Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Евангелие от Матфея, 2: 13-23
Едва мы отпраздновали день праздника Рождества Христова, еще не умолкли голоса пастырей с ангелами, воспевающими славу мира на земле, и вот уже снова грех распространяет свои сети над миром. Явился Спаситель с небес на землю, и уже Ему на земле угрожает опасность. Его хотят убить.
Опасность для человеческой жизни Иисуса Христа была страшная. Судя по-человечески — неминуемая. Но Господь Бог, попускающий злым людям жить и действовать по их злой воле, хранит незримо своих избранных «как зеницу ока», — предотвратил от Иисуса Христа опасность просто, именно: внушив праведному Иосифу мысль оставить Вифлеем, оставить Иудею, покинуть родину и отечество и бежать в другую страну.
Это событие из жизни Иисуса Христа содержит в себе много назидательного и утешительного.
Указан пример всем нам не вдаваться в явные и очевидные опасности, но употреблять все данное благоразумие, чтобы удалиться от них. Что было бы тогда, если Иисус Христос не был бы унесен в Египет? Могло быть то же, что и с 14000 младенцев, то есть Его убили бы во младенчестве. А что было бы, если бы совершилось это злодейство? Тайна искупления человеческого рода замедлилась бы. Беззаконным преступлением злобствующей толпы людей, угодников хитрого Ирода, смущен был бы Сам Предвечный Совет о спасении человечества.
Нет, этого не могло быть! Все и всякие злодейства в мире представляются бессильными, когда кого Господу Богу угодно спасти от них. Злодеи убивают младенцев тысячами. Смерть уносит души детей в небеса, где ходят незаходимые зори блаженства, где ангельские хоры воспевают славу вышнего мира, соединяющего с землею небеса. Но между этими сонмами мучеников нет Того, ради Которого совершено неслыханное в мире злодейство.
Его Мать в своих объятиях, при охране древоделателя, то есть простого плотника-столяра, унесла в страну, далекую от места злодеяний. За простоту людей праведных Господь внушил Обручнику с Невестой Неневестною верное благоразумие.
Путешествие в Египет освящено чудесами необыкновенными. В одном пустом месте напали на трех путников разбойники и хотели отнять у них осла, на котором были везены скудные жизненные и дорожные припасы пищи и белья. Но один из разбойников, увидев Младенца, увлекся Его красотой. Он запретил своим товарищам обижать странников. Матерь Божия благодарила благоразумного разбойника и низводила на него обещания от Господа. Обещания исполнились, и воздаяние дано было ему на кресте, где произошло через тридцать два года, свидание Спасителя с ним. И сказал ему Господь: Ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23: 43).
Когда же Иисус Христос принесен был в Египет и внесен в Иерополисский языческий храм, то, статуи, находившиеся в этом здании, пали. Это предание передает святой Епифаний в своем назидательном поучении; оно же поется и читается в акафисте Пресвятой Богородице: возсиявый во Египет просвещение истины, отгнали еси лжи тьму; идолы бо его, Спасе, не терпящее Твоея крепости, падоша; — сих же избавльшиеся вопияху к Богородице:
— Радуйся, исправление человеков;
— Радуйся ниспадение бесов;
— Радуйся , прелести державу поправшая;
— Радуйся, идольскую лесть обличившая!
Святой отец назидает нас, чтобы и мы ниспровергли идолов в себе самих. Так называет он страсти. Ниспровержение их возможно только при частом молитвенном произнесении достопамятных имен Спасителя и Пресвятой Богородицы.
И если всегда необходимо ниспровержение страстей, то преимущественно в наступившие святые дни, когда мир и плоть расточают столько соблазнов для верующих, — к винопитию, многоядению, сквернословию, распутству.
Приложим старание, чтобы в эти святые дни не бесчестилось Имя Христа, но прославлялось везде и всегда! Аминь!
Из проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова
Сайт «Ветрово»
12 января 2025