Январские протесты, прокатившиеся по России, показали немалый градус недовольства жителей страны существующим положением. Ведь многие выходили не «за Навального», а против злоупотребления властей, коррупции, против обнищания основной массы населения и обогащения олигархов, развала предприятий, сельского хозяйства и пр. Эти события лишний раз показали немало болевых точек в нашем обществе. И об одной из них, в сфере российской культуры, влияющей на воспитание человека и, прежде всего, на воспитание подрастающего поколения, хотелось бы поговорить в данной публикации.
В последнее время обсуждаются действия ряда известных и малоизвестных артистов, призывавших людей «выйти на прогулки» 23 и 31 января, в дни протестов «за Навального». В своей программе «Бесогон» режиссёр Н.С. Михалков обоснованно задавал вопрос неразумным коллегам: зачем они под иностранную дуду разрушают государство, которое платит им большие гонорары.
Действительно, зачем деятели культуры, обеспеченные, даже известные, активно поддерживают протесты, которые инициируются из-за рубежа. Зачем поддерживают не патриотов, желающих восстановления в стране принципов справедливости, пресечения нарушения прав граждан, укрепления России, а вместе с западными центрами фактически ведут страну к развалу, за которым последуют беды и лишения для всего народа. Что это? Блажь, безответственность, скудность мышления? Не исключаю, что совокупность указанных характеристик.
Разговор на данную тему, поднятый в СМИ, весьма актуален. И здесь стоит вспомнить события последних лет. Хотя бы кратко коснуться, что происходило и происходит сегодня в сфере отечественной культуры. Уже далеко не один год слышим здравые рассуждения о деградации российских учреждений культуры, низкопробности и пошлости ряда театральных постановок, создаваемых кинофильмов, глумления над нашим прошлым, нашими героями. Аналогичная ситуация происходит на российских теле- и радиоканалах, в печатных СМИ.
Происходит это, полагаю, не случайно. Пробравшаяся в учреждения культуры пятая колонна выполняет западные установки согласно известной «доктрине Даллеса». Ведь искусство влияет на умы и сознание людей. Оно может поднимать человека, воспитывать патриотов своей страны, а может способствовать разрушению человеческой личности, делать человека рабом низменных чувств и стремлений.
И артисты, режиссёры, сценаристы не живут вне общества. И они его, пусть малая, но профессиональная каста, которая несёт искусство в массы. А какое искусство они несут, многие из них не задумываются. Если хорошо платят (у нас же рыночные отношения!), то можно сыграть в пошлом спектакле, показать срамные места в фильме, ещё что-то сделать. Всё оплачено… А чувство ответственности перед обществом — это устаревшее понятие… Пусть царствует свобода!… Расплата за содеянное? Ерунда, живём одним днём, берём от жизни всё…
Сегодняшние реалии в сфере культуры воспитывают именно такие стремления, такое отношение к остальным членам общества. Это разрушает, повторю, общество и самих представителей искусства. То же самое в сфере СМИ.
Эти реалии не создаются сами по себе. Их создают. То, что к этому прикладывает усилия Запад, понятно. Но не службисты западных центров работают в органах российской власти, в том числе, в министерстве, учреждениях культуры, СМИ. Там работают граждане России, пусть кто-то из них с двойным и тройным гражданством. Но они граждане нашей страны и подчиняются российской юрисдикции. Они обязаны, повторю, обязаны (!) работать во благо народа и страны. Если это не соблюдается, то должны применяться меры воздействия, вплоть до уголовного наказания.
В конце 2018 – начале 2019 года в России развернулась активная дискуссия по предложенной Концепции закона «О культуре». Стоящая на позициях патриотизма и государственности прогрессивная общественность встретила этот документ в штыки, что было вполне обоснованно. Эта Концепция, на основе которой мог приниматься новый закон «О культуре», носила разрушительный характер. На тот момент антинародная Концепция не прошла. Её принятие остановили протесты общественности, но не государственные власти.
В частности, в мае 2019 года круглый стол на тему «Концепция закона «О культуре»: для народа или против народа» прошёл под эгидой Петровской академии наук и искусств. В нём приняли участие деятели науки и культуры, представители общественных организаций, СМИ. Оценки документа были категоричны – от негативных до очень негативных.
Чего только стоит такой пассаж: «По отношению к культуре у государства есть обязанность: создавать благоприятные для культурного развития политические, законодательные и экономические условия. Исходя из этого, закон устанавливает, что органы государственной власти и местного самоуправления, реализующие государственную культурную политику и осуществляющие государственную поддержку культуры, субъектами культурной деятельности не являются». Или ещё цитата: «…органы власти и управления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность, либо в содержание профессиональной культурной деятельности ни в форме указаний, приказов и требований, ни в форме увязки объемов государственной поддержки с содержанием творческой либо профессиональной культурной деятельности, ни в форме принятия кадровых решений в связи с содержанием творческой либо профессиональной культурной деятельности».
Т. е., государство обязано давать деньги, здания, создать иные условия, но оно «субъектом культурной деятельности не является». По-простому говоря, условия создал и отпал, не путайся под ногами. Усматриваю здесь попытку создать такой клан культурологов, существующий за счёт налогоплательщиков всей России, но неподконтрольный гражданам страны. Лохи должны давать деньги, но не имеют права контролировать, как они тратятся.
Ну, а чтобы освободить этих культурологов от ответственности, от норм морали, дать полную свободу творчеству, Концепция утверждала: «Содержание литературных и музыкальных произведений, театральных постановок, произведений визуального искусства, экспозиций и выставок в музеях произведений киноискусства, демонстрируемых в киноклубах и синематеках, не подлежит квалификации как «публичные действия», предусмотренные частью 1 статьи 148 УК РФ». Ч. 1 ст. 148 УК РФ предусматривает ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и оскорбляющие религиозные чувства верующих.
Это вообще за гранью дозволенного, создавалась каста «неприкасаемых». Граждане страны подсудны за эти деяния, а культурологи нет. А как же Конституция, ч. 1 ст. 19 которой гласит, что все равны перед законом и судом. Концепция, на мой взгляд, делала законным проявление пошлости и безнравственности, разжигание вражды в обществе. И составлена она была не самостийно собравшимися «новаторами» от культуры.
Состав рабочей группы по разработке Концепции проекта федерального закона «О культуре» утвержден распоряжением администрации президента РФ от 29 марта 2018 года № 217. Насколько известно, группу возглавлял глава администрации Вайно А.Э. Действия рабочей группы, считаю, шли вразрез с мнением и желаниями подавляющего числа жителей страны, желающих процветания родной стране и нашей российской культуре. Эти действия были направлены, полагаю, на развал общества и страны. И мне не верится, что составители подобного документа этого не понимали.
На мой взгляд, изложенное – показательный пример происходящего в высших эшелонах власти. А сколько подобных примеров на министерском, региональном, местном уровне. Множество. В последние 25 лет премии, субсидии в области культуры часто вручаются за сомнительные, а порой и явно безнравственные поделки. Именно поделки, их даже произведениями искусства нельзя назвать.
Так, полагаю, насаждается не культура, а антикультура. Воспитывается в артистах, режиссёрах, художниках чувство безответственности перед обществом, безнравственность. В сферу культуры попадают люди с искорёженным сознанием, отклонениями в психике. И они несут в общество не светлое и красивое, а уродливое и беспринципное.
Я не отрицаю ответственности каждого деятеля искусства – артиста, режиссёра, художника – перед обществом. Все люди взрослые и обязаны думать о последствиях своих поступков. Но государство должно регулировать процессы в интересах народа, обязано задавать вектор на созидание, а не на разрушение. Поддерживать деятелей культуры, духовно поднимающих общество, а не опускающих его в трясину низменных инстинктов.
И это должно стать лейтмотивом деятельности госаппарата не на словах, а на деле. Только тогда будет обеспечено устойчивое и позитивное движение общества в будущее.
Андрей Витальевич Антонов, вице-президент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей России
Русская народная линия
8 марта 2021