col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Андрей Власов. Апостолы, пророки и дидаскалы

В первое время в Церкви кроме епископов и диаконов существовали и другие должности: апостолы, пророки и дидаскалы. Что это были за люди и какое служение исполняли?

Апостол Павел в своих посланиях упоминает эти три церковных служения:

И иных Бог поставил в Церкви, во‐первых, Апостолами, во‐вторых, пророками, в‐третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. 12: 28);

И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… (Еф. 4: 11, 12).

В Церкви наших дней таких служений уже давно нет, поэтому нам не совсем понятно, что именно имел в виду апостол Павел. Учитывая скудость источников по истории древней Церкви, представить себе вполне, что представляли собой эти служения, – задача непростая. Кроме упоминаний в Священном Писании Нового Завета мы можем черпать информацию из таких раннехристианских письменных памятников, как «Дидахе» или «Учение 12 апостолов» (середина II в.), Церковные каноны (Canones ecclesiastici, конец II в.) и Постановления Апостольские, которые, по мнению церковных историков, представляют собой компиляцию различных правил, относящихся ко II, III, IV и даже началу V века. Некоторые сведения содержатся также в Климентинах, сочинении II – начала III в., которое приписывали ранее Клименту Римскому, книге «Пастырь» Ерма (II в.), в творениях Игнатия Богоносца и Дионисия Александрийского. Также об этом упоминает церковный историк Евсевий Кесарийский (III–IV вв.).

Общие замечания обо всех трех служениях

Самое главное – это то, что служения апостолов, пророков и дидаскалов были харизматические, а не иерархические, как у епископов, диаконов и впоследствии пресвитеров. Здесь слово «иерархические» употреблено в том смысле, что если епископов, диаконов и пресвитеров избирала община, то апостолы, пророки и учителя призывались на свое служение Самим Богом. Это видно уже из процитированных отрывков посланий апостола Павла, где он говорит «иных Бог поставил в Церкви…».

В одном эпизоде книги Деяний этот момент описан более подробно: В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения (Деян. 13: 1–5).

Как именно Дух Святой сказал…, мы не знаем, да и представлять это себе нет необходимости. Наоборот, есть опасность пуститься в пустое фантазирование. Но нужно отметить, что подобные действия Духа Святого были достаточно очевидны для первых христиан. Также не совсем понятно: возложение рук с молитвой – это обряд поставления в должность или просто описание конкретного случая.

Следующим общим моментом для всех трех служений было то, что они не привязывались, как правило, к одной общине. И апостолы, и пророки, и дидаскалы (учителя) переходили из города в город, возвещая людям слово Божие или утверждая в вере тех, кто уже принял это слово. Такое странничество служило не только распространению христианской веры, но и было фактором единства Церкви. В I, II и последующих веках не было привычной нам мобильности и мгновенности распространения информации. Абсолютное большинство людей жили, никогда не покидая своего города или селения. Информация, которая до них доходила, поступала исключительно в ходе непосредственных разговоров людей между собою. Также в эти времена еще не было привычных нам канонов, правил, молитв и иных общеобязательных религиозных форм. Христианские общины были достаточно автономными и организовывали свою молитвенную и другую общинную жизнь самостоятельно.

Но, тем не менее, не только в вероучении, но и богослужебном строе, нравственных принципах и других основных моментах новой религии мы видим достаточное единство. Это достигалось главным образом благодаря деятельности странствующих апостолов, пророков и учителей, которые связывали общины между собой, преподавая им одно и то же устное христианское учение, которое будет записано и формализировано в последующие времена.

Апостолы

Суть этого служения мы видим на примере 12 апостолов и 70, призванных Самим Христом. Они были странствующими проповедниками, возвещавшими людям Евангелие, Благую Весть. Продолжателями этого дела стали их последователи, которых также называли апостолами. Евсевий Кесарийский пишет об этом: «Положив основания веры в каких-либо чуждых странах и поставив там пастырями других, с поручением возделывать там новонасаждение, сами они, сопровождаемые Божественной благодатью, отходили в иные земли и к иным народам».

Причем требование к тому, чтобы не задерживаться надолго в одном месте было довольно жестким. Вот одно из требований к апостолам согласно «Дидахе»: «Он не должен оставаться у вас более одного дня, а если нужно, то и два дня». Однако объективно за такой короткий срок почти невозможно преподать людям даже основы нового вероучения, убедить их в истинности проповеди. Возможно, мы чего-то недопонимаем, а возможно харизматичность проповеди апостолов была настолько убедительной (а тем более если она подтверждалась совершением чудес и исцелений), что одного-двух дней как раз и хватало, чтобы посеять семена веры Христовой. В любом случае, задачей апостолов было дать как бы первоначальный импульс созданию христианской общины, который затем подхватывали другие церковные деятели: пророки и дидаскалы.

Еще одной характерной чертой апостолов была их абсолютная нестяжательность и бескорыстие. Они не должны были принимать за свое служение никакой платы. «Апостол, отправляющийся в путь (т. е. после пребывания в какой-либо общине. – Ред.), не должен ничего брать, кроме хлеба, сколько нужно до дальнейшей переночевки; но если он потребует денег, то он лжепророк» («Дидахе»).

Часто люди, совершавшие апостольское служение, раздавали перед этим все свое имущество. Так Евсевий Кесарийский пишет: «Много было тогда славных мужей, находившихся в первом порядке преемников апостольских. Как богодухновенные ученики таких предшественников, они продолжали созидать церкви на основаниях, положенных всюду апостолами: больше и больше распространяли проповедь и сеяли спасительные семена Небесного Царствия по пространству вселенной. Многие из них в то время, действием Божественного слова сильно увлекаемые к любомудрию, сперва исполняли спасительную заповедь, т. е. разделяли свои имущества бедным, а потом предпринимали путешествия и совершали дело благовестия, с ревностью возвещая Христа людям, вовсе еще не слышавшим слова веры».

Авторитет апостолов стоял в Церкви очень высоко: «Всякого апостола, приходящего к вам, принимайте, как Господа», – говорится в «Дидахе». Служение апостолов продолжалось примерно до конца II в. Но уже с середины этого столетия оно начинает приходить в упадок. Появляется много лжеапостолов, которые пытались просто заработать денег и славы. Против них и направлено вышеуказанное требование «Дидахе».

Пророки

Это, вероятно, самая трудная для нашего понимания категория церковных деятелей. О пророческом даре говорится в Священном Писании. В книге Деяний упоминается некий пророк Агав. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии (Деян. 11: 27, 28).

Далее этот же пророк предрек узы апостола Павла: Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников (Деян. 21: 10, 11). Также говорится о пророках-женщинах: А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян. 21: 8, 9).

Главным их отличием от апостолов было то, что они имели особое дарование «говорить в Духе». Возможно, одной из форм этого были так называемые глоссолалии, когда речь человека состояла из бессвязных слов или даже звуков, что требовало дальнейшего изъяснения. Впрочем, апостол Павел разделяет дар пророчества и дар говорения на языках: Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание (1 Кор. 14: 4, 5).

Значит, основной формой пророчествования было обращение к верующим на вполне понятном языке. Здесь же апостол Павел говорит и о главной задаче пророков: назидать Церковь. Т.е. пророки не проповедовали веру иудеям или язычникам как апостолы, а утверждали в вере и благочестии уже уверовавших христиан. Причем это было не систематическим изложением учения, а речью, которую пророки произносили под непосредственным влиянием Святого Духа, в некоем экстазе или исступлении. Конечно, данные термины часто используются для характеристики состояния прелести и разных видов одержимости, но они применялись в древних источниках и по отношению к благодатным состояниям.

По-видимому, пророки исполняли в общинах и некоторые богослужебные функции, а возможно, даже и возглавляли евхаристические собрания. Так, «Дидахе» говорит, что «пророки суть ваши архиереи», а также: «пророкам позволяйте говорить благодарения (εύχαριστειν), сколько они хотят». При этом нигде не упоминается, что пророки исполняли какие-то организационные или административные функции.

От пророков не требовалось постоянно странствовать, хотя такая форма служения подразумевалась. По-видимому, большинство пророков оставались жить в общинах более-менее продолжительное время, а затем переходили на другое место. При этом община была обязана снабжать пророка всем необходимым в материальном плане. По словам «Дидахе», ему отдавали начатки не только «от плодов земных, но и начатки от точила (вина. – Ред.) и гумна, а также волов и овец, от всякой приготовляемой пищи, также часть от каждого кувшина с вином и елеем, а равно известная доля денег и материи, из которой шьется платье; от всего следовало уделять». Интересно, что «Дидахе» говорит, что если в общине нет пророка, то все это следует отдавать бедным.

Такое положение вещей вело к тому, что со временем пророчествующие стали злоупотреблять доверием христиан и использовать свое положение для безбедной жизни. Вероятно, это и привело к тому, что институт пророков исчезает даже несколько раньше, чем институт апостолов. «Дидахе» приводит перечень условий, как можно отличить лжепророка:

— если, «говоря в Духе», он потребует, чтобы верующими была устроена трапеза или агапа для бедных, и сам начнет насыщаться от нее;

— если он во имя своего пророческого звания потребует от верующих себе денег или чего-нибудь еще (т.е. сверх того, что ему положено);

— если он станет учить чему-нибудь такому, чему сам он в своей жизни не следует.

А «Пастырь» Ерма дает достаточно подробное описание злоупотреблений пророческим даром (или его имитацией). Он говорит, что пророки стали проводить жизнь «в роскоши и удовольствиях»; брали деньги за свое пророчествование; сделались «наглы и болтливы»; подобно оракулам, «пророчествовали» на заказ, т.е. давали ответы на частные вопросы разным лицам и так далее. Позже второго века сведений о существовании пророков уже не встречается.

Дидаскалы (учителя)

Если апостолы не должны были проповедовать в одном и том же месте более двух дней, а пророки могли оставаться на значительно более продолжительное время, то учителя, как правило, задерживались в общине еще дольше. Однако и эти последние относились к категории странствующих лиц. «Дидахе», перечисляя все три служения, относит ко всем им слова: «если кто, пришедши, станет учить». Их авторитет стоял ниже апостолов и пророков, но также был очень и очень высоким. Некоторые источники ставят их выше епископов. Ерм в книге «Пастырь» пишет, что учителя, свято и чисто учившие слову Божию и не уклонявшиеся к худым пожеланиям, станут пребывать в будущей жизни вместе с ангелами.

Харизматический характер их служения, во-видимому, отличался от пророков тем, что пророки действовали под непосредственным, сильным и, скорее всего, видимым воздействием Святого Духа, а дидаскалы учили верующих в более интеллектуальной форме, преподавая им систематическое (условно) изложение христианской веры. Призыв Святого Духа на это служение был в более общей форме, возможно, просто как тяготение к нему.

Например, сегодня какой-то молодой человек может иметь желание монашеской жизни, но при этом он принимает решение, учитывая и многие другие жизненные обстоятельства. Апостол Иаков в своем послании говорит: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3: 1). Из этих слов следует, что решение сделаться дидаскалом принимал сам человек. Он мог при этом и отказаться, и это не вызвало бы никакого порицания в его сторону. Более того, апостол Иаков призывает быть осторожным при избрании этого ответственного вида служения.

Учителя также могли рассчитывать на материальное содержание от общины, однако «Дидахе» не указывает, как в случае с пророками, что именно должна община жертвовать на его содержание. Просто говорится, что «истинный учитель, как и всякий трудящийся, достоин своего пропитания».

Институт дидаскалов просуществовал немного дольше апостолов и пророков. Последние упоминания о нем относятся ко второй половине III в. Этот институт также подвергся разным злоупотреблениям. Ориген (III в.) пишет как об «учителях Церкви», которые в Александрии «мудро исполняли должность учителя», так и о тех, кто не соответствовал этому. В произведении «О девстве», дошедшем до нас в авторстве Климента Римского, но написанного в начале III в., встречаем такую характеристику: «Дидаскалы хотят быть и выказывать себя краснобаями. Да убоимся того суда, который угрожает (таким) дидаскалам. Тяжкому осуждению подлежать будут те учителя, которые проповедуют, а не делают».

Послесловие

Апостолы, пророки и дидаскалы в ранний период становления Церкви взяли на себя миссию возвещать слово Божие всем народам. Они переходили из города в город, неся людям весть о воскресшем Спасителе мира или утверждая христиан в вере и благочестии. Все три служения, каждое в своей форме, осуществлялись непосредственным действием Святого Духа, Который и призывал их на служение, и укреплял в нем, и содействовал успеху проповеди.

Большинство историков связывают относительно быстрое исчезновение этих видов служения с различного рода злоупотреблениями. Вероятно, это не совсем так, ведь со стороны епископов и священников подобные злоупотребления в отдельные периоды церковной истории становятся массовыми, однако же сами эти служения не исчезают.

Можно предположить, что со временем их функции начинают более эффективно исполнять другие деятели: епископы, пресвитеры и диаконы, чему способствуют изменившиеся обстоятельства (в основном, внутренние), в которых жила Церковь.

По материалам «Союза православных журналистов»
31 марта 2025

Заметки на полях

  • Псков

    «Большинство историков связывают относительно быстрое исчезновение этих видов служения с различного рода злоупотреблениями.Вероятно, это не совсем так, ведь со стороны епископов и священников подобные злоупотребления в отдельные периоды церковной истории становятся массовыми, однако же сами эти служения не исчезают.»-Выходит,если тогда,с исчезновением видов служения и утрате многих дарований (исцеления,чудодействий),мы перестроившись не учтем ошибок прошлого,то что будет с нашим видом,итак измененным, и много лишенным,в отличае от первых христиан? Не получилось бы,как выразился св.Игнатий Брянчанинов:»Вроде древо все в листьях,а внутри сгнило». Да и слова Христа :»Найду ли веру на земле»-,очень уж заставляют задуматься. Хорошо лишь: «Дух дышит,где хочет» и это пожалуй,единственное Утешение, что Он может творить и через ржавый провод и гнилое древо цветущее с виду, а посему:»Яко же неколиже сотворих благое пред Тобою,помилуй мя Господи».Наверное в таком положении находится наш период.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //