col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Немного о символах

20 мая на Ледовой арене города Салавата была проведена открытая тренировка молодежной мужской сборной Салаватской епархии по хоккею с шайбой имени Димитрия Донского. На позициях основного и запасного голкиперов выступили правящий архиерей Салаватской епархии епископ Николай (Субботин) (под номером 1) и руководитель епархиального отдела по делам молодежи и спорта иерей Олег Кабуков (под номером 2).

Не станем вдаваться в обсуждение того, допустимо ли епископу и иерею участвовать в хоккейных состязаниях – об этом хорошо сказал профессор А. И. Осипов. Попробуем просто рассмотреть эмблему хоккейной команды, которая находится на груди каждого игрока.

На эмблеме изображен православный Храм и русский воин в шлеме и кольчуге, который вместо меча держит в руке поднятую хоккейную клюшку. Он как бы стоит на страже и этой клюшкой защищает Храм от возможного нападения врагов. Сверху помещено название команды – «Димитрий Донской», которое воспринимается и как подпись к изображению. Следовательно, перед нами должен быть святой благоверный князь Димитрий с хоккейной клюшкой. Смысл изображения, по-видимому, приблизительно в следующем: мы можем постоять за нашу веру не только на поле брани, но и на ледовой арене, посвятив свои достижения в спорте Господу. Как святой Димитрий Донской защищал её в Куликовской битве, так мы защитим в хоккейном матче.

Конечно же, эмблема – это не икона, но давайте представим себе, что команда была бы названа именем не благоверного князя, а, например, святителя – Митрофана Воронежского или Игнатия (Брянчанинова). И тогда на эмблеме был бы символически изображен святитель, и в руке вместо епископского жезла он держал бы хоккейную клюшку. Или, например, команду решили бы связать с именем святого праведного Иосифа Обручника, которого часто изображают с посохом – скажем, на иконе «Бегство в Египет». Посох в таком случае тоже можно было бы заменить на клюшку? В роли автора такого «коллажа» можно представить только малолетнего школьника, причем неверующего. Неужели в данном случае клюшка в руке благоверного князя оправдывается только тем, что образ воина, по мнению авторов эмблемы, близок образу спортсмена?

Попробуем представить себе другую ситуацию: например, нужно разработать эмблему для епархиального театра – и в руку святого вкладывают скрипку или театральную маску (не хочется фантазировать дальше).

Не зря хоккей называют игрой: ведь то, что происходит на льду, можно назвать сражением только условно. Но в подвиге православного святого нет игры – там подлинное мученичество, хотя порой и бескровное, там предельная честность жизни, устремленной ко Христу – то, чего нет ни в спортивной игре, ни в светском искусстве. И изменять образ человека, жившего во Христе, в угоду своим целям, по воле собственной фантазии – значит искажать Правду. Больше всего, пожалуй, эта игра может отозваться в детском сознании: дети очень быстро почувствуют (хотя и не сразу сформулируют), что в Церкви тоже кое-что делается «понарошку».

Конечно, есть надежда: те, кто разработал эмблему, вовсе не имели в виду, что на ней изображен святой князь – но в таком случае им следовало бы подумать, что надпись будет утверждать обратное. К тому же на щите, который воин держит в другой руке, изображен лабарум (Крест, явленный императору Константину Великому вместе с надписью «Сим победиши») и буквы «альфа» и «омега» — это тоже говорит о том, что перед нами священное изображение.

На сайте Успенского кафедрального собора города Салавата можно прочитать: «В основу изображения новой эмблемы легла, ставшая уже известной благодаря секции по кикбоксингу, эмблема ПВПиС Объединения «Димитрий Донской», но не обошлось без небольших изменений, отражающих специфику именно хоккейной команды. Эмблема и форма хоккейной команды была разработана Преосвященнейшим Владыкой Николаем совместно с руководителем отдела военно-патриотического и спортивного воспитания Салаватской епархии иереем Олегом Кабуковым».

Трудно не обратить внимание и на странное изображение на шлеме епископа Николая, но здесь попытки провести какой-либо анализ представляются безнадежными. Видимо, это тоже часть проповеди, миссионерской игры, какой-то культурный ход, гротеск.

Конечно, в наше время все перевернулось с ног на голову. И все же думается, что святой князь Димитрий Донской должен изображаться с мечом, а не с хоккейной клюшкой, что на голове епископа гораздо естественнее смотрится митра с иконами Спасителя и Божией Матери, а сам епископ – за богослужением в Храме.

Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Я посмотрел. Сначала гнев и осуждение обуяли. Потом всмотрелся — так они просто поиграли с подростками и нет тут ничего ужасного. Просто немного физкультуры. Может «для чистого все чисто» ? Или «муха и на цветочном поле найдет …»

  • Если монах будет погружаться в мирскую жизнь и играть в хоккей, кто скажет нам о том, что не от мира сего? В конце концов, монах может и не говорить ничего – пусть просто будет настоящим, пусть «плачет за весь мир; и в этом его главное дело» (преп. Силуан Афонский). Не может плакать – пусть хотя бы стремится к этому, не растрачивая себя в спортивном матче: ведь он сам решил стать монахом, а не хоккеистом, и мы ему верим. У нас достаточно играющих в хоккей, а вот плачущих за мир и могущих сказать живое слово о Боге найти очень трудно.

  • AVIS RАRА
    Mens sana in соrроrе sano – avis rаrа.
    (В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.)

    О зрелища, о сладостное иго!
    И звания, и вера нипочём:
    Отцы уже не запрещают игры —
    Они и сами бегают с мячом.

    Ни бдения, ни подвига не надо,
    Но угожденье мiру не к добру:
    Зачем входить в церковную ограду,
    Когда и в Церкви стало, как в мiру?

    Утрата Духа — страшная утрата!
    Кого игрою в Царство привлечём?
    Но в мiр идут не со Христом Распятым*:
    Там ожидают пастырей с мячом!

    Святитель не в епископской одежде,
    Потешных состязаний ветеран.
    Трибуны торжествуют, как и прежде,
    Когда ко львам бросали христиан.

    Тлят Божий дом обычаи худые.
    К лицу ль священству множить суету?
    Но горе вам, поводыри слепые,
    Свои для мiра — чуждые Христу!

    Забыли, знать, певцы пути иного,
    Чаруя око и лаская слух,
    Что только словом познаётся Слово
    И только духом познаётся Дух!

    иеромонах Роман
    7-8 июня 2018
    скит Ветрово

    * 1 Кор. 1:23.

  • Кто кинет камень?
    Вот в футбол играют,
    Не так одеты, и не то поют.
    Кто кинет камень?
    Люди мало знают,
    Не ценят вечность, и не так живут.
    Кто кинет камень?
    Мудрое всё просто:
    Вот грех — вот камень. Бить или не бить?
    Не искус ли, чтоб
    Праведно и грозно,
    Кидая камни, мир переменить?

  • «…И чем более душа его познавала Бога, тем более он утверждался в необходимости оставить спорт. Будучи к тому времени мастером спорта международного класса, Игорь понимал, что все эти турниры и состязания не могут принести пользы душе, ибо каждая игра сопряжена с множеством страстей. Горделивое желание быть победителем, некоторая неприязнь к сопернику, порою выливающаяся в гнев и злобу, сеет в душе смятение и не может даровать ей покоя. Чтобы утвердиться в своих суждениях, он обратился к архимандриту Иоанну Крестьянкину. Старец посоветовал ему оставить спорт и идти в монастырь…»-из жизнеописания иеромонаха Василия(Рослякова).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.