col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Слободан Эрич. «Любящему Бога всё во благо»

В сербском журнале «Геополитика» № 100 (август-сентябрь 2016 года) опубликована беседа с иеромонахом Романом (Матюшиным)

— Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот… Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца.

— Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того – с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу.

— Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню — и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека?

— Всё лучшее — и в Сербии, и в России — пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык – неисчерпаемый источник родниковой воды. В трудные годы богоборчества народ сохранил главное – Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении.

— Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги — только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения — а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.

— Мир нецерковный похож на траву в подземелье: ростки жёлтые, худосочные – другой она и не может быть без света. И каждой травинке кажется, что так и должно быть, потому что у всех один чахлый вид. И если росток остаётся жить без света, то он обречён. Но бывает и так – росток почти вышел наверх, но наткнулся на камешек или щепку и не может пробиться к свету. Вот здесь ему и нужно то, что Вы называете импульсом. Нужно то, что сдвинет камешек или щепку, чтобы росток увидел настоящий мир и ожил. Знаю, что для кого-то этим импульсом в безбожное время были и мои песнопения. Но было бы нескромно говорить, что они как-то повлияли на возрождение России: как может капля влиять на океан?

— Вы говорили, что современный человек зачастую желает принять «разведённое», «облегчённое» Православие — точно так же, как он пьёт хлорированную воду из крана и употребляет синтетические продукты. В духовной жизни мы часто согласны принять только то, что кажется нам приятным, а когда нужно в корне искоренять вредные привычки, страсти, грехи – это уже не так привлекательно. Как набраться мужества для борьбы с самим собой? Отец Симеон из монастыря Рукумия в Сербии часто говорит: «Величайший герой тот, кто победил себя».

— «Облегчённое» Православие не спасительно. Победа над собой – величайшая победа, начало Спасения. Ибо во все века у человека было три врага – сам человек, мир и дьявол. Не победившему себя не победить мир с его страстями и, тем более, дьявола. Но как победить себя без помощи Божией, без Благодати, без Христа? Невозможно. Вот почему человечеству необходимо традиционное Православие.

— Отец Роман, Вы много раз были в Сербии. Первый раз Вы приезжали во время агрессии НАТО в 1999 году. По сравнению с сегодняшним положением это было всё же героическое время. Кажется, после переворота 5 октября 2000 года мощное политическое, экономическое, культурное и законодательное влияние Запада отразилось и на духовном состоянии Сербии. Мы словно оказались в духовном вакууме. Какой Вы видите Сербию сегодня, как нам бороться против «теплоты» (мы и не холодны, и не горячи)? Есть ли в Сербии «вершины», о которых Вы говорили ранее, способные повести сербский народ по его духовному, национальному и эсхатологическому пути? И что Вы скажете об удивительной любви и дружбе сербского и русского народов?

— Ревности, без которой невозможно Спасение, не хватает многим современным христианам. Очень важен живой пример. Земная жизнь с её потребностями и суетой поглощает не только мирян. Мирские пагубные волны вливаются и в Церковь. Старцев, можно сказать, нет. Дальше будет ещё хуже. Нам заповедано Апостолом любви: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15)». И что же мы видим – представители Церкви заигрывают с миром, потакая его немощам и страстям. Что же касается дружбы сербского и русского народов… Нам дан Великий Дар – Святое Православие, в котором наши вершины. Сохраним Его – сохраним себя. О сербских духовных вершинах: лично знал ныне покойного архимандрита Илиана. Также считаю, что Сербия, и не только Сербия, имеет великий образец для подражания – покойного Патриарха Павла.

— Как бы Вы описали духовное состояние России? Мы видим, что строятся новые храмы, монастыри, развивается сотрудничество Церкви и государства. Во времена, когда христианство подвергается суровым духовным искушениям на Западе и жестоким физическим нападениям на Ближнем Востоке, Россия становится единственной страной, защищающей христианство. Глаза многих свободомыслящих людей обращены к России. Что Вы думаете об этом?

— Да, внешне всё прекрасно, строятся Храмы и монастыри. Но не просто же так сказал святитель Иоанн Златоуст: «Самое страшное гонение, когда нет гонений». Никто не хранит мясо в тепле – нужен мороз или соль. Увы, соль теряет силу, и, тем не менее, церковный народ ещё хранит Божье.

— Отец Роман, напоследок мы просим Вас о духовном поучении для читателей «Геополитики» в Сербии. Люди и их проблемы различны, но каждый духовный совет и поучение драгоценны в наше противоречивое время.

— Вряд ли имею право давать кому бы то ни было советы. И всё же, чтобы облегчить жизнь живущим, хотел бы напомнить некоторые из духовных законов.

Без причины и пользы никто не страдает.
Смиренная душа не страдает.
Любящему Бога всё во благо.

Вопросы подготовил главный редактор журнала «Геополитика» Слободан Эрич
Перевод вопросов на русский Ирины Стойичевич

«Геополитика» № 100, август-сентябрь 2016

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // // // // // // // // // // // // //