col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Дарья

Её имя — Дина, но ей оно не нравилось, и потому назвала себя Дианой. Имя рождённой порочным воображением богини охоты в древнеримской мифологии не нравилось мне, и в наших редких разговорах с Диной старался его не произносить.

Мы познакомились, когда, закончив обучение в художественном училище, она приехала к мужу и его матери в старенький домик, ремонтом которого мне пришлось в то время заниматься. Между делами был искренне рад редкой возможности поговорить о живописи, о творческих планах, узнать о переменах, что произошли после моего выпуска из тех же стен. Нельзя сказать, что мы постоянно общались, наоборот, чувство радости и удивления от первой встречи быстро угасло, а разговоры о творчестве сменились молчаливой отчуждённостью.

Наученный горьким опытом поиска собственного пути в живописи, с некоторой тревогой и сожалением смотрел на то, как она пыталась устроить свою жизнь. С мужем развелась, работы по специальности с нормальной зарплатой в нашем городке найти не удалось, и в поисках лучшей жизни она уехала в областной центр. После отъезда довелось мельком увидеть её на автовокзале: в тёмных стильных очках, по моде оголённая, она прошла рядом со мной так, как проходят мимо урны с мусором. И это хождение в счастливую жизнь быстро принесло свои плоды — сначала девочку, а вскоре и мальчика, отцом которых оказался семейный человек. Воспитанием детей в основном занимались дедушка и бабушка: люди воцерковлённые и большие труженики, они на богослужения постоянно приходили с внуками. Иногда в Храме детей можно было видеть вместе с мамой. С именем Дария мама также причащалась Святых Христовых Таин, а потом, оставив чад своим родителям, опять уезжала. Со временем открыла собственную фотостудию, с помощью родителей купила квартиру, снова вышла замуж, забрала деток к себе, и несколько месяцев её с детьми в Храме не было. Но в один из воскресных дней внимание прихожан привлекла молодая женщина в длинном пальто, сером платке и в серой длинной, до пола, юбке. Изысканный и строгий стиль одежды резко контрастировал с костылями, тяжело опираясь на которые, женщина пыталась пройти в центральную часть Храма. Это была Дарья.

Многие прихожане уже знали о её тяжёлой болезни, глубоко сочувствовали, старались хоть чем-то помочь и поддержать. Дарья с благодарной улыбкой и кротостью подолгу общалась с каждым, кто подходил к ней, и как-то так получалось, что больше утешала она, а не её. Перемены в ней были столь разительными и быстрыми, что мне с трудом верилось в их истинность.

Болезнь тем временем то немного отступала, то наваливалась с новой силой, но при этом ни разу не слышал от Дарьи ни слов отчаяния, ни слов ропота. Лишь единожды, когда, сидя в инвалидном кресле во время богослужения, неосторожным движением причинила себе нестерпимую боль, она тихо, совсем по-детски, заплакала. Боль постепенно улеглась, и голос Дарьи снова зазвучал в молитвенном песнопении.

После Литургии, толкая перед собой ходунки, она медленно двигалась к выходу. Со стороны же виделось — это не ноги перемещают её тело, а конструкция на колёсиках тянет за собой ослабевшую, непослушную плоть. А заметив, что её уже давно ждут, чтобы отвезти домой, Дарья шутила: «Бегу, бегу!..». Но «бегать» пришлось совсем недолго: болезнь отняла последнюю возможность двигаться и уложила в постель. «Как хочется в Храм!» — признавалась она. «Вот бы поставили мою кровать где-нибудь за шторочкой в Храме, чтобы меня никто не видел, но где можно было бы молиться со всеми!..»

Со всеми помолиться в Храме не пришлось, но сколько читалось ликования и благодарности в её глазах, когда священник вместе с певчими и прихожанами служил молебен у неё дома!

После молебна каждый прощался с Дарьей. От тёплых слов и объятий её лицо светилось неподдельной радостью и умилением. Все уже вышли из комнаты, и мне тоже надо было уходить.

Ещё при встречах в Храме мы о многом успели поговорить, выяснить недоразумения, которые в прошлом мешали нам общаться, и теперь, прощаясь, взял её руку в свои… и тут моя душа словно вышла из тела, поднялась над нами и, замерев там, в благоговейном изумлении смотрела на то, как молодая женщина, обливаясь слезами, благодарно целовала мне руки. Помню, оторопев от неожиданности и стыда, растроганный её слезами, пытался убедить Дарью в своём недостоинстве, и в то же время не решился запретить ей излить свою покаянность так чисто, доверительно и нежно. Мы попросили друг у друга прощения и расстались. Оказавшись у её окна снаружи, заглянул в него и среди приоткрытых занавесок увидел сияющее лицо Дарьи — она ждала меня, чтобы благословить крестным знамением. Женщина в два раза моложе благословляла меня, как старший — младшего, как мать — сына! А ведь она имеет на это право, подумалось мне: не один год безропотного несения тяжелейшей болезни, терпения болей, по её собственному признанию, кажущихся порой несовместимыми с жизнью, её вера дают ей такое право. Всякие слова в ту минуту показались мне ненужными и пустыми, и перекрестив Дарью в ответ, быстро вышел со двора.

Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
4 января 2025

Заметки на полях

  • С Великим Праздником Рождества Христова Вас, дорогой Александр, и спасающуюся тяжким недугом Дарью! Пусть для неё будут утешением слова отстрадавших:

    «Страдаю от болезни, и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других» (свт. Григорий Богослов).

    «Для стяжания славы <истинной>… нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях» (свт. Иоанн Златоуст).

  • Присоединяюсь к словам отца Романа. Удивительные слова святителя Григория Богослова. Учителем в терпении, а не обузой для других… Только с Божией помощью, наверное, и возможно.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Я люблю творчество Александра Шадурина: и фотографии, и картины, и прозу, и видео… и всегда оставляю комментарий с выражением благодарности, что он заставляет меня заглянуть в душу мою и обнаружить всю степень моего несовершенства, а значит стремиться к покаянию.

    Но на этот раз, оставить комментарий не решалась, уж очень тема деликатная и здесь надо быть очень осторожным в слове, чтобы ненароком не сделать больно участникам этой жизненной ситуации.
    Но сегодня, прочитав слова о. Романа и Ольги Сергеевны, хочу поделиться и своим мнением. о. Роман сказал, что и подобает сказать монаху и священнику, лишний раз ободрив нас всех, а Ольга Сергеевна интересно выделила антипод: учитель терпения, а не обуза, о чём тоже хорошо подумать…

    Но возвращаюсь к статье. Она многослойная и о ней можно написать много, но хочу выделить только один абзац… Александр засмущался и застыдился, когда Дарья стала целовать его руки. Но ведь порыв целовать руки возникает у человека в минуты высокой, духовной радости и он таким образом высказывает чувство благодарности подарившему эту радость.
    Одновременно с этой статьей на сайте под стихотворением Ольги Сергеевны о снеге, Надежда в своём комментарии рассказала, как митрополит Кирилл (Смирнов) дважды поцеловал руку Владыке Фаддею, утешившего его, сильно унывающего в тюремной камере.

    А сколько раз приходилось видеть в Храме, когда после хорошей службы прихожане от чувства высокой радости целуют руки друг другу. Я всё это к тому, что жаль, что уходит этот обычай, что священники вместо этого возлагают руку тебе на голову… У Свт. Николая Сербского есть хорошее письмо на эту тему…
    Мне пришлось ездить в Болгарию к родным, и конечно, там ходила в Церковь, так батюшка
    Стратия, когда у него брали благословение и целовали его руку, затем сам целовал руку этого человека… Удивительное чувство взаимной христианской любви возникало…
    Вот какими мыслями захотелось поделиться с вами по прочтении этой статьи, дорогие читатели сайта Ветрово…

    Всех поздравляю с Праздником Рождества Христова и с наступающим Новым Годом!

  • …Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание – одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него <идола> и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, – так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества? (свт. Иоанн Златоуст).

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    о. Роман, спасибо за назидание!
    Помоги нам всем, Господи!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // //