col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Марина Богданова. «Мы пришли с миром. Но они не слышат нас»

Происходящее в селе Луке-Мелешковской под Винницей напоминает события в послереволюционной России

Владыку Варсонофия в Луке-Мелешковской не пропускают в храм сторонники ПЦУ! Настоятеля с прихожанами заперли в церкви! Утром 16 марта православные Винницы узнавали об этом на Литургии в своих храмах – кто мог, сразу ехал туда на молитвенное стояние.

О том, что архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия пытались бить и грубо вытолкали с церковного двора, большинству верующих стало известно позже.

«Где это видано, чтобы руки протягивать к владыке?!»

Конфликтная ситуация вокруг Спасо-Преображенского храма в селе Лука-Мелешковская под Винницей подогревалась изо дня в день. Церковная община во главе с о. Василием Альмухамед осталась верной Украинской Православной Церкви и Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, а собрание жителей села проголосовало за перевод храма в ПЦУ. Документы на храм – у церковной общины Украинской Православной Церкви. Активисты от ПЦУ хотят обосноваться в храме и предлагают проводить богослужения по очереди.

Активисты ПЦУ

Переговоры ни к чему не привели: аргумент, что по церковным канонам совершать богослужения на одном престоле с раскольниками священники Украинской Православной Церкви не имеют права, активистами ПЦУ во внимание не принимается.

16 марта на 8-30 в этом храме были назначены архиерейское богослужение и общая исповедь духовенства Винницкого района. Накануне вечером настоятель обнаружил, что замки на дверях храма испорчены и залиты эпоксидным клеем. Замки пришлось срезать, и священник с частью прихожан остался ночевать в храме. А с 6 утра у церкви появились сторонники ПЦУ, поставили палатку и собрались проводить свое «богослужение». Двери в храм они заблокировали снаружи, настоятель с прихожанами оказались запертыми.

Приезд архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия сторонники ПЦУ встретили крайне агрессивно. Стремление владыки поговорить с людьми и намерение пройти в храм вызвали резкое неприятие. По приказу ушедшего в раскол священника Виктора Чверкуна владыку силой вытолкали за пределы церковного двора.

– Нам пришлось двери в храме выломать, когда увидели, что нашего владыку бьют! – рассказывает о. Василий. – Где это видано, чтобы руки протягивать к владыке?! Хотя бы сан его уважали!

Одному из верующих, бросившегося на защиту владыки, разбили голову, другому оторвали рукав куртки. Впрочем, ссадины оказались у многих прихожан. И тогда православные стали на колени перед храмом и стали молиться. Шел дождь со снегом. К 10 утра владыке Варсонофию и верующим удалось войти в храм через двери с тыльной его стороны.

Вроде бы обычные наши люди

Когда мы подъехали к Спасо-Преображенскому храму в Луке-Мелешковской, драка и дождь уже закончились. Храм старинный, деревянный, весь в голубых тонах – тянется к небу высокими куполами. А под ним – люди. Возбужденные, кричащие, стоящие толпой у входа. Человек пятьдесят, наверное.

И такая экзальтированность в их взглядах, такое агрессивное воодушевление в позах и жестах, что близко подходить было страшновато. А ведь, вроде бы, обычные наши люди – сельские жители, труженики. Но нет – здесь, под храмом в них главенствовал дух злобы, ненависти и праведного гнева к врагам. А враги – священники и такие же как они селяне и горожане, верные Украинской Православной Церкви. «Ганьба» и «Банду геть» кричали им эти люди в радостном исступлении. Абсолютно уверенные в своей правоте.

Пять лет промывки мозгов дают результаты: всё, что говорили эти люди – как под копирку с телевизора писано, подпитано накрученными эмоциями и тенденциозным настроем на видение ситуации.

«Московские попы, кацапня, которую мы кормим, бесстыжие сепаратисты» – это самые мягкие из их выражений. При этом фантазия работала в заведомо обличающем русле. Кто-то поставил под крыльцо храма пустую бутылку то ли от пива, то ли от вина. И пошли рассказы, что будто бы это священник с прихожанами всю ночь в храме пьянствовал – вон «бутылки» по двору раскиданы.

– Да они утром еле на ногах держались от пьянства! – с жаром говорит женщина средних лет.

– С чего вы взяли такое? – спрашиваю.

– Да я сама видела! – громко заявляет та, широко раскрыв глаза в знак особой правдивости своих слов.

И пошло-поехало: группа женщин сладострастно обсуждает якобы бывшее событие, которое тут же обрастает дополнительными подробностями их злых фантазий.

– Больше 100 священников со всей Винницкой области сюда уже поприезжали! Видели их сколько! – со злостью и страхом говорит одна из них.

– Со всей области? 100? Та не может быть! – сомневаюсь я. – Пойдемте в храм, посмотрим, – предлагаю ей.

Женщина отшатывается от меня так, что тут же вспоминаю выражение «как ч… от ладана».

– Смотрите, что делают – окна в храме бьют! – поднялся крик, когда из окна колокольни вылетела часть стекла. Там устанавливали аудио-колонки перед богослужением и повредили стекло. Толпой под храмом это было тут же названо «осквернением святыни». И полицейским рассказывали об этом совершенном злодеянии, и журналистам «1+1» показали осколки на земле как следы преступления, которые те тут же засняли.

– Да вы посмотрите, что они с храмом сделали! – меня повели во двор посмотреть на гору ржавого кровельного железа. – Церковь – памятник исторического значения, а они ее разрушают!

– Может, это крышу ремонтировали? – предположила я.

– А, так вы тоже с ними за одно! – и тут же волна резкого неприятия…

«Я разговариваю народным языком»

– У нас должна быть украинская церковь, а не российская! А эту церковь мои прадеды и прапрадеды строили! – кричит еще одна женщина. Сказать, что у нас уже есть Украинская Православная Церковь, не получается – слышать она не хочет.

– Этот священник говорил, что Украины не существует, что здесь Россия, – категорически утверждают несколько женщин сразу. Мои старания выяснить, когда же батюшка такое говорил, привели к большому разбросу в датах и ситуациях. Все утверждали, что слышали это сами, но каждая называла разные дни и место.

– Сколько я живу, я никогда не говорил, что Украины нет. Никогда, – рассказывает настоятель Спасо-Преображенского храма о. Василий Альмухамед. – А всегда им говорил, что у нас в Православии нет Украинской церкви, Русской, Молдавской, Белорусской и т.д., а у нас есть Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. И если каждый хозяин начнет делать своего бога, то это будет уже не Церковь. Я в 83-м году служил в армии в Мелитополе, так командир роты капитан Трунов мне чуть ли не через день объявлял гауптвахту, потому что я никогда по-русски не говорил. А я не умею чисто по-украински, но и по-русски не говорю – я разговариваю народным языком. И чтобы я сказал, что нет Украины?! Я ведь украинец.

А журналистам ТСН с «1+1» священник рассказал, как с первого дня войны помогает продовольствием и другим необходимым украинским военным в АТО, как за эти годы тонны туда отправил. И о том, как венчал парня, отправлявшегося в АТО, и отпевал другого, который там погиб. И что у него в алтаре список из более чем 30 атошников, за которых он молится каждую службу. А еще о том, что помогает детдомам в Луганске и Донецке. Вряд ли в Луке-Мелешковской об этом не знают.

«Не просто нам сегодня было совершить Литургию»

И пока одна часть жителей села кричала под стенами храма «Ганьба», другие его жители молились. Вместе с православными со многих приходов Винницы и тридцатью священниками, приехавшими поддержать своих братьев и сестер во Христе. Архиерейская Литургия состоялась.

Прекрасный храм, великолепное пение винницких хористов, солнечные лучи, время от времени пронизывающие пространство, оставляющие блики на лицах… Но главное – сила молитвы. Многие потом говорили, что это была особенная служба. Радостная, глубокая, проникновенная. Время от времени возникало чувство, что воздух уплотнялся от напряжения духа молящихся, от единения сердец и помыслов.

– Особая радость, что Божьей Милостью мы имели возможность сегодня в этом храме Преображения Господня объединить свои сердца в молитве к Господу Вседержителю. Чтобы Господь принял наши покаянные молитвы и благословил нас миром, благостью и любовью, – сказал архиепископ Винницкий и Барский Варсонофий. – Не просто нам сегодня было совершить Литургию. И все мы знаем, что во время великопостного подвига бывают разные искушения. К сожалению, в дни Великого поста, которые мы должны проводить в молитве, тишине и покое, темные силы не дают нам сосредоточиться на молитве к Господу нашему Иисусу Христу.

И поскольку в этот день Церковь отмечала память великомученика Федора Тирона, владыка Варсонофий провел параллель между его подвигом исповедничества веры и ситуацией наших дней:

– Федор Тирон не поддался на давление и уловки и отказался принести жертву идолам. Тогда его обвинили в том, что он поджег языческий храм. Нашли причину. Нынешнее время нельзя сравнить с IV веком, но сегодня тоже используются надуманные поводы и методы. Например, здесь нас, священнослужителей, обвиняют в том, что мы виноваты в войне на Донбассе. Это повод не допускать нас совершить Литургию, где мы молимся за всех жителей села. Мы пришли с миром. Но они не слышат нас. Телевидение накручивает этих людей, и они поддаются соблазну. Но это политическое давление, и со временем оно ослабнет. Будем молиться, чтобы Господь просветил их сердца.

«Если есть радость – гнева нет»

– У нас одно желание – служить Богу и пребывать в той вере, в которой мы не только крещены, но которую мы познали и осознали. Мы не хотим отступать от нашей веры и предавать ее. И мы хотим молиться Христу в храме. Этот храм принадлежит общине Украинской Православной Церкви. А остальные пусть проводят юридическую работу, а не сводят людей и устраивают противостояние, на котором может и кровь пролиться. Зачем это делать?! – сказал о. Владимир Тютенко, руководитель юридического отдела Винницкой епархии Украинской Православной Церкви.

– Но как бы там ни было, мы с вами должны иметь терпение разъяснять этим людям, в чем наша вера. Должны осознать, в чем мы правы, в т.ч. и в отношении этого храма. В чем правда нашей Церкви. Мы принадлежим вселенскому Православию, значит мы – Тело Христово. Мы – та веточка, которая находится в той виноградной лозе, которая есть Церковь Христова и сам Христос. Нас спас Христос и судить нас будет Христос. И мы должны понимать, где правда, потому Христос и есть сама Истина. Только там, где правда, там Христос. Нашего Блаженнейшего Онуфрия признает все Вселенское Православие – мы Церковь Христова с истинными Таинствами.

И в полемике с теми, кто думает по-другому, мы не должны позволять себе раздражаться. Если мы раздражаемся, мы лично проигрываем. Проигрываем перед Христом. Если мы христиане, мы должны радоваться, что нас гонят, на нас злословят. И если есть радость – гнева нет. Или одно, или другое. Господь на кресте жалел тех, кто Его распинал. «Они не ведают, что творят». А разве эти люди до конца осознают, что они делают? Организаторы знают, а простые люди находятся под влиянием информации. Но с одним человеком достаточно просто поговорить, и он скажет: «Слава Богу, что мне это объяснили». А некоторым людям нужно упасть в болото, вымазаться, почувствовать тот дух и понять, что это не то, что они думали. И только тогда они образумятся – у них такой путь. Поэтому нам нужно терпеливо объяснять и ждать их возвращения. При этом самим пребывать в правильном духовном состоянии, на той духовной высоте, к каким призывает нас Господь.

То, что сейчас происходит – это и по нашим грехам. Потому что мы не сумели им в мирное время за 29 лет показать такую высоту духовной жизни, чтобы люди повернулись к Богу, имели бы уважение к Церкви Христовой и священникам. Поэтому мы должны смиренно сносить эту несправедливость и потерпеть сейчас. Но если духовно мы будем в Правде Божьей, то, проведя нас через испытания и умаления, Правда восторжествует. Для нас храмы открылись за стояние в истинной вере и исповедование новомучеников ХХ века. И если мы также будем стоять за веру, то даже если храмы сейчас закроют, для наших внуков и правнуков они откроются Благодатью Божией.

Марина Богданова
Союз православных журналистов
18 марта 2019

Заметки на полях

  • Этот комментарий попросила передать нам Людмила с Украины: «Я живу в Винницкой области. До Луки-Мелешковской час езды. Это всё правда. Очень тяжело… Храни вас Бог!»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок