col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Пафнутий (Лемиш). Рассказы протоиерея Валерия о войне

Часть вторая, часть первая

Плен. Порядки в бараке. Побег. «Заксенхаузен». Лагерь около границы. Освобождение. Окончание войны. Послесловие

…Прошло какое-то время, и нам удалось продолжить беседу по видеосвязи.

— Дальше в голове путается, какие-то отдельные рассказы, — начал припоминать отец Валерий.

— Вы говорили, что Ваш отец попал в лагерь, — напомнил я.

— Да! Да! Фронт наступал, а бежать-то было некуда: перед лицом немецкая армия, а за спиной Черное море! Эвакуировали только высший командный состав самолетами и подводными лодками. Корабли уже не ходили: самолеты люфтваффе уложили их намертво… Всё! Бежать некуда! Кого-то сразу утопили в море. Тех, кто воевал на знаменитых фортах с дальнобойными пушками, переколотили и перерезали. «А нас, — говорил отец, — согнали в колонну и погнали…» «Куда?» — по-детски простодушно спросил я его. «В плен, конечно!..» — ответил он.

Папа там словечек нахватался. Чаще всего он повторял «вшистко едно» — это с польского «все равно». Кормили их брюквой. Я все время у папы спрашивал: «Что такое брюква?» А он пытался объяснить: «Ну это вроде редьки, но побольше… она ни кислая, ни горькая — вроде бурака…»

Рассказывал отец такое. Если капо́ барака — по-нашему, как бы староста барака — будет немец, то все по-честному: проштрафился — получи, что заслужил. Можешь попросить смягчить, но не поможет!

Если капо барака украинец, то беда! Это уже своячество: любимчики, нелюбимчики — такая политика, что пойми-разбери! Но самое страшное — когда капо поляк! Мимо не пройдешь! Даже если ничего не нарушил, все равно или в печень даст, или зуб выбьет — безвыходное положение…

Про украинцев меня задело за родное, сильно задело. Поэтому переспросил батюшку:

— А что, украинцы и русские как-то отличались?

— Ой, немцы, как рассказывал отец, к русским относились, конечно, плохо, но намного лучше, чем к украинцам. Потому что нигде не было столько предателей, как среди украинцев, — пересказал отец Валерий слова своего родителя, который прошел войну, плен и прожил бо́льшую часть жизни на Украине. — Как ни тяжело, но это надо принять, — попытался он меня успокоить. — Пойми, у всех есть свои плюсы и минусы. Украинцы в четыре раза трудолюбивее русских, например, но и жаднее в три раза…

— И потом, когда отец сбежал, сдали его полицейским тоже ведь на Украине, — помолчав немного, продолжил отец Валерий про побег своего отца. — Они прошли всю Германию, Польшу, Белоруссию и пол-Украины. Их взяли в Новомосковске, под Днепропетровском. «Как вы бежали? — я всегда удивлялся. — Это же невозможно — пройти незаметно города, села, мосты?!» А он отвечал: «Немцев губили железный порядок, аккуратность и исполнительность». Нельзя у них ездить после начала комендантского часа — это как стемнеет. Тогда можно только по специальному пропуску. Могут до десяти часов еще военные проехать. Пару раз было, что до одиннадцати проскочит какой-то фельдфебель со срочным донесением. Но его на дороге слышно километров так за пять. Да и фары машины видно. Если что, в кювет залегли — никто не заметит.

Я думал, что они бежали по лесам и оврагам. А они, значит, отлеживаются или в сарае, или в овражке — в укромном месте. Под утро, перед рассветом, когда туман спускается, берут у хозяев кролика аккуратно и поджаривают его… Потом опять лежат, говорит, тихонечко, как мышки…

Наступает вечер. Они снимают обувь и бегут сколько есть силушек по дороге. Город или село, конечно, приходилось обходить. Так до Новомосковска. Там леса. Зашли к хозяину: «Истопи нам баньку… самогончиком нас давай угости…» Хозяин так все и сделал. А утром их разбудили полицаи. Сдал он их. Вот!

И тогда, как я понял, загремели они в настоящий концлагерь (до этого были промежуточные) — суровый «Заксенхаузен» в германском Ораниенбурге. Всех пленных встречала надпись «Арбайт махт фрай» (Arbeit macht frei) — «Труд делает свободным». Может, еще был «Маутхаузен». Но это не точно. А вот «Заксенхаузен» точно: в списках лагеря отец числился.

Припоминается, в конце войны они работали на каком-то заводе. Польские телефонные коммутаторы разбирали ради контактов с очень ценным для них металлом. Собственно, контакты и снимали. Трудились несколько человек разных национальностей, в том числе русские. Однажды мастер собрал на обеде всех русских, выдал каждому по два маленьких бутербродика, по несколько сигарет… «Мы, — говорит отец, — так удивились: с чего такие радости и справедливости?!» Оказалось, у мастера жена с детьми пыталась эвакуироваться на машине и нарвалась на нашу танковую колонну. А наши ее не раздавили, но под защитой провели до поворота. Мастер так расчувствовался, что и угостил…

Последний лагерь находился ближе к какой-то стране, язык которой был очень похож на немецкий. Может быть, около Голландии?.. Вот как описывал отец безысходность того времени. Видим: на том берегу канала люди ходят свободно, собирают урожай… А мы здесь погибаем. Но не переплывешь, потому что ходит сторожевой катер по каналу. Работа была очень тяжелая. Кормили крайне плохо, так что через две-три недели начинался кровавый понос…

…Уже бомбили англичане и американцы. К рассвету ждали транспорт, и надо было засыпать все воронки. То и дело немцы подгоняли: «Давай, давай, schneller!»

Немцы понимали, что война подходит к концу, и решили местных пленных — то ли голландцев, то ли бельгийцев, — отпустить. Мы молодыми были, говорит отец, быстро со всеми перезнакомились, нахватались разных слов… И вот молодой — пусть бельгиец — прибегает к отцу моему:

— Ваня, нас выводят. Вы все погибнете. Вам жить недолго. Давай к нам!

— Как к вам?! У меня нашивка другая! Пристрелят! — отвечает отец. А надо сказать, что, хотя форма у всех заключенных была в одинаковую полоску, но каждая страна имела свою отличительную пометку.

— Иди ищи! — упрашивает бельгиец.

Отец кинулся искать по лагерю. Туда! Сюда! Смотрит, под бараком бельгиец сидит. Только преставился, еще не успели вынести. Он сорвал с него куртку и напялил на себя. Отца пропихнули в середину колонны, чтобы не раскрылось, что он не говорит на их языке. И всё! Колонна вышла, и ворота закрылись. Кто остался, все погибли.

— Их расстреляли?

— Сгорели от непосильного труда и голода. Что-то вроде дизентерии всех косило: та скудная пища, которую им давали, не усваивалась. Все внутренности дрожали от перенагрузки…

… Поразила встреча с англичанами. Те дали освобожденным пленным по пистолету и по две обоймы. Говорят: «Вот стоят регулировщики военные. Если патроны закончатся, подходите: они дадут новые». Представляешь?! Идите наказывайте всех, кто вас обижал: немцев или там кого… Мама дорогая! Демократия, партократия…

Потом фронт рухнул. Всё!..

…За что было стыдно. Если заходишь в дом, а там обворовано, вещи вынесены — это европейцы сделали. А если перина распорота, вокруг пух, люстры побиты, хрусталь под ногами — это наши. Грустноватенько…

…Конечно, пленные были нежизнеспособны: крайнее истощение, плюс вши, плюс тиф… Англичане разместили их в госпитале: отпаивали, отхаживали — как-то вытащили с того света.

Еще такой эпизод. Как-то пришел знакомый отца. Они хорошо выпили. Тут он мне говорит: «Ты думаешь, там было сладко нам?!» Я ему: «Не знаю». Тогда он поворачивается ко мне спиной и закатывает рубашку. Я до сих пор помню эту спину: шрамы, сплошные шрамы, и не какие-то точки, а глубокие рубцы: спина как доска для стирки. Он рассказывал, за что ему так попало, но я уже не помню…

…Поскольку и плен, и побег отца были зафиксированы, наши его отпустили сразу. А другие и по два, и по три года сидели, пока шло разбирательство. Отца отправили военным эшелоном на Дальний Восток воевать с японцами. Доходяга такой, худорба. Еще к тому же, когда заболел тифом, ему волосы не подстригли, и волос вылез: сам молодой, волос у него черный, а лысина…

Пока ехали, война закончилась. На Дальнем Востоке набрали селедки. Вернулись в Смоленск. Вокзал разбит. Ничего нет. Женщины сидят, продают картошку вареную и зелень. Есть охота, а денег нет. Как узнали они, что у отца есть селедка, говорят: «Ешь сколько хочешь, сколько влезет в тебя этой картошки». А сами тут же разорвали селедку в клочья и съели. Настолько не было соли… изголодались люди…

— Вот, пожалуй, и все! — протоиерей Валерий закончил свое повествование. Мы распрощались. Я принялся за обработку записи нашего разговора…

В качестве послесловия расскажу о последних днях отца священника Валерия. Когда закончилась война, отец вернулся на завод и принял участие в его восстановлении. Работали не жалея себя, мечтая, что выйдут на пенсию и тогда уже отдохнут: будут ходить на рыбалку, в лес… Но как только фронтовики-заводчане выходили на пенсию — год, два, и они умирали… Дольше всех держался отец. Сын-священник просил его исповедаться, причаститься, но отец отвечал ему: «Нет!»

Однако за неделю до смерти он исповедался, а за день причастился. Как сказано у пророка, кто премудр и уразумеет, яко правы путие Господни?

Иеромонах Пафнутий (Лемиш)
Сайт «Ветрово»
2 января 2025

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    о. Пафнутий, спасибо… Тяжело, конечно, было читать, но люди не должны забывать этого… от нашей забывчивости — все наши беды.

    Меня тема ВОЙНЫ не оставляет всю жизнь, может потому что годы войны и послевоенное время, пришлось на годы моего младенчества и отрочества. тогда мы играли в войну, читали про войну, смотрели фильмы про войну. Тогда перед сеансами показывали киножурналы и мы много посмотрели трофейной немецкой хроники.

    После первой части ваших рассказов оставила комментарий…
    А прочитав всё, хочу сказать одно: прот. Валерий, думается, вымолит своего отца… Господь ведь смотрит на сердце человека и знает его намерения, а отец прот. ВАЛЕРИЯ в этом земном аду вел себя честно… ведь даже бельгиец пришёл его выручать из плена, значит какие у них были человеческие отношения в этой бесчеловечной обстановке! А что он в свой предсмертный час отказался от исповеди и Причастия — это тоже честно с его стороны, он мог бы заюлить, уступить, мол мало ли — вдруг там есть что-то… на всякий случай… А почему он сказал: «Нет» — один Бог знает, ведь он совсем молодым прошел этот ад и вынес об этом свое суждение, даже если и неверное, всё равно и здесь Господь всё знает… И сын его стал священником… а это тоже очень важно…

    Господи, ими же веси судьбами спаси нас всех для жизни вечной в Царствии Твоём… ими же веси судьбами — только спаси!

  • Саки

    Спасибо, что помогли дочитать рассказ!! Хотелось бы купить книжку Отца Пафнутия, подскажите где ее приобрести.

  • Это только сам отец Пафнутий может сказать!

  • Дорогие читатели сайта «Ветрово»!
    Прошу у вас прощения!
    Все детали в опубликованном рассказе, которые вызывали сомнения, обсуждал с отцом Валерием. А вот о смерти его отца не стал уточнять, положился на свою память. Здесь была моя ошибка.
    Когда отправил ссылку на публикацию с вашими отзывами отцу Валерию, он написал: «Отец за неделю до смерти исповедался, а за день причастился». Я обрадовался за его отца и огорчился из-за своей самонадеянности. Внесли исправления в заключение воспоминаний.
    Еще раз прошу прощения!
    Недостойный иеромонах Пафнутий

  • Саки

    Всех христиан , уважаемых иеромонахов скита ,, Ветрово» поздравляю с наступающим праздником! Доброго здравия всем , мира и добра !!Благодарим всех за молитвы!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // //