col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Терлецкий. Отклик на «записи» иерея Георгия Максимова «Оклеветанный старец отец Николай Гурьянов»

Мы далеко не во всём согласны с автором этого материала, но решили опубликовать его, чтобы на сайте был представлен и другой взгляд на личность Ивана Грозного, Григория Распутина и келейниц отца Николая Гурьянова.

Иерей Ге­ор­гий Мак­си­мов «ре­шил­ся опуб­ли­ко­вать свои за­пи­си, в на­деж­де», что его «скром­ное сви­де­тель­ство оче­вид­ца хоть в ка­кой-то сте­пе­ни по­мо­жет из­ба­вить свет­лое имя ба­тюш­ки от ко­щун­ствен­ной кле­ве­ты», со­сто­я­щей в при­пи­сы­ва­нии ему «ко­щун­ствен­ных утвер­жде­ний (ти­па ка­но­ни­за­ции Ива­на Гроз­но­го и Гри­го­рия Рас­пу­ти­на), по­ро­ча­щих ба­тюш­ку». При этом он при­зна­ет­ся: «Я не го­во­рил с са­мим о. Ни­ко­ла­ем по это­му по­во­ду, и не знаю, что он сам ду­мал обо всем этом».

Здесь на­пра­ши­ва­ет­ся про­стой и за­ко­но­мер­ный во­прос: как мож­но за­щи­щать че­ло­ве­ка от «кле­ве­ты», не зная, бы­ла ли эта «кле­ве­та» кле­ве­той или нет? Пред­по­ло­же­ние о на­ли­чии «кле­ве­ты» о. Ге­ор­гий стро­ит на опи­са­нии по­ве­де­ния ке­лей­ни­цы стар­ца, ко­то­рая – со слов при­хо­жан­ки – «про­жи­ла при ба­тюш­ке 8 лет. И те­перь она зна­ет, что ба­тюш­ка ду­ма­ет по лю­бо­му по­во­ду, его от­вет на лю­бой во­прос…».

Иерей Георгий не знает, что думал батюшка (ибо не спрашивал его), но подобно «всезнающей» келейнице берется «защищать» батюшку от «клеветы».

В отличие от него режиссер Виктор Рыжко попросил и получил благословение отца Николая на создание документального фильма «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый».

О царе Иоанне Грозном и Григории Распутине о. Георгий судит главным образом по деятельности той же келейницы и прочих «ревнителей не по разуму», которые «насаждая культ Г. Е. Распутина, нечестивую жизнь коего обличали святой Иоанн Кронштадтский, святая преподобномученица Елизавета и священномученник Владимир Киевский, и Ивана Грозного, убившего в числе тысяч простых православных христиан святителей Филиппа и Германа Московских и преподобного Корнилия Псково-Печерского, …попросту глумятся над Православием».

Неудобно напоминать эрудированному богослову, ученику протодиакона Андрея Кураева, библейское повествование о событиях, послуживших поводом для написания царем Давидом покаянного 50-го псалма: обдуманном убийстве Урии Хеттеянина и прелюбодеянии с его женой Вирсавией (см.: 2 Цар. 11:2-27). Священное Писание (источник несомненно более достоверный, чем картина Репина, художественная «История государства Российского» масона Н. М. Карамзина и даже Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского) свидетельствует и о таких «подвигах» царя-псалмопевца: А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим (2 Цар. 12:31). Однако почитание царя Давида как святого для истинно верующих не является «глумлением» над Православием. Только один Бог ведает искренность и глубину покаяния человека. И в истории Православной Церкви немало примеров, когда «великие грешники» становились святыми.

Во многих исследованиях и публикациях вопросы о почитании царя Иоанна Грозного и старца Григория Распутина, их «преступлениях» и «нечестивой жизни» рассматривается гораздо серьезнее и основательнее, чем в восприятии и интерпретации о. Георгия (см. например, обращение прот. Александра Захарова «Почему я благоговейно чту память Иоанна Грозного и Григория Распутина», подборку материалов по данной теме на РНЛ.

Оценивать личность любого человека можно по различным показателям: по его внешности, словам и делам, по устным и письменным свидетельствам о нем разных по своему духовному устроению людей. Слово Божие по этому поводу говорит: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16-20). Приведу суждение о плодах деятельности царя Иоанна Грозного, услышанное мной от одного священника из Малороссии в 2012 году. Он сказал примерно следующее. К сожалению, наше священноначалие пока еще не готово оценить значение правления этого Государя. После падения Константинополя на Западе думали, что Православия как духовно влиятельной силы в мiре уже нет. Но через столетие с помощью Божией наш первый царь Иоанн Грозный значительно расширил и укрепил Русское Государство – Третий Рим – оплот Православия в мiре, и мы должны ему быть благодарны, что до сих пор, хотя и «малым стадом» (Лк. 12:32), продолжаем оставаться православными и русскими.

Но если нам не по душе помазанники Божии, то и получаем в правители «вожаков» с цифровым укладом мозгов и искусственным интеллектом, претендующих стать «властелинами мiра». Из трех видов зла, которые видел поэт под луной, выбираем горший: антихристову власть «плюс» цифровизацию всей страны. Нас как клейменый скот загоняют во «вселенский хлев». «Страшный год», о котором «рекли еще во время оно», все ближе и ближе… «Что ж, дело к ночи, воздвигают трон…».

+ + +

Святитель Игнатий (Брянчанинов) еще в молодости принял за правило и часто повторял совет Н. И. Гнедича: «Чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно неоконченными, в том убеждении, что с этих только лет в авторе может быть признаваема достаточная зрелость ума, опыта и вкуса, а потому все, вышедшее из-под пера до сорока лет, следует не издавать печатно, а оставлять до упомянутого периода жизни, в который, пересмотрев сочинение, переправить оное и тогда произнести о нем свой суд, или отдавать в печать, или уничтожить» (Игнатий (Брянчанинов). Собр. писем. М.; СПб., 1995. С. 845).

Может быть, стоило бы о. Георгию прислушаться к этому совету-правилу и не «все, что приходит… в голову» стремиться «поведать… кому-то еще или даже запечатлеть на бумаге»? И прежде чем предлагать «читательскому вниманию строки», написанные «еще до отшествия батюшки ко Господу», внимательнее пересмотреть свое «скромное свидетельство очевидца» и не выступать в роли «избавителя» его светлого имени от «кощунственной клеветы»?

Александр Терлецкий, Симферополь
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Очень странно. Вот например Патриарх Алексий II говорил о попытках канонизации Г. Распутина: «Также нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство».
    Но по интернету гуляет видео на котором у уже очень старенького отца Николая выпрашивают благословение на распространение икон и акафиста некоему Григорию Ефимовичу( разумеется не называя его фамилии). Разумеется также, что отцу Николаю «забыли» сказать о позиции Церкви по данному вопросу. А зачем? Ведь батюшка прозорливый. И действительно прозорливый отец Николай на вопрос: «Можно ли распространять этот образ Григория Ефимовича по России»?- отвечает: «Нет!»- чем приводит вопрошающего в замешательство.
    Еще один момент. Очень часто отец Роман упоминает имя отца Николая, говоря, что благоговел перед батюшкой при жизни, а теперь благоговеет перед его памятью. Так благоговеть можно только перед тем, чья жизнь кристально чиста перед Богом. Возможно ли подумать, что такой Старец как отец Николай мог поместить в уголок с иконами совершенно неканоничное (даже кощунственное) изображение «царя-искупителя Николая II», которое мелькает на видео? Тогда кто поместил это изображение, равно как и отдельное изображение отрока-царевича Алексия (что так же является нарушением канона) в уголок с иконами? Не те ли помощницы батюшки, которых критикует отец Георгий?
    Автор статьи пишет, что режиссер Виктор Рыжко якобы получил благословение от отца Николая на съемку фильма «Мученик за Христа и за царя Григорий Новый» Вопрос автору: Кто и когда причислил к Лику святых, тем более мучеников за Христа (мученик за царя это вообще «no comments’) Григория Распутина? В чем состояло его мученичество за Христа???
     «Он дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России», — еще в 2002 году говорил патриарх Алексий II’.
    Поэтому не отцу Георгию, а автору данной статьи следует прислушаться к словам святителя Игнатия Брянчанинова и перестать самочинно выдавать за святых сомнительных лиц, лживо прикрываясь именами истинных Христовых служителей, таких, как отец Николай Гурьянов.

  • Оценка личности Ивана Грозного тоже неоднозначна. Вопрос правления Ивана Грозного одним из первых затронул митрополит Иоанн (Снычев). Владыка рассматривал правление Ивана Грозного с точки зрения государственности, но нигде в своих работах даже не намекал на возможность его канонизации. Но находятся те, кто свои самочинные идеи прикрывает именем и покойного митрополита, дескать а нас Владыка благословил. Что тут скажешь? Можно лишь вновь привести слова Патриарха Алексия II :
    «Совершенно недопустимо, когда издатели провокационной литературы в своих листках ссылаются на благословение почивших иерархов и пастырей. Можно подумать, что почивший в 1995 году владыка Иоанн благословил все, что ныне пишется и будет публиковаться в дальнейшем на страницах некоторых изданий. Это возмутительное попрание памяти почившего архипастыря».

  • Когда хотели распутать клубок преступления, говорили «ищи кому это выгодно». Вопрос кому выгодна канонизация таких спорных личностей ? И кто всеивает это в умы ? Ясное дело — это враг рода человеческого, ищет людей обожествляющих царскую власть, что бы пришел антихрист на заранее подготовленную почву. Неужели у Церкви нет насущных проблем, что бы, вот так разорять себя изнутри ? Можно перефразировать поговорку «скажи кто твои святые и я скажу кто ты «, о чем будет думать человек подходя к иконе Григория Распутина, Иоанна Грозного? Даже канонизация Царственных страстотерпцев по сей день не всеми принята и вызывает споры, это очень болезненный вопрос.
    Думаю, что Святые — это такие путеводные маяки в бушующем море жизни, и как бы нам не разбиться о скалы, следуя за ложными маяками.

  • Вы правы, Марина. Тем более Церковь уже сказала своё слово. Но самочинники Церковь не слушают, всё равно пытаются протащить спорные личности в святые…
    И сакральное отношение некоторых даже не просто к царской власти, а к власти именно рода Романовых удивляет и настораживает.

  • Татьяне и Марине.
    Давайте не будем предвосхищать суды Божии. И преподобного Серафима Саровского многие (в том числе и духовные лица) считали «спорной личностью». Придет время и Господь Бог всех расставит на свои места. Посмотрите фильм «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» и увидите, в чем состояло его мученичество за Христа. Вспомните подвиг Ивана Сусанина и поймете, что значит «мученик за Царя».
    Вот и выходит по-вашему, что отец Николай Гурьянов — не духоносный и прозорливый старец (на видео, которое «гуляет по интернету» ясно видно, как он благословляет В. Рыжко иконой с изображением Григория Распутина), а «марионетка», которой управляют посторонние люди.
    И вообще нужно спокойнее реагировать на спорные вопросы, в которых мы малокомпетентны, без «???»
    Спаси вас, Господи.

  • От отца Романа:

    Дорогой о Господе Александр!
    Именно царебожники, «грозненцы» и «распутинцы» предвосхищают суды Божии, навязывая всему мiру самочинные иконы и акафисты. Это первое. Второе. Мученик за царя не всегда мученик за Христа. И третье. Старец Николай при наших встречах никогда не поминал ни об Иоанне Грозном, ни о Григории Распутине, пока его не окружили так называемые келейницы. Вместе с ними появилась и роспись кладбищенских врат с «великомучеником» Григорием, и телохранители, и много чего несуразного.
    Настоящая неправда по отношению к Иоанну Грозному выражена в памятнике М. О. Микешина «Тысячелетие Росiи»: там нет его изображения. А ведь это первый рускiй царь.
    Присоединяюсь к высказываниям Татьяны и Марины.

  • Александр, каюсь некомпетентна в этом вопросе, да и известно мне о Григории Распутине только то, чем богат интернет, а тем более о Иоанне Грозном (кто я такая, что бы осуждать царя). Если не понимаю, стараюсь не хулить, и не принимать. Не могу и суды Божьи предвосхищать и Вам не советую. Но, являясь хоть и малой частичкой стада Христова, не могу душой не болеть за Церковь, понимаю , что такие разговоры о канонизации вносят смуту в умы людей и церковных, и далеко отстоящих от церкви. Последним предоставляя повод насмехаться над Православием. Согласитесь, что проблем хватает и без этого. А насчет царской власти в данное время, хорошо об этом сказал отец Роман :

    Без Бога нация – толпа,
    Объединённая пороком.
    Или глуха, или слепа,
    Иль, что еще страшней, жестока.

    И пусть на трон взойдет любой,
    Глаголющий высоким слогом.
    Толпа останется толпой,
    Пока не обратится к Богу!

  • Уважаемый Александр! Духоносный и прозорливый старец — это не оракул. Прозорливость как и любой другой Божий Дар проявляется в отношении тех, кому это полезно.
    На тот момент, когда режиссер В. Рыжко поехал за благословением к отцу Николаю Патриарх Алексий II уже неоднократно говорил о невозможности канонизации Распутина с указанием причин. Позже (уже после того как почил отец Николай) было вынесено официальное решение Церкви об отказе в канонизации Г. Распутина, причем с очень жёсткими формулировками.
    Зачем, зная об этом, ехать за благословением на обратное? Почему смиренно не принять Божью Волю и не положиться на Неё, а продолжать действовать грубо нарушая и попирая Церковные каноны, да ещё и вовлекая в это почитаемого Старца — отца Николая?
    Хочется напомнить, что в свое время секта иоанитов распространилась по всей России, преимущественно благодаря нахальному и кощунственному использованию имени Иоанна Кронштадтского.
    В наше время есть поклонники и у некоего отрока Вячеслава, которого тоже именуют великомучеником, пророком и т. д, на могилу к которому совершают паломничества, рассказывают о чудесах, исцелениях и прочем. Но опять же: есть суждение Церкви о псевдосвятости этого ребенка.
    Но кто сегодня слушает Церковь? У нас все сами с усами… ищут знамений и чудес.

  • Простите меня, грешного, дорогой о Господе отец Роман, но я думаю, что настоящая правда и неправда ведома одному Богу. Она не выражается в памятниках, созданных мiрскими скульпторами и в картинах, написанных мiрскими художниками.
    Как нельзя судить о святом праведном Иоанне Кронштадтском по деятельности иоаннитов, так нельзя оценивать Царя Иоанна Грозного и Григория Распутина по поведению некоторых (далеко не всех), может быть, не в меру ревностных их почитателей (среди последних немало здравомыслящих людей).
    Не я, предвосхищая суды Божьи, начал обвинять в «ко­щун­ствен­ной кле­ве­те» противников их почитания, а просто откликнулся на мнение их ревностных обвинителей. Бог дал человеку свободную волю, которую каждый в силу своего разумения (благоразумия или неразумия) выражает.
    Что же касается мнения Патриарха Алексия II и «официального решения Церкви», то это еще не окончательный приговор, который будет всем нам вынесен на Страшном Суде.

    А Церковь — нечто более, чем мы.
    Не высказать Её надмiрной сути.
    Она — Источник, неподвластный мути,
    Она — Надежда посреде чумы.

    «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр 22:11-12).

  • Не думала , что после слов отца Романа будет ответ Александра.Может выскажусь немного резко , но надо . Вот живешь , и в жизни вроде ничего значительного не происходит, и сам из себя ничего особенного не представляешь , но зато на фоне царя или хотя бы друга царя , это другое дело сразу какая -то значительность появляется , на мирском языке это называется пиар . Легко заварить кашу, а кто расхлёбывать будет ? За всё прийдется дать ответ. Исторических личностей много , много оклеветанных , невинно убиенных . Так почему же так оголтело защищают именно этих людей ,которые мало чем связаны между собою. Монархия , вот в чем причина , помните как Христа хотели сделать земным царем , а сами греться в лучах царской власти. Не о Отчизне радеют нынешние монархисты и не о людях , а сесть по правую и левую сторону.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // // // // // // // // // // // // //