col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Галина Пашук. О служении учителя

Не­сколь­ко дней на­зад мо­ло­дая ом­ская учи­тель­ни­ца ис­то­рии Вик­то­рия По­по­ва бы­ла уво­ле­на из шко­лы из-за то­го, что в Ин­тер­не­те по­яви­лись её фо­то­гра­фии в ку­паль­ни­ке, в экс­цент­рич­ном об­ра­зе аме­ри­кан­ки пя­ти­де­ся­тых го­дов. Учи­тель­ни­цу ре­ши­ли под­дер­жать кол­ле­ги со всех кон­цов Рос­сии и ста­ли пуб­ли­ко­вать в со­ци­аль­ных се­тях свои «пляж­ные» фо­то­гра­фии, по­рой не­при­стой­ные, с хэ­ш­те­гом #Учи­те­ля­то­же­лю­ди. Этот «флеш­моб» про­дол­жа­ет­ся и сей­час, ког­да ста­ло из­вест­но, что по ре­ше­нию об­ласт­но­го пра­ви­тельст­ва Ом­ской об­лас­ти Вик­то­рия (ха­рак­тер­но, что в пуб­ли­ка­ци­ях не ука­зы­ва­ет­ся её от­чест­во) про­дол­жит ра­бо­тать в шко­ле.

Поделиться своими размышлениями об образе учителя мы попросили Галину Степановну Пашук, тридцать пять лет преподававшую в школе русский язык и литературу.

Галина Пашук «Че­ло­ве­котвор­цем долж­но на­звать то­го, кто успе­ва­ет умяг­чить нрав не­об­ра­зо­ван­ных и за­ста­вить их по­лю­бить на­уки и об­ра­зо­ва­ние. Рав­ным об­ра­зом и тех, кои лю­дей не­воз­дер­ж­ной жиз­ни при­во­дят к жиз­ни добро­де­тель­ной и бо­го­угод­ной, то­же долж­но счи­тать че­ло­ве­котвор­ца­ми, по­то­му что они буд­то воз­со­зи­да­ют лю­дей. Кро­тость и воз­дер­жа­ние суть счастье и бла­гая на­деж­да для душ че­ло­ве­чес­ких» (пре­по­доб­ный Ан­то­ний Ве­ли­кий. На­став­ле­ния 2, 1).

Говоря о профессии учителя, хочется употребить слово «служение», столь велика и значима его роль в формировании личности ребенка. «Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город – душу ребенка, ибо душа действительно город… Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат» (свт. Иоанн Златоуст). А Д. И. Писарев заметил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель». И если учитель самоотверженно, не считаясь со временем, трудится, это и есть служение. Настоящий учитель не только умеет общаться с детьми, но и видит мир глазами своих учеников, является образцом для детей, они стараются подражать учителю, стремятся быть похожими на него. Поэтому крайне важно учителю всегда помнить о том, что он учитель везде: в школе, в магазине, на улице, в парке, в соцсетях. И хотя, как говорят, ничто человеческое не чуждо и учителю, и даже священнику, нужно быть достаточно требовательным и строгим прежде всего к самому себе, а не носить шорты, ходить полуодетыми, играть в карты и другие пустые, даже опасные игры. Кто же тогда будет наставлять, возводить? Одобряющие всё учителя никогда не достигнут высот, а уничижающие высокий образ могут плодить только себе подобных:

Быдлизм объединяет всех,
Когда безнравственность не грех.

Хочется напомнить одно из наставлений святителя Феофана Затворника: «Молодежь жить на земле и по земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили житие».

Поэтому нужно всегда помнить, что каждый из нас – это образ Божий, и стараться не искажать его. В этом и заключается назначение человека. Цель человеческой жизни – познание Бога и соединение с Ним: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16).

Галина Пашук
Сайт «Ветрово»


На фотографии: Виктория Попова, учительница

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.