Иеромонах Роман – выдающееся явление русской духовной культуры. Недостаточно написать, что он поэт, исполнитель собственных песнопений, мыслитель и проповедник. Не требуется дистанция будущего времени, чтобы сказать определенно: отец Роман сполна служит делу, к которому призван Господом. Каждому из нас задана задача – верно и вовремя распознать свое предназначение на земле, свое служение, свое призвание. Иеромонах Роман несет свое призвание через множество испытаний: непонимание, завистничество, осуждение, враждебность.
На злобное пустословие отец Роман либо вовсе не обращает внимания, либо реагирует весело. К счастью, есть критики, литературоведы, которым дороги Россия и Православие. Стихи иеромонаха Романа в журнале «Север» публиковались рядом с Ф. И. Тютчевым и А. С. Хомяковым, в единой подборке православных стихов. И. К. Рогощенков, немало размышлявший о русской литературе и русском самосознании, выразил афоризмом свое отношение к отцу Роману: «Он – великий православный русский поэт, вернувший поэзии Православие, а Православию – поэзию».
О песнопениях иеромонаха Романа емко говорил Валентин Распутин: «Всего себя выпевающий их голос отдает во имя желанного преображения и всего себя обретает заново. На меньшее он не согласен. Так и с Россией: он не удовлетворится частью ее посреди бушующего срама, ему нужно, чтобы она восславилась и восстала вся».
Песнопения и стихи иеромонаха Романа выводят русский народ из летаргического сна безбожия. Возвращается бесспорный для сотен лет постулат: быть русским – значит быть православным.
Иеромонах Роман – поэт редкостный, его стихи принял народ как голос Православия, голос глубинной памяти и высочайшей любви к России, голос исповедальной молитвы и вдохновенной проповеди.
Иеромонах Роман – восприемник, певец и звонарь Святой Руси, того Православного Царства, которое не крошилось на кусочки, а искало путь к общему и личному спасению, не прельщалоясь чужими идолами и идеалами. Не однажды рассыпался наш целостный организм на части, и сразу воронье набрасывалось на поживу, пока не находился объединитель Руси, князь или монах, слово которого было услышано воинством, народом, – и спасалась Русская Земля. Услышьте и в этот час беды, в час пагубных соблазнов слово горькой правды, с болью и любовью сказанное иеромонахом Романом.
Так нужно для нашего общего исцеления, для духовного подъема слово поэтических проповедей отца Романа! Иеромонах Роман слышит беды мира, слышит то, что неспособно слышать ухо духовно оглохшего человека. Он – целитель нашей глухоты и слепоты.
Самое сокровенное, самое потаенное, самое возвышенное и самое горькое высказывается в таинстве моления. У иеромонаха Романа грань между стихом и молением становится почти неуловимой. Уединение, молитва, благоговейное отношение к слову позволили ему верно определить свое поэтическое служение:
С молитвой песне удалось сродниться.
Высшую степень богообщения, ответственности верующего человека обнаружит читатель в стихотворении «Гильотина» и многих других. Подобные прозрения – это путеводная звезда для каждого из нас. Нужно низко поклониться Русской Православной Церкви, давшей России такого поэта. Ибо без нее, без святого Православия не было бы и отца Романа. И он прекрасно понимает это, затворяясь от людской молвы и мирских почестей в безлюдных местах, наполняя молитвенным звучанием рождающиеся строки.
Не умолкай!
апрель 2001
Санкт-Петербург
Из сборника стихотворений иеромонаха Романа «Русский куколь»
(Минск: Издательство Белорусского экзархата, 2002)
Александр Корольков,
доктор философских наук, профессор,
академик Российской академии образования.