МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

«В канун Дня памяти и скорби, у стен Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье состоится концерт оперных звезд, — сообщил на днях «Интерфакс». — Они исполнят популярные оперные арии, песни из советских кинофильмов, а главное – песни военных лет… Исполнители с мировым именем, выступающие на сценах таких театров, как «Метрополитен» в Нью-Йорке, «Ла Скала» в Милане, «Гранд Опера» в Париже и «Ковент-Гарден» в Лондоне, выйдут на сцену в Гефсиманском саду древней подмосковной обители».

Наверное, сегодня такая новость уже мало кого удивляет. Слова теряют первоначальный смысл, а вместе с тем словно обесцениваются святыни. Новоиерусалимский монастырь был задуман патриархом Никоном как подобие святых мест Палестины, и Гефсиманский сад, расположенный у его стен, должен напоминать о той ночи, когда ученики спали от печали, а Спаситель молился: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет… и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22: 42, 44). Почему же теперь этот сад стал местом для подмостков?

Хороша память о войне и военные песни, но и они неуместны там, где вспоминаются страницы Евангелия. И еще менее уместны там «популярные арии» – как всякая неправда, пусть даже высокохудожественная, привнесённая в Церковь.

Сайт «Ветрово»
22 июня 2019

Заметки на полях

  • Михаил, , 11.07.2019 в 13:36

    А мы почтим икону Божией Матери, именуемой «Троеручица», празднуемой сегодня, первый список с которой был принесен с Афонской горы в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в 1661 году. Сейчас местонахождение этого образа неизвестно, а список с него 1854 г. сохранился и находится, к сожалению, в собрании музея «Новый Иерусалим».

  • Михаил, Алексин, 25.07.2019 в 11:44

    Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась во времена иконоборчества. Византийский император Лев Исаврянин (717 — 741), ярый противник икон, страстно желал извести преподобного Иоанна Дамаскина, бывшего в ту пору первым министром халифа Дамасского, за его трактаты «Против порицающих святые иконы»; но так как Иоанн жил в Сирии и не был Византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда его оклеветали перед халифом, составив от его имени подложное письмо, в котором он якобы склонял императора Льва к войне с сарацинами и захвату Дамаска. За такую «измену» халиф немедленно отстранил преподобного от должности министра и градоправителя, велел отсечь у него правую руку и повесить её на городской площади. Иоанн жестоко страдал от боли и незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, помятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием. Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Во время этой молитвы он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
    Проснувшись, святой увидел, что рука его невредима, только остался след, как нить вокруг запястья. Тогда же, по преданию, благодарный Иоанн излил свою любовь к Божией Матери в дивной песне: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…». Весть об исцелении Иоанна разнеслась по Дамаску. Халиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела. Но благодарный Иоанн решил отдать свои силы на служение Богу. Он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иноческий постриг. А икону, через которую он получил исцеление, взял с собой и в память чуда приделал к нижней её части серебряное изображение руки.
    В 13 веке святая икона была подарена святителю сербскому Савве и перенесена им на родину; при нашествии на Сербию турок, православные, желая спасти святыню от поругания, положили икону на осла и пустили его на волю Божию. Животное с дивной поклажей без погонщика дошло до Афонской горы и остановилось перед воротами Хиландарского монастыря. С благоговением, как великий дар приняли иноки святой образ и поставили в алтарь соборного храма. В начале 17 столетия монастырь Хиландарский лишился своего игумена; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь Сама прекратила несогласия. Собравшись по обыкновению к утрени, братия нашли св. икону на игуменском месте. В недоумении монахи вернули икону в алтарь, но наутро она вновь появилась над игуменским местом. Для предотвращения подобного перемещения образа опечатали дверь церкви, но икона вновь не осталась в алтаре. В видении одному монастырскому затворнику Владычица открыла, что отныне Сама благоволит занять игуменское место и управлять обителью. До сей поры в Хиландаре не выбирают игумена, и иноки получают благословение на все послушания от святого образа, с крестным знамением прикладываясь к руке Богоматери. Во время русско-турецкой войны на Афоне 9 лет хозяйничали турки, Хиландарская же обитель оставалась вне их власти. По преданию, турки не раз видели в храме парящую в воздухе таинственную жену, охраняющую монастырь.
    Первый список «Троеручицы» был принесен в Россию в 1661 году архимандритом монастыря Кастамонит Феофаном для патриарха Никона, который поставил икону в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Сейчас местонахождение этого образа неизвестно, а список с него 1854 года сохранился и находится в собрании музея «Новый Иерусалим». Другой список, снятый в 1716 году, с тех пор пребывает в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм этот не закрывался даже во времена самых лютых гонений на веру. Древняя чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» находится в Московском Свято-Даниловом монастыре. Это была одна из самых почитаемых икон Божией Матери в Москве — дважды в год, накануне празднования образу, в монастырь стекалось столько верующих, что всенощное бдение совершалось на монастырской площади. После закрытия и разорения монастыря в 30-х годах «Троеручицу» вместе с другими иконами перенесли в церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, а когда началось возрождение обители, вернули в Троицкий собор.
    Празднование иконе 11 июля (28 июня) и 25 (12) июля.

  • Михаил, Алексин, 25.07.2019 в 11:46

    Здравствуйте, Ольга! По-моему, ранее встречал название монастыря Хилендарский, а в тексте, с которого перепечатывал указано Хиландарский. Если в тексте опечатка, то исправьте, пожалуйста!

    Икона Божией Матери «Троеручица»

    Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась во времена иконоборчества. Византийский император Лев Исаврянин (717 — 741), ярый противник икон, страстно желал извести преподобного Иоанна Дамаскина, бывшего в ту пору первым министром халифа Дамасского, за его трактаты «Против порицающих святые иконы»; но так как Иоанн жил в Сирии и не был Византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда его оклеветали перед халифом, составив от его имени подложное письмо, в котором он якобы склонял императора Льва к войне с сарацинами и захвату Дамаска. За такую «измену» халиф немедленно отстранил преподобного от должности министра и градоправителя, велел отсечь у него правую руку и повесить её на городской площади. Иоанн жестоко страдал от боли и незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, помятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием. Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Во время этой молитвы он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
    Проснувшись, святой увидел, что рука его невредима, только остался след, как нить вокруг запястья. Тогда же, по преданию, благодарный Иоанн излил свою любовь к Божией Матери в дивной песне: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…». Весть об исцелении Иоанна разнеслась по Дамаску. Халиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела. Но благодарный Иоанн решил отдать свои силы на служение Богу. Он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иноческий постриг. А икону, через которую он получил исцеление, взял с собой и в память чуда приделал к нижней её части серебряное изображение руки.
    В 13 веке святая икона была подарена святителю сербскому Савве и перенесена им на родину; при нашествии на Сербию турок, православные, желая спасти святыню от поругания, положили икону на осла и пустили его на волю Божию. Животное с дивной поклажей без погонщика дошло до Афонской горы и остановилось перед воротами Хиландарского монастыря. С благоговением, как великий дар приняли иноки святой образ и поставили в алтарь соборного храма. В начале 17 столетия монастырь Хиландарский лишился своего игумена; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь Сама прекратила несогласия. Собравшись по обыкновению к утрени, братия нашли св. икону на игуменском месте. В недоумении монахи вернули икону в алтарь, но наутро она вновь появилась над игуменским местом. Для предотвращения подобного перемещения образа опечатали дверь церкви, но икона вновь не осталась в алтаре. В видении одному монастырскому затворнику Владычица открыла, что отныне Сама благоволит занять игуменское место и управлять обителью. До сей поры в Хиландаре не выбирают игумена, и иноки получают благословение на все послушания от святого образа, с крестным знамением прикладываясь к руке Богоматери. Во время русско-турецкой войны на Афоне 9 лет хозяйничали турки, Хиландарская же обитель оставалась вне их власти. По преданию, турки не раз видели в храме парящую в воздухе таинственную жену, охраняющую монастырь.
    Первый список «Троеручицы» был принесен в Россию в 1661 году архимандритом монастыря Кастамонит Феофаном для патриарха Никона, который поставил икону в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Сейчас местонахождение этого образа неизвестно, а список с него 1854 года сохранился и находится в собрании музея «Новый Иерусалим». Другой список, снятый в 1716 году, с тех пор пребывает в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм этот не закрывался даже во времена самых лютых гонений на веру. Древняя чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» находится в Московском Свято-Даниловом монастыре. Это была одна из самых почитаемых икон Божией Матери в Москве — дважды в год, накануне празднования образу, в монастырь стекалось столько верующих, что всенощное бдение совершалось на монастырской площади. После закрытия и разорения монастыря в 30-х годах «Троеручицу» вместе с другими иконами перенесли в церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, а когда началось возрождение обители, вернули в Троицкий собор.
    Празднование иконе 11 июля (28 июня) и 25 (12) июля.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на