На перемене первоклашки, как обычно, отдыхали и подкреплялись положенными мамами тормозками. Уже который год, с начала СВО, горячее питание школьникам заменяют выдаваемые сухпайки: оно и понятно, эвакуировать многолюдную школьную столовую в случае ЧС не так уж просто и быстро.
Любимый повседневный перекус Ярослава — это бутерброды с копчёной колбасой. Их бывает и два, и три в пакетике, чему ученик только рад. Однажды даже порывался директора школы угостить своей вкуснотищей, дверь в кабинет которого по соседству с 1-м «Г».
Есть Ярослав умеет весьма аппетитно: нахваливая и причмокивая, так что и реклама излюбленного сорта колбасы уже излишня.
На этот раз Ваня, глядя на трапезу Ярослава, спросил:
— Скажи, а где продают такую колбасу? В каком магазине? — Не отрывая глаз от жующего одноклассника, добавил: — Просто она моя любимая. И я давно её не ел.
— Сейчас объясню, — охотно отозвался Ярик и принялся оживлённо жестикулировать с бутербродом в руке. — Как выходишь из моего дома, поворачиваешь направо, потом под гору и там магазин будет. Вот там она и продаётся, понял?
Иван, помолчав несколько секунд, отозвался:
— Да, я понял. Я там был, кажется. А ты где живёшь, в каком доме?
— Ну как выходишь из школы и идёшь прямо, потом налево, потом ещё заворачиваешь, через пешеходный переход, и на втором этаже как раз я и живу. Понял?
Понял или нет, Ваня ответить не успел. Прозвенел звонок, и нужно было начинать урок. Да и что можно ответить на такие премудрости? Недаром Ярослав всем с гордостью говорил, что он не просто так, как все, а Ярослав мудрый. Такое, мол, имя у него особенное.
На уроке окружающего мира изучали тему «Когда появилась одежда?» Из предложенных в учебнике иллюстраций с костюмами разных эпох ученики без труда выбрали самое первое одеяние — наряд идущего с кувалдой первобытного человека. Вывод на страницах учебника категорично гласил: «Одежда появилась в глубокой древности, ещё у первобытных людей. Они одевались в шкуры животных. Позднее люди научились изготавливать ткани и стали шить одежду из них. Особую одежду из металла изготавливали для защиты в бою». Настолько исчерпывающе, что и добавить нечего. Одежда появилась, чтобы защитить от холода, жары, врагов… Но как тут не вспомнить о её первом предназначении — спрятаться, скрыть открывшуюся с совершением греха наготу человеческую. Жалкая попытка заменить кожаными ризами потерянный благодатный покров.
Ярослав «мудрый» поднял руку и торжествующе провозгласил:
— Такого быть не может, не верю я в это. Просто был огромный космический взрыв и появилась вселенная, обезьяны, динозавры, потом динозавры от холода вымерли, а из обезьян появились люди. Всё же ясно!
В таком хронологически выверенном процессе Богу, действительно, места не находилось. Однако среди учеников нашлись и такие, кто не желал считать своими предками обезьян, пусть даже человекообразных, и соглашался только быть сотворённым Любящим Создателем. Урок прошел оживлённо, и оставшиеся разногласия было решено взвесить и обсудить в дальнейшем более детально на одном из классных часов.
* * *
В школьной рекреации было людно. Несколько классов со своими учителями собрались на краткий молебен перед началом новой учебной недели. Когда архиерей посещает школу — это всегда событие значимое, а в дни Великого поста и в условиях несмолкающих сирен приграничья — особенно.
Высокая для своих семи лет, смуглая симпатичная девочка Глаша с тревогой в голосе выразила опасения:
— Мне папа не разрешает молиться. Даже у бабушки, — чёрные вишни глаз смотрели вопросительно и недоумённо.
— Глаша, это не обязательно. Только кто хочет. По желанию. Ты, конечно, можешь идти в класс.
Но девочка не ушла. Она осталась стоять, внимательно разглядывая епископа в его облачении.
Запели «Царю Небесный», и шумливая детвора вместе с наставниками на несколько минут замерли в утверждающем единстве. Во время возглашаемых прошений Глаша не накладывала на себя Крестное знамение, не повторяла тихонько «Господи, помилуй», но её пристальный взгляд, направленный одновременно и вовне, и внутрь себя, как будто впервые созерцал что-то неведомое, но почему-то действительно важное. Глаше было неизвестно, почему после Крещения в купели, которое её память по младенчеству не сохранила, она стала православной христианкой, и что лично для неё это означало…
В тот день дети были спокойнее, терпеливее и внимательнее, чем обычно. Как будто испрашиваемый архиереем у Господа «Мир всем» коснулся и их неопытных, но по-детски открытых душ. Вспомнился почему-то великий пастырь земли Русской, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, в своё время учивший главному и детвору — школяров в гимназических классах. Вернётся ли в наши школы правило памятования о Боге и обращения к Нему: предначинательное молитвословие «Царю Небесный» и венчающее дело «Достойно есть»? Ответы сторонников гуманного экуменизма очевидны. Чёрно-белые клавиши современной воспитательной системы не ориентированы на понятия «грех», «добродетель», «святость», «покаяние». И та самая омывающая Крещенская купель, сообщающая Духа Святого новокрещаемому, вскоре становится обличением его легкомысленной самонадеянности.
Времени на долгие размышления не остаётся. Ученики ждут, сейчас открою дверь, переступлю порог и начну традиционно первое на каждой неделе занятие — «Разговоры о важном».
Маргарита Шелкунова (Звегинцева)
Сайт «Ветрово»
25 марта 2025
Спасибо, Маргарита, очень интересно!
И снова повторюсь… очень радостно видеть, что у нас ещё есть учителя желающие и способные говорить с детьми о «ВАЖНОМ».
А Ярославу мудрому и в голову не пришло поделиться бутербродом с Ваней…
Один наш знакомый, лет 40 назад, рассказывал: будучи профессором- биологом преподавал в Оксфорде (такая у него тогда была командировка). В выходной день коллега, англичанин вызвался показать ему местные достопримечательности. Договорились встретиться в определенное время. Наш знакомый проспал, опаздывал, не успевал позавтракать. Сели в машину… проехав некоторое расстояние, коллега спрашивает его:» Вы позавтракали?», -«Нет»,
-«И я не успел»… и достав пакет, стал перекусывать…
Наш знакомый, как и Ваня, ничего не сказал… правда, рассказывая уже дома своим, по- русски, оценил национальную черту коллеги.
Да…все меньше многодетных,все больше эгоистов растет. Говорить,учить,то нужно,но ещё более важна каждодневная практика. Чтоб не было,как в той шутке: «Стучится нищий в дом к евреям,хозяин отворяет, нищий обращается: «Простите меня,я уже неделю не видел еды».Еврей обращается к жене: «Верочка,покажи ему котлетку». А здесь уже в таком возрасте и такой душок у мальчика,боюсь школа не поможет ему. Самые простые навыки закладываются до семи лет. Потом только скорбями выбивать.