Доктора готовились с каким-то докладом в Москву. Сходились на собрание. Пришёл и старый еврей (если верно припоминаю, ему было восемьдесят два года). Была и наша знакомая. Разговаривали. Этот доктор начал издеваться над православным духовенством. Собравшиеся молчали. Тогда она делает ему замечание: «Своих раввинов критикуйте; а православных не смейте трогать!» Но он стал говорить худо уже о Самом Иисусе Христе.
Тут она не выдержала и с своей палкой набросилась на старика, начав бить его по лицу. Едва их развели. Дело дошло до Москвы. Еврею прислали выговор; а её отдали на товарищеский суд, который отнёсся к ней весьма снисходительно.
Она написала мне, прося высказать своё мнение. Я решительно похвалил её.
В ближайшей проповеди я говорил о ревности, но «без раздражения».
Она отвечает: «Сегодня проповедью Вы повергли меня в печальное раздумье: разве можно бросаться на человека не в раздражении? Такие поступки хладнокровно не делаются. Здесь нужна высшая степень раздражения – аффект! Но, конечно, важна побудительная причина. А разве мой «взрыв» не объясняется причиной?! А Николай угодник не был раздражён, когда ударил Ария? Не подумайте, что я хочу оправдать себя. Я не сожалею о сделанном и виновной себя не считаю: иначе поступить я не могла! И потому оправдываться не буду; хотя всё это и навлекло столько грозных туч над моей головой. Судят меня без конца; до сих пор не могут успокоиться; целая травля: и «некультурно», и «неинтеллигентно», и «неизящно»; называют меня и сумасшедшей, и дикой фанатичкой, и т. д. Печалит меня то, что никто не понимает сути… Я понимаю, что проповедь Ваша – не для меня и не против меня, — а по моему поступку: Вы предостерегаете других… Но не умею я так, как Вы… Где я возьму такую силу душевную, такую веру?.. Боже мой! Сколько бьюсь я с собой! И ни на йоту не подвигаюсь вперёд!»
Оправдываться не буду: оставлю её и читателя друг перед другом…
Из «Записок архиерея»
Интересно, что в этой ситуации митрополит Вениамин ведёт себя как будто нелогично – по крайней мере, «не по правилам». С одной стороны, «нетолерантно» одобряет поступок своей знакомой, с другой – видит и оглашает неправду, которая этот поступок сопровождала. Наверное, евангельское видение происходящего и не может быть начерчено по линейке, оно всегда не от мiра сего.
« Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Пс. 68:10), (Ин. 2:17).
Когда-то я яростно вступала в спор с теми, кто плохо отзывался о Церкви или Господе. Но мои слова редко до них доходили. Видимо, знаний маловато. А батюшка мне сказал: не мечи бисер перед свиньями. Теперь стараюсь уходить от таких разговоров, да и в последнее время никто при мне не говорит плохо о Церкви и Господе. Сейчас общаюсь только с верующими. Правда есть и такие, кто верует, но в Храм не ходит. Всё какие-то причины находят. Ну что же, Бог им судья.
Бог создал нас свободными, т.е. дал нам право самим выбирать с кем и по какому пути идти: со Христом путями Заповедей Его или с «князи, сыны человеческия» земными дорогами страстей и похотей. Поэтому, говоря словами Николая Васильевича: Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Думаю, что не ругать надо не верящих, не негодовать даже по поводу оскорблений Церкви и Господа, ведь Бог поругаем не бывает, а пожалеть тех, кто не знает ещё той тихой внутренней радости от осознания того, что в этом больном сумасшедшем мире тебя не оттолкнёт, не предаст Он — Отец, Утешитель, Друг, Помощник и Наставник.
Желаю всем жизни земной с Богом!
Ах-ах-ах!.. «некультурно», «неинтеллигентно» и «неизящно»… Так и вижу Кураева на «Эхе Москвы» или Познера на федеральном ТВ, как они вежливыми и интеллигентными помоями обливают РПЦ.
Интересно в этой ситуации то, что женщина, признаваясь в собственном маловерии («Где я возьму такую силу душевную, такую веру?»), в то же время очень агрессивно отреагировала на кощунство. Еще интереснее, что она провела аналогию между своим поступком и поступком святителя Николая. Святитель защищал веру от ереси. Ей же как будто нечего было защищать, кроме своих собственных оскорбленных чувств. Странно поэтому, что поступок этой женщины получил решительное одобрение митрополита Вениамина.