col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Иов (Гумеров). Можно ли оправдывать Сталина?


Восстановленный барельеф c изображением Сталина был открыт в московском метро в мае 2025 года

Вопрос: В настоящее время осуществляются попытки оправдать деяния И.В. Джугашвили по истреблению Церкви, русского народа и людей других национальностей. Не являются ли попытки оправдывать деяния правителей соучастием в грехе, духовным преступлением? Ведь Иоанн Креститель открыто выступал против греховных деяний царя Ирода.

Отвечает иеромонах (ныне архимандрит. — Ред.) Иов (Гумеров):

Подавляющее большинство современных православных людей пришло в Церковь в сознательном возрасте. Обратившись к христианскому учению, они сохранили закваску той идеологии, при господстве которой они сформировались и жили. Многие упорной работой над собой вычистили сознание от всего чуждого вере. Сознание других осталось пестрым, эклектическим. Старые идеологические и политехнические ценности порой у них доминируют над христианскими.

Поклонники И. Сталина строят свою позицию на нескольких совершенно ложных утверждениях.

Например, они утверждают, что «И.В. Сталин не был гонителем Церкви, а покровительствовал ей». Для доказательства этого они приводят выдержки из некоторых документов, нарочито сокращая их. Так, из циркулярного письма ЦК РКП(б) № 30 от 16 августа 1923 г. «Об отношении к религиозным организациям» приводят указания:

«1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений… по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место – отменить немедля;

2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;

3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г., п. 2;

4) воспретить аресты “религиозного характера”, поскольку они не связаны с ярко контрреволюционными деяниями “служителей Церкви” и верующих».

В первом пункте стоят три точки, так как поклонники И. Сталина при цитировании нарочито опускают слово «синагог». Теперь обратимся к документу: «Строго секретно. ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и вообще в области отношений к верующим и к их культам». Почему надо избегать серьезных нарушений в области антирелигиозной пропаганды и в области отношений к верующим и к их культам? В тексте сказано ясно: «Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, несерьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения Церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции». Как видим, письмо вызвано тактическими соображениями, а стратегическая цель – ликвидация религии.

Второй документ – от 12 сентября 1933 года.

«Совершенно секретно. № 1037/19. Тов. Менжинскому В.Р.

В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества». О чем говорит документ? Прежде всего, о вандализме: за десять лет было полностью уничтожено 150 храмов. Во-вторых, этот документ свидетельствует о поругании церковных святынь властями: 300 не уничтоженных храмов, где раньше возносилась молитва Богу, были закрыты. Они превращены в цеха, тюрьмы, изоляторы и колонии. В большинстве из них были устроены туалеты. Осквернены алтари. В-третьих, циркуляр ничего не говорит о том, что не следует закрывать храмы. Говорится лишь о том, что нельзя сносить храмы, которые «следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества». Это не значит, что после не были снесены уникальные памятники зодчества. Выдающийся памятник московского барокко церковь Успения на Покровке (1696–1699) была разрушена в 1935–1936 годах. Такова была судьба и других памятников храмового зодчества.

Большинство народа было верующим. Уничтожение дорогих им храмов причиняло миллионам людей боль и страдания. Кинооператор В. Микоша вспоминал о гибели храма Христа Спасителя.

«В середине лета 1931 года меня вызвал директор кинохроники В. Иосилевич.

– Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу. Только будет лучше, если об этом меньше болтать. Понял? Есть указание свыше, – и он поднял указательный палец выше головы. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал:

– Приказано снести храм Христа. Будешь снимать!

Мне показалось, что он сам не верит в такой чудовищный приказ. Не знаю почему, я вдруг задал ему вопрос:

– А что, Исаакий в Ленинграде тоже будут сносить?

– Не думаю. А, впрочем, не знаю. Не знаю… Так вот, с завтрашнего дня ты будешь вести кинонаблюдение за его разборкой…

Когда дома я сказал, что будут сносить храм Христа Спасителя, мама не поверила.

– Этого не может быть! Он украшает нашу Москву, сияет над ней, как солнышко. Какие там мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Сколько имен: Суриков, Крамской, Семирадский, Верещагин, Маковский, Клодт, Логановский… В галереях под храмом мраморная летопись побед Отечественной войны с именами погибших героев. Ведь в честь победы русского оружия и был воздвигнут храм Христа Спасителя. Весь народ русский жертвовал на него последние сбережения. От нищеты до господ. Упаси Бог!..

Первые минуты я даже не мог работать. Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили – выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.

Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку, с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

– Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…

Только сила огромного взрыва, и не одного, 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков.

Мама долго плакала по ночам. Молчала о храме. Только раз сказала:

– Судьба не простит нам содеянного!

– Почему нам?

– А кому же? Всем нам… Человек должен строить. А разрушать – это дело антихриста».

Владимир Солоухин писал: «Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа».

Поклонники И. Сталина утверждают, что он покровительствовал Церкви, закрывая глаза на страшную историю гонений, которые по жестокости и масштабности намного превышают гонения в Римской империи. К 1917 году в России насчитывалось 54 692 приходских храмов. Было 1025 монастырей. В составе приходского духовенства насчитывалось 51 105 священников и 15 035 диаконов. Во второй половине 1930-х годов на территории страны все монастыри были уничтожены. «В 1928 году закрыто было 534 церкви, а в 1929 – уже 1119 храмов. В 1930 году упразднение православных общин продолжалось с нарастающим темпом. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через два года – только 87 церквей, находившихся в юрисдикции Патриархии. В Рязанской епархии в 1929 году было закрыто 192 прихода, в Орле в 1930 году не осталось ни одной православной церкви… К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов (Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. Глава «Русская Православная Церковь в 1929–1941 годах»).

Одновременно шло уничтожение священнослужителей. «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» (см.: Дамаскин (Орловский), игумен. История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации).

В течение нескольких лет мне приходилось участвовать в подготовке материалов к канонизации святых (в том числе и священномучеников и новомучеников). Знакомство со следственными делами убеждает, что действовала жестокая и хорошо спланированная система террора. Необходимо поставить вопрос: несет ли И. Сталин за это ответственность? Да. Несет ответственность не только как глава тоталитарного государства, но и как прямой инициатор. 15 мая 1932 года И. Сталин подписал Декрет о второй пятилетке. В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Не произошло это, потому что Божественный Спаситель дал обетование: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18).

Поклонники И. Сталина чаще всего ссылаются на встречу И. Сталина ночью 4 сентября 1943 года. В результате произошло лишь ослабление гонений. Причины были внутренние и внешние. Два года войны показали, что выстоять и победить можно только при жертвенном участии всего народа. Во время переписи 1937 года 57,7% опрошенных назвали себя верующими. Это побудило отступить от объявленной 15 мая 1932 года политики полного уничтожения религии, потому что в народе это вызывало недовольство. Вторая причина была внешняя – пропагандистские шаги для западных союзников. Сказанное можно подтвердить тем, что гонения ослабли, но не прекратились. В заключении продолжал томиться святитель Афанасий (Сахаров). 5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. 13 августа 1945 владыка скончался в ссылке. В сентябре 1944 года был арестован священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть; 1901–1945). Он мужественно исповедовал православную веру во время пыток и издевательств и скончался в тюрьме НКВД.

С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и, самое главное, с этого времени начинается методичное закрытие храмов. Если к 1948 году у нас было 14,5 тысяч храмов, то за последние годы жизни Сталина было закрыто около тысячи храмов. В записке И. Сталину, поданной 25 июля 1948 года министром МГБ В. Абакумовым, сообщается, что за период с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года «за активную подрывную деятельность» было арестовано 1968 «церковников и сектантов»; православных – 679.

Поклонники И. Сталина утверждают, что он был верующим. Мнение это придумано и не имеет никаких фактических данных. Законно спросить: как верующий христианин мог создать один из самых бесчеловечных режимов? Миллионы расстреляны и замучены в лагерях. Почти полвека шла работа по реабилитации невинно осужденных. В архиве есть документ, от которого становится страшно. Это секретная книга, подготовленная Главным управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР «Работа с несовершеннолетними и безнадзорными» (ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 28. Л. 14–17 ). В ней говорится: «В настоящее время в системе ГУЛАГа действуют 50 трудовых колоний закрытого и открытого типа. С момента решения ЦК ВКП(б) и СНК через трудовые колонии пропущено 155 506 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 68 927 судившихся и 86 579 не судившихся». Через ГУЛАГ за пять лет пропущено 155 506 подростков!

Для взрослых существовали: Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР), Бамлаг, Берлаг, Безымянлаг, Белбалтлаг, Воркутлаг (Воркутинский ИТЛ), Вятлаг, Дальлаг, Джезказганлаг, Джугджурлаг, Дмитровлаг (Волголаг), Дубравлаг, Инталаг, Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Кизеллаг, Котласский ИТЛ, Краслаг, Локчимлаг, Норильсклаг (Норильский ИТЛ), Озерлаг, Пермские лагеря (Усольлаг, Вишералаг, Чердыньлаг, Ныроблаг и др.), Печорлаг, Печжелдорлаг, Прорвлаг, Свирьлаг, СВИТЛ, Севжелдорлаг, Сиблаг, Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Таежлаг, Устьвымлаг, Ухтпечлаг, Ухтижемлаг, Хабарлаг.

Хочется спросить поклонников И. Сталина: чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие концентрационные лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом: в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан.

И. Сталин принес горе миллионам людей. Нет необходимости в статистике. Достаточно прикоснуться к тем документам, в которых запечатлелись страдания. Анна Ахматова писала: «Я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу». Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом» (Реквием. Вместо предисловия). До самой смерти сохранялось у нее мучительная память о пережитом:

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

(Реквием. Вступление)

Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года.

Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла. Привыкание ко злу – страшная болезнь нашего времени.

По материалам сайта Православие.ru
2009

Заметки на полях

  • МО

    Соседство этой заметки ― и, в частности, слов «Хочется спросить поклонников И. Сталина: чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие концентрационные лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом: в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан» ― с материалом «На Украине священника судят за слова, что русские освободили мир от нацизма»
    https://vetrovo.ru/bezumny-mir/russkie-osvobodili-mir-ot-natsizma/
    вызывает у меня короткое когнитивное замыкание.
    А у уважаемой редакции, разместившей эти материалы друг за другом, такого замыкания не происходит? Всё нормально?

  • Отец Георгий, у меня наоборот — контакты отходят (кажется, это так называется).

  • г. Жуковский МО

    Тоже, Ольга Сергеевна, не укладывается в голове скорость изменения нашей жизни и направление нашего движения. С одной стороны отчуждение людей друг от друга разными способами, и церковных тоже, с другой — внешне очень удобная организация жизни с помощью цифровых технологий, с третьей — движение к очень жёсткой властной руке.
    На днях переходила на Таганской с одной станции метро на другую.
    Очень впечатляет белоснежный да ещё и с подсветкой горельеф Сталина и обращенность в порыве благодарности скульптурных взрослых и детей с цветами к нему. Видится эта композиция символом победной и счастливой жизни. И обязательно охрана рядом, от живых людей охраняют.
    А рядом для трезвения надо поместить множество тюремных фотографий того времени священников, монахов, монахинь,простых людей за веру пострадавших и ещё неизвестно за что, чтобы современные люди видели их замученные измождённые лица, их глаза, часто номера на фотографиях вместо имён.
    Кажется, в будущем нас или следующие поколения ожидает такое же разделение.
    И самое страшное во всем сталинском времени кажется сознательное использование и взращивание самых греховных и низменных свойств человека, очень страшно дойти до животного состояния.
    Читаю сейчас письма с Соловков священномученика Иоанна Стеблина-Каменского. » Будьте особенно внимательны к своей духовной жизни, будьте верны Христу Распятому…Пусть замолчит в вас всё животное…Мне хотелось бы, чтобы не только молодежь, но и сам я, и все верующие приобщились бы высшей радости жизни, постоянного сознания себя Христовыми».
    Как все просто, и как всё сложно.

  • г. Жуковский МО

    Дед рассказывал.
    Он до войны работал на авиационном заводе в Москве.Однажды утром пришел на работу, а в одном цехе, в другом, в третьем не вышли сотрудники на работу и среди них его друг, многодетный еврей, с десятью детьми, девять мальчиков ,а последняя девочка ( и дед рассказывал, мальчикам родители за непослушание подзатыльники и шлепки раздавали, а девочку берегли, с рук не спускали). Обед у многодетного отца каждый день был одинаковый: белый хлеб и стакан безплатной газировки из заводского автомата.
    Вечером после работы пошли друзья к нему домой. Жена его рассказала: Ночью приехала скорая и забрала его. Утром пошла разыскивать и услышала: Не ходите и не ищите.

  • МО

    // у меня наоборот — контакты отходят (кажется, это так называется).//

    Какого рода контакты Вы подразумеваете, Ольга Сергеевна? С инопланетянами? )
    Я же под когнитивным КЗ (коротким замыканием) разумею противоречие, в которое вступают материалы «Архимандрит Иов (Гумеров). Можно ли оправдывать Сталина?» и «На Украине священника судят за слова, что русские освободили мир от нацизма». На мой взгляд, соседство этих статьей на сайте является попыткой соединения несоединимого.

  • Отец Георгий, ничего несоединимого в этом нет. Если бы украинского священника судили за слова «Сталин освободил мир от фашизма, нацизма и другой нечисти. Я безмерно благодарен Богу за то, что я сталинист» — было бы другое дело.

  • МО

    //Если бы украинского священника судили за слова «Сталин освободил мир от фашизма, нацизма и другой нечисти. Я безмерно благодарен Богу за то, что я сталинист» — было бы другое дело.//

    Дорогая Ольга Сергеевна, Сталин не мог освободить мир от фашизма уже потому, что сам был фашист. Это не мои слова. Это слова из другой опубликованной Вами статьи, архимандрита Иова (Гумерова), цитирую: «Чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие концентрационные лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом: в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан».

    Это одна причина, по которой Иосифа Сталина (а вместе с ним и российского солдата, как о том говорит украинский священник) нельзя назвать победителями фашизма. А другая? Вам известно, как отблагодарили освобождённые освободителей? Я имею в виду снос памятника маршалу Коневу в Праге в 2020 году.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Ивану_Коневу_(Прага)
    За что же так отблагодарили победителей фашизма освобождённые от фашизма? Очевидно, за создание того самого социалистического лагеря, в который Сталин прежде посадил граждан своей страны, а, придя в Европу, стал сажать её граждан. В самом деле, не за освобождение же от Гитлера снесла Прага памятник маршалу Коневу, но за насильное переустройство чешской жизни на советский лад, за пропаганду и внедрение марксистско-ленинской идеологии, за насаждаемое безбожие, за перевод частной собственности в общественную. За все эти и другие дела Прага не хотела благодарить русских и воспринимала их дела как зло. И назвать такое освобождение освобождением трудно.

    Зачем было создавать соцлагерь? Чья это была затея? Сколько народных денег было потрачено? Сколько ресурсов и сил было вбухано в содержание Советской армии в Европе? Зачем? А я скажу зачем. Как освобождение Европы от Наполеона отец Константин Корепанов называет миссией, так освобождение мира от Гитлера тоже было миссией. Но не народной и тем более не церковной миссией. А какой? Первая миссия была масонской, а вторая ― коммунистической. Как после 1812 года выполнялась миссия масонская, поскольку ни народу, ни Церкви не нужен был раздел Европы, так после 1945 года выполнялась русским (или всё же советским?) народом не народная и тем более не церковная миссия, но ― коммунистическая. Коммунизм от масонства не далече отстоит. Более того, коммунизм из масонства вышел. Вы об этом не знали? Не знали, что большевизм был выращен в царской России? Читайте, братья и сёстры, труды Острецова, там на обильных фактах объяснено, как Российская империя породила Советскую.

  • 1. Так значит, не надо было мiр от фашизма в лице Гитлера и его армии освобождать?

    2. Вот я читаю и публикую книгу Волкова «Погружение во тьму», которая, как понимаю, Вам близка. Там одни русские люди умирают в лагерях, а другие их охраняют и мучают. Есть ли среди них, по-Вашему, тот русский человек, с которого можно брать пример? Или повсюду масонство, коммунизм и фашизм? Мы можем говорить о советских временах, ссылаясь на палачей, а можем — думая об их жертвах. И примерно такая же разница между Сталиным и нашим народом, победившим фашизм.

  • МО

    //1. Так значит, не надо было мiр от фашизма в лице Гитлера и его армии освобождать?//

    Похоже, я остался не услышанным. Как мог освободить мир от фашизма тот, кто сам был фашистом?

  • Мои дедушки не были фашистами, отец Георгий. А Ваши?

  • МО

    // И примерно такая же разница между Сталиным и нашим народом, победившим фашизм.//

    Побеждённый неправдой никогда не может быть победителем, п.ч. его победа это победа лжи. Живущий в неправде не может быть победителем ни в каком случае. Его «победа» только усугубит его пребывание во лжи.

    Коммунизм победил фашизм. У украинского батюшки это событие вызывает гордость. У Вас, похоже, тоже?

  • Вы не ответили на вопрос про Ваших дедушек (они же воевали?).

  • МО

    //Мои дедушки не были фашистами, отец Георгий. А Ваши?//

    Мои деды, Ольга Сергеевна, убиты фашизмом. Один, по матери, в Синявинских болотом под Ленинградом, другой, по отцу, под Мясным Бором у Новгорода. Но прежде фашизма они были убиты коммунизмом. «Прокляты и убиты». Убитые дважды. Духовно и телесно.

  • Но они, единожды убитые, всё же пытались освободить свою Родину от фашизма? Как же так? Этот факт разрушает Вашу теорию.

    А как бы Вы поступили на месте Ваших дедушек?

  • МО

    //А как бы Вы поступили на месте Ваших дедушек?//

    Меня Господь поставил на моё место, а не на место дедушек. А как бы Вы поступили на месте Сталина? Или на месте Путина? На мой взгляд, такого рода вопросы лишены всякого смысла, и рассуждать на них ― говорить ни о чём. Ольга Сергеевна, а чем Вам не нравится Сталин, если он тот главный человек, который поднял и направил моих и чужих дедушек на освобождение Родины от фашизма?

    //Но они, единожды убитые, всё же пытались освободить свою Родину от фашизма?

    От фашизма Сталина? Нет, они не пытались этого сделать.

    //Как же так? Этот факт разрушает Вашу теорию.//

    Слова о том, что побеждённый неправдой не может быть победителем, даже если он кого-то победил ― не «теория». Эти слова ― перенос на русскую действительность выразительнейших слов Псалтыри: Се боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие. Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет (Пс. 7:15-17).

  • Отец Георгий, мне кажется, Вы ушли от ответа. Но согласна в том, что разговор наш всё более ни о чём, потому что от конкретики Вы переходите к философствованию, и всё труднее понять, какое отношение эти рассуждения имеют к теме победы русского народа в Великой Отечественной войне. По-Вашему, зря мы победили и только сменили шило на мыло?

    Вы называете советский строй «фашизмом» (или Сталина фашистом), ссылаясь на отца Иова (Гумерова). Но отец Иов такого не говорил. А вот определение фашизма: «Фаши́зм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Ф. у власти – террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя».

    И где в этом определении точки соприкосновения с советской действительностью?

    И ещё. Если Вы утверждаете, что в Великой Отечественной войне победил единолично Сталин (по-Вашему, «фашист»), то, простите, Вы и есть сталинист в самой крайней форме. Один человек победил полчища нечисти! Это же просто сверхчеловек, если по-Вашему. А если не лично Сталин победил фашизм, то это значит, что не фашизм и не коммунизм его победил, а наш с Вами народ, в котором были не только коммунисты, но и пострадавшие от коммунизма, и верующие, и многие-многие другие. И мы вправе гордиться этой победой! Вместе с тем украинским священником, которого судят за его слова о нашем общем народе.

  • Брянск

    «И мы вправе гордиться этой победой!»
    В повести о стоянии на Угре (XV век) есть такие слова: «но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу Богу и Пречистой Его Матери Богородице, ибо
    Он нас спас»…

    Разве эти слова не должны относиться в т.ч и к победе в ВОВ?

  • Да, Татьяна, мы должны воздать славу Богу и Его Пречистой Матери, но и заслуги народа не должны забывать. Ведь мы чтим подвиги святых, хотя святости они достигают не своими усилиями, а по благодати Божией.

  • С Праздником, отец Георгий!
    «Меня Господь поставил на моё место, а не на место дедушек.»
    И всё-таки это явный уход от ответа. Но пусть так. Тогда скажите, совпадает ли Ваше место с местом дедушек или Вы в разных окопах с ними?

  • МО

    Спаси Христос, Ольга Сергеевна! И Вас с Праздником всех святых! Я ушёл от ответа? А, по-моему, я вполне внятно объяснил, что вопросы в сослагательном наклонении не имеют смысла. «Что было бы, если бы да кабы?..» Вы хотите в таком ключе общаться? Ну хорошо. Во-1-х, я плохо знаю все обстоятельства жизни моих дедов. Кстати, не родной, но двоюродный мой дед был выслан из Сибири в Сибирь, с юга Красноярского края на его север, в Норильск, поэтому я вполне мог бы (на месте моих дедушек) оказаться не на фронте, но за колючей проволокой, и не с винтовкой защищать Родину, а с лопатой в вечной мерзлоте. А во-2-х, я понимаю, что заданный Вами вопрос Вам представляется повергающим меня наповал, поэтому отвечу на него, каким бы бестолковым он мне не казался. Надеюсь, Вы разрешите мне перенести действие промысла Божьего о мне во времена моих дедушек? Я имею в виду чин священства, к которому призван Господом. Так вот, я думаю, что окажись я предвоенные годы в СССР, то был бы убит, как все те священнослужители, которых Советская власть, считая опасными, уничтожила перед войной, чтобы обезопасить себя в тылу. Да, я был бы расстрелян в годы сталинских репрессий к вящему спокойствию защитников социалистической Родины. Такой ответ Вас устраивает?

  • Нет, не устраивает, потому что время слишком сильно отличалось от нашего, и невелика вероятность того, что Вы были бы священником. Если бы Вы были простым мiрянином и оказались на фронте, то воевали бы с дедушками против Гитлера?

  • Карелия

    //…и невелика вероятность того, что Вы были бы священником//
    Не Вам судить, уважаемая Ольга Сергеевна. На то есть Господь. Он призывает, кого хочет, во все времена.

  • Уважаемая Елена, предлагаю отличать суды от рассуждения.
    «Он призывает, кого хочет, во все времена».
    Конечно, никто с этим и не спорит. Но призывает Господь и в лагерях, и на фронте, и всех по-разному. Хотелось бы узнать, воевал бы мiрянин, до Божьего призыва, вместе со своими дедушками против фашистов или нет.

  • Карелия

    Ваши рассуждения воспринимаются, как утверждения. Разве мы можем серьезно рассуждать в условном наклонении (если бы…)?

  • Нет, не утверждаю, а наоборот — спрашиваю. А ставить себя на место людей, живших в то или иное время, и спрашивать себя — как поступил бы я, очень естественно.

    …История кружит в который раз.
    Растут иуды, воины, пилаты,
    Ученики — кто пред Тобой сейчас?
    https://vetrovo.ru/stoyal-bi-i-smotrel-ne-otrivayas/

  • Карелия

    // …и спрашивать себя — как поступил бы я, очень естественно //
    Можно ошибиться сгоряча.

  • МО

    // разговор наш всё более ни о чём, потому что от конкретики Вы переходите к философствованию,//

    Приложение стихов Псалтыри к нашему разговору Вы называете философствованием? Кстати, обратимся к Писанию. Вчерашнее Евангельское чтение начиналось словами: Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех… (Мф. 10:32).
    Принято считать, в частности, главредом и авторами РНЛ, что советские воины, если не исповедовали Православие вслух, то в душе-то были верующими, поэтому, погибая в боях, они наследовали жизнь вечную. Однако согласно словам Христа, исповедование веры в Него должно совершаться не «в душе», но ― пред человеки. Моя мысль понятна?

    //Вы называете советский строй «фашизмом» (или Сталина фашистом), ссылаясь на отца Иова (Гумерова). Но отец Иов такого не говорил.//

    Ну да. Отец Иов сказал, что гитлеровские лагеря отличались от сталинских лагерей главным образом составом: «в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан», поэтому, да, коммунизм и фашизм разные вещи. Сталин не был фашистом, он был коммунистом. Внимание, вопрос. Что бесчеловечнее? Когда уничтожают чужих, или когда уничтожают своих? Я полагаю, что последнее страшнее. Почему? Если взять точкой отсчёта бесчеловечности сатану и его служителей («он человекоубийца бе искони и во истине не стоит»), то какой -изм будет ближе к сатанизму? Фашизм или коммунизм? Я полагаю, что те, кто мочит своих, ближе к сатанизму, чем те, кто убивает чужих. Так что, фашизм, простите, человечнее коммунизма.

  • 1. Евангельская мысль понятна (она о другом), а Ваше нежелание прямо ответить на вопрос — нет.
    2. «В гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан».
    Этих граждан, наших дедушек, Сталин сажал в лагеря, Гитлер сажал в лагеря (в лучшем случае), а теперь Вы припечатываете — во-первых, тем, что отождествляете жертв с палачами, а во-вторых, тем, что даже на уровне допущения не хотите оказаться с ними в одном окопе и стрелять в общего врага.

  • Санкт-Петербург

    Недавно пришла к этой же мысли. Стали, Ленин и другие сподвижники даже хуже Гитлера. Гитлер истреблял чужие народы, а они свой…»Хочется спросить поклонников И. Сталина: чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие концентрационные лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом: в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан.»

  • МО

    //1. Евангельская мысль понятна (она о другом),//

    Она о том, что Вы исправили в моей реплике. Я написал: «прежде фашизма они [деды] были убиты коммунизмом. «Прокляты и убиты» [роман В. П. Астафьева]. Убиты дважды. Духовно и телесно». А Вы написали: «Но они, единожды убитые…». Нет, Ольга Сергеевна, дважды. П.ч. продолжение слов Христовых таково: А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех (Мф. 10:33)

    //даже на уровне допущения не хотите оказаться с ними в одном окопе и стрелять в общего врага.//

    Да куда бы я делся, Ольга Сергеевна?! Если не на каторгу, то под ружьё бы пошёл в 1941 году, как это и случилось со мной в 1984-1986 гг., отданных срочной службе в Советской Армии. Мне тогда повезло, что не отправили выполнять интернациональный долг в Афганистане, а так, может, уже и не общался бы с Вами на самом правдивом сайте в мире, Вами редактируемом. ) А вот из Вас, судя по настойчивости, с которой Вы меня отправляете в окопы, вышел бы в 1941 году отличный политрук или боец тех загранотрядов, что стояли позади линий фронта и отстреливали беглецов с передовой.

    //Если не на каторгу, то под ружьё пошёл бы в 1941 году//

    Ниже список жертв сталинских репрессий Каратузского района Красноярского края по фамилии Селин. Все они в той или иной степени ― мои родственники, п.ч. из села Верхний Кужебар родом мой дед, Архип Андреевич, и отец, Владимир Архипович.

    СЕЛИН Анисим Егорович,
    род. в 1897 в с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Проживал на прииске Никольский Каратузского р-на КК. Арестован 17.05.1938. Обвинение в КРО. Дело прекращено 31.05.1938 Минусинским ПО НКВД ЗСК в связи с отсутствием вины. Реабилитирован 14.03.1997 прокуратурой КК (П-4321).
    СЕЛИН Антон Тимофеевич,
    1874 г.р. Житель с. Верхний Кужебар Каратузского р-на, крестьянин. Лишен изб. прав в 15.03.1930 г., экспроприирован и в мае 1931 г. выселен с семьей на трудпоселение Ольховской комендатуры.
    СЕЛИН Гавриил Федотович,
    род. в 1891 в с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Русский. Из крестьян. Работал рыбаком в Минусинском пограничном отряде. Арестован 26.06.1946 в г. Абакане. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Осужден 12.08.1946 облсудом Хакасской АО КК на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 27.07.1966 ВС РСФСР (П-14395)
    СЕЛИН Георгий Антонович,
    1903 г.р. Уроженец и житель с. Верхний Кужебар Каратузского р-на, крестьянин. Лишен изб. прав 15.03.1930 г., экспроприирован и в мае 1931 г. выселен с семьей (4 чел.) на спецпоселение в Чулымскую Гарь. В том же году Георгий был арестован ОГПУ в д. Вознесенка Ново-Кусковского р-на Томской обл. Освобожден в 1932 г. Дело прекращено за недоказанностью.
    СЕЛИН Даниил Иванович,
    род. в 1899. Уроженец и житель с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского уезда Енисейской губ. Русский, малограмотный. Из крестьян-середняков. Рабочий «Золотопродснаба». Арестован 20.12.1937 по делу Воронова М.С. (3 чел.). Обвинение в КРКГ, КРА. Приговорен 28.12.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН с конфискацией личного имущества как участник к/р группы в селе В. Кужебар. Расстрелян 02.01.1938 в г. Минусинске. Реабилитирован 11.08.1959 Красноярским крайсудом (П-11179)
    СЕЛИН Дмитрий Ананьевич,
    61 год (1934). Житель д. Лебедевка Каратузского р-на, крестьянин, занимался извозом. Кулак-лишенец с 1930 г., осужден нарсудом на 2 года лишения свободы и 5 лет ссылки. В марте 1930 г. выслан с женой в Канский округ. Дети остались в деревне. Из жалобы в ЗС КИК: «К 1930 г. имел я семью 9 человек, в хозяйстве было 4 лошади, 2 коровы и молотилка-кустарка (…) Молотилку я имел в течение 4 лет, она была куплена в 1926 г. уже ветхой. За несдачу к 1 октября 1929 г. хлеба в количестве 700 пудов меня окулачили, а в марте 1930 г. как кулака выслали в Приангарский край, откуда я вернулся на родину по старости и инвалидности в начале 1933 года. Семья за этот период разбрелась и поустраивалась то по своим мизерным хозяйствам, то членами колхоза, жена моя работает членом колхоза. Сам я на старости лет оказался одиноким бесправным бобылем (…). 15.07.1934.
    СЕЛИН Иван Павлович,
    1877 г.р. Житель с. Верхний Кужебар Каратузского р-на, крестьянин. Лишен изб. прав в начале 1932 г. и отправлен всей семьей (3 чел.) на лесозаготовки. Затем экспроприирован и выселен с семьей на трудпоселение за пределы района.
    СЕЛИН Иван Семенович,
    1880 г.р. Житель с. Верхний Кужебар Каратузского р-на, крестьянин. Лишен изб. прав как кулак, экспроприирован и в 1931 г. выселен с семьей (4 чел.) на трудпоселение за пределы района. Сын Иван (1918 г.р.) оставлен в селе.
    СЕЛИН Илья Родионович,
    1898 г.р., русский, уроженец с. Верхний Кужебар Каратузского р-на КК. Неграмотный. Раскулачен в 1931, выслан в Анжеро-Судженск Кемеровской обл. с семьей: жена Марина 1903 г.р., дети: Николай 1926 г.р., Анастасия 1926 г.р., Мария 1932 г.р. Чернорабочий Китатского леспромхоза. Арестован 27.11.1937. Обвинение в КРД. Приговорен 01.12.1937тройкой УНКВД Новосибирской обл. к ВМН. Расстрелян 08.12.1937 в г. Новосибирске. Реабилитирован 01.09.1958 облсудом Кемеровской обл. (Архив ИЦ ГУВД по Красноярскому краю).
    СЕЛИН Илья Трофимович,
    род. в 1898 г. Уроженец и житель с. Верхний Кужебар Каратузского р-на, крестьянин-колхозник. Лишен изб. прав как кулак в феврале 1932 г., исключен из колхоза, экспроприирован и выселен с семьей на трудпоселение за пределы района (Васюганский р-н Томской области): жена Ксения Ефимовна, 1898 г.р., дети: Евдокия, 1920 г.р., Мария, 1923 г.р., Михаил, 1924 г.р., Валентина 1930 г.р., Александр (ум.20.01.1933), мать Екатерина, 1856 г.р. Благодаря ходатайству сестры Любови – бывшей политкаторжанке, был возвращен из ссылки. Конфискованное имущество сельсовет отказывался возвращать. (Архив ИЦ ГУВД по Красноярскому краю)
    СЕЛИН Марк Феоктистович,
    род. в 1899 в с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского уезда Енисейской губ. Неграмотный. Старатель на Сергеевских приисках Каратузского р-на КК. Арестован 20.05.1938. Обвинение в КРО. Приговорен 11.06.1938 тройкой УНКВД КК к ВМН как член к/р кулацкой повстанческой группы на прииске. Расстрелян 05.08.1938 в г. Минусинске. Реабилитирован 07.05.1989 прокуратурой КК (П-15726)
    СЕЛИН Маркел Максимович,
    род. в 1905 с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского уезда Енисейской губ. Проживал на Верхнеамыльском золотом прииске курагинского р-на КК. Арестован 15.07.1938. Обвинение в КРО. Дело прекращено 23.07.1938 Минусинским ПО НКВД ЗСК за недоказанностью его участия в в шпионско-повстанческой группе. Реабилитирован 14.03.1997 прокуратурой КК (П-4321)
    СЕЛИН Никита Родионович,
    1885 г.р., русский, уроженец и житель с. Верхний Кужебар Каратузского р-на КК. Лишен избирательных прав, раскулачен, в 1933 осужден за саботаж хлебопоставки. Наказание отбыл. Рабочий треста «Союззолото». С 27.07.1937 в Минусинской тюрьме. 22.10.1937 тройкой УНКВД КК, протокол № 25, приговорен к расстрелу по делу Дорофеева Ф.С. (3 чел.) № 3820. Расстрелян в период с 30 по 31.10.1937 в Минусинске. 11.08.1959 реабилитирован крайсудом КК. (Отец Никиты и брат Илья были высланы из села как кулаки)
    СЕЛИН Петр Прокопьевич,
    род. в 1888 в с. Верхний Кужебар Минусинского округа Енисейской губ. Русский, образование среднее. Из крестьян. Проживал в с. Новоселово ВСК. Занимался хлебопашеством. Арестован 12.01.1930. Обвинение по ст. 58-11 УК РСФСР. Осужден 27.03.1930 особой тройкой ПП ОГПУ СК на 5 лет концлагерей. Без определенных занятий. Арестован 14.03.1938. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговорен 26.05.1938 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 31.03.1938 в г. Красноярске. Реабилитирован 31.05.1996 и 18.05.1989 прокуратурой КК (П-21998)
    СЕЛИН Петр Федотович,
    род. в 1897 в с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Русский, казак. Из крестьян-кулаков. В 1918-1919 служил в колчаковском отряде, в 1932 находился под следствием за золото. Проживал в с. Каратузское КК. Бригадир в колхозе «За красную армию». Арестован 19.11.1937 по делу Вяткина П.М. (14 чел.), содержался в Минусинской тюрьме. Обвинение по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговорен 03.12.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 12.12.1937 в г. Минусинске. Реабилитирован 07.12.1957 Красноярским крайсудом (П-19411)
    СЕЛИН Терентий Федотович,
    род. в 1893 в с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Проживал в Петропавловском зимовье по р. Амыл, в 40 км от с. Кужебар Каратузского р-на КК. Работал в трансконторе «Союззолото». Арестован 16.07.1938. Обвинение в КРО. Решение не принималось,судьба не известна. Реабилитирован 14.03.1997 прокуратурой КК (П-4321)
    СЕЛИН Трофим Иванович,
    1901 г.р. Житель с. Верхний Кужебар Каратузского р-на, крестьянин. Лишен изб. прав 17.03.32, экспроприирован и выслан с женой Акулиной и дочерью на спецпоселение за пределы района.
    СЕЛИН Федор Алексеевич,
    род. в 1897. Уроженец и житель с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Проживал на Верхнеамыльском прииске. Арестован 17.07.1938. Обвинение в КРО. Решение не принято, судьба его не известна. Реабилитирован 14.03.1997 прокуратурой КК (П-4321)
    СЕЛИН Федор Васильевич,
    род. в 1888 в с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Проживал на Верхнеамыльском золотом прииске станка Никольский Каратузского р-на КК. Арестован 17.05.1938. Обвинение в КРО. Дело прекращено 31.05.1938 Минусинским ПО НКВД ЗСК в связи с отсутствием вины. Реабилитирован 14.03.1997 прокуратурой КК (П-4321)
    СЕЛИН Яков Максимович,
    род. в 1904 с. Верхний Кужебар Сагайской вол. Минусинского уезда Енисейской губ. Малограмотный. Красноармеец 3 батальона 1 ОГСБ РККА. Арестован 24.08.1942. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Осужден 05.09.1942 ВТ 8 армии на 10 лет ИТЛ и 3 года с конфискацией личного имущества в сумме 30 руб. Реабилитирован 23.05.2000 г. прокуратурой КК (П-23735)

    //Этих граждан, наших дедушек, Сталин сажал в лагеря, Гитлер сажал в лагеря (в лучшем случае), а теперь Вы припечатываете — во-первых, тем, что отождествляете жертв с палачами,//

    Вы не могли бы изложить свою мысль подробнее? Как я отождествляю жертв с палачами?

  • Отец Георгий, список Ваших репрессированных родственников впечатляет. Среди Надпорожских тоже многие пострадали — к сожалению, знаем только о некоторых из них.

    1. «Да куда бы я делся, Ольга Сергеевна?! Если не на каторгу, то под ружьё бы пошёл в 1941 году».

    Это подневольный вариант, а как бы хотели поступить в той ситуации по своей воле?

    2. «Вы не могли бы изложить свою мысль подробнее? Как я отождествляю жертв с палачами?»

    Очень просто. Вы пишете: «Коммунизм победил фашизм. У украинского батюшки это событие вызывает гордость. У Вас, похоже, тоже?»

    Вы видите в Великой Отечественной войне борьбу идей и называете нашу армию «коммунизмом». А это был не «коммунизм», а люди, которые делали то, что и должен делать в этой ситуации нормальный человек — защищали родную землю от врага. Сами же они при этом могли быть пострадавшими от собственной власти. Они были под двойным гнётом — с одной стороны тоталитарная власть, с другой — бесчеловечный враг. А они поступали просто по-человечески, даже если не были верующими. Да, кто-то шёл в бой «за Сталина», а кто-то — за своих родных, которых в противном случае просто раздавили бы танками. И Вы, как Вы сами написали, неминуемо оказались бы рядом с нашими дедушками. Значит, и Вашими руками был бы побеждён фашизм.

  • Нижний Новгород

    Подвозила недавно бабушек в Храм. Вскоре после празднования Дня Победы. Одна бабушка рассказала про отца. Воевал, вернулся живой и 4 брата его все вернулись живыми. Я спрсила ,был ли он верующий, ответ был нет , ни он , ни братья, и мама, у которой 5 сыновей вернулись живыми не были верующими. Всю жизнь почитали Сталина , поднимали за него бокал или рюмку ,и пели про него песни. И она , эта бабушка, тоже о Сталине очень хорошего мнения. На мои возражения , что мол,как же так, столько народу загубил , очень горячо ответила , это не он , это на местах. В целом неприятный получился разговор, странный какой -то, по дороге в Храм. У нас на Храме табличка» Расстрелян тройкой НКВД » как почти на всех Храмах района.

  • Нижний Новгород

    Прошу прощения за неточность. Написала, что мама этих сыновей не была верующий. Нет , не мама , жена одного из сыновей, т е мама этой бабушки.

  • МО

    //«Фаши́зм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Ф. у власти – террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя».//

    Исходя из этого определения фашизма можно дать определение коммунизма. Коммунизм ― политическое течение, возникшее на основе масонских учений и выражающее интересы антихристианских сил. Коммунизм у власти ― террористическая диктатура богоборческих сил, осуществляемая с целью сохранения строя, построенного на лжи и насилии.

    //2. «Вы не могли бы изложить свою мысль подробнее? Как я отождествляю жертв с палачами?»
    Очень просто. Вы пишете: «Коммунизм победил фашизм. У украинского батюшки это событие вызывает гордость. У Вас, похоже, тоже?»
    Вы видите в Великой Отечественной войне борьбу идей и называете нашу армию «коммунизмом». А это был не «коммунизм», а люди, которые делали то, что и должен делать в этой ситуации нормальный человек — защищали родную землю от врага. Сами же они при этом могли быть пострадавшими от собственной власти. Они были под двойным гнётом — с одной стороны тоталитарная власть, с другой — бесчеловечный враг. А они поступали просто по-человечески, даже если не были верующими.//

    Нет, Ольга Сергеевна, это не я, это Вы отождествляете жертв с палачами, пытаясь оправдать последних. Сталин ― бандит, и что должен делать нормальный человек, зная это?

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    По моему, нормальный человек должен прекратить эту нелепую, абсурдную полемику. Простите!

  • И не думаю оправдывать: Сталин — бандит. А его жертвы (в том числе Ваши репрессированные родственники) — тоже бандиты? Если нет, то почему Вы объединяете тех и других словом «коммунизм»?

    «Да куда бы я делся, Ольга Сергеевна?! Если не на каторгу, то под ружьё бы пошёл в 1941 году».
    Это подневольный вариант, а как бы хотели поступить в той ситуации по своей воле?

  • «Сталин ― бандит, и что должен делать нормальный человек, зная это?»
    И что бы сделали Вы?

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Елене (Карелия)

    Елена, мне почему-то именно Вам захотелось рассказать об одном примере употребления сослагательного наклонения в прямой речи людей.
    Может быть потому, что Вы умеете СЛЫШАТЬ.
    Помню Ваш комментарий при обсуждении книги о. Романа » Быль» — о двух расстрелянных Ангелочках…

    У меня есть книга » Уроки отца», её написали две пожилые женщины — родные сёстры. Написали о своем отце — священнике. Там есть такой эпизод, сразу после революции начались страшные расправы со священством. (Авторы книги были в то ужасное время молоденькими отроковицами).
    К их отцу пришёл за советом молодой священник, и девочки слышали этот разговор. Молодой священник спросил их отца: » А что если я не вынесу пыток и сойду с ума? И в этом состоянии отрекусь от Христа — это будет считаться грехом?»
    И услышали ответ отца: » Если ты сойдешь с ума и отречешься от Христа — это не будет грехом, а вот то, что ты позволишь себе сойти с ума — это будет грех!».
    Бедная наша Россия, сколько ей пришлось вынести страданий… и всё равно у нас есть ещё настоящие священники и истинно верующие монахи и миряне… я лично их встречала… и это очень поддерживает и укрепляет. Не оставляй нас всех, Господи!!!

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Забыла сказать, что отец их был расстрелян большевиками.

  • Карелия

    Дорогая Вера Николаевна, спасибо за Ваши теплые — материнские — слова. А в приведенной цитате — не сослагательное наклонение (глагола), а сложное предложение с придаточным условия (союз если). Немного сложновато. В цитате — совет пожилого священника молодому, своего рода духовное завещание, чтобы не сбился с крестного пути.
    Спаси нас всех, Господи, и прости.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //