Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Часто мы с вами, возлюбленные братья и сестры, наблюдаем в обыденной нашей жизни такие явления:
Играет в домашней обстановке ребенок. Будучи еще несмышленным, он прикасается к вещам, которые причиняют ему боль. И только тогда он отдергивает руку и издает крик, когда почувствует именно боль — либо от огня, либо от острого предмета. В духовной жизни мы часто бываем подобны таким неразумным младенцам. Прежде всего в том, что прикасаемся своей душой ко греху, не разумея в нем опасности. Проще сказать, мы не остерегаемся искушений, которые часто причиняют нам душевные болезни. И только тогда мы осознаем, что надо бы бежать от искушений, когда смертоносный греховный яд проникнет в наше сердце, причиняя нестерпимую боль. Только тогда мы приходим в сознание.
Почему, возлюбленные братья и сестры, я обращаю внимание на эту сторону нашей с вами жизни? Да потому, что мы не желаем избавлять себя от греховных падений, и вместо того, чтобы бежать от искушений, сами, подчас сознательно, надеясь на свои внутренние духовные силы, позволяем себе вкусить запретный плод и получаем, конечно, душевный вред. Вот мне и хотелось бы сегодня остановить ваше внимание на этом соблазне.
Необходимо, чтобы мы были разумными подвижниками благочестия и старались ограждать себя от разного рода искушений. Почему это необходимо? Во-первых — чтобы избежать греха; во-вторых, потому что безумие — надеяться на свои духовные силы. Наша природа, наше естество больше всего, конечно, склонны заимствовать не добродетель, а именно греховную сущность, происходящую от того или иного предмета или лица. Правда, мы очищены в купели Крещения, получили дары Святого Духа в Таинстве миропомазания. Но хотя в этих таинствах подрезан самый корень греха, однако нам промыслительно оставлены некие греховные отростки, которые мы должны упразднить своим волеизъявлением с помощью Божественной благодати. А чтобы упразднить грех, нужно прежде всего удалить себя от его источника.
Посмотрим, возлюбленные братья и сестры, на подвижников благочестия, которые при всем своем совершенстве были осторожны в делах духовных и старались всячески избегать тех или иных искушений, не надеясь на свои телесные и духовные силы.
Вот пред нами великий подвижник преподобный Арсений. Когда он удалился в пустыню и много лет подвизался, наедине беседуя с Богом, то он, как повествует его жизнеописатель, никого не принимал как из мужского пола, так наипаче из женского. Но однажды некая благочестивая девица, жившая в Риме, с благими намерениями решила поехать в пустыню и получить благословение от преподобного Арсения. Она узнала, где подвизается сей великий подвижник, и приехала к нему. В это время преподобный как раз вышел из кельи для того, чтобы заняться трудом. Увидав подвижника, девица упала к его ногам. Преп. Арсений с гневом поднял ее и сказал: «Если хочешь видеть лицо мое, вот оно, смотри». И затем продолжил: «Разве ты не слышала о делах моих? На них следует смотреть!» Когда девица, уже намереваясь покинуть пустыню, попросила подвижника помолиться о ней и помнить ее всегда, то преподобный Арсений ответил: «Буду молиться Господу, чтобы из сердца моего Он изгладил память о тебе». Девица с огорчением удалилась, а преподобный возвратился в свою келью.
Вот, возлюбленные братья и сестры, как остерегались искушений великие подвижники Христовой Церкви, знавшие немощь естества своего. Но как далеки мы от осторожности! Как самонадеянны! Ну что тут такого, полагает неопытный христианин, если я посмотрю, как люди, например, дерутся или ругаются?! Послушаю, что поют, о чем разговаривают? Смотрит, слушает — и от этого, конечно, вместо пользы получает вред.
Великий учитель Христовой Церкви блаженный Августин рассказывал об одном своем сподвижнике, которому запрещали посещать кровавые зрелища, существовавшие тогда в Римской империи. Тот же заверял, что если он и пойдет на бой гладиаторов, то это ему нисколько не повредит. Друзья его убеждали: «Не ходи, ради Бога не ходи, потому что это может причинить тебе вред». Но он их не послушал и однажды отправился в амфитеатр. Началась кровавая сцена. Один из гладиаторов был ранен, и когда кровь хлынула из его ран, то самоуверенный христианин неожиданно пришел в какое-то бешенство, начал аплодировать и кричать, выражая восторг: «Так ему и нужно!» И настолько он заразился кровавым зрелищем, что сподвижники едва-едва смогли впоследствие освободить его от такого ужасного состояния.
Видите ли, возлюбленные братья и сестры, что значит не бежать от искушений и надеяться на собственные силы! Все это может привести к падению или, во всяком случае, нанести душевный вред. Вы, я чувствую, возразите мне: владыка, как же нам, живущим в миру, возможно избежать искушений? Ведь они повсюду: и на работе, и на улицах, и в магазинах, и в транспорте…
Правилен такой вопрос. И бежать в обыденной жизни от искушений не требуется; требуется только внимание к себе. Потому что в тех случаях, когда человек со своей стороны не допускает никакого повода ко греху, Господь его охраняет по молитве верующих, по молитве Церкви Христовой. Но если человек сам подает повод ко греху, то как тут избежать искушений?! Искушения обязательно придут, и придут так сильно, что человек получит душевный вред и не всегда сможет освободиться от греховного плена.
Вот мой вам, возлюбленные братья и сестры, совет: как можно стремительнее бегите от искушений, если прилучится вам встретиться с ними. Остерегайтесь во всем, остерегайтесь греха, чтобы он не проник в вашу душу, в ваше сердце и чтобы не сделались мы с вами сынами и дочерьми погибели.
Да благословит нас Господь устоять в истине Христовой и в истинной христианской жизни. Дабы и нам достигнуть вечного спасения во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
1971
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)