col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Николай Сушков. Виртуальное христианство

В очередной раз разглядывая в своих руках толстенную, многосотенную пачку записок о здравии и о упокоении и сравнивая количество записок с количеством присутствующих за богослужением людей, подумал о том, что христианство стало у нас каким-то виртуальным. А что, удобно. Пришёл, написал записку, заплатил и пошёл заниматься своими делами, а батюшка пусть там молится сам. Ещё подумалось: знают ли люди, поминаемые в записках, что сейчас за них будет выниматься частица хлеба, которая в конце Литургии будет погружена в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Честною Твоею Кровию»; и, вообще, нужно ли им это. А ведь в этом священнодействии происходит мистическое соединение поминаемых людей со Христом. А мы знаем, что соединение со Христом может быть во благо, а может — «в суд и осуждение». Представьте, человек совершает смертный грех, а в это время частичка с его именем погружается в Кровь Христову, и совершается страшное кощунство и глумление над Величайшей Святыней. Человек, отторгнутый через смертный грех от Церкви, от Тела Христова, лишённый благодати Святого Духа, мистически соединяется со Христом и получает духовный ожог, потому что Бог — Огонь, попаляющий грех и всякую нечистоту, а вместе с этим и человека, если он покаянием не растождествил себя с грехом. Поэтому нужно хорошенько подумать, за кого мы подаём записки на проскомидию, и что потом с этой запиской будет происходить. Для поминовения людей, далёких от Церкви, специально существуют молебны и акафисты. Здесь можно всех поминать, даже некрещёных. А на проскомидии мы поминаем верных чад Церкви, которые сами сейчас в силу объективных причин (болезнь, поездка, работа) не могут присутствовать за богослужением и приступить к Святым Тайнам.

И было бы полбеды, если бы те, кто подаёт записки, сами бы молились на службе за своих близких, сами бы вели христианскую жизнь. Ан нет. Подали и убежали. Но если вы не хотите для своих близких совершить дело любви — труд молитвы, то неужели вы думаете, что Бог будет вас слушать. Можно заказать хоть тысячу «сорокоустов», но пока вы лично не предпримите труд молитвы, труд христианской жизни, толку от этого не будет никакого. Бога не купишь. Такое формальное поминовение будет только в суд.

Нельзя относиться к Церкви как к бюро по предоставлению дешёвых религиозных услуг. Любая небрежность и формализм по отношению к тому, что в Церкви происходит, может очень дорого обойтись. Церковь — это особая духовная зона, где действуют свои духовные законы (вспомните фильм «Сталкер»). И эти законы нужно знать и соблюдать, иначе — беда.

Если проанализировать происходящие в нашей Церкви процессы, то получается очень невесёлая картина. Принесли младенца покрестить в храм родители, которые сами далеки от Церкви и всего того, что с нею связано, то есть виртуальные христиане. Покрестили. Ребёнок растёт, но никакого христианского воспитания не получает, то есть, как и его родители, становится виртуальным христианином. Когда крещёный ребёнок вырастает, никакого сознательного шага ко Христу он не делает (его этому никто не учил), своего младенческого крещения не актуализирует, оно так и остаётся — как не посеянное семя, в потенциале. И живёт такой человек (чаще всего в смертных грехах) в твёрдой уверенности, что он крещён, и этого достаточно. Потом приносят усопшего виртуального христианина его родственники — виртуальные христиане уже на отпевание. То есть принесли в младенчестве, принесли после смерти, а сам человек так до Христа и не дошёл. И кому нужен весь этот спектакль, и какой в нём смысл?

Это и есть те 70% процентов виртуальных православных в нашей стране, о которых постоянно слышишь, когда говорят о церковной статистике.

Приходит такой виртуальный христианин в храм, и ему там говорят: чтобы у тебя и у твоих близких (неважно, ходят они в храм или нет) было всё хорошо (здоровье, благополучие, успех… О Христе, конечно, и речи быть не может), тебе нужно написать записочку о здравии, а чтобы хорошо было вашим усопшим (не важно, ходили они в храм или нет), их нужно заочно (ещё одно порочное явление в нашей Церкви) отпеть, если не отпеты, и подать записочку о упокоении. Заплатить копеечку и идти заниматься своими делами.

И вот стоит батюшка в алтаре с грудой записок с именами виртуальных христиан в пустом храме, и грустно ему становится от этого виртуального христианства.

Иерей Николай Сушков
По материалам сети Интернет
6 ноября 2018

Заметки на полях

  • Грустно, не иначе….
    А ведь Иоанн Богослов в 17 главе Евангелия очень подробно изложил молитву Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу, в которой Он выражает горячее желание вселиться в нас, обитать в нас, быть с нами единым, как и Он с Богом Отцом един.
    Возникает вопрос, режущий сердце: «А мы ХОТИМ?»

  • Правильно я поняла, если человек крещен, но не исповедуется и не причащается, то он не поминается на проскомидие т.е. не надо за него подавать записки на литургию.

  • Да, Валентина, отец Николай пишет об этом.

  • А если кто и часто присутствует во время Богослужения, но не борется с тщеславием, завистью, осуждением, неприязнью и другими пороками, то какая ему от этого польза!

  • Простите великодушно, хотел спросить и все как то неполучалось. Теще 82 года, крестилась в зрелом возрасте лет 30 назад, говорит что молится дома утром и вечером, но в церковь не ходит, а просит передать записочки меня на литургию утром, вроде бы благое дело. Спрашиваю крешеные. Да утверждает. И в церкви бабушки говорят что можно так делать. Но сомнения у меня в душе остаются, говорю давайте свожу в церковь сами продадите нет причины разные. А тут узнал что в записках одно из имён крещеное, но в католичестве. И совсем уж как то засомневался … Подскажите пожалуйста можно ли мне подавать записки в таком случае от другого человека, или нет.
    Извините за такой вопрос как бы местечковый,. Но может кто подскажет мне ответ, спасибо…

  • Александру — от отца Романа:

    В Церкви за Литургией должно молиться только о верных чадах этой Церкви.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок