Сэмуэль Люк Филдс. Доктор. 1891
Вы, наверное, заметили, что за последние годы очень возросло количество людей, остро переживающих свою индивидуальность. Раньше это было свойственно в основном молодым. Они самовыражались чаще внешне, иногда внутренне. Теперь же этим охвачены все поколения. Кто-то цветом волос, кто-то длиной бороды, пожилой человек, одетый в подростковую одежду, уже не редкость. Что происходит? Чем болеем, что за симптомы?
Болеет общество достатком. А если внутри шкала ценностей так гипертрофирована, то чему удивляться?! «Отолсте» сердце человека… Когда главная ценность жизни – Бог, то на Его фоне всякая «индивидуальность» неуместна. А когда главная ценность – человек, да еще хорошо устроившийся в этом мире, то «индивидуальность» такого человека – болезнь, и вполне заразная, да еще и весьма опасная. Перед Богом хочется быть как можно скромнее, а перед человеком – все наоборот. Вот и болеем мы главными болезнями мира – похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской. И каждая из этих болезней может стать смертельной или хронической, во всяком случае трудноисцелимой.
Наиболее уродливые формы принимают эти болезни в православной среде. Тут они прикрыты ложным смирением, внешними подвигами и буквой закона. Особенно выдают их мнимая ревность и излишняя чувственность. Посмотришь на таких горе-ревнителей, они одинаково соревнуются в ревности за чистоту православия и за его «современность», лишь бы насытить собственную гордость мутной сладостью «праведника». Но их всегда выдает излишняя чувственность, даже сентиментальность: крепко укусив ближнего, они могут долго умиляться слезе ребенка. Как правило, они образованы и любят много говорить, или писать, да хоть петь, лишь бы насытить свою чувственность новыми восторженными взглядами, письмами, комментариями.
Сладострастие, питающее гордость, похоть плоти и похоть очей, это не просто заболевание, это ржа, которая способна уничтожить самую крепкую сталь веры. В той или иной степени ею болеют все. Но чтобы не дать болезни перейти в крайние формы, надо знать о ней и бороться с ней. И самое эффективное лекарство – покаяние. Жаль, что в аптеках его не продают. Вот и приходится Богу брать в руки скальпель скорбей, чтобы избавить нас от худшего — когда живешь и думаешь, что ты жив, а на самом деле давно умер.