col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Елена Фетисова. Враждуем потихоньку

Виктор Зарецкий. Тёща. 1954

На моих глазах разворачивается драма в семье знакомых: свекровь против второго внука. Еженедельно она «воспитывает» сына, что надо было «вовремя» отправить жену на аборт. Муж малодушно сбрасывает эти нечистоты на жену. Семья неверующая, однако жена с самого начала была твердо намерена рожать. Срок уже приближается к поездке в роддом… Но ад крепчает.

А параллельно в другой семье пожилая мать активно «накручивает» замужнюю дочку: куда нарожала, кого ты растишь, смотри, ты ж воспитывать-то не умеешь. Мама живет отдельно, но едва ли не каждый день успевает наведаться с инспекцией: оценить «ничтожество» зятя, бардак в квартире и «безалаберность» дочери. Молодое семейство чувствует себя в моральной западне: квартиру им подарила мама, и просто так благодетельницу не «попросишь», а диаконская зарплата не дает молодому мужу «свободы маневра» в выборе другого жилья. Так и живут: принимают «воспитательную грязь», пытаются найти общий язык – пока безуспешно. Ибо кто ж будет слушать «таких неудачников», пусть даже эти неудачники уже воспитывают собственных двух детей.

И настойчиво вспоминается евангельское «враги человеку домашние его». Тут в привычной фразе вдруг открывается новый, очень печальный смысл. Мы ведь чаще толкуем этот отрывок миссионерски: мол, домашние нам, конечно, не в буквальном смысле враги, просто из-за отсутствия веры они иногда могут действовать поперек нашей духовной жизни, враждовать на Бога и Его устои, но в остальном…

Однако все чаще, слушая чужие истории, думаю, что есть здесь и куда более простой подтекст. Точнее – нет никакого подтекста. Ведь Христос не только бичом изгонял торгующих из храма – Его слово тоже часто было бичом. Он просто называл своими именами то, о чем люди предпочли бы не думать. Или что очень хотели бы завуалировать красивыми словами.

В данном случае вражда – это просто вражда. И нелюбовь.

Легко думать, что не любят детей только какие-то асоциальные маргиналы, бросающие их на помойках и осыпающие тумаками.

Но все гораздо хуже. Мы – обычные, благополучные, в меру воспитанные люди – тоже весьма часто бываем друг другу и своим детям врагами. В буквальном смысле, без аллегорий. Там, где в подворотне родитель залепит «фингал», интеллигентного вида женщина обойдется уничижительной бранью, или применит «игнор», или станет цедить слова сквозь зубы.

А в более старшем возрасте начнет «затюкивать» ребенка: некрасивая, безвольный, «кому ты нужен», «руки не оттуда растут»…

И это не просто «сорвалась», «занесло» – это откровенная враждебность, которая адским дыханием выныривает вдруг и показывает истинное лицо. Это, вероятно, и есть один из механизмов передачи первородного греха – наша недоброжелательность, которая нет-нет да и вылезет в отношениях с собственными детьми. Наш эгоизм, которому вдруг надоедает делить территорию с кем-то, кто нуждается в заботе и внимании.

Мать того горе-мужа наверняка считает, что действует по любви к сыночку: ведь «куда ему такая нагрузка?!» Но все гораздо проще. Сыночек ей нужен успешным и не слишком обремененным – так удобнее. Так больше надежд на комфортную старость, а не «опять он там со своими возится, а к матери не заехал». Она в этот момент – просто враг своему сыну. Вандал и варвар, разрушающий то, что могло бы принести человеку счастье, – его семью.

Перечитываю и понимаю: «Как же зло! Зачем об этом писать?»

Но, с другой стороны, не всегда нужно искать елейных словес. Иногда именно мнимая благостность творит преступления. Позволяет под маской «я ж любя» морально уничтожать, втаптывать в грязь души близких.

И нужно уметь вовремя назвать вещи своими именами. Например, когда тебя в твоей родительской роли «несет», важно вовремя определиться, что это не «я воспитываю, чтоб человеком вырос», а самоутверждаюсь за чужой счет. А когда тебе «хотят как лучше» и «по любви» советуют бросить мужа, убить во чреве ребенка, развестись с женой – это не про любовь. Не про то, что «маме видней – она же мама».

Часто, увы, это про подсознательное стремление гордо сказать: «Ну вот, так и знала! Даже нормального мужа ты не в состоянии выбрать!»

Мамы, дети, сестры – нет, конечно, мы любим. Но как несовершенен человек под властью греха, так ущербна и непостоянна его любовь. А потому иногда мы лишь прикрываемся любовью. Прикрываем амбиции, обиды на жизнь, зависть или злорадство – непобежденные страсти, которые борют и будут бороть нас до последнего вздоха. Мы враждуем, в общем.

И тот, против кого враждуют, должен иметь мудрость это вовремя осознать. Не для того, чтобы мстить или закатывать скандалы, нет! Но для того, чтобы сказать себе: «Стоп, это моя жизнь, я за нее в ответе! И я не стану пересказывать жене (или мужу), что сказала мама. И найду слова объяснить маме, что моя семья – это охраняемая территория. В гости можно, враждовать – нельзя. И помолюсь за нас за всех».

Детей часто сбивает с толку помысел: «Ну это же МАМА!..» Или: «Чти отца и мать». Но разве истинное почитание может выражаться в том, чтобы оставлять человека и дальше бесконтрольно возрастать в грехе раздражения, недовольства, ненависти?

Думается, что в моменты, когда кто-то начинает откровенно враждовать, важно не враждовать в ответ – но и не идти на поводу. Сохранять спокойствие и уважение, но не позволять старшим в разговоре выливать ушаты грязи на супруга или супругу. Не прислушиваться к странным советам про «не рожай» и «я бы давно развелась».

Хватит с нас и того, что муж и жена временами сами между собой враждуют.

Елена Фетисова
Православие.ru
21 ноября 2018

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!