Мы далеко не во всём согласны с автором этого материала, но решили опубликовать его, чтобы на сайте был представлен и другой взгляд на личность Ивана Грозного, Григория Распутина и келейниц отца Николая Гурьянова.
Иерей Георгий Максимов «решился опубликовать свои записи, в надежде», что его «скромное свидетельство очевидца хоть в какой-то степени поможет избавить светлое имя батюшки от кощунственной клеветы», состоящей в приписывании ему «кощунственных утверждений (типа канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина), порочащих батюшку». При этом он признается: «Я не говорил с самим о. Николаем по этому поводу, и не знаю, что он сам думал обо всем этом».
Здесь напрашивается простой и закономерный вопрос: как можно защищать человека от «клеветы», не зная, была ли эта «клевета» клеветой или нет? Предположение о наличии «клеветы» о. Георгий строит на описании поведения келейницы старца, которая – со слов прихожанки – «прожила при батюшке 8 лет. И теперь она знает, что батюшка думает по любому поводу, его ответ на любой вопрос…».
Иерей Георгий не знает, что думал батюшка (ибо не спрашивал его), но подобно «всезнающей» келейнице берется «защищать» батюшку от «клеветы».
В отличие от него режиссер Виктор Рыжко попросил и получил благословение отца Николая на создание документального фильма «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый».
О царе Иоанне Грозном и Григории Распутине о. Георгий судит главным образом по деятельности той же келейницы и прочих «ревнителей не по разуму», которые «насаждая культ Г. Е. Распутина, нечестивую жизнь коего обличали святой Иоанн Кронштадтский, святая преподобномученица Елизавета и священномученник Владимир Киевский, и Ивана Грозного, убившего в числе тысяч простых православных христиан святителей Филиппа и Германа Московских и преподобного Корнилия Псково-Печерского, …попросту глумятся над Православием».
Неудобно напоминать эрудированному богослову, ученику протодиакона Андрея Кураева, библейское повествование о событиях, послуживших поводом для написания царем Давидом покаянного 50-го псалма: обдуманном убийстве Урии Хеттеянина и прелюбодеянии с его женой Вирсавией (см.: 2 Цар. 11:2-27). Священное Писание (источник несомненно более достоверный, чем картина Репина, художественная «История государства Российского» масона Н. М. Карамзина и даже Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского) свидетельствует и о таких «подвигах» царя-псалмопевца: А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим (2 Цар. 12:31). Однако почитание царя Давида как святого для истинно верующих не является «глумлением» над Православием. Только один Бог ведает искренность и глубину покаяния человека. И в истории Православной Церкви немало примеров, когда «великие грешники» становились святыми.
Во многих исследованиях и публикациях вопросы о почитании царя Иоанна Грозного и старца Григория Распутина, их «преступлениях» и «нечестивой жизни» рассматривается гораздо серьезнее и основательнее, чем в восприятии и интерпретации о. Георгия (см. например, обращение прот. Александра Захарова «Почему я благоговейно чту память Иоанна Грозного и Григория Распутина», подборку материалов по данной теме на РНЛ.
Оценивать личность любого человека можно по различным показателям: по его внешности, словам и делам, по устным и письменным свидетельствам о нем разных по своему духовному устроению людей. Слово Божие по этому поводу говорит: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16-20). Приведу суждение о плодах деятельности царя Иоанна Грозного, услышанное мной от одного священника из Малороссии в 2012 году. Он сказал примерно следующее. К сожалению, наше священноначалие пока еще не готово оценить значение правления этого Государя. После падения Константинополя на Западе думали, что Православия как духовно влиятельной силы в мiре уже нет. Но через столетие с помощью Божией наш первый царь Иоанн Грозный значительно расширил и укрепил Русское Государство – Третий Рим – оплот Православия в мiре, и мы должны ему быть благодарны, что до сих пор, хотя и «малым стадом» (Лк. 12:32), продолжаем оставаться православными и русскими.
Но если нам не по душе помазанники Божии, то и получаем в правители «вожаков» с цифровым укладом мозгов и искусственным интеллектом, претендующих стать «властелинами мiра». Из трех видов зла, которые видел поэт под луной, выбираем горший: антихристову власть «плюс» цифровизацию всей страны. Нас как клейменый скот загоняют во «вселенский хлев». «Страшный год», о котором «рекли еще во время оно», все ближе и ближе… «Что ж, дело к ночи, воздвигают трон…».
+ + +
Святитель Игнатий (Брянчанинов) еще в молодости принял за правило и часто повторял совет Н. И. Гнедича: «Чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно неоконченными, в том убеждении, что с этих только лет в авторе может быть признаваема достаточная зрелость ума, опыта и вкуса, а потому все, вышедшее из-под пера до сорока лет, следует не издавать печатно, а оставлять до упомянутого периода жизни, в который, пересмотрев сочинение, переправить оное и тогда произнести о нем свой суд, или отдавать в печать, или уничтожить» (Игнатий (Брянчанинов). Собр. писем. М.; СПб., 1995. С. 845).
Может быть, стоило бы о. Георгию прислушаться к этому совету-правилу и не «все, что приходит… в голову» стремиться «поведать… кому-то еще или даже запечатлеть на бумаге»? И прежде чем предлагать «читательскому вниманию строки», написанные «еще до отшествия батюшки ко Господу», внимательнее пересмотреть свое «скромное свидетельство очевидца» и не выступать в роли «избавителя» его светлого имени от «кощунственной клеветы»?
Александр Терлецкий, Симферополь
Сайт «Ветрово»
Очень странно. Вот например Патриарх Алексий II говорил о попытках канонизации Г. Распутина: «Также нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство».
Но по интернету гуляет видео на котором у уже очень старенького отца Николая выпрашивают благословение на распространение икон и акафиста некоему Григорию Ефимовичу( разумеется не называя его фамилии). Разумеется также, что отцу Николаю «забыли» сказать о позиции Церкви по данному вопросу. А зачем? Ведь батюшка прозорливый. И действительно прозорливый отец Николай на вопрос: «Можно ли распространять этот образ Григория Ефимовича по России»?- отвечает: «Нет!»- чем приводит вопрошающего в замешательство.
Еще один момент. Очень часто отец Роман упоминает имя отца Николая, говоря, что благоговел перед батюшкой при жизни, а теперь благоговеет перед его памятью. Так благоговеть можно только перед тем, чья жизнь кристально чиста перед Богом. Возможно ли подумать, что такой Старец как отец Николай мог поместить в уголок с иконами совершенно неканоничное (даже кощунственное) изображение «царя-искупителя Николая II», которое мелькает на видео? Тогда кто поместил это изображение, равно как и отдельное изображение отрока-царевича Алексия (что так же является нарушением канона) в уголок с иконами? Не те ли помощницы батюшки, которых критикует отец Георгий?
Автор статьи пишет, что режиссер Виктор Рыжко якобы получил благословение от отца Николая на съемку фильма «Мученик за Христа и за царя Григорий Новый» Вопрос автору: Кто и когда причислил к Лику святых, тем более мучеников за Христа (мученик за царя это вообще «no comments’) Григория Распутина? В чем состояло его мученичество за Христа???
«Он дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России», — еще в 2002 году говорил патриарх Алексий II’.
Поэтому не отцу Георгию, а автору данной статьи следует прислушаться к словам святителя Игнатия Брянчанинова и перестать самочинно выдавать за святых сомнительных лиц, лживо прикрываясь именами истинных Христовых служителей, таких, как отец Николай Гурьянов.
Оценка личности Ивана Грозного тоже неоднозначна. Вопрос правления Ивана Грозного одним из первых затронул митрополит Иоанн (Снычев). Владыка рассматривал правление Ивана Грозного с точки зрения государственности, но нигде в своих работах даже не намекал на возможность его канонизации. Но находятся те, кто свои самочинные идеи прикрывает именем и покойного митрополита, дескать а нас Владыка благословил. Что тут скажешь? Можно лишь вновь привести слова Патриарха Алексия II :
«Совершенно недопустимо, когда издатели провокационной литературы в своих листках ссылаются на благословение почивших иерархов и пастырей. Можно подумать, что почивший в 1995 году владыка Иоанн благословил все, что ныне пишется и будет публиковаться в дальнейшем на страницах некоторых изданий. Это возмутительное попрание памяти почившего архипастыря».
Когда хотели распутать клубок преступления, говорили «ищи кому это выгодно». Вопрос кому выгодна канонизация таких спорных личностей ? И кто всеивает это в умы ? Ясное дело — это враг рода человеческого, ищет людей обожествляющих царскую власть, что бы пришел антихрист на заранее подготовленную почву. Неужели у Церкви нет насущных проблем, что бы, вот так разорять себя изнутри ? Можно перефразировать поговорку «скажи кто твои святые и я скажу кто ты «, о чем будет думать человек подходя к иконе Григория Распутина, Иоанна Грозного? Даже канонизация Царственных страстотерпцев по сей день не всеми принята и вызывает споры, это очень болезненный вопрос.
Думаю, что Святые — это такие путеводные маяки в бушующем море жизни, и как бы нам не разбиться о скалы, следуя за ложными маяками.
Вы правы, Марина. Тем более Церковь уже сказала своё слово. Но самочинники Церковь не слушают, всё равно пытаются протащить спорные личности в святые…
И сакральное отношение некоторых даже не просто к царской власти, а к власти именно рода Романовых удивляет и настораживает.
Татьяне и Марине.
Давайте не будем предвосхищать суды Божии. И преподобного Серафима Саровского многие (в том числе и духовные лица) считали «спорной личностью». Придет время и Господь Бог всех расставит на свои места. Посмотрите фильм «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» и увидите, в чем состояло его мученичество за Христа. Вспомните подвиг Ивана Сусанина и поймете, что значит «мученик за Царя».
Вот и выходит по-вашему, что отец Николай Гурьянов — не духоносный и прозорливый старец (на видео, которое «гуляет по интернету» ясно видно, как он благословляет В. Рыжко иконой с изображением Григория Распутина), а «марионетка», которой управляют посторонние люди.
И вообще нужно спокойнее реагировать на спорные вопросы, в которых мы малокомпетентны, без «???»
Спаси вас, Господи.
От отца Романа:
Дорогой о Господе Александр!
Именно царебожники, «грозненцы» и «распутинцы» предвосхищают суды Божии, навязывая всему мiру самочинные иконы и акафисты. Это первое. Второе. Мученик за царя не всегда мученик за Христа. И третье. Старец Николай при наших встречах никогда не поминал ни об Иоанне Грозном, ни о Григории Распутине, пока его не окружили так называемые келейницы. Вместе с ними появилась и роспись кладбищенских врат с «великомучеником» Григорием, и телохранители, и много чего несуразного.
Настоящая неправда по отношению к Иоанну Грозному выражена в памятнике М. О. Микешина «Тысячелетие Росiи»: там нет его изображения. А ведь это первый рускiй царь.
Присоединяюсь к высказываниям Татьяны и Марины.
Александр, каюсь некомпетентна в этом вопросе, да и известно мне о Григории Распутине только то, чем богат интернет, а тем более о Иоанне Грозном (кто я такая, что бы осуждать царя). Если не понимаю, стараюсь не хулить, и не принимать. Не могу и суды Божьи предвосхищать и Вам не советую. Но, являясь хоть и малой частичкой стада Христова, не могу душой не болеть за Церковь, понимаю , что такие разговоры о канонизации вносят смуту в умы людей и церковных, и далеко отстоящих от церкви. Последним предоставляя повод насмехаться над Православием. Согласитесь, что проблем хватает и без этого. А насчет царской власти в данное время, хорошо об этом сказал отец Роман :
Без Бога нация – толпа,
Объединённая пороком.
Или глуха, или слепа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Терлецкий Александр, благодарю за мужество и патриотизм. Целиком и полностью поддерживаю Вашу позицию.
Уважаемый Александр! Духоносный и прозорливый старец — это не оракул. Прозорливость как и любой другой Божий Дар проявляется в отношении тех, кому это полезно.
На тот момент, когда режиссер В. Рыжко поехал за благословением к отцу Николаю Патриарх Алексий II уже неоднократно говорил о невозможности канонизации Распутина с указанием причин. Позже (уже после того как почил отец Николай) было вынесено официальное решение Церкви об отказе в канонизации Г. Распутина, причем с очень жёсткими формулировками.
Зачем, зная об этом, ехать за благословением на обратное? Почему смиренно не принять Божью Волю и не положиться на Неё, а продолжать действовать грубо нарушая и попирая Церковные каноны, да ещё и вовлекая в это почитаемого Старца — отца Николая?
Хочется напомнить, что в свое время секта иоанитов распространилась по всей России, преимущественно благодаря нахальному и кощунственному использованию имени Иоанна Кронштадтского.
В наше время есть поклонники и у некоего отрока Вячеслава, которого тоже именуют великомучеником, пророком и т. д, на могилу к которому совершают паломничества, рассказывают о чудесах, исцелениях и прочем. Но опять же: есть суждение Церкви о псевдосвятости этого ребенка.
Но кто сегодня слушает Церковь? У нас все сами с усами… ищут знамений и чудес.
Простите меня, грешного, дорогой о Господе отец Роман, но я думаю, что настоящая правда и неправда ведома одному Богу. Она не выражается в памятниках, созданных мiрскими скульпторами и в картинах, написанных мiрскими художниками.
Как нельзя судить о святом праведном Иоанне Кронштадтском по деятельности иоаннитов, так нельзя оценивать Царя Иоанна Грозного и Григория Распутина по поведению некоторых (далеко не всех), может быть, не в меру ревностных их почитателей (среди последних немало здравомыслящих людей).
Не я, предвосхищая суды Божьи, начал обвинять в «кощунственной клевете» противников их почитания, а просто откликнулся на мнение их ревностных обвинителей. Бог дал человеку свободную волю, которую каждый в силу своего разумения (благоразумия или неразумия) выражает.
Что же касается мнения Патриарха Алексия II и «официального решения Церкви», то это еще не окончательный приговор, который будет всем нам вынесен на Страшном Суде.
А Церковь — нечто более, чем мы.
Не высказать Её надмiрной сути.
Она — Источник, неподвластный мути,
Она — Надежда посреде чумы.
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр 22:11-12).
Не думала , что после слов отца Романа будет ответ Александра.Может выскажусь немного резко , но надо . Вот живешь , и в жизни вроде ничего значительного не происходит, и сам из себя ничего особенного не представляешь , но зато на фоне царя или хотя бы друга царя , это другое дело сразу какая -то значительность появляется , на мирском языке это называется пиар . Легко заварить кашу, а кто расхлёбывать будет ? За всё прийдется дать ответ. Исторических личностей много , много оклеветанных , невинно убиенных . Так почему же так оголтело защищают именно этих людей ,которые мало чем связаны между собою. Монархия , вот в чем причина , помните как Христа хотели сделать земным царем , а сами греться в лучах царской власти. Не о Отчизне радеют нынешние монархисты и не о людях , а сесть по правую и левую сторону.