романа.

Заказать календарь «Стихотворения иеромонаха Романа» можно в Интернете, на сайте «Ветрово». Также календарь есть в продаже в церковной лавке при Храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на Цветочной улице, дом 16.

Текст Ольги Надпорожской
В оформлении заставки использована обложка календаря «Стихотворения иеромонаха Романа»
с иллюстрацией Наталии Назаровой
Сайт «Ветрово»
14 декабря 2019

Заметки на полях

  • Прикоснулась к Чистоте. Спаси, Господи, Ольга Сергеевна за рассказ.

  • Отец Роман, Ольга Сергеевна! Благодарю за передачу, прослушала с удовольствием, и текст, и стихи, и песни в исполнении Ирина Скорик. Благодарю вас, Ольга Сергеевна! Отец Роман.

  • Отец Роман, Ольга Сергеевна благодарю за православный календарь, получила сегодня.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа