col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Трудно быть «бесогоном»

В воскресный день, с опозданием почти на месяц, нашла возможность посмотреть выпуск «Бесогона» Никиты Михалкова «У кого в кармане государство?», показ которого был запрещен на телевидении. Сразу скажу, что степень моей подкованности в вопросах мiровой политики и экономики такова, что я — не знаю, к сожалению или к счастью — с трудом отличаю Билла Гейтса от Германа Грефа. Но немного больше разбираюсь в театральном и киноискусстве — и как простой зритель, и как человек, выросший в актёрской семье и к любому публичному действию относящийся с позиции «верю – не верю», по Станиславскому. Конечно, Никита Михалков как актёр мне знаком и понятен гораздо больше, чем Михалков-публицист, Михалков-автор и ведущий политически окрашенной передачи. Более того: Михалков как публицист вызывает у меня некоторое сомнение, и во многом тут виновата его актёрская профессия. Образ вальяжного барина, который он неоднократно использовал в кино — этакого сэра Генри из «Собаки Баскервилей» — крепко сроднился с самим актёром, изменив, как мне кажется, его личность (или зрительский взгляд на неё). Привыкнув к определенному образу, очень трудно говорить о чём-то по-настоящему, от души: даже если у тебя наболело, ты и сам как будто затрудняешься сказать о своей боли всерьёз, и слушатели смотрят на тебя с долей сомнения: кто это говорит — очередной герой или ты сам? Поскольку привычный образ барина Михалков перенёс и в свою передачу, я всегда относилась к ней без должного внимания: автор не внушал полного доверия, его источники информации казались сомнительными, сами темы — спорными и часто слишком апокалиптическими. Порой возникало ощущение, что некоторую информацию автор черпает на каких-то сомнительных сайтах, которые лично я стараюсь обходить стороной. В то же время всегда было понятно, что имя Михалкова, его лицо на телеэкране для многих является знаком качества «Бесогона».

Само название передачи — «Бесогон» — вызывает вопросы. Насколько я знаю, в Издательском совете Русской Православной Церкви несколько лет назад не хотели давать гриф сборнику рассказов Валерия Лялина, и одной из претензий было название одного рассказа: «Бесогон из Ольховки». Кажется, рецензент даже усомнился в существовании такого слова — бесогон. Но слово такое, конечно же, есть; есть даже раннехристианский святой Никита Бесогон, икону которого Никита Михалков использует как «логотип» своей передачи. Вообще же, как легко догадаться, бесогон — это экзорцист, священник, изгоняющий бесов — страшное и ответственное служение, доступное немногим и очень опытным. Другое значение слова (по словарю Даля) — ветрогон, беспокойный, непоседа. А в словаре воровского жаргона говорится, что бесогон — это «лицо, говорящее неправду; дурак». Поэтому, используя для названия своей передачи такое название, автор рисковал. Если он соотносил себя со святым или экзорцистом, то это, по меньшей мере, нескромно, особенно для православного человека (а Никита Михалков подаёт себя именно так). Называть же себя дураком и лжецом тем более странно для публициста.

И всё же «запрещённую» передачу смотрела с интересом, даже пожалев в какой-то момент, что месяц тому назад мы не опубликовали её на сайте. Подготовка подобной передачи — очень большой труд, заслуживающий уважения. Конечно, высказывания тех же Гейтса, Грефа и других видных деятелей мiрового масштаба о нашем возможном будущем кажутся фрагментами фантастического романа (а значит, подлинность их под вопросом), но, по-видимому, нужно признать документальность происходящего. И всё же ближе к концу передачи случился «прокол» — автор, который целых сорок минут призывал нас к трезвению и «глубокому стратегическому мышлению», вдруг не удержался и позволил себе «лирическое отступление» на свой вкус. А именно — включил в передачу аудиозаписи, в которых измученные «дистанционным обучением» детей родители, гнусно матерясь, высказывают учителям своё мнение о происходящем. Как сказал мне однажды один литератор, ведший семинар на Форуме молодых писателей, «вы положили на одну чашу весов очень много хорошего, и дьявол ждал — что же вы положите на другую?». К сожалению, для православного публициста цитирование матерной брани — слишком тяжёлый «противовес», который может говорить о внутренней несостоятельности или, по крайней мере, о каком-то пробое в целостности его личности. Одно дело — когда бранное слово срывается случайно, и другое – когда их в неограниченном количестве осознанно вставляют в публичное выступление. Ведь, как говорится в статье Александра Жилина и Григория Ванина «Культурные матерщинники», «выражения “материться”, “матерщина”, “мат” этимологически происходят от обличения богохульников в попытках “бесчестить Пречистую Матерь Божию”». И, между прочим, грех сквернословия является проявлением блуда — именно с этим грехом связаны значения матерных слов. Каждое такое слово предполагает определённый образ, от которого взрослые пытаются оградить детей. Печально, что родители без стыда матерятся в разговоре с учителями, но не менее печально, что их цитирует православный культурный деятель. И не только цитирует, но в других ситуациях и сам употребляет подобные выражения без стеснения, причём даже в разговоре с архиереем — которого тоже, конечно, можно и нужно назвать учителем. Жаль детей, если они, уже услышав матерные слова из уст родителей, услышат их и с телеэкрана, во время показа «просветительской» передачи — только из-за этого можно было бы поставить вопрос о её запрещении.

Пять лет тому назад Никита Михалков в числе других деятелей культуры — Фёдора Бондарчука, Карена Шахназарова, Сергея Мирошниченко, Олега Табакова, Владимира Хотиненко — подписал письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой разрешить использование мата в кино. В письме говорилось, что «нецензурная брань является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий». Интересно, что же это за «традиция», о которой пытались напомнить деятели культуры? Ивана Баркова или Сергея Шнурова? Но, какой бы она ни была, православной (к которой явно относит себя Михалков) её точно не назовёшь.

Конечно, можно сказать, что матерная брань, включённая Михалковым в выпуск «Бесогона» — всего лишь частность, а сама задумка хорошая. Но, наверное, нельзя изгонять бесов из других, не разобравшись прежде с содержанием собственной души, не очистившись, не обновившись. Увы, это наша беда: стремиться изменить весь мiр, спасти человечество, произносить громкие слова с высоких трибун, но не находить сил и желания для того, чтобы взглянуть на себя самого и хоть чуть-чуть, но сдвинуть тяжкий камень, закрывающий вход во гроб нашего сердца. Да что тут говорить — не сдвинуть, так хотя бы заметить.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
1 июня 2020

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Благодарю за прекрасную статью, лишенную политической истерии, которая присутствует во всех опубликованных откликах на передачу Михалкова. И с печалью добавлю: в следующей передаче Михалков, отвечая на эти отклики, сам изрыгает матерную брань, и вставляет видео с еще более мерзкой, чем в первой передаче. И тут вспомнилось название недавно опубликованной статьи — «Игра в церковь закончилась» — мы все сейчас показываем свое подлинное лицо. «Игра в православие» тоже закончилась — и противостоять наступающему злу с матерной бранью на устах вряд ли получится. Спаси и сохрани нас, Господи. Надеемся, что уважаемому Никите Сергеевичу кто-то из близких ему священников скажет об этом и помолится о нем.

  • Юрла

    Как хорошо , что Вы написали эту статью. Вы выразили словами то, что вертелось в голове.

  • г. Рязань

    Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы «схватить» (Ин.10:39) не Господа – ибо это не по силам их, а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

    Святитель Феофан Затворник

  • МО

    При перекличке статьей «Трудно быть «бесогоном» и «Культурные матерщинники» существует между ними и различие. Вот цитаты, указывающие на это различие.

    Александр Жилин, Григорий Ванин: «Между тем, доктрина Даллеса не нова. Она представляет собой модернизированный Генеральный план «Ост», разработанный в 1941 году в гитлеровской Германии. В основу плана лег проект колонизации Восточной Европы, предложенный начальником внешнеполитического управления НСДАП, руководителем Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания НСДАП, рейхсминистром восточных оккупированных территорий Альфредом Розенбергом. В плане прямо поставлена задача деморализации русских».

    Ольга Надпорожская: «Пять лет тому назад Никита Михалков в числе других деятелей культуры — Фёдора Бондарчука, Карена Шахназарова, Сергея Мирошниченко, Олега Табакова, Владимира Хотиненко — подписал письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой разрешить использование мата в кино. В письме говорилось, что «нецензурная брань является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий». Интересно, что же это за «традиция», о которой пытались напомнить деятели культуры? Ивана Баркова или Сергея Шнурова?»

    Г.С.: Выходит, что традиция, о которой говорят названные деятели культуры, это традиция Алана Даллеса и Альфреда Розенберга. Но поскольку Иван Барков (1732—1768) жил и творил до образования США, то не надо нам рисовать образы врагов, сидящих в Америке или в Германии, когда вот они, деморализаторы, вещают с экранов российских телевизоров на всю страну и при этом считаются её героями и спасителями. О, лесть бесовская!

  • Санкт-Петербург

    В своей передачи он говорил, что взял именно имя своего небесного покровителя Никиты Бесогона. Наверное, оно и отвечало задумке самой передачи. Мне его передача нравилась, пока не вышла серия про «чипизацию» и ее разбор с отцом Георгием. После этого, конечно, доверия к его словам нет.

  • Одинцово

    Михалков — молодец! Не промолчал, не засунул голову в песок, изложил всё, как есть, без прекрас. Вы прицепились к матерной брани, к такой детали, которая, в сложившейся ситуации просто — ничто!!! В его выпуске -«У кого в кармане государство?» чётко говорится, с цитатами тех людей, кто хочет скорей зачистить территорию, о проблемах, которые трудно не увидеть, а вы там мат рассмотрели и начали целую эпопею на эту тему! Показал, насколько накалена обстановка!!! Разве не так? Поэтому и мат от смертельно уставших родителей… Если вы это не понимаете, то увы и ах!

  • Днепр

    Мария Одинцово, значит, Вы считаете, что для того, чтобы донести нужную мысль в массы, все средства хороши? А если вашему ребёнку в школе начнут объяснять предмет с помощью мата? Зато доходчиво! Михалков молодец? Прёт СВОЮ «культуру» в массы, разговаривает с вами без цензуры, оскорбляет Ваше женское достоинство, и Вам это нравится. Ну что ж, пока будут такие почитатели, будут и такие барины, которые всех остальных считают за быдло.

  • Санкт-Петербург

    Я согласна с Марией.
    Программу Никиты Сергеевича посмотрело более 7 млн человек. Это здорово, что люди узнают о страшной опасности.
    Михалков не был голословным, на каждое высказывание — документ.
    Насчет мата : мне кажется, что не все средства хороши, я против мата.
    Но кто из нас без греха? Время для покаяния есть у каждого.

  • Днепр

    7 миллионов человек, есть над чем задуматься !
    Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк. 17:1-2).

  • Нижний Новгород

    Никто из нас, конечно, не безгрешен, но можно ли каяться в грехе, одновременно его защищая? А Никита Сергеевич предложил защитить мат законом, как культурное наследие.

  • Почему переключаемся на второстепенное. Ведь в программе Н.С. основная тема не защита мата, а вопросы об обучении детей, о манипуляции народом, о вакцинации и чипизации. Я тоже не люблю матерящегося барина, но меня интересует сколько правды в его словах.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна, пока жив человек- есть время для покаяния, это имела в виду. Мне кажется слишком много места отводится форме, а не содержанию передачи.

  • Днепр

    Светлана, смотря что для Вас второстепенное. Стали бы Вы слушать человека на площади, который изрыгал бы мат. Думаю, нет. А теперь судите сами, можно ли верить таким устам, которые порочат женщину и Саму Пречистую Матерь. Лучше закрыть уши и пройти мимо.
    А по существу: иерей Георгий Максимов сделал несколько видео-разборов передачи «Бесогон».

  • Марина, Санкт-Петербург, разве бывает, чтобы у слова была только форма, а содержания не было? Если бы это было так, никакое слово не было бы грехом, в том числе матерное.
    Если бранное слово нечаянно сорвалось с уст и человек попросил за него прощения — это одно. Если же он пользуется им (сам или цитирует) постоянно ради достижения художественного эффекта — это совсем другое, это не может быть стилем речи православного человека, окружившего себя иконами и назвавшего свою передачу «Бесогон». Где-то здесь неправда: или в одном, или в другом.
    Допустим, ведущий использует мат в речи для того, чтобы быть «понятым» аудиторией, быть там «своим». Но хорошо же он тогда думает о людях! Даже если среди них есть матерящиеся, одной из его задач должно быть повышение их уровня (а не убеждение их в том, что их уровень приемлем и сам он такой же). Ведь не слышим мы мата с амвона во время проповеди. И от учителей мы его никогда не слышали (хотя сейчас, говорят, бывает и по-другому). Но, может быть, Н. Михалков употребляет и защищает мат просто потому, что для него естественно?
    Благодарна за комментарий Людмиле Ильюниной, написавшей: ««Игра в православие» тоже закончилась — и противостоять наступающему злу с матерной бранью на устах вряд ли получится».

  • Не защищаю мат, но с ним люди живут давно, а вот вопросы о которых я писала ранее поднимаются в наши дни. Я не собираюсь спорить, мне это не интересно. Мне интересно знать, где именно неправда а где правда. Но ответа нет, есть только разговоры о матерящемся, но не о матерящемся сантехнике.

  • Нижний Новгород

    Марина, к содержанию передачи тоже можно относится по-разному. Некоторые доводы Н.С. Михалкова действительно кажутся надуманными. Но целью статьи, как я поняла, был не разбор сути передачи, а размышление на тему, можно ли в принципе доверять этому человеку, который, в частности, выдавая себя за православного, не только не гнушается мата, но предлагает узаконить этот грех, то есть фактически — лукавит. Мне лично эта передача кажется ни чем иным, как неудачной попыткой раскрутить модную сейчас тему глобального заговора. Остается понять — зачем Никите Сергеевичу это нужно. Действительно ли его цель — забота о народе, который он, по всей видимости, не очень уважает или его цель другая?

  • МО

    А не написать ли мне статью «Без чипов чипизированные»? Человек всю жизнь, всем своим творчеством готовил и приближал чипизацию, а потом говорит: «вот ваши враги, товарищи, — Гитлер и Геббельс, т.е. Гейтс и Греф. Они хотят вас поработить». Ему в ответ кричат: «веди нас на бой с ними, Никита Сергеевич, ты наш свободитель».
    О, как был дьявольски прозорлив классик чипизации сознания, сказавший, что из всех искусств важнейшим для нас являются кино и цирк.

  • Хранительницы чистоты, дорогие о Господе матери и сестры! Чистота Церкви выражается и в догматическом учении, и в нравственной чистоте Её чад. Ради Спасения мы обязаны хранить не только зрение и слух, ум и сердце, но и язык от всякой нечистоты. Да, все мы далеки от совершенства, но какой верующий станет кичиться своими пороками? О чём спор? Никто же не зарится на банку мёда с ложкой дёгтя, и вряд ли кто посоветует кому-то закрыть глаза на её черноту. Почему же сейчас не хотите замечать черноту словесную и пытаетесь оправдать грех? Разве нельзя было «всенародному печальнику» обойтись без сквернословия? Зачем понадобилось в самом конце серьёзной беседы вставлять гнусные вопли родительницы? Язык не поворачивается назвать её матерью, ибо святое не может быть порченым. Нет, не мог лицедей во дворянстве, козыряющий, как доблестью, матом в разговоре с митрополитом, и здесь обойтись без смрада: душа восхотела, потому что сроднилась со зловонием. И таковым слова Апостола не указ:

    Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4:29)

    Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение (Еф. 5:4).

  • Коломна

    Благодарю сердечно!
    Есть такое выражение: не стоит прикасаться к идолам, позолота останется на ваших пальцах.

  • Тотьма Вологодской. Та самая деревня, в которую бегут. От себя.

    Да просто желал выглядеть на равных с «хавающим» электоратом, чтобы «схавали».

  • МО

    Обращение отца Романа к читательницам Ветрово «хранительницы чистоты» напомнило слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что если бы благий Господь не оградил женщину стыдом, то не спаслась бы никакая плоть (см. Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами). «Не оградил бы стыдом», говорит Лествичник, но можно сказать – не наградил… Если бы Бог не наградил даром стыдливости женщину, то не спаслась бы никакая плоть. А можно сказать, если бы не поручил женщине хранить чистоту, то…
    Так вот, мiровой кинематограф нацелен на то, чтобы лишить женщину этого дара, украсть его у неё или принизить, обесценить, осмеять этот дар. Потом эти ребята перекладывают вину за моральное разложение и убиение народов на Гейтса и Грефа (Гитлера и Геббельса), оставляя гешефт за собой. Уточню, что под «этими ребятами» я разумею бесов, а не Н.С. Михалкова и возглавляемый им союз кинематографистов России.

  • Москва

    Батюшка, (Георгий, иерей), благословите!
    Не понятно((..

  • МО

    О, Святая Троица! Мария из Москвы Святым Духом покроется!
    Наверное, имена Гитлера и Геббельса (и иных немецких геометров типа Gеринга и Химмлера) затрудняют понимание последнего предложения. Прочтите его без них: «Потом эти ребята перекладывают вину за моральное разложение и убиение народов на Гейтса и Грефа, оставляя гешефт за собой».

  • Москва

    Батюшка, (Георгий, иерей), спаси Господи! )

  • Москва

    Спаси Васъ ХСЪ, Ольго! Без верных ориентиров мы действительно можем заблудиться — ведь «барин» (на то и барин) по определению, если не идеал, но всегда должен держаться за него, стремиться не оскорбить, не запачкать его. Ведь СВЯТОЕ (а это и наш любимыйв РУСКIЙ язык) — это то, что нельзя трогать грязными руками! Барин хочет быть примером, но негоден он для того!

  • МО

    Напрасно, на мой взгляд, о. Георгий Максимов при обличении неправд Н.С. Михалкова углубился в медицинскую тему. И сам запутался и своих слушателей запутал в отношении себя. Достаточно было вот этого ролика «План Даллеса и Никита Михалков»
    https://www.youtube.com/watch?v=fzknQvYezvo&feature=emb_err_woyt
    , чтобы вскрыть сущность этого господина. Достаточно было раздетой в фильме «Предстояние» собственной дочери, и смысла жизни, который весь в этом раздевании и заключался, по мысли режиссёра, для умирающего солдата, чтобы понять, что этот режиссёр исповедует. А что он исповедует? Он призывает к ответу г-на Гусева, мол, за быдляка ответишь. Но такого рода кадры, цитируемые о. Георгием в этом ролике, и есть самый настоящий быдлизм.
    ИБО ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ (Мф. 6:21). А где сокровище желающего видеть наготу своей дочери и показать её на весь мiр? Стыдно сказать, но там и сердце товарища Михалкова.
    10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. 17 Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие (Лев. 18:10, 17).

  • Москва

    Н.С. Михалкову много лет уже — почти 75 (уже мало осталось жить, наверное), и фильмы его — детям до 16, он в них показал «как мы жили себя похабили» и продолжаем жить — он плачет вместе с нами, мне кажется… ((. Простите нас, дети…

  • Мария, хорошо бы определиться — плачет или матерится. Понятно, что с некоторыми и то, и другое случается, и всё же мат — повод для исповеди, а не средство самовыражения. Даже если человек включает в свою речь (письменную или устную) мат в качестве цитаты, он всё равно в очередной раз «публикует» его. Косвенно столкнулась с этим, когда в Университете писала курсовую работу о лексике молодёжных журналов — правда, там речь шла не о мате, а скорее жаргонизмах, присущих подростковой среде. Таково свойство пошлости, словесной грязи: перед ней становишься безоружным, её даже нельзя воспроизвести. Если человек уже понял, что «похабил себя», если пришёл к Богу, то зачем продолжать валяться в собственных нечистотах, да ещё и на камеру? Допустим, не ставишь себя ни во что как человека, но должен попытаться сохранить достоинство христианина.

  • г.Москва

    К сожалению я не прочитала своевременно эту статью и комментирии. Но когда я прочитала стихотворение «Барин», аналогии сразу появились.
    Полностью согласна со статьей О.Надпорожской и с высказываниями в связи с полемикой по этой сатье о.Георгия и о.Романа, уважаемым Редактором.
    Мне почему-то не верится в искренность действий Никиты Сергеевича, есть такое чувство, что очередной выпуск «Бесогона» появился не от того, что у него накипело!
    Простите, что высказываю свою точку зрения. Все, что происходит последние 25-30 лет, разве неизвестно Н.С.? Или он не образованный, не верующий человек, не патриот своей Родины, коим себя считает? Почему же молчал долгие годы? Малоизвестные, не публичные люди давно бьют в набат о проблемах в образовании, здравоохранении, о наркомании, о растущей бездуховности современного общества, о растлении душ подрастающих поколений. А что показывает сегодня телевидение и кинематограф? Врагов не надо!
    Да и Г.Греф и ему подобные не вчера появились со своими сверхциничными теориями и высказываниями? Учителя в школе из последних сил бьются за эти слабые, неокрепшие души, прививая хоть какие-то знания и воспитание. А как непросто сегодня с детьми, но еще сложнее общаться с их родителями, которые порой способны не только матерно ругаться, но и поколотить зонтом, сумкой или кулаками педагога. Не стану уже затрагивать темы о руководителях … плачевно все!
    Знают и молчат. Многие. Удобно устроившись, сложно сниматься с теплого местечка. Себе дороже, говорят некоторые…

  • Москва

    Дорогой Редактор, Михалков плачет, помолимся.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок