Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мiрского духа. Коснется ли кого эта зараза — беги в церковь, и все отойдет; или будь неуклонно верен указаниям Церкви — и мiр не найдет случая приразиться к тебе; ибо все, что есть в мiре, есть и у нас в Церкви, только в чистейшем и Божественнейшем виде… Там гулянья — у нас святые праздники; там балы — у нас церковные служения; там театры — у нас Божественные священнодействия. Сравнивай всякий, что лучше, и не увлекайся пустою приманкою и не оставляй ради ее существенного, плодотворного и питательного. Итак, живи по-церковному — и будешь жить как в духовной атмосфере и ограде, и силы твои никогда не ослабеют в тебе к продолжению пути, и никакие приманки не увлекут тебя на распутия…
Кто к чему имеет сочувствие, тот туда и влечется. Кто имеет сочувствие к делам спасения, к ним и стремится. Имеет кто сочувствие к другому чему, к тому и бежит. Вот отчего и бывает, что, тогда как одни спешат в церковь, другие едут в театр, на бал или гулянье… Но, сами знаете, чего ожидать от сих последних?..
Когда человек был в союзе с Богом, — находил вкус в вещах Божественных и освященных благодатию Божиею. По падении он потерял этот вкус, и жаждет чувственного. Благодать Крещения отрешила от сего, но чувственность снова готова наполнить сердце. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди него, ради тишины и теплоты, отревание от блестящего и привлекательного к мiрской суете, не могут лучше напечатлеваться в сердце. Церковь, духовное пение, иконы — первые изящнейшие предметы по содержанию и по силе. Надобно помнить, что по вкусу сердца будет назначаться и будущая вечная обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким образуют его здесь. Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан…
Из трудов святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики», «Пять поучений о пути ко спасению».
«…Мы, падшие, немощны, и шага не можем сделать на добром пути без особенной благодатной помощи, — …благодать сия приемлется в Святых Таинствах…»
Как непросто бывает отринуть приманки внешние и искушения своего извращённого грехом ума, и доползти ( как бежать без ног) до Святого Покаяния, чтобы восстать, напитаться новыми силами и идти дальше. Нужен мудрый законный Пастырь, который бы вывел » из запутанности мыслей и чувств, в какие повергает нас иногда враг и собственное неразумие». Господи, помоги переселить нам сердца наши «из сих суетных мест в отрадную область Божию»!
* * *
Жизнь без начала и конца.
Нас всех
подстерегает случай.
Над нами
сумрак неминучий
Иль ясность
Божьего лица…
Но ты,художник,
твердо веруй
в начала и концы,
Ты знай,—
Где стерегут нас
ад и рай.
Тебе дано
бесстрастной мерой
Измерить все,
что видишь ты.
Твой взгляд
да будет тверд и ясен,
Сотри случайные черты.
И ты увидишь —
мир прекрасен!
Познай,где Свет —
поймёшь,где тьма.
Пускай же все
пройдет неспешно —
Что в мире свято,
что в нем грешно,
Сквозь жар души,
сквозь хлад ума…
Александр Блок.