col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ирина Ушакова. «Зоркая душа не спит, зоркая душа на страже»

Об отце Вячеславе Шапошникове, священнике и поэте

…Жизнь поэта и священника Вячеслава Шапошникова (1935–2012) явила собой гармонию творчества и служения Богу, а главное – самое искреннее покаяние, что вершилось не на словах, а на деле. Детскими глазами ему довелось увидеть катастрофическое обнищание страны, совсем недавно – при последнем Государе – имевшей 40-процентный прирост населения. Это ли не показатель достатка и благоденствия? Но горше всего ребенку было видеть, как помраченные неверием люди рушили храмы и грозили расправой его отцу – священнику. Зов памяти и крови предков Вячеслава Шапошникова – молитвенников за Святую Русь – не дал ему озлобиться, сломаться, сбиться с пути, рассеяться в мыслях. Но Промыслом Божиим привел к Престолу – продолжать служение.

Отец Вячеслав писал:

Вдруг в душе усталой обернется
Светом лучезарным грозный мрак:
«Сей слезами – радостью пожнется!» –
Мой народ сказал когда-то так.

Родившийся в семье потомственного священника в г. Алатыре (ныне – Республика Чувашия), Вячеслав Шапошников испытал все тяготы семьи «лишенца», унижения, когда его называли «поповским щенком», горькое сиротство, ведь в 1937 году умерла его мать, а в 1941-м война забрала отца. Навсегда мальчишка запомнил тот день, когда шли они с отцом мимо храма, который рабочие крушили, угрожая и матерясь. Отец их не осуждал, он только спешил рассказать сыну о сокровенных святых местах, что были и в Алатыре:

Никому не велят
подходить к тому логу…
Как ни бесится ад,
люди знают дорогу
и туда, и в Саров,
и в Дивееву пустынь…
Как запрет ни суров,
свято место – не пусто!..

Эти строки возникнут потом, в известной поэме Вячеслава Шапошникова «День незабытый». А тогда ему казалось, что разразившиеся гром и ливень смоют с лица земли все дела рук человеческих, смоют и его, мальчишкину боль. И ливень омыл его сердце, дал увидеть мир в первозданной чистоте, где завещано жить маленькому человеку, никогда не судить, жалеть оступившегося и помраченного, разделять чужую боль. А позже – вести свою паству к покаянию и спасению, став с нею одним целым, восприняв людские тяготы.

Лес по дереву не плачет…
Я-то слышал, я-то знаю,
как стенаньем общей боли
отзывалась глубь лесная
на падение любое!..

По окончании школы в 1954 году Вячеслав Шапошников поступил в Новосибирский авиационный техникум, откуда был призван в армию. Всё как у всех: жил в согласии со своей страной, своим народом. Стихи и поэмы Вячеслав Иванович начал писать еще в таежном поселке Подольск Томской области, где работал вальщиком леса.

Внять чистоте! Всё прочее – есть бег
от сущности своей, своей природы.

В 1959 году поступил в Красносельское художественное училище Костромской области, а в 1964-м вышла его первая поэтическая книга, предварившая будущие поэмы и романы. Всё как у всех, да только душа-голубок – причащалась чистоте природы, растворялась в Божием мире – вот и невозможно было ее умертвить.

Валились хлопья, всё вокруг глуша.
И понял я – сын суетного века, –
зачем приходит в этот мир душа
со зрением и слухом человека.
Внять чистоте! Всё прочее – есть бег
от сущности своей, своей природы.
Ах, не напрасно русский человек
средь белизны живет почти полгода!

Разве не пролог к проповеди?

Рисунок автора к поэме «День незабытый»

И как не вспомнить фильм Андрея Тарковского «Зеркало», где Анатолий Солоницын говорит: «Мы перестали верить природе, которая в нас». Отец Вячеслав верил, в каждом дыхании природы улавливал дыхание Творца:

Не зря в тишине сего раннего часа,
в сей миг озаренья явился тебе
край леса вознесшимся иконостасом
с остатками злата на тонкой резьбе…

В 1971 году Вячеслав Иванович окончил Высшие литературные курсы, будучи уже членом Союза писателей СССР.

А 1991-м епископом Костромским и Галичским Александром (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский) Вячеслав Шапошников был рукоположен в священный сан. Его врожденное видение духовного смысла во всём земном вело к этому пути. Встав пред Престолом, отец Вячеслав будто продолжил служение отца, вынужденно прерванное закрытием храмов в 1920–1930-е годы. И стихи его текли такой же чистой рекой, как и молитва.

Что со мною?! – Куда не взгляни –
исповедители мои,
исповедники… Стар и мал.
О, каким я вдруг старым стал!..
Словно на плечи мне легло
всё, что было им тяжело…

Познавший в детстве горькое сиротство, отец Вячеслав рад был отдавать отеческую, пастырскую любовь людям, в своем сиротстве средь мирской суеты припавшим к матери-Церкви.

Как мало счастливых я знаю в приходе…
Во счастьи-то в храмы немногие ходят…

Полуразрушенный храм был полупуст. Постперестроечные годы: духовное запустение, охватившее народ, потеря тех идеалов, которым служили целое семидесятилетие, экономический крах государства, очень похожий на крах 1917 года. В храм, где служил отец Вячеслав, как и во многие другие храмы, пришли люди, у которых долго вытравливали понятие о существовании собственной души, и священник духовным зрением видел, что это – живые мертвецы, молился за спасение их душ, вел к покаянию, будил.

Душа распинаться устала
За всю эту гиблую «жись».
Вот тело мое. Если мало,
распни его. Только очнись!..

Стоя перед Престолом, своей поэтической душой отец Вячеслав чувствовал, как храм во время Литургии наполняется давно умершими людьми, молившимися здесь 100 и 200 лет назад. Это была и есть реальность – живая Церковь, где у Бога нет мертвых. И не понять было, кто живее: народ, стоявший в церкви или незримо присутствовавший?

Кострома, храм преп. Алексия, человека Божия

Сатана хитро расставил мрежи.
Кружит над страною воронье.
Распинатели России те же,
что распяли Господа ее…

Отец Вячеслав служил в Воскресенском соборе, Смоленской церкви и почти 20 лет в Алексеевском храме Костромы – священной для русского сердца земли, где в Смутное время вершилась судьба России, где костромской крестьянин Иван Сусанин отвел беду от юного Михаила Романова. И отцу Вячеславу у его престола, как в центре Вселенной, виделось свершение нашей судьбы и в очередную смуту 1990-х годов.

Русский дом – горящая обитель.
Слово нас Господне не прожгло:
«Без Меня не можете творити
ничего». Всё прахом и пошло…
Сатана хитро расставил мрежи.
Кружит над страною воронье.
Распинатели России те же,
что распяли Господа ее…

Не саван! Нет! Ее Покров над нами,
над нашей горькой грешною землей.
Ее, Ее пречистыми руками
прикрыта Русь святою белизной.

С творчеством отца Вячеслава в 2000 году меня познакомил мой наставник – поэт Анатолий Парпара, редактор «Исторической газеты», давний друг батюшки. В то тревожное время, когда государство стояло перед бедой и разрухой, когда мои ровесники после срочной службы попали в Чечню и подвиг Жени Родионова многое открыл нам о Родине и о святости, телеведущий тогдашней программы «Окна» Дмитрий Нагиев сказал в ходе дискуссии о том, нужно ли служить в армии: «Ну кто-то же должен защищать эту паршивую Родину!»

Нас отучали любить Родину как мать, как неотделимую от сердца реальность. А отец Вячеслав Шапошников непоколебимо свидетельствовал:

Не саван! Нет! Ее Покров над нами,
над нашей горькой грешною землей.
Ее, Ее пречистыми руками
прикрыта Русь святою белизной.
Какие б каверзы ни строил век
и как бы он ни тщился нас запутать,
летит, летит исповедальный снег,
спешит запеленать, укрыть, укутать…

Утешительны были такие слова для нас, юных. Отец Вячеслав испытал на себе, как может ложь и злоба омрачить народ, знал и цену стояния в слове, в истине, но знал и то, что отступать некуда. Перечитываю его письма 2000–2001 годов – они будто написаны вчера: «Храни Господь Вас от всех печалей… Женщина сегодня берет на себя тяжести особенные, духовные тяжести… И молитву она ныне взяла на себя за всех спивающихся, тонущих во грехах. Такое вот время…

Ныне работаю над своей десятой поэтической книгой, которую считаю заветной. “Белые берега” – так назову ее. Вся она – из новых вещей. Работаю и над оформлением ее художественным. Сам вновь хочу сделать его. Манит и проза. Но об этом – пока молчок». Тогда, в зимней тиши бабушкиного дома складывала я строки: «В этом белом мгновенье // Нашей снежной Руси // И вершится рожденье // Очистительных сил». И отец Вячеслав отвечал мне:

Твоя душа, душа родной округи…
Как слил, соединил их снегопад!
В какой они печали друг о друге!
И как они друг дружкою болят!..

Передо мной, как и перед отцом Вячеславом, вставали в генетической памяти образы моих прадедов, чьими руками были построены и согреты молитвами храмы в нескольких селах Бельского уезда Смоленской губернии. И единомыслие со священником, которого мне так и не довелось повидать, было спасительно и обнадеживающе. И верилось: всё, что сделано нашими пращурами, – не напрасно, даже если сегодня село полумертво.

Жизнь вернется ли сюда опять?..
Или ей в тщете долготерпенья,
стиснувшись бревно к бревну, – стоять,
сжав их, как персты, до онеменья?..

Можно было бы забросить эту бедную деревню, чтобы не видеть разруху и спивающихся мужичков. Но образ простой избы у отца Вячеслава вставал как святыня, как материнское начало и колыбель жизни. А избяные бревна напоминали до онемения сведенные персты рук. Его лес был не тьмою непроглядной, а храмозданной обителью. Он пытался до нас докричаться, что Русь, как тридневный Лазарь, не умерла, но спит. Эту же мысль я услышала спустя десятилетие от отца Виктора Салтыкова, который ныне служит в дальнем приходе Ивановской области. «Ты пойми, – говорит мне отец Виктор, – что наши предки – святые люди. Наши брошенные деревни – как святые мощи».

Отец Вячеслав Шапошников нес послушание редактора епархиальной газеты «Благовест» с первого номера ее издания, был членом редакционного совета по средствам массовой информации, дисциплинарной и богослужебной комиссий епархии. В 1999 году протоиерею Вячеславу было присвоено звание заслуженного работника культуры России. С большой любовью его сегодня вспоминают жители Костромы, духовенство, прихожане Алексеевского храма и учащиеся Костромской духовной семинарии, где многие годы он был духовником.

Белая мгла
Морозным дыханьем меня обожгла…
И, стоя с крестом на амвоне под нею,
Одно ощущаю: седею, седею…

Нет уже с нами в земной жизни отца Вячеслава, но стоит только задуматься над судьбой русской деревни или над судьбой русского гения Михаила Лермонтова, чье 200-летие снова доносило до нас голоса клеветников поэта, как батюшка вступается:

Не бывает у убийц осечки.
В страшный миг не дрогнет их рука.
Побывал я и на Черной речке,
был и у подножья Машука.

В скорби русской видел ваши лица
над сияньем горьких двух могил.
Ни один из вас не стал убийцей.
Знаю, верю: Бог не попустил.

«Его мудрое, растворенное нелицемерной любовью отеческое слово врачевало души и радовало сердца прихожан костромских церквей, а яркие, запоминающиеся проповеди привлекали в храмы интеллигенцию и молодежь», – говорил о покойном отце Вячеславе митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Отец Вячеслав явился молитвенником за всю Россию на одном из самых крутых поворотов ее истории. Верю, что и ныне в своем молитвенном предстоянии у Престола Божия он любит-жалеет, оберегает Россию-матушку. Даже когда

Словами уже никого не проймешь.
С л о в а м и -то – да. Но коль – СЛОВОМ,
в котором не хитрость, не тонкая ложь,
в котором души твоей мука и дрожь.
спасительным вечно и новым?!.

По материалам сайта Православие.ru
2015

Заметки на полях

  • Нужно поблагодарить автора за статью, хотя в ней есть излишне душевные, «женские» строки. В Интернете почти ничего больше не удалось найти об отце Вячеславе — возможно, в наше время это скорее добрый знак. Строки отца Вячеслава о Родине —

    Не саван! Нет! Её Покров над нами,
    над нашей горькой грешною землей.
    Её, Её пречистыми руками
    прикрыта Русь святою белизной… —

    напомнили слова отца Романа:

    А Родина моя не умирала!
    Когда жила безбожием страна,
    Она к Христу в Церквушках припадала,
    Как та кровоточивая жена…

    …В любом краю есть Божьи человеки,
    Они не испразднятся, ей-же-ей!
    И потому не закрывайте веки
    Кровоточащей Родине моей.
    https://vetrovo.ru/rodina/

    И ещё интересны слова отца Вячеслава, завершающие статью:

    Словами уже никого не проймешь.
    С л о в а м и -то – да. Но коль – СЛОВОМ,
    в котором не хитрость, не тонкая ложь,
    в котором души твоей мука и дрожь.
    спасительным вечно и новым?!.

    Подумала, что ещё больше, чем то СЛОВО, о котором говорит отец Вячеслав, Слово Божие (а не твоё). Оно «пронимает» людей и сегодня, и потому любому пишущему человеку так важно именно его произносить…

  • Псков

    Благодарим, Ольга Сергеевна, ознакомились. Слава Богу. «Её пречистыми руками
    прикрыта Русь святою белизной.» — это так. Помоги нам Матерь Божия,не оставляй нашу родину, без покрова!

  • МО

    //Побывал я и на Черной речке,
    был и у подножья Машука.

    В скорби русской видел ваши лица
    над сияньем горьких двух могил.
    Ни один из вас не стал убийцей.
    Знаю, верю: Бог не попустил.//

    Ну прям паломничество к «святым местам»… Неужели, батюшка забыл (или не знал?), что участие в дуэли Церковь считает тяжким грехом? Так, архиепископ Никанор (Бровкович) говорил: «Понятна сдержанность российского первосвятителя, тогдашнего С.-петербургского митрополита Серафима, который, как слышал я еще в начале 40-х годов в С.-Петербурге, воспротивился отданию полных погребальных убитому поэту почестей личным участием в отпевании и вообще архиерейским служением».

    Что мы слышим? Митрополит Серафим (Глаголевский, 1763-1843) не стал молиться о убитом Пушкине. Подобным образом священник Василий Эрастов отказал в похоронной разрешительной молитве Михаилу Лермонтову, вернее, тем, кто просил его отпеть. «Как дуэлянт, убитый наповал, Лермонтов считался самоубийцей. На этом основании священник Скорбященской церкви в Пятигорске о. Василий Эрастов отказался участвовать в его погребении. По просьбе друзей убитого и за плату Лермонтова проводил в последний путь настоятель той же церкви протоиерей Павел Александровский — что потом вызвало донос и судебное разбирательство. Не исключено, что священнослужитель, представленный на подмокловской картине рядом с т.н. Лермонтовым в пламени ада, должен изображать о. Павла».
    https://vetrovo.ru/art/o-georgij-selin-pastyri-i-nayomniki/

    Интересно, стал бы отец Вячеслав Шапошников отпевать Лермонтова? Если бы стал, то чему тогда удивляться, что «Полуразрушенный храм был полупуст. Постперестроечные годы: духовное запустение, охватившее народ, потеря тех идеалов, которым служили целое семидесятилетие, экономический крах государства, очень похожий на крах 1917 года»?

  • Трезвое замечание, отец Георгий. Прот. Вячеслав был хорошим поэтом, но, судя по биографии, не мог думать иначе. Он профессионально занимался литературой, и понятно, кто были его кумиры и за кем он шёл. И священный сан принял уже в солидном возрасте. Трудно, а порой и невозможно всё прилипшее сразу стряхнуть с себя.
    «Биографическая справка:

    Вячеслав Иванович Шапошников — прозаик, поэт, священник. Родился в 1935 году в г. Алатыре (Чувашия). Служил в армии, работал в леспромхозе, учился в Красносельском художественном училище. (Позднее издал сборник художественных очерков о ювелирах). В 1964 году переехал в Кострому, работал радиокорреспондентом. Тогда же вышла первая книга «Романтикам». Член Союза писателей с 1968 года. Был участником пятого Всесоюзного совещания молодых писателей в 1969 году. После окончания Высших литературных курсов (1971 г.) перешел на творческую работу. Вскоре получили широкую известность поэтические книги «На ярмарках осени», «Вечерние холмы», «Проселок», «Ивовый свет». Заинтересованно были встречены читателями и критиками книги прозы, изданные в местных и центральных издательствах. Автор романов «Вечный путь», «Ефимов кордон»; повестей «Угол», «Мешок смеха», многих публикаций в журналах. Большая подборка стихотворений в журнале «Наш современник» отмечена премией по итогам года. Лауреат премий «Признание», им. Д. С. Лихачева. Представлен в Костромской исторической энциклопедии, в Антологии костромской поэзии, автор ежегодного альманаха «Кострома», нескольких центральных периодических изданий. Заслуженный работник культуры РФ.
    В 1999 году областная писательская организация выпустила книгу стихов и поэм «День незабытый» с рисунками автора. Был членом правления Костромской областной писательской организации, консультировал молодых литераторов. Будучи рукоположенным во священнический сан (в 1991 г.), В. И. Шапошников редактировал костромскую епархиальную газету «Благовест».»

  • Псков

    о.Роман и о.Георгий,благодарим вас за заботливое предостережение.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Анна (г. Псков)

    Анна, простите меня, пожалуйста, но мне кажется в данном комментарии Ваше «МЫ» неуместно. Здесь правильнее говорить от своего имени.
    Потому, что лично я не поняла от чего Вас «заботливо предостерегли».

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Поскольку Анна не ответила — мало ли какие бывают причины… дай Бог, чтобы у неё всё было благополучно, храни Господь р.Б. Анну с домочадцами!

    Хочу поблагодарить Наталию Мухину за присланный материал, весь день читала стихи прот. Вячеслава… прекрасные стихи и замечательный священник, через своё сердце пропустил «беды и нужды » своих прихожан, счастливые люди, которые у него исповедовались. Стихотворение «Метельные звоны» мог написать только человек со своим народом переживший боль и страдания, выпавшие на его долю.
    Поражает, что оставшийся сиротою ещё в младенчестве, прошедший все «радости» детских приютов, равнодушие и жестокости очерствевших взрослых людей послевоенного времени, он не только не ожесточился сердцем, не опустился на дно, а сохранил светлой свою душу. Думаю, что это по молитвам его отца — священника… да и священником стал, по его молитвам.

    Он ровесник моего брата (1935 г. рожд.) — помню , какие тогда были мальчишки в большинстве своём… Потому и пишу так… о своем восхищении.

    Сегодня сказала сама себе: «Хороший сегодня был день!» Когда встретишься с чем-то очень хорошим, очень радостно на душе.

    Наталия Мухина, благодарю Вас за эту радость ! Храни Вас Бог!

  • Псков

    Бабушка Вера,чудной вы человек) это я Вас любя назвала.Не обижайтесь.Когда я пишу «мы»-это значит «читали с мужем»,мы сайт вместе иногда читаем,иногда нет,ему рассказываю или он мне. А вы застряли на прошлой теме, но зато повеселили меня на ночь)Благодарю.

  • Псков

    Предостерегли же по Отцовски от лишних чувств. Именно они и подвели к революции,разве нет?

  • Псков

    Вот эти сроки очень на душу легли.

    «Валились хлопья, всё вокруг глуша.
    И понял я – сын суетного века, –
    зачем приходит в этот мир душа
    со зрением и слухом человека.
    Внять чистоте! Всё прочее – есть бег
    от сущности своей, своей природы.
    Ах, не напрасно русский человек
    средь белизны живет почти полгода!»

    Вот,о. Роман,больше нас живёт средь белизны,подальше от суеты, вот и чувствует ни так,как мы многопопустительствуя в миру, предостерегая нас от лишних чувств обманывающих нас.Не всегда получается,но стараюсь в том прислушиваться.

  • Псков

    Из рассказа о.Вячеслава:»Пятна-а-адцать лет на тракторе проработала. Ноги до педалей не доставали, так я всё стоя работала. По шестна-а-адцать часов. Знамо ли?» и дальше,потом как руку об трактор сломал бригадир,дааа. Просто у нас тоже трактор и мне «знамо ли»,что это за машина.Трактор МТЗ скорее всего был у нее,так не для хрупенькой женщины такой зверь, если Т25,то полегче было б ей,а впрочем ужас тихий. Мы с мужем до недавнего зерно сажали на себя,не то что на колхоз, пока он не свалился,тяжкий труд,а тут одна женщина по 16 часов… Слезы наворачиваются от такой судьбы. Человека раньше выжимали,как тряпку в колхозах, вот почему лопнул СССР,перегнули. «Не отягачайтесь суетою житейской»-не всегда ведь это лень,но этот тонкий момент,грубому советскому человеку было не подъять.

    Или вот это:
    «***
    Сборы её были недолгими. Зашла к соседу, хорошему хозяину.
    — Вот что я хочу тебе сказать-то…Я тебе свой дом отпишу.
    — Зачем же отписывать? – удивился. — Хороший дом. Давай, я у тебя его куплю, за деньги.
    — Не-е-ет. Я тебе его так оставлю… Только вот что: сделай ты мне …гроб.
    Так и поменяла: дом на гроб.»

    Дааа,умели люди умирать. Помню мне в детстве рассказывали-наш родственник Валентин,дедушка по старости,всё по деревне ходил и часто на траву ложился,руки на грудь,глаза закроет и отдыхает,а кто видел смеялся: «Ой,поди Валентин помирать собираесься?» ,он всегда отвечал: «Готовлюсь» и вправду,так и отошёл однажды, тихо и мирно…

  • МО

    ВРЛ и, в частности, творчество Пушкина и Лермонтова были и остаются средством отвлечения, отведения, отторжения русских людей от Христа и Его Церкви.

  • Псков

    о.Георгий соглашусь.Только у о . Вячеслава этого не произошло,славы такой нет.Наверное он всё же меньше мирским был,хотя шел по той же тропе,что Пушкин и Лермонтов,но военное и поствоенное время ему помогло.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Простите, не смогла удержаться…

    Диалог ( последние два комментария) — восхищает! Особенно — ответ!!! Чехова сюда не хватает… Антона Павловича из ВРЛ…

  • г. Жуковский МО

    И я не смогла удержаться, и надо ли в этом случае промолчать?
    Недавно прочитала стихотворение со словами: Кто-то ласково, кто-то сурово помогает идти вперёд! Это так, все люди разные. Очень больно и горько только, что основой для научения стало одно из стихотворений именно священника, который к тому же, судя по его стихам, в сердце носил боль и беды своих прихожан и нашего Отечества, как хороший врач или хороший педагог трудных больных или трудных учеников в сердце носят.
    Большое спасибо, Ольга Сергеевна и Наталия Мухина, за знакомство с поэзией отца Вячеслава!

  • МО

    Чехов-то здесь причём? В ряду авторов ВРЛ одна из наиболее неприглядных фигур. Лишний раз его творчества и касаться не хочется. Хотите его послушать? Пожалуйста, рассказ «великого» «русского» писателя А. П. Чехова «Панихида».
    https://www.miloliza.com/141-chekhov-rasskazy/6071-panikhida

    Обратите внимание, на каком сайте оказался этот рассказ ― «Чтение для детей». Всё верно, с ранних лет нужно давать людям правильное воспитание и учить воровской (ВОР ― Великая Октябрьская Революция) жизни по понятиям.

    В этом рассказе литературный авторитет А. П. Чехов пишет, как выдуманный им отец Григорий вразумляет «знатока уставов и св. писания» Андрея Андреича, что тот неправильно назвал в поминальной записке свою дочь-«актёрку» блудницей.
    «— Андрей Андреич, это ты подавал на проскомидию за упокой Марии? — спрашивает батюшка, сердито вскидывая глазами на его жирное, вспотевшее лицо.
    — Точно так.
    — Так, стало быть, ты это написал? Ты?
    И отец Григорий сердито тычет к глазам его записочку. А на этой записочке, поданной Андреем Андреичем на проскомидию вместе с просфорой, крупными, словно шатающимися буквами написано:
    «За упокой рабы божией блудницы Марии».
    /…/
    — Как ты смел? — повторяет батюшка.
    /…/
    — Но ведь она тово… извините, актёрка была! — выговаривает ошеломлённый Андрей Андреич.
    — Актёрка! Да кто бы она ни была, ты всё после её смерти забыть должен, а не то что на записках писать!
    — Это точно…— соглашается лавочник.
    — Наложить бы на тебя эпитимию,— басит из глубины алтаря дьякон, презрительно глядя на сконфуженное лицо Андрея Андреича,— так перестал бы умствовать! Твоя дочь известная артистка была. Про её кончину даже в газетах печатали… Филозоф!»
    Далее Чехов описывает панихиду, которую служат по усопшей.
    «— Помяни, господи,— бормочет он [Андрей Андреич],— усопшую рабу твою блудницу Марию и прости ей вольная и невольная… Непристойное слово опять срывается с его языка, но он не замечает этого: что прочно засело в сознании, того, знать, не только наставлениями отца Григория, но и гвоздём не выковыришь!»

    Зачем же гвоздём, товарищ Чехов? Это бесчеловечно. Достаточно Ваших книг вместе с книгами других известных писателей, товарища Пушкина, например, и мудрого руководства товарища Сталина, чтобы «выковорить» из сознания, что веками сидело в нём.

    И концовка рассказа: «Из кадила струится синеватый дымок и купается в широком косом луче, пересекающем мрачную, безжизненную пустоту церкви. И кажется, вместе с дымом носится в луче душа самой усопшей. Струйки дыма, похожие на кудри ребёнка, кружатся, несутся вверх к окну и словно сторонятся уныния и скорби, которыми полна эта бедная душа».

    Сторонясь уныния и скорби, выковыривая сталинским воспитанием всё, что прочно сидело в сознании, понёсся советский народ к светлому коммунистическому будущему впереди планеты всей. Благодаря просветительским трудам Чехова и других «великих» «русских» писателей религиозный мрак, царивший над 1/6 частью мировой суши, был рассеян, а свет нового «пленительного счастья», как предсказал товарищ Пушкин, просветил её жителей понятиями справедливости и добра по советским законам. Теперь всем советским, а также постсоветским, или новым «русским» людям известно, что актёры и актрисы не являются блудниками и блудницами, но такими же трудящимися, которые наряду с представителями других профессий могут и до звания Героев Социалистического Труда доиграться, простите, дотрудиться, и звезды Героя удостоиться. См. статью в Википедии «Деятели искусств ― Герои Социалистического Труда».
    https://clck.ru/3GDPxv

    Чем виноваты эти Герои? Я думаю, что все они по-своему переживали за советский народ. Душой скорбели о его непросвещённости, хотели его воодушевить, ободрить, утешить, дать образ для подражания, посеять в них «разумное, доброе, вечное». Чехов тоже по-своему переживал, просвещал и сеял…

  • МО

    Чехов-то здесь причём? Врачом был? Лечил и описывал душевнобольных? Но зачем нам безбожные доктора? Есть у русских людей свои целители. Иоанн Лествичник, например.

    «Видел я неискусного врача, который больного скорбного обесчестил, и тем ничего более для него не сделал, как только ввергнул его в отчаяние. Видел я искусного врача, который надменное сердце резал уничижением, и извлек из него весь смрадный гной» (26:26).

    Да, я, такой-сякой, иерей Георгий, неискусен, но кто-то должен начать резать, чтобы другие, научившись на моём неискусстве, были опытнее. И подчёркиваю: я режу тексты, а не людей, режу литературу, потому что лучше быть зарезанной ВРЛ, чем самим писателям и всем тем, кто им, как идолам, поклоняется, оказаться в геенне огненной.

    Надо также учитывать, что интернет-форум не исповедальня, но открытая площадка. Поэтому нельзя предугадать, как слово отзовётся… «25. Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравою; и иногда одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, не во время же бывает отравою».

  • МО

    Впопыхах допустил орфографическую ошибку, причём дважды. Каюсь, исправляюсь. Вместо написанного должно быть: Чехов-то здесь при чём?

  • г. Жуковский МО

    Спаси Господи за острое переживание за посмертную участь своих сограждан, отец Георгий,и за горячее желание донести свою точку зрения до читателей! Да, были и есть такие люди, которые любили, ценили, читали русскую литературу. Но их всё меньше, а следующему поколению эти книги не нужны, что с ними делать? На помойку или в библиотеку, но и там они не нужны. Всё меньше читающих людей, а уж тем более классику русскую или зарубежную. На мой взгляд, если Вы считаете великую русскую литературу «средством отторжения человека от Церкви», опасностью для души, то эта опасность почти миновала. Мало читающих, и есть ли среди них те, кто руководствуется в жизни прочитанным? Темп жизни и идолы теперь другие. И ещё: когда начался в нашей стране под’ем Церковной жизни, много людей пришли в Храмы, может быть не благодаря чтению русской литературы, но чтение им в этом не помешало(а может быть и благодаря).
    А если Вы, отец Георгий, имеете ввиду нашу историю в развитии, постепенное размывание всех возможных границ, то что можно с этим сделать сегодня?
    И отец Вячеслав ( например, стихотворение Под сетью) мучительно переживал безбожие русских людей. Как переживает и отец Роман , и Вы, отец Георгий. На то и священники.

  • Псков

    Мир сколько лет жил без литературы и писателей до нашего несчастного времени и кто был его учителем жизни?Скорби и храм! И прошлые времена были лучше,потому что мир идёт от света к тьме.Если бы мир оставался в Богом данных заботах, крестьянстве,многодетности и хранил бы Веру, не нужны были бы эти костыли. Таких костылей множество, литература,кино,радио,но не они являются главным учителем в спасении человека,их может вовсе и не быть,и возможно наш насыщенный век,только отвлекает человека,отягащает суетой.В городе живущим- это почти не понять,он там пленник «своего я» и постоянно расчищается разнообразием.

    Душе разнообразие вредит..» ?

    Мир перегружен мусором вестей
    И потому страдает обмеленьем.
    Никто не говорит о Красоте,
    Питаясь проходящим впечатленьем.

    Так мелководье око веселит,
    Но око — не душа,духовный знает,
    Душе разнообразие вредит :
    Ведь то,что развлекает — расхищает.

    Разнообразие таит изъян,
    Распространяя пагубную праздность.
    Всегда однообразен океан,
    Но кто вместил его однообразность ?

    о. Роман

  • МО

    //Спаси Господи за острое переживание за посмертную участь своих сограждан, отец Георгий//

    Спаси Господи, уважаемая Надежда, за понимание моих острых переживаний. Но они не стоят благодарностей. Почему? Наша ВРЛ переживала за своих сограждан гораздо больше меня, но мне не хочется благодарить её за это, мне хочется сказать обратное ― лучше бы она этого не делала. Лучше бы все эти великие и невеликие «русские» писатели занимались своими житейскими делами: жили, детей растили, кутили, блудили, играли, плясали, с мужиков оброки собирали, а свои переживания о русском народе оставили бы при себе.

    Вот поэт Некрасов, как он переживал за русский народ! Слезами обольёшься, как вспомнишь эти строки: «Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал!» Ах, какая сила словах. Хочется всё бросить и пойти освобождать стонущего русского мужика. Вот и освободили…

    Если бы Некрасов не переживал за русский народ, ему бы жить не на что было. Настолько бедным он приехал в университет СПб (отец лишил его содержания), что вынужден был тайком подъедать хлеб в харчевнях. Раньше ведь в Российской столице хлеб стоял в общепитовских заведениях, как сейчас салфетки, т.е. бесплатно. Вот и ходил голодный студент Некрасов по столовым, а в итоге выстроил имение, и не одно. За счёт чего? За счёт своих переживаний о русском народе. Карабиха была для советского народа «святым» местом и остаётся таковым для российского. Википедия: «По состоянию на 2021 год, в России около 1500 объектов связаны с именем Некрасова, в том числе 1381 улица[74].» Один из этих тысяч объектов ― Мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова, расположенный в доме № 36 по Литейному проспекту. Цитирую:
    «Ведь тут помещалась святая святых – редакция журнала «Современник», а затем «Отечественных записок». И тем и другим руководил Николай Некрасов».
    «А вот что касается подробностей его непростой личной жизни, то их в новой экспозиции смаковать не собираются. Да, факт налицо: в квартире были три жильца: Николай Некрасов, его друг Иван Панаев и законная жена последнего Авдотья, перешедшая жить к Николаю Алексеевичу и ставшая его лирической музой. Несмотря на это, Панаев остался товарищем, соратником и соиздателем поэта».
    https://spbvedomosti.ru/news/culture/gde-zhili-poet-i-muza-muzey-kvartira-nekrasova-gotovitsya-k-yubileyu-klassika/

    Вот так. Министерство культуры выделило средства, чтобы сохранить в памяти народа место, где размещалась редакция главных «русских» журналов XIX века, и жили их создатели. Ничего страшного, что они жили …, не знаю, как это назвать, чтобы не оскорбить ч.-л. слуха. Живите по трое, по четверо, по пятеро, ничего особого в этом нет, главное, чтобы переживали о судьбе народа и хорошие стихи об этих переживаниях писали. И Министерство культуры не забудет о вас и вколотит в народные головы память о вас, потому что Министерству жить будет не на что, если оно не будет хранить память о ВРЛ и её великих писателях.

    // На мой взгляд, если Вы считаете великую русскую литературу «средством отторжения человека от Церкви», опасностью для души, то эта опасность почти миновала. Мало читающих, и есть ли среди них те, кто руководствуется в жизни прочитанным?//

    Боюсь, Ольга Сергеевна с Вами не согласится.

    //Темп жизни и идолы теперь другие. И ещё: когда начался в нашей стране под’ем Церковной жизни, много людей пришли в Храмы, может быть не благодаря чтению русской литературы, но чтение им в этом не помешало(а может быть и благодаря).//

    Вы не слышите, что себе противоречите? Благодаря идолам пришли в Храмы? Вы и Евангелию противоречите. Если Сын не приведёт, никто не может прийти ко Отцу.

    //А если Вы, отец Георгий, имеете ввиду нашу историю в развитии, постепенное размывание всех возможных границ, то что можно с этим сделать сегодня?//

    Если Ольга Сергеевна, даст Бог, опубликует «Украденную жизнь», там отчасти говорится о том, что делать.

  • Псков

    Когда приходишь в храм,все настолько умаливается и почему человек все равно цепляется за мир,не устал что ли,а тогда встречный вопрос,а пришел ли в храм такой человек или он просто воцерковился?

    Ольга Сергеевна хотелось бы почитать «Украденную жизнь» о.Георгия.

  • МО

    Простите, я опять со своими острыми переживаниями о судьбе возможных обитателей геенны огненной, от нихже первый есмь аз. Может ли ВРЛ привести к Богу? Может. Точно так, как может привести человека к Богу упавший на голову кирпич. Но чаще всего он приводит в операционную. Иными словами, в одном случае из 100 кирпич может привести к Богу, а в 99-ти случаях не приведёт. Так и ВРЛ. Могла ли советская власть допустить изучение ВРЛ, если бы она приводила ко Христу? Ну конечно, она была настолько глупа, что за хранение Евангелия расстреливала, а «русскую» литературу, которая говорила о Христе прикровенно и не так открыто, как Евангелие, преподавала в школах? И потом. В какой книге ВРЛ можно прочитать: «идите в храмы Божии»?

  • г. Жуковский МО

    Спасибо за мысли вслух, отец Георгий.

  • МО

    «Колыбельная-плач над новорожденным младенцем, юной матерью убиенным и ею же брошенным в мусоропровод» отца Вячеслава Шапошникова (стр. 18).
    https://web.archive.org/web/20190713235946/http://elib-kostroma.ru/data/documents/Shaposhn_Den.pdf

    Если убитый младенец в раю, нужно радоваться за него, и непонятно, почему «судорогой перехвачено горло». А если не в раю, зачем петь льстивую колыбельную?

  • г. Жуковский МО

    Отец Георгий, не просто колыбельная, а колыбельная- плач. А плач может здесь быть и по поводу матери, и по поводу ребёночка. И автора уже нет на этом свете, и это случай реальный, не выдуманный . Поэтому, лучше отца Вячеслава оставить в покое. Как мог и как Богом было дано, так и чувствовал, и писал. Господь его любил, призвал Себе на Службу.

  • МО

    //И автора уже нет на этом свете, и это случай реальный, не выдуманный . Поэтому, лучше отца Вячеслава оставить в покое.//

    Так и вышеназванных Пушкина, Лермонтова, Некрасова нет в живых. И что теперь? Нельзя обсуждать их стихи? Для чего же они их написали? Чтобы мы оставили их в покое? Или хвалебные мнения можно высказывать, а критические нельзя? Если убитый ребёнок в раю, значит нужно поощрять аборты?

  • г. Жуковский МО

    Священник это одно, а Пушкин, Лермонтов,Некрасов- другое, по образу жизни, и по цели жизни. И почему обязательно, отец Георгий, надо критиковать стихи священника, можно просто сказать свою точку зрения, не отталкиваясь от точки зрения другого. Почему учить надо на критике, а не на утверждении того, что учащий считает верным, находя подтверждение своим словам в каких-то источниках.
    В стихотворении не о посмертной участи ребенка, а о том, до чего может дойти человек.
    Кроме того, цунами справа не должно быть жестоким, жёстким. И может ли оно быть вообще от священника по отношению к умершему уже священнику, не нарушившему никаких канонов.
    Нам наш Батюшка говорил: родители, не ругайте учителей при ваших детях, сами у них авторитета иметь не будете.
    И классиков уже и оставили в покое.

  • МО

    //Священник это одно, а Пушкин, Лермонтов,Некрасов- другое, по образу жизни, и по цели жизни.//

    В нашем случае (а что мы в нашем случае делаем? стихи обсуждаем) разницы нет. Не только священников, но даже епископов стихи мы можем разобрать. И разбирали не так давно. И очень нелицеприятно разбирали.

    //И почему обязательно, отец Георгий, надо критиковать стихи священника, можно просто сказать свою точку зрения, не отталкиваясь от точки зрения другого. Почему учить надо на критике, а не на утверждении того, что учащий считает верным, находя подтверждение своим словам в каких-то источниках.//

    Простите, не понял, о чём Вы говорите, уважаемая Надежда? О том, что нужно безотносительно к словам тех или иных людей высказывать свою точку зрения? А это как? Вот Вы написали: «И отец Вячеслав ( например, стихотворение Под сетью) мучительно переживал безбожие русских людей». Вы же не написали, дескать, есть священники, которые мучительно переживали безбожие русских людей. Вы написали о конкретном священнике и его словах. И хорошо сделали. То же самое делаю я. Привожу конкретные слова отца Вячеслава и говорю, что они расходятся с учением Церкви.

    //В стихотворении не о посмертной участи ребенка, а о том, до чего может дойти человек.//

    Не соглашусь с Вами. БОльшая часть стихотворения говорит о посмертной участи ребёнка.

    //Кроме того, цунами справа не должно быть жестоким, жёстким.//

    Какое цунами? Где Вы его увидели?

    //И может ли оно быть вообще от священника по отношению к умершему уже священнику, не нарушившему никаких канонов.//

    Вы опять на недосягаемую высоту возводите умерших. Откуда у Вас такое мнение? Наверное, отсюда: «об умерших либо хорошо, либо никак». Это неправильное мнение. Если ему следовать, то историю как предмет изучения нужно закрыть. Ведь все умерли, оставьте их в покое. И Ленина, и Сталина, и Гитлера, и Горбачёва, и Ельцина…

    Архиепископ Никанор (Бровкович): «Говори о мертвых хорошо, или не говори ничего, — это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого впрочем и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко-религиозный народ древние Египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те, по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем перед трибуналом судей загробных, и только после такого суда, согласно приговору судей жрецов, удостоивали умершего или же не удостоивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий, по своему духу, к духу христианскому».

    Г.С.: Действительно, что это за суеверие, что за присказка, что за кривда такая распространилась среди христиан, что нельзя говорить о мертвых плохо? Наоборот, нелицеприятное слово принесёт умершему пользу во всяком случае: и в том случае, если оно справедливо, и том, если несправедливо. В последнем даже бОльшую, чем в первом случае пользу. Потому что несправедливое обвинение, высказанное на земле, принесёт умершему награду на небе, а справедливое избавит от заслуженного наказания. Это азы христианства. Поэтому те, кто ревниво ограждают от критики «великих» «русских» писателей, служат им не лучшую службу.

    //Нам наш Батюшка говорил: родители, не ругайте учителей при ваших детях, сами у них авторитета иметь не будете.//

    Смотря что понимать под «руганью». Если это «промывание косточек», то не только учителей, вообще никого нельзя так при детях обсуждать. Не только при детях, нигде и никогда нельзя этого делать, даже наедине с собой, в своих мыслях. А если эта «ругань» касается неправых дел учителя, если он насаждает безбожие, учит непотребствам, то нужно не только при детях, но на общем собрании обсудить поведение такого учителя.

    //И классиков уже и оставили в покое.//

    Это Вы продолжаете свою мысль, что их не читают, и что они не оказывают влияния на нашу жизнь? Думаю, Вы ошибаетесь, о чём я писал выше.
    https://vetrovo.ru/svyatorus/ushakova-zorkaya-dusha/comment-page-1/#comment-142037

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Дорогая о Господе Надежда!
    Много есть причин не писать, но самая главная из них — нельзя расстраивать нашего батюшку Романа.
    Три месяца в больнице — это же очень серьезно, ему нужны силы…
    Он несмотря ни на что, продолжает нас наставлять, вразумлять своим примером, своим мужеством.
    Давайте и мы свои духовные силы направим на молитву о нём… Господи! Исцели, укрепи, утеши иеромонаха Романа! Услыши молитву нас, грешных, прости нас и помоги!

  • «Если убитый младенец в раю, нужно радоваться за него, и непонятно, почему «судорогой перехвачено горло». А если не в раю, зачем петь льстивую колыбельную?»
    Отец Георгий, Вы ревностный священник, талантливый журналист. Благодарен Вам за неравнодушие, за книги о литературе, что мне привезли и которые, поддерживая глас вопиющего в пустыне, раздал думающим людям. Мне ли, обычному человеку и простому иеромонаху, состязаться с тем, кто к штыку приравнял перо (хотя, признаюсь, часто делал и делаю это сам)? Одобряя Ваши многие высказывания о классиках, всё же вступлюсь за хорошего поэта, прот. Вячеслава Шапошникова. Непонятно, почему назвали колыбельную льстивой? Кому льстит скорбящий поэт? Иногда, и не только мне, кажется, что Вы чёрным журналистским оком ищете чёрную кошку там, где её нет. Так и с этим стихотворением. Разве у прот. Вячеслава было судорогой перехвачено горло от того, что младенец в Раю (только Господь определяет место таким младенцам), а не от знания, сколько миллионов в СССР ежегодно убивалось во чреве? А разве у меня, у Вас и у многих других людей не перехватывает судорогой горло, когда видим, что детоубийство узаконено и сотни тысяч абортов совершаются за счёт тех, кто против самого безчеловечного убийства? Пишу свой отзыв ради нашего общего дела, надеясь, что оно не пострадает от братского увещания.

  • г. Жуковский МО

    Дорогой отец Роман, сожалею, что Вас расстраиваю. Умолкаю. Присоединяюсь к молитве Веры Николаевны. Болеть тяжко, лечиться тоже нелегко. Благодарю Вас за стихи Ваши.

  • УФА Башкортостан

    Надежде и Вере Николаевне = Никогда мне и в голову не могло зайти, что молчание — лучший из вариантов поддержки. Никудышные вы, право, психологи.
    Или основная причина кроется в неозвученных вариантах?!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // //