col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. «Для чего бы не продать это миро?»

Дионисий. Пир в доме Симона Фарисея

Однажды на православной выставке возле одного стенда услышала: «Что-то главу Иоанна Предтечи никто не берет…» Конечно, слова эти были произнесены бездумно, конечно, имелась в виду икона, и всё же как тут не подумать: мало того, что величайший из пророков был принесен в жертву людским страстям, мало того, что глава его была брошена в отхожее место — так её теперь ещё и продают христиане. Как, впрочем, и многое другое.

Все мы знаем эпизод из Евангелия от Луки, в котором говорится о том, как в дом, где находился Христос, пришла грешница и принесла алавастровый сосуд с миром. «И, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». Этот отрывок особенно близок женщинам, хотя образ грешницы — это образ любой кающейся души, возлюбившей Бога. То, что происходило тогда в сердце этой женщины, было настолько дорого Господу, что Он сказал: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:37-50).

Похожие эпизоды есть и у трех других евангелистов: они рассказывают о том, как женщина помазала ноги Господа миром «нардовым чистым драгоценным» незадолго до Его ареста и Распятия. И добавляют такую подробность: ученики (а святой Иоанн Богослов прямо говорит, что это был Иуда Искариот) негодовали и спрашивали — для чего бы не продать это миро и не раздать деньги нищим?

И вот в руках у меня рекламный буклет, в котором предлагается купить нардовое миро, восстановленное по древнему библейскому рецепту. Представлен весь ассортимент продукции: нардовое миро камня Миропомазания, нардовое миро «Святогробское», нардовое миро «Голгофское», нардовое миро «Синайское», нардовое миро «Иерусалимское» и, обобщенно, нардовое миро из Святаго Града Иерусалима. Разница – в составе самого миро и в том, что в него добавляется масло из разных лампад: от камня Миропомазания, от Гроба Господня, от Голгофы…

Слушая интервью с монахиней, воссоздавшей миро, сразу ощущаешь профессиональный подход: миро она называет парфюмом и не хочет раскрывать его рецепт. С другой стороны, в буклете «парфюм» подается как «святыня, которой желательно и даже необходимо пребывать в обители каждого христианина, чтобы освятить и защитить нас от неприятностей, болезней и прочих напастей на каждый день, помазывая чело и больные места крестообразно». «Святым миром нужно пользоваться, чтобы получить благодать от Святого Гроба Господня, — говорится в буклете. — К счастью, теперь есть возможность стать обладателем частицы Божественного, не выходя из дома».

Из интервью с монахиней можно узнать, что после самостоятельного помазывания нардовым миром («не выходя из дома») происходят исцеления: уже собрана целая книга чудес, записанных со слов посетителей православных выставок. Среди получивших исцеление есть известные люди: Наина Ельцина (избавилась от боли в плече), Галина Волчек (прошла боль в спине). Рассказывая о миро, монахиня так и говорит, что оно предназначено «для исцеления». Свою деятельность она называет миссионерством и считает, что её открытие необходимо «людям, народу, России». «Помазывая себя, люди полностью пропитываются Святым Писанием!» — говорит она.

Если бы все было так просто — купил, помазался, пропитался! Монахине ли не знать об этом.

Господь простил грешницу не за то, что она помазала Его ноги миром, а за то, что возлюбила много (потому и отдала самое дорогое, что у нее было). Неужели, если бы не было у неё сосуда с миром, если бы не было вообще ничего, кроме «сердца сокрушенна и смиренна», Господь бы её не простил? Омовение ног Спасителя слезами, помазание миром — только внешнее проявление внутреннего состояния человека, встретившегося с Богом. Апостолы Пётр, Иаков и Иоанн, встретившись со Христом, оставили сети с самым большим в своей жизни уловом, влиятельный мытарь Закхей, чтобы увидеть Его, влез на смоковницу. И сети, и смоковница — такой же символ любви к Богу, как и миро (хотя, безусловно, и реальность, запечатленная евангелистами). Но что эти сети и эта смоковница без человеческого сердца? И что такое нардовое миро само по себе? Парфюм, артефакт, эксклюзивный товар.

Но если мы будем жить внутренним, а не внешним, если, подобно евангельской грешнице, принесем Христу покаянное сердце, тогда услышим Его слова: «Прощаются тебе грехи… Вера твоя спасла тебя, иди с миром». Не продается и не покупается мир Христов, но именно он нужен «людям, народу, России». Как сказал однажды один священник, приложив руку к груди: «Если не будет здесь мира, не будет тебя».

Ольга Надпорожская
Ноябрь 2017
Сайт «Ветрово»

Песнопение иеромонаха Романа «Евангелист Божественной рукой…»

Заметки на полях

  • Как Вы правы Ольга Сергеевна, очень больно это видеть и замечать, что всё самое святое, и дорогое сердцу идет на продажу. Внешнее становится главным в жизни православных, заполняя внутреннюю пустоту. Так чем же мы лучше тех иудеев, которых Господь выгнал из храма ?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок