МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Не­сколь­ко дней на­зад мо­ло­дая ом­ская учи­тель­ни­ца ис­то­рии Вик­то­рия По­по­ва бы­ла уво­ле­на из шко­лы из-за то­го, что в Ин­тер­не­те по­яви­лись её фо­то­гра­фии в ку­паль­ни­ке, в экс­цент­рич­ном об­ра­зе аме­ри­кан­ки пя­ти­де­ся­тых го­дов. Учи­тель­ни­цу ре­ши­ли под­дер­жать кол­ле­ги со всех кон­цов Рос­сии и ста­ли пуб­ли­ко­вать в со­ци­аль­ных се­тях свои «пляж­ные» фо­то­гра­фии, по­рой не­при­стой­ные, с хэ­ш­те­гом #Учи­те­ля­то­же­лю­ди. Этот «флеш­моб» про­дол­жа­ет­ся и сей­час, ког­да ста­ло из­вест­но, что по ре­ше­нию об­ласт­но­го пра­ви­тельст­ва Ом­ской об­лас­ти Вик­то­рия (ха­рак­тер­но, что в пуб­ли­ка­ци­ях не ука­зы­ва­ет­ся её от­чест­во) про­дол­жит ра­бо­тать в шко­ле.

Поделиться своими размышлениями об образе учителя мы попросили Галину Степановну Пашук, тридцать пять лет преподававшую в школе русский язык и литературу.

Галина Пашук «Че­ло­ве­котвор­цем долж­но на­звать то­го, кто успе­ва­ет умяг­чить нрав не­об­ра­зо­ван­ных и за­ста­вить их по­лю­бить на­уки и об­ра­зо­ва­ние. Рав­ным об­ра­зом и тех, кои лю­дей не­воз­дер­ж­ной жиз­ни при­во­дят к жиз­ни добро­де­тель­ной и бо­го­угод­ной, то­же долж­но счи­тать че­ло­ве­котвор­ца­ми, по­то­му что они буд­то воз­со­зи­да­ют лю­дей. Кро­тость и воз­дер­жа­ние суть счастье и бла­гая на­деж­да для душ че­ло­ве­чес­ких» (пре­по­доб­ный Ан­то­ний Ве­ли­кий. На­став­ле­ния 2, 1).

Говоря о профессии учителя, хочется употребить слово «служение», столь велика и значима его роль в формировании личности ребенка. «Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город – душу ребенка, ибо душа действительно город… Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат» (свт. Иоанн Златоуст). А Д. И. Писарев заметил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель». И если учитель самоотверженно, не считаясь со временем, трудится, это и есть служение. Настоящий учитель не только умеет общаться с детьми, но и видит мир глазами своих учеников, является образцом для детей, они стараются подражать учителю, стремятся быть похожими на него. Поэтому крайне важно учителю всегда помнить о том, что он учитель везде: в школе, в магазине, на улице, в парке, в соцсетях. И хотя, как говорят, ничто человеческое не чуждо и учителю, и даже священнику, нужно быть достаточно требовательным и строгим прежде всего к самому себе, а не носить шорты, ходить полуодетыми, играть в карты и другие пустые, даже опасные игры. Кто же тогда будет наставлять, возводить? Одобряющие всё учителя никогда не достигнут высот, а уничижающие высокий образ могут плодить только себе подобных:

Быдлизм объединяет всех,
Когда безнравственность не грех.

Хочется напомнить одно из наставлений святителя Феофана Затворника: «Молодежь жить на земле и по земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили житие».

Поэтому нужно всегда помнить, что каждый из нас – это образ Божий, и стараться не искажать его. В этом и заключается назначение человека. Цель человеческой жизни – познание Бога и соединение с Ним: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16).

Галина Пашук
Сайт «Ветрово»


На фотографии: Виктория Попова, учительница

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на