МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

«В канун Дня памяти и скорби, у стен Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье состоится концерт оперных звезд, — сообщил на днях «Интерфакс». — Они исполнят популярные оперные арии, песни из советских кинофильмов, а главное – песни военных лет… Исполнители с мировым именем, выступающие на сценах таких театров, как «Метрополитен» в Нью-Йорке, «Ла Скала» в Милане, «Гранд Опера» в Париже и «Ковент-Гарден» в Лондоне, выйдут на сцену в Гефсиманском саду древней подмосковной обители».

Наверное, сегодня такая новость уже мало кого удивляет. Слова теряют первоначальный смысл, а вместе с тем словно обесцениваются святыни. Новоиерусалимский монастырь был задуман патриархом Никоном как подобие святых мест Палестины, и Гефсиманский сад, расположенный у его стен, должен напоминать о той ночи, когда ученики спали от печали, а Спаситель молился: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет… и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22: 42, 44). Почему же теперь этот сад стал местом для подмостков?

Хороша память о войне и военные песни, но и они неуместны там, где вспоминаются страницы Евангелия. И еще менее уместны там «популярные арии» – как всякая неправда, пусть даже высокохудожественная, привнесённая в Церковь.

Сайт «Ветрово»
22 июня 2019

Заметки на полях

  • Михаил, , 11.07.2019 в 13:36

    А мы почтим икону Божией Матери, именуемой «Троеручица», празднуемой сегодня, первый список с которой был принесен с Афонской горы в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в 1661 году. Сейчас местонахождение этого образа неизвестно, а список с него 1854 г. сохранился и находится, к сожалению, в собрании музея «Новый Иерусалим».

  • Михаил, Алексин, 25.07.2019 в 11:44

    Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась во времена иконоборчества. Византийский император Лев Исаврянин (717 — 741), ярый противник икон, страстно желал извести преподобного Иоанна Дамаскина, бывшего в ту пору первым министром халифа Дамасского, за его трактаты «Против порицающих святые иконы»; но так как Иоанн жил в Сирии и не был Византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда его оклеветали перед халифом, составив от его имени подложное письмо, в котором он якобы склонял императора Льва к войне с сарацинами и захвату Дамаска. За такую «измену» халиф немедленно отстранил преподобного от должности министра и градоправителя, велел отсечь у него правую руку и повесить её на городской площади. Иоанн жестоко страдал от боли и незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, помятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием. Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Во время этой молитвы он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
    Проснувшись, святой увидел, что рука его невредима, только остался след, как нить вокруг запястья. Тогда же, по преданию, благодарный Иоанн излил свою любовь к Божией Матери в дивной песне: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…». Весть об исцелении Иоанна разнеслась по Дамаску. Халиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела. Но благодарный Иоанн решил отдать свои силы на служение Богу. Он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иноческий постриг. А икону, через которую он получил исцеление, взял с собой и в память чуда приделал к нижней её части серебряное изображение руки.
    В 13 веке святая икона была подарена святителю сербскому Савве и перенесена им на родину; при нашествии на Сербию турок, православные, желая спасти святыню от поругания, положили икону на осла и пустили его на волю Божию. Животное с дивной поклажей без погонщика дошло до Афонской горы и остановилось перед воротами Хиландарского монастыря. С благоговением, как великий дар приняли иноки святой образ и поставили в алтарь соборного храма. В начале 17 столетия монастырь Хиландарский лишился своего игумена; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь Сама прекратила несогласия. Собравшись по обыкновению к утрени, братия нашли св. икону на игуменском месте. В недоумении монахи вернули икону в алтарь, но наутро она вновь появилась над игуменским местом. Для предотвращения подобного перемещения образа опечатали дверь церкви, но икона вновь не осталась в алтаре. В видении одному монастырскому затворнику Владычица открыла, что отныне Сама благоволит занять игуменское место и управлять обителью. До сей поры в Хиландаре не выбирают игумена, и иноки получают благословение на все послушания от святого образа, с крестным знамением прикладываясь к руке Богоматери. Во время русско-турецкой войны на Афоне 9 лет хозяйничали турки, Хиландарская же обитель оставалась вне их власти. По преданию, турки не раз видели в храме парящую в воздухе таинственную жену, охраняющую монастырь.
    Первый список «Троеручицы» был принесен в Россию в 1661 году архимандритом монастыря Кастамонит Феофаном для патриарха Никона, который поставил икону в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Сейчас местонахождение этого образа неизвестно, а список с него 1854 года сохранился и находится в собрании музея «Новый Иерусалим». Другой список, снятый в 1716 году, с тех пор пребывает в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм этот не закрывался даже во времена самых лютых гонений на веру. Древняя чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» находится в Московском Свято-Даниловом монастыре. Это была одна из самых почитаемых икон Божией Матери в Москве — дважды в год, накануне празднования образу, в монастырь стекалось столько верующих, что всенощное бдение совершалось на монастырской площади. После закрытия и разорения монастыря в 30-х годах «Троеручицу» вместе с другими иконами перенесли в церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, а когда началось возрождение обители, вернули в Троицкий собор.
    Празднование иконе 11 июля (28 июня) и 25 (12) июля.

  • Михаил, Алексин, 25.07.2019 в 11:46

    Здравствуйте, Ольга! По-моему, ранее встречал название монастыря Хилендарский, а в тексте, с которого перепечатывал указано Хиландарский. Если в тексте опечатка, то исправьте, пожалуйста!

    Икона Божией Матери «Троеручица»

    Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась во времена иконоборчества. Византийский император Лев Исаврянин (717 — 741), ярый противник икон, страстно желал извести преподобного Иоанна Дамаскина, бывшего в ту пору первым министром халифа Дамасского, за его трактаты «Против порицающих святые иконы»; но так как Иоанн жил в Сирии и не был Византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда его оклеветали перед халифом, составив от его имени подложное письмо, в котором он якобы склонял императора Льва к войне с сарацинами и захвату Дамаска. За такую «измену» халиф немедленно отстранил преподобного от должности министра и градоправителя, велел отсечь у него правую руку и повесить её на городской площади. Иоанн жестоко страдал от боли и незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, чтобы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть десницы. Халиф, помятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием. Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил отсеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в защиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Во время этой молитвы он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».
    Проснувшись, святой увидел, что рука его невредима, только остался след, как нить вокруг запястья. Тогда же, по преданию, благодарный Иоанн излил свою любовь к Божией Матери в дивной песне: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…». Весть об исцелении Иоанна разнеслась по Дамаску. Халиф осознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела. Но благодарный Иоанн решил отдать свои силы на служение Богу. Он удалился в монастырь Саввы Освященного и принял иноческий постриг. А икону, через которую он получил исцеление, взял с собой и в память чуда приделал к нижней её части серебряное изображение руки.
    В 13 веке святая икона была подарена святителю сербскому Савве и перенесена им на родину; при нашествии на Сербию турок, православные, желая спасти святыню от поругания, положили икону на осла и пустили его на волю Божию. Животное с дивной поклажей без погонщика дошло до Афонской горы и остановилось перед воротами Хиландарского монастыря. С благоговением, как великий дар приняли иноки святой образ и поставили в алтарь соборного храма. В начале 17 столетия монастырь Хиландарский лишился своего игумена; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь Сама прекратила несогласия. Собравшись по обыкновению к утрени, братия нашли св. икону на игуменском месте. В недоумении монахи вернули икону в алтарь, но наутро она вновь появилась над игуменским местом. Для предотвращения подобного перемещения образа опечатали дверь церкви, но икона вновь не осталась в алтаре. В видении одному монастырскому затворнику Владычица открыла, что отныне Сама благоволит занять игуменское место и управлять обителью. До сей поры в Хиландаре не выбирают игумена, и иноки получают благословение на все послушания от святого образа, с крестным знамением прикладываясь к руке Богоматери. Во время русско-турецкой войны на Афоне 9 лет хозяйничали турки, Хиландарская же обитель оставалась вне их власти. По преданию, турки не раз видели в храме парящую в воздухе таинственную жену, охраняющую монастырь.
    Первый список «Троеручицы» был принесен в Россию в 1661 году архимандритом монастыря Кастамонит Феофаном для патриарха Никона, который поставил икону в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Сейчас местонахождение этого образа неизвестно, а список с него 1854 года сохранился и находится в собрании музея «Новый Иерусалим». Другой список, снятый в 1716 году, с тех пор пребывает в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм этот не закрывался даже во времена самых лютых гонений на веру. Древняя чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» находится в Московском Свято-Даниловом монастыре. Это была одна из самых почитаемых икон Божией Матери в Москве — дважды в год, накануне празднования образу, в монастырь стекалось столько верующих, что всенощное бдение совершалось на монастырской площади. После закрытия и разорения монастыря в 30-х годах «Троеручицу» вместе с другими иконами перенесли в церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, а когда началось возрождение обители, вернули в Троицкий собор.
    Празднование иконе 11 июля (28 июня) и 25 (12) июля.

  • Редактор, , 29.10.2019 в 14:38

    Алексей Ильич Осипов о подобных проектах:
    «И что ты будешь делать, а? И что же это такое? Это отречение от мира… Его (иеромонаха Фотия. — Прим. ред.) просто жалко. Бедняжка. Да, но благословляет-то старец. Это старец, значит, да? Это, значит, старец? Подумайте только. Молодого человека, молодого монаха, пустить туда, где его окружают эти полунагие девчонки… Что же это такое? Или сейчас запускается программа «Русская опера в русском монастыре». Уже в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре в Ступино под Москвой показана опера «Борис Годунов». Ну что, монахи не люди, что ли? Почему бы им тоже… Начинается опера, потом, глядишь, и балетик, правда же? Особенно будет недурственно. Культурное развитие необходимо для всех, ну что вы!..
    Что это такое?!.»

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на