col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Рафаил (Карелин). Об одежде и целомудрии

Одно из основных правил духовной жизни – помнить, что и доброе и злое начинается с малого. В Книге Иова встречается загадочное слово «мраволев», как название какого-то диковинного существа. Это греховная страсть, которая при своем появлении мала как муравей, еле различимый глазами. Но если упустить время и не исторгнуть ее из сердца, то она становится львом, который хватает свою жертву и впивается в нее зубами. Тогда трудно бороться с грехом, овладевшим душой, как человеку – с хищным зверем. Святоотеческий опыт учит не уступать греху в малом и не считать что-либо незначительным в духовной жизни. Грех незамеченный и неисторгнутый из души подобен непогашенной вовремя искре, которая может превратиться в испепеляющее пламя пожара. Часто от незатушенного костра выгорали леса, а от уголька, выпавшего из печи – целое селение. Надо помнить, что грех это взрывчатое вещество, которое таится в душе человека, а внешние впечатления – запал, приставленный к нему.

Святой Игнатий (Брянчанинов) – великий учитель аскетики – подчеркивает, что содержание и форма связаны друг с другом. Содержание находит целесообразную форму, а форма сохраняет содержание. Если в кувшине образуется трещинка, то вода постепенно вытечет из него. Святитель Игнатий советовал монахам не пренебрегать внешним, хотя подчеркивал, что центром монашеской жизни является стяжание внутренней молитвы. Брянчанинов свою книгу «Приношение современному монашеству» начинает с описания внешнего поведения, как бы переходя от более легкого к трудному. Он советует сначала научиться держать себя благопристойно, управлять своим телом, затем сдерживать душевные эмоции, а потом переходить к сердечной молитве, как бы продвигаясь от периферии к центру.

Наше сердце – акрополь, в котором обитают благодать крещения и первородный грех. Чтобы взять эту крепость надо как на войне начать правильную осаду: сначала страхом Божьим удерживать себя от грубых телесных грехов, затем от мысленных. Кто думает силой воли без достаточной подготовки соединить ум, засоренный разнообразными впечатлениями и фантазиями, со страстным сердцем, – тот будет осмеян демоном. В Патерике содержится рассказ о том, как старый монах, придя из пустыни в город, увидел молодого инока, выходящего из общественной бани. Старец отвел его в сторону и стал увещевать, что такая вольность может окончиться тяжелым греховным падением. Молодой монах дерзко ответил: «Для тех, кто стяжал чистоту сердца, все чисто». Старец вздохнул и сказал про себя: «Я многие годы, находясь в пустыне, не смог стяжать чистоту сердца. А этот юнец, шатающийся по баням и рынкам, думает, что достиг бесстрастия». Через некоторое время опасение старца сбылось: юный монах был пойман на любодеянии с женой градоначальника и подвергнут суровому наказанию, а из-за него на пустынников легло пятно позора.

Некоторые христиане, предаваясь нецеломудренным развлечениям, утверждают, что они при этом не испытывают никакой страсти. Такие уверения – или ложь или самообман. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что иногда диавол на время отходит от человека, чтобы тот потерял осторожность, считая, что уже победил грех; так лиса притворяется мертвой, чтобы птица села на ее голову, думая, что это труп, который можно поклевать, а затем, внезапно вскочив, хватает свою добычу.

Мы говорили о том, что содержание и форма тесно связаны друг с другом: изменение содержания должно изменить форму, а ломка формы изменяет содержание. В этом отношении одежда является необходимым атрибутом человеческой нравственности. В Библии написано, что после грехопадения нагота праотцев вызвала у них чувство страстности, и поэтому Бог дал им первое одеяние, сшитое из шкур животных. Несколько отвлекаясь в сторону, мы должны сказать, что Адам и Ева до грехопадения не были нагими в нашем понимании этого слова. Их окружала благодать Божия как ослепительный свет; они носили одеяние, словно сшитое из этого искрящегося и переливающегося света. Из всех существ, обитавших в Эдеме, из всех цветов, процветающих в нем, самым прекрасным был человек в благодати Божией. При воскресении мертвых люди также не восстанут нагими: праведники будут сиять словно солнце, окруженные нимбом лучей, а грешники воскреснут в темных одеяниях, подобных их грехам, воскреснут в вечном трауре.

Революция в области морали вызвала революцию в одежде. Появились новые моды. Если для христиан одно из назначений одежды – предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать чувство похоти. Те, кто ходят полунагими и уверяют при этом, что не чувствуют страсти, лгут сами себе. Они подобны пьяному, который уверяет, что он трезв – это земля качается под его ногами. Когда притупляется стыд, то отходит благодать, страсть становится постоянным состоянием человека, и он уже не видит ее, как рыба не видит воды, в которой плавает.

На иконах ангелы изображены в длинных белых одеяниях, а демон нагим, черным как уголь, что означает совершенную потерю благодати. Особенно недопустимо стоять полуголым в храме перед лицом Бога. В Библии сказано, что священник должен носить длинные одежды, скрывающее его тело так, чтобы, поднимаясь по ступеням жертвенника для священнодействия, он нечаянно не приоткрыл бы своей наготы и этим не оскорбил Бога. Апостол Павел повелевает женщинам носить на голове покрывало: для незамужней это знак девства, а для замужней – верности и покорности супругу. По законам того времени рабыни и блудницы должны были ходить с обнаженной головой. Апостол пишет, чтобы женщина носила покров ради ангела. Ангел-хранитель приближается к целомудренным и соединяет с их молитвой свою молитву; а к человеку, соблазняющему других, ангел не может приблизиться, как голубь – к дыму костра.

Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Такая женщина думает не о покаянии в грехах, а о том, чтобы даже в храме вызвать восхищение мужчин и зависть женщин. Вместе с этим Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рванные, нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом. Святитель отзывается с похвалой о своей духовной дочери Олимпиаде за то, что она одевалась просто и скромно, чтобы не выделяться из народа.

Особенно возмутительно, когда женщина с накрашенными губами целует иконы, оставляя на них красные пятна, или подходит к Святому Причастию и краска с ее губ, попадая на лжицу, смешивается с Кровью Христовой. Одежда должна отвечать полу, возрасту и месту, а главное – христианскому самосознанию.

Последнее время у женщин стало обычаем надевать мужскую одежду, которая плотно облегает тело. Они считают это красивым, удобным, и модным. Но здесь присутствует нечто другое: показать контуры своего тела, как бы графическое изображение собственной фигуры. Перемена одежды с женской на мужскую, а у мужчин завивка волос и крашение губ являются потерей чувства своего пола, психическим сдвигом, а нередко выражением извращенного чувства. Один пожилой человек рассказывал мне, как в его детстве устроили маскарад. Родители готовили для своих детей необычайные одежды. Одного одели в индейца, другому сделали маску медведя, а его нарядили в длинное женское платье, покрасили губы, почернили ресницы и так приготовили к маскараду. И он вспоминал, что неожиданно почувствовал себя женщиной и в его душе проснулись какие-то необычайные похотливые чувства. Никогда, ни до, ни после этого, ничего подобного с ним не случалось. Это было живое ощущение перемены пола у ребенка.

В настоящее время, параллельно с переменой одежды, все более распространяются извращенные сексуальные отношения, которые подобно цунами затопили землю. Теперь убеждают людей, что извращения естественны, так как зависят от гормональной системы. Но Мертвое море, ставшее могилой содомлян, с их гормональной системой, является вечным, неразрушимым памятником того, как мерзок пред Богом этот грех. Содом был испепелен огнем, сошедшим с неба; его руины поглотило море, а долина вокруг него превратилась в солончак, где в течение трех тысяч лет не росли деревья, не строились города и селения, бедуины не пасли стада овец, и даже рыба не могла жить в водах Мертвого моря.

В Библии имеется грозное прещение, подобное проклятию, на мужчин, надевающих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую.

Целомудрие это всеобъемлющая заповедь. Оно должно быть внутренним состоянием человека и проявляться во внешнем. Христианин должен быть целомудренным и при людях и наедине. Без целомудрия невозможно стяжание благодати, а без благодати – радость на земле и вечное спасение на небе.

Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина)
16 октября 2009

Заметки на полях

  • Мне все равно до конца не ясно с одеждой. Все-таки, если говорит о брюках, то это уже не мужская одежда, а женская, она шьётся по определенным лекалам и продается в женских отделах. То, что брюки (джинсы) подчёркивают женскую фигуру, это одно, а является ли это мужской одеждой, то это другой вопрос. Когда-то лосины были мужской одеждой, то сейчас из вроде разрешено носить под юбкой, как и штаны? А во время, когда писал апостол Павел, что считалось мужской одеждой? Платья?или апостол Павел писал для нашего времени? Во времена Иакова, падшие женщины носили покрывало и закрывали лицо, как современные мусульманки (это описано в книге Исход, когда Фамарь одевается ,как блудница). Потом стало видимо наоборот. Индианки носят штаны и сари поверх — это является мужской одеждой? Вообщем, вопрос в том, что является мужской одеждой, а что женской? Все зависит от местных обычаев видимо? И христианки в Индии могут ходить в штанах в Храм? А такие профессии, как полицейский, геолог и другие, где женщины носят определенную форму — это является грехом? Вообщем, хочется понять суть слов апостола Павла. Для чего он это сказал? Потому что я в своё время это поняла буквально и решила, что речь идёт тут о трансвеститах. Может дело не в одежде всё-таки? А в том, целомудренна она или нет? Спортивные штаны и рабочие робы цвета хаки на женщине вряд ли вызовут какой-то соблазн, как мне кажется. И, вообще, сейчас много говорят о женщинах, но почему никто не пишет о голых мужчинах, загарающих в центральных парках, в плавках, которые стали носить лосины, майки в НИИ, ходят в коротких шортах, обтягивающих джинсах (это кстати очень смешно). Они не вводят в соблазн? У нас, как в Эмиратах, готовы женщину в паранджу одеть, а сами одеваться как хотят. Пусть мужчины начнут с себя, а потом будут учить женщин, как одеваться.

  • Анна, дело не только в том, вводит ли кого-то женщина в соблазн, но и в том, кем она сама себя ощущает. Одежда создает определенный образ, который воспринимают не только окружающие, но и тот, кто её носит. В свадебном платье особенно стыдно валяться в луже, в спортивных штанах или рабочей робе не пойдешь на прием к Патриарху или президенту. Думаю, важно в первую очередь задать тон себе самому. Почему монахини не ходят в джинсах или мини-юбках? Монашеские одеяния показывают их отделенность от мiра. Но ведь все христиане не принадлежат мiру, и их одежда должна напоминать об этом им самим и проповедовать окружающим. Конечно, одежда во многом зависит от традиции. Когда-то блудницы закрывали голову и лицо, в каких-то странах брюки — женская одежда. Но взгляните на то, как сейчас одеты женщины вокруг нас. Думаю, в нашем случае носить ту одежду, в которой не стыдно показаться в Храме, и есть символ отделенности от мiра и принадлежности Церкви.

  • Редактор, я с Вами во многом согласна, но по сути, речь тут получается об этикете? Я не пойду в юбке, в которой пойду в Храм, красить забор на заднем дворе. Я не одену спортивные штаны в Храм или в институт допустим. Всему свое место и время, и в одежде тоже, как мне кажется. Вопрос в грехе. Нарушения этикета — это грех? В чем грех? Какая заповедь нарушается?

  • Речь не об этикете, а о настрое. Этикет (правила поведения, правила «хорошего тона», воспитанность, вежливость), мне кажется, должны быть внешним проявлением добродетелей, их оболочкой. Но бывает так, что внешний лоск, великосветская любезность существуют сами по себе, не отражая внутреннего состояния души, поэтому от них несёт мертвечиной. Доброта, сердечное тепло, любовь заменяются маской доброжелательности.
    Одежда может помочь человеку быть цельным. Думаю, если он не стремится своим внешним видом подражать мiру, ему легче сохранить и внутреннюю самобытность, не потерять самое главное.

  • Для тех , кто делает первые шаги в вере и только приходит в Храм должен быть этикет ( правила ) , для укоренившихся в вере главенствует Страх Божий ( любовь к Творцу). Этот Страх потерять Бога руководит человеком везде и в Храме и за его стенами . А для начала надо вести с собой борьбу(проверено на себе) . А грех тут гордость , непокорство, самоугодие , самолюбие , человекоугодие ( угождение правилам міра)

  • Молитва преподобного Нила Сорского:

    О Пресвятая Владычице моя Богородице, ангелов и архангелов, херувимов и серафимов пречестнейшая, и всех святых пресвятейшая, Дево Мати Божия!
    Спаси мя, смиренного и грешного раба Твоего: Ты бо веси, всемилостивая Госпоже, яко всю мою надежду по Бозе на Тя возлагаю, и несть ми иного прибежища спасительного, токмо Ты, Всеблагая: Ты моя крепость, Владычице, Ты моя и сила, Ты мое радование в скорбех, Ты мое пристанище во искушениях, Ты мое исправление в падениях. Ты и спасение мое всенадежное, о Мати Зиждителя и Господа моего. Помози ми, плавающему в пучине жития сего, люте обуреваему и бедствующу от потопления греховнаго. Даждь ми руку помощи, помощнице моя, и избави мя от тимения глубины, да не погрязну в бездне отчаяния: буря бо грехов и страстей возста на мя, и волны беззаконий погружают мя. Но Ты, Милосердная Мати, в пристанище безстрастия настави и спаси мя, безнадежных надеждо и ходатаице спасения моего. Аминь.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок