col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Священник Павел Адельгейм. Увольнение священнослужителей «заштат»

Вы­ход кли­ри­ка «за­штат» озна­ча­ет, что по бо­лез­ни или ста­ро­сти кли­рик (свя­щен­ник и диа­кон) не мо­жет боль­ше слу­жить и ухо­дит «на по­кой». По­ня­тие «за­штат» мож­но бы за­ме­нить сло­вом «уход на пен­сию» по ста­ро­сти и бо­лез­ни, ес­ли бы РПЦ МП пла­ти­ла пен­сию ста­рым и боль­ным кли­ри­кам. Те­перь воз­ни­ка­ет но­вое по­ни­ма­ние тер­ми­на «за­штат»: уво­лен­но­му «за­штат» кли­ри­ку не поз­во­ля­ют слу­жить, а на прак­ти­ке он не смо­жет в сво­ей епар­хии да­же при­ча­щать­ся, как свя­щен­ник.

Прак­ти­ка ис­пол­не­ния отож­деств­ля­ет за­прет в свя­щен­но­слу­же­нии и уволь­не­ние «за­штат».

Уволь­не­ние «за­штат» свя­щен­ни­ка и ар­хи­ерея при­об­ре­ло раз­ный смысл.

Устав РПЦ за­бот­ли­во опре­де­ля­ет ста­тус ар­хи­ерея, уде­ля­ет вни­ма­ние его пра­вам , ад­ми­ни­стра­тив­ной и су­деб­ной вла­сти, обес­пе­чи­ва­ет его ма­те­ри­аль­ное со­дер­жа­ние. Ко­гда епи­скоп до­сти­га­ет 75 лет, он пи­шет про­ше­ние о «по­чис­ле­нии на по­кой». Свя­щен­ный си­нод рас­смат­ри­ва­ет про­ше­ние и уволь­ня­ет от дел и слу­же­ния «за­штат» или про­сит про­дол­жить слу­же­ние на ка­фед­ре. В преж­нее вре­мя за­штат­но­го епи­ско­па на­прав­ля­ли в мо­на­стырь, где он до­жи­вал свои дни, со­вер­шая бо­го­слу­же­ние, по ме­ре сил, и поль­зу­ясь за­бо­та­ми мо­на­ше­ской бра­тии. От­прав­ляя епи­ско­па за­штат в на­ши дни, Устав РПЦ опре­де­ля­ет ему пен­сию в ка­че­стве по­жиз­нен­но­го со­дер­жа­ния. Каж­дый епи­скоп за­ра­нее от­стра­и­ва­ет для се­бя кот­тедж, по­ка слу­жит, и его до­хо­ды не огра­ни­че­ны. Ред­кие епи­ско­пы в на­ши дни со­гла­ша­ют­ся про­ве­сти оста­ток сво­ей жиз­ни в мо­на­сты­ре, по­доб­но опаль­но­му ар­хи­епи­ско­пу Ер­мо­ге­ну, про­вед­ше­му в мо­на­сты­ре по­след­ние 20 лет жиз­ни.

В гл. 10 Устава РПЦ Социальным гарантиям епископов посвящены три статьи.

Статья 24 «предоставляет право» на многократный отпуск в течение года без разрешения и по разрешению Высшей церковной власти.

Статья 25 «назначает архиерейскую пенсию» в дополнение к государственной.

Статья 26 оговаривает время и условия выхода епископа «на покой».

О служении клириков Устав РПЦ говорит мало и не наделяет их правами. Клирики несут обязанности, а когда становятся немощными, РПЦ отправляет их «на покой», возлагая уход на родственников, а денежное содержание на государство. РПЦ не берёт заботу и расходы на заштатных клириков: «с глаз долой, из сердца вон». В прежние времена выход на пенсию не препятствовал клирикам участвовать в литургической жизни по мере старческих сил. Они помогали священнику и были полезны: вынимали просфоры, читали записки, исповедовали народ, сослужили Литургию, крестили, отпевали. Выход на пенсию осуществлялся по личному прошению, когда священник ослабел и не может нести полноценную нагрузку в приходе. Теперь увольнение «заштат» применяется как наказание, наравне с запретом в священнослужении.

Устав РПЦ лишил клириков социальных гарантий, сбросив с церковных плеч бремя старости… Человек ценен, если он епископ и неценен, если он клирик.

Про социальную защиту клириков Устав РПЦ забыл: не упоминает о болезни, инвалидности и заштатной судьбе стариков. Время ухода «заштат» определяет епископ: не можешь нести нагрузку наравне с молодым – уходи. Равнодушие к старикам доходит до жестокости. Налагая непосильную нагрузку, епископ принуждает уйти «заштат».

Заштатному клирику Устав не уделил ни слова. Право священнодействовать и причащаться не гарантировано. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Утрачен святоотеческий принцип: «Не малый грех для нас лишать епископства, кто благочестиво и непорочно приносили дары. Блаженны пресвитеры, которые ранее прошли свой путь. Ибо им нечего бояться, что они будут удалены от назначенного им места» (Св. Климент Римский. «1 Посл. к Коринф.» XLIV,4-5). Увы, святитель Климент! Нас лишают сана за то, что мы слишком долго несли своё служение и состарились.

Синод ужесточил положение заштатных клириков решением от 22.03.11 г., ограничив право на служение в своей и в чужой епархии. Архиереи будут отслеживать и препятствовать их служению. Стёрто различие между заштатными, запрещёнными и лишёнными сана клириками.

Священник Павел Адельгейм
7 июня 2011
https://adelgeim.livejournal.com

Заметки на полях

  • Вечная память отцу Павлу Адельгейму.
    Жизнь прожить—не поле перейти.
    Жизнь моя! Как будто и не жил!
    Что-то я сегодня загрустил,
    Стоя одиноко у межи.

    Был я никудышным ходоком,
    Падал, разбивался, ковылял,
    Не припомню дня без спотыков,
    Но одним доволен—не вихлял.

    Никого локтями не толкал
    И не урывал кусок большой.
    Да и что от этого куска,
    Если все окончится межой?

    Не скакал на белом скакуне
    И не красил клячи в белый цвет.
    Я любил при полной тишине
    Радоваться молниям комет.

    Отходил, отпадал, отследил.
    Поле Жизни, я не твой, прости…
    А лазурь такая впереди,
    Что не жаль прошедшего пути.
    Иеромонах Роман
    Избранное.
    16 января 1996 год.
    скит Ветрово
    Отец Роман, это стихотворение знаю наизусть, очень часто повторю. Благодарю за Ваши стихи.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок