col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Архимандрит Рафаил (Карелин). О благодарности

Чув­ство бла­го­дар­но­сти — это од­но из есте­ствен­ных и, в то же вре­мя, бла­го­род­ных чувств, свой­ствен­ных че­ло­ве­ку. Бла­го­дар­ность это па­мять о по­лу­чен­ном доб­ре, ко­то­рая хра­нит­ся в серд­це, как бы на­пи­сан­ная на кам­не, вы­ра­жа­ет­ся в же­ла­нии от­ве­тить доб­ром за доб­ро. Мож­но ска­зать по-дру­го­му: бла­го­дар­ность это теп­лое чув­ство, ко­то­рое со­зда­ет осо­бое эмо­ци­о­наль­ное по­ле меж­ду людь­ми. Бла­го­дар­ность — удел сми­рен­ных; гор­дый не мо­жет быть бла­го­дар­ным, так как ему ка­жет­ся, что он за­слу­жи­ва­ет толь­ко вос­хи­ще­ние за свои лич­ные до­сто­ин­ства. Бла­го­дар­ность ду­хов­но сбли­жа­ет лю­дей, устра­ня­ет не­до­ве­рие и по­до­зри­тель­ность, и да­же вра­гов де­ла­ет дру­зья­ми. Од­на­ко здесь мо­гут воз­ник­нуть не­пра­виль­но­сти и ошиб­ки, о ко­то­рых сле­ду­ет пом­нить.

Основа христианства — любовь. Деятельное выражение любви — жертва. Милостыня — это вид повседневной жертвы, в которой сгорает, как в огне, человеческий эгоизм. Господь сказал: Блаженнее давать, не­жели принимать (Деян. 20:35). Любовь ничего не считает своим. В христианстве дар и милостыня имеют не только нравственное, но и мистическое значение: дать ради Христа или сделать ради Христа — это дать Самому Христу через чело­века. Слово «милость», прежде всего, это не поступок, а душевное расположение. Милость — это сострадание, сопереживание; милость — это одно из свойств духовной любви, это чувство единства человеческого рода. Для милостивого каждый чело­век — это его близкий.

Виды и формы милости разнообразны, но основа их одна — уметь видеть себя в другом, заменять другого собой. Поэтому ми­лость расширяет человеческое сознание и бытие, а эгоизм и себялюбие сужает и обедняет жизнь. Милостыня — неразлучная спутница любви, а в любви — великая свобода, покой и «простор» сердца.

Слово «дар» означает «даром», «безвозмездно»; дар это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости. Дар — это посильное для человека подражание Богу, Который все дает человеку даром. Дар и милостыня, как свободное действие человеческого духа, не должны рассчитывать на ответ и отдачу, иначе они превращаются в расчет, взаимообмен, взаимную помощь, услугу и плату за нее. Тогда слова «дар» и «милостыня» перестают отвечать своим названиям и должны быть заменены другими словами: торговля и купля, а иногда выгодное предприятие, от которого ждут отдачу с процентами и лихвой.

Самый худший вид этого ложного дара — когда за него покупается свобода человека, и раб должен работать для своего нового господина. Поэтому тот, кто дает, не должен ничего ждать в ответ от человека. Если он делает действительно ради Христа, то получит от Христа больше, чем даже ожидает. Если это он сделал ради любви, то получит награду в самой любви: иметь в сердце любовь — великое счастье. Если он сделал с тайным желанием выгоды, то благо для него, если он ничего не получит и его хитрость будет посрамлена.

Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. Странное противоре­чие: ведь то, что сделано в ожидании благодарности уже не добро, а ко­рысть. Христос сказал: Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука твоя не знает, что делает другая (См. Мф. 6:3). Человек должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти, как письмена, написанные на воде. Этим он положит свое сокровище в надежный тайник.

Обычно люди не могут успокоиться, переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ, как будто их обманули. Схожую ошибку совершают те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными от­платить или отработать за него, как бы закабаленные чужим добром. Они напряженно думают, что сделать или по­дарить взамен, боясь показаться неблагодарными и этим унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью, то есть расплачиваться своей душой, как разменной монетой. Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя рабская зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал по­мощь и милостыню: ведь должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит психологический парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро. Поэтому в мире существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом лож­ная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять цепь с шеи.

Дар и милостыня не должны стеснять свободы человека, тогда у него будет ис­тинная благодарность и истинная любовь не ради дара, а ради самой любви. Лю­бовь, как чувство, отдавая себя, не уменьшается, а увеличивается еще больше. Обычно те, кто хотят перевести благодарность в мелочный счет и расчет, сами в милости небескорыстны. Наша испорченность и ложь спекулируют самыми святыми словами и понятиями, поэтому мы должны следить за тем, чтобы, давая дар и совершая дела милосердия — не покупать, а принимая дар и помощь — не продаваться.

Надо прежде всего и больше всего быть благодарным Богу, без Которого не совершается ничего, а затем человеку — как Его орудию, и этим сохранять внутреннюю свободу, данную Христом.

Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.