МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

По сообщениям СМИ, семья Алексеевых, жителей Гатчины Ленинградской области, подала заявление в полицию на игумена Фотия (Нечепоренко), обвиняя того в «жестоком обращении» с их ребенком во время таинства Крещения, во время которого он получил «ссадины и ушибы».

Что же мы видим на видеоролике, представленном в качестве иллюстрации произошедшего? Крещаемый – довольно крупный ребенок, «переросший» купель, в которой совершается Таинство. Это первое неудобство, которое испытывает священнослужитель. При этом малыш естественным образом сопротивляется нежелательному «купанию», упирается ножками в дно, отталкивается от стенок, выгибается. Чтобы преодолеть этот нормальный «отпор», совершителю Таинства приходится прикладывать усилия (такое бывает довольно часто, редко ребеночек попадается спокойный и хочет «купаться» на руках «чужого дяди»). «Во время первого погружения я поняла, что у меня ребенок захлебывается», — объяснила мама малыша мотив своих действий, после чего она попыталась забрать ребенка из рук священника. То есть, на тот момент, когда Таинство еще не было завершено и канонически не являлось произошедшим, отцу Фотию приходилось преодолевать уже двойное физическое сопротивление: рефлекторное — крещаемого, и эмоциональное — его мамы. Вместо того, чтобы довериться священнослужителю, уже третий десяток лет крестящего детей, молодая женщина (по ее собственным словам, не знающая даже «Отче наш») посчитала, что она лучше разбирается или, может быть, что одного погружения достаточно, или, например, что «если ребеночек не хочет, то, значит, пока не нужно, вот подрастет и тогда осознанно, если пожелает, покрестится», как мотивируют свое осуждение произошедшего часть комментаторов этого видео на ЮТУБе. Остальные же просто поносят «попа» и Церковь последними словами (Мы намеренно даём ссылку на то же видео, но без комментариев. – Прим. ред.). И это – общее настроение общественности. То есть зашкаливающий антиклерикализм российского народа. Хула на клир, хула – на Святое Таинство.

Народ все чаще выступает против строительства храмов, предпочитая им места досуга, развлечения и отдыха. Теперь вот общественность против «насильственного» совершения Крещения над детьми. Мир желает, чтобы Церковь действовала по его представлениям о добре и зле. Мир хочет «одомашнить» Церковь, управлять Церковью, «очеловечить» Церковь. По словам «пострадавшей», священник неправильно вел себя еще до Крещения, а именно, «причитал» ей о том, «какая же она мать», и что она «собирается привить ребенку». И Русская Церковь идет на эти уступки, всячески пытается приспособиться к миру, угодить общественному мнению. По словам секретаря Гатчинской епархии, отец Фотий временно «запрещен в священнослужении», «архиереи, все епархиальные сотрудники пребывают в шоке от увиденного». «Люди опасаются, что отца Фотия снова допустят к служению», и он опять примется за свое – станет крестить детей в три погружения: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
12 августа 2019

Заметки на полях

  • Редактор, , 12.08.2019 в 14:13

    Возможно, священник действительно был жестковат, но основная причина конфликта всё-так в нецерковной матери: ещё до начала Таинства она, по-видимому, была уязвлена высказываниями отца Фотия, и позже это подлило масла в огонь. Конечно, женщина могла переживать за ребёнка именно по-матерински, но, как пишет Александр Буздалов, церковный человек просто доверился бы священнику (тем более что у церковного человека ребёнка крестил бы хорошо знакомый батюшка). Дети могут плакать и сопротивляться и во время Причастия, и иногда священник даже просит кого-то помочь — это тоже при желании может быть расценено как насилие?

  • Буздалов А., Пенза, 12.08.2019 в 14:42

    Тут ведь основной мотив священника в чем заключается? В канонически правильной форме совершения таинства (полное троекратное погружение), а не то гораздо более удобное для совершителя «гуманное» обливание, которое представлено на фото. Между тем, такая форма настолько неправильна, что в некоторых Поместных Церквах крещенного таким образом вообще могут к Причастию не допустить как язычника. Сейчас не вспомню, но в каком-то официальном документе РПЦ последнего времени прямо говорится о недопустимости практики «обливательного» крещения.

  • Редактор, , 12.08.2019 в 14:59

    Да, недавно это обсуждалось, хотя и говорилось о том, что тех, кого крестили обливанием, а не погружением, «перекрещивать» не нужно. Во многих Храмах сейчас делают баптистерии для Крещения взрослых.

  • Буздалов А., Пенза, 12.08.2019 в 15:18

    Разумеется, перекрещивать крещенных через «обливание» не нужно. Но на будущее, повторю, прямо предписывается крестить только через погружение (согласно канонам). Так что человек пострадал, фактически, за исполнение своего долга. То есть за Христа, за радение о спасении своей паствы. За это у нас, получается, сейчас сана лишают.

  • Лидия, Екатеринбург, 12.08.2019 в 15:24

    Добрый день. Не понимаю тех родителей, которые хотят крестить ребёночка на всякий случай. Видимо, такой случай у мамаши и случился — либо дитя заболело, либо бабка не принимает некрещёных. Она даже молитв не знает. Сочувствую священнику, он, возможно, и не стал бы крестить, да в лавке уже всё оформили и поставили перед фактом. Обычно крестят совсем малюток. Присутствовала на крещении двух малышек, совсем ещё крошечных и они тоже сопротивлялись «купанию»» в руках для них чужого человека. Ну покричали немного и потом успокоились. Но их мамы люди верующие и всё прекрасно понимают.

  • Редактор, , 12.08.2019 в 16:02

    Нелепая ситуация — когда после Крещения ребёнок оказывается в нецерковной, «верующей в душе» семье, и не как пленник, а как родное дитя. Усыновлённый Богу живёт рядом с почти неверующими родителями, которые, тем не менее, и были инициаторами Крещения. Вся надежда на благодать Духа Святого, которая, возможно, в конце концов приведёт его в Храм.

  • Буздалов А., Пенза, 12.08.2019 в 21:22

    Интервью отца Фотия после случившегося: https://www.5-tv.ru/news/260875/daleki-otcerkvi-otec-fotij-otvetil-naobvinenia-vagressivnom-kresenii-malysa/ Всё в точности, как я написал. Абсолютно адекватный, замечательный пастырь.

  • Алла, Минск, 12.08.2019 в 23:16

    Ув. Александр, один абсолютно «адекватный и замечательный пастырь» ( по мнению прихожан и архиереев) насиловал свою малолетнюю дочь. https://news.tut.by/society/643736.html
    Какое право имеет священник жестоко обращаться с ребёнком (а он обращался именно жестоко и безсердечно с чужим ребёнком), руководствуясь нецерковностью родителей. Кстати, о крестных родителях не упоминается. Слава Богу, они пришли в храм. А после этого крещения, думаю надолго отойдут от церкви. Лучше бы этому священнику помолиться о семье. Может быть, стоит на входе в храм поставить человека, служителя церкви, и экзаменовать входящих на знание Символа Веры? Как вариант …

  • Алла, Минск, 12.08.2019 в 23:18

    Действительно ли крещение без погружения:
    https://foma.ru/deystvitelno-li-kreshhenie-bez-pogruzheniya.html

  • Владимир, Санкт-Петербург, 13.08.2019 в 08:28

    Годовалого(!) сопротивляющегося ребенка невозможно покрестить, не применяя силу.

  • Алла, Минск, 13.08.2019 в 08:46

    Владимир, а зачем годовалого сопротивляющегося ребёнка крестить полным погружением и провоцировать родителей на негативные эмоции?
    https://rus.postimees.ee/643790/moldavskiy-svyashchennik-utopil-mladenca-vo-vremya-kreshcheniya

  • Буздалов А., Пенза , 13.08.2019 в 12:41

    Алла пишет: «Слава Богу, они пришли в храм. А после этого крещения, думаю надолго отойдут от церкви». Вот для этого о. Фотия и лишили сан /там схожа формулировкака присутствует/, чтобы они еще как-нибудь зашли. Необходимая для этого жертва принесена.

  • Буздалов А., Пенза , 13.08.2019 в 12:56

    Алла пишет: «один …пастырь» ( по мнению прихожан и архиереев) насиловал свою малолетнюю дочь». Случай с другим священником из серии ОБС с сайта Тут-новости это аргумент в деле о.Фотия? Ох, уж мне эта женская логика

  • Алла, Минск, 13.08.2019 в 14:45

    Почему же Вы, ув. Александр говорите обо мне в третьем лице, а не обращаетесь лично? Думаю, Вам известен описанный ( не ОБС) случай самой краткой проповеди Антония Сурожского. Аргумент — Алла не права потому что… , вообще не аргумент. Спросите священников, сколько таких случаев имеют место быть.
    А пренебрежительное отношение не делает чести и Вам, уважаемый.

  • Алла, Минск, 13.08.2019 в 15:03

    …Интересно, как бы Вы отреагировали, Александр, если бы на месте священника о. Фотия был врач, который оказывал помощь ребёнку?

  • Буздалов А., Пенза, 13.08.2019 в 17:45

    «… говорите обо мне в третьем лице, а не обращаетесь лично? » Только потому, что здесь нет опции «ответить», и надо как-то привязать один комментарий к другому. А Вы, смотрю, и здесь «жестокое обращение» увидели.

  • Буздалов А., Пенза, 13.08.2019 в 18:33

    Алла: «Спросите священников, сколько таких случаев имеют место быть». Это изнасилования-то своих детей? Для меня достаточно того, что мне такие не известны. А на интернет-помойках можно много чего накрывать.

  • Буздалов А., Пенза , 13.08.2019 в 18:41

    Алла: «как бы Вы отреагировали, если бы на месте священника о. Фотия был врач». И его стали за руки хватать? Думаю, примерно так же, как он.

  • Александр, Москва, 13.08.2019 в 19:24

    Ольга Сергеевна, по Вашему совету только эпиграф — не более)):

    Наука Старца Иоанна:
    «В споре уступить –
    сто бесов победить»!

  • Буздалов А., Пенза, 13.08.2019 в 20:29

    Александр, Москва: «В споре уступить – сто бесов победить»! Это смотря, о чем спор. В данном случае уступить — значит согласиться с тем, что правильно о. Фотия лишили сана. А это не добродетель, а как раз наоборот.

  • Редактор, , 13.08.2019 в 20:51

    Не лишили сана, а запретили на год в служении — тоже суровая мера.
    Если кто-то приступает к Таинству Крещения (или хочет, чтобы окрестили его ребёнка), это подразумевает наличие у человека веры во Христа. В свою очередь, вера во Христа — это смирение перед Ним и Церковью. Человек верующий иначе отнёсся бы к каким-то «накладкам» во время совершения Таинства, даже если бы священник в чём-то был неправ (кому-то стало бы неловко за своего ребёнка; кто-то попытался бы помочь священнику).
    Алла, мне кажется, пример с врачом не очень удачен. Всем нам в детстве удаляли зубы и делали уколы, и никому из нас это не нравилось. Однако родители всё-таки вели нас к врачу, и врач всё-таки делал своё «чёрное дело».

  • Алла, Минск, 13.08.2019 в 21:10

    Ольга, согласна, что пример с врачом не очень удачен. Хотелось сделать акцент на том, что легко рассуждать, когда это касается чужого ребёнка.
    А по поводу неготовности родителей, то лучше бы отцу Фотию,в таком случае, вообще не проводить Крещение, раз уж это было для него так очевидно.

  • Алла, Минск , 13.08.2019 в 21:16

    Возникает вопрос, стоит ли вообще монахам крестить и венчать?
    https://pravoslavie.ru/7000.html

  • Алла, Минск, 13.08.2019 в 21:25

    «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6) — Осипов А.И.
    https://youtu.be/hdYgxnkDLx8

  • Буздалов А., Пенза, 13.08.2019 в 21:37

    Алла: » по поводу неготовности родителей, то лучше бы отцу Фотию,в таком случае, вообще не проводить Крещение». Это потому, ув. Алла, что Вы думаете не о том, что Божие, но о том, что человеческое. Крестить детей, при возможности, надо независимо от того, верующие родители или нет. Потому что это само по себе спасительно. Что о. Фотий и сделал — именно крестил ребенка вопреки воли родителей, когда мама фактически уже не давала ему этого сделать. Передумала, в общем. За что ему — трижды аксиос.

  • Буздалов А., Пенза, 13.08.2019 в 21:42

    А я все ждал, когда же оппоненты на Алексея Ильича начнут ссылаться.

  • Алла, Минск, 13.08.2019 в 22:06

    Ув. Александр, а Вас не мучает когнитивный диссонанс? Местами Вы сами себе начинаете противоречить .
    Ссылаюсь я не на Алексея Ильича , а на Евангелие. Комментарий Осипова А. И. мне понравился. Можно подробнее о Вашем отношении к его трудам?

  • Татьяна, Брянск, 13.08.2019 в 23:52

    Уважаемая Алла! Некоторые медицинские процедуры для детей неотделимы от, так называемого, насилия. Элементарно, чтобы сделать ребенку укол, его необходимо насильно удержать. А чтобы поставить капельницу годовалому ребенку в некоторых больницах его пеленают и привязывают кричащего на несколько часов. Разумеется, для мамочек это жуткое зрелище, но едва ли кто-то выдергивает катетер и строчит жалобы в прокуратуру.

    Ссылка на «самую короткую проповедь» митрополита Антония Сурожского не совсем корректна, поскольку, во- первых, конкретно в этой проповеди Владыка оправдывает возможность прихода в Храм практически в любом виде (а ну как женщина была бы не в брюках и без платка, а в шортах или в купальнике, ей тоже нельзя было бы сделать замечание?), а во-вторых, некоторые его проповеди или беседы, мягко говоря, сомнительны с православной точки зрения, например, попытка оправдать Иуду или допущение возможности абортов.

    В отношении статьи Александра, разделяю его позицию.
    Единственно непонятно, судя по-тому, что непосредственно перед совершением Таинства батюшка спрашивал мать ребенка знает ли она «Отче наш» огласительные беседы перед Крещением ребенка, не проводились.

    Удивляет и мгновенная реакция правящего архиерея о запрещении в служении только лишь на основании видео, даже не разобравшись (что наталкивает на неприятные выводы созвучные выводам Александра: оказывается не человек, приходящий в Церковь, должен подстраиваться под Её правила и каноны, а Церковь должна подстраиваться под мир так, чтобы каждому быть удобной.

    Ну и правовой аспект. Допустим, мать заявляет, что ребенок получил ушибы и ссадины, но установлением факта телесных повреждений, давности и механизма их образования занимается судебно-медицинская экспертиза. Без неё любые утверждения об «ушибе головы и многочисленных ссадинах» голословны (мало ли где может удариться начинающий ходить годовалый ребенок да и есть ли эти ссадины вообще). Кто-то из обсуждающих священника видел заключение судмедэкспертизы? Едва ли. Но это не мешает твердить на разных сайтах: ‘Шок, ужас, насилие, травмы, ушибы»….
    Да и батюшку уже наказали. Что проявили: человеколюбие или человекоугодие?
    И если наказали, то должны были пояснить, как священник должен был поступить в таком случае: прервать совершение Таинства Крещения?

  • Буздалов А., Пенза, 14.08.2019 в 12:47

    Алла: «Можно подробнее о Вашем отношении к его трудам?» Алексей Ильич, при всем к нему уважении, известен рядом неортооксальных мнений, одно из которых как раз по вопросу крещения младенцев. Мне Ваша аргументация сразу его напомнила.

  • Анна, Санкт-Петербург, 14.08.2019 в 13:01

    Вообще, когда смотришь видео, складывается впечатление, что ребенок и в руках батюшки совершает неестественные телодвижения. Ощущение, что в одно случае видео двигается вперёд, в другом назад, возможно, оно не обошлось без обработки для усиления «эффекта». По поводу Литургии знаю, что в случае какого-то форс мажора, священник может остановить Литургию только до определенного момента, а потом уже всё…Скорее всего и с Крещением также. Это же всё-таки таинство. Действительно, видимо, не проводились огласительные беседы. По всему понимание Таинства нет у людей. От того, что мать сразу побежала защищать сына, у нее не было доверия ко всему происходящему. Но, слава Богу, ребенка все равно крестили. Мы же понимаем, кто на самом деле не хотел этого. А во всем хочется видеть Промысл Божий. Значит так надо.

  • Игорь К., Иркутская обл., 14.08.2019 в 13:54

    Кто у нас руководит жизнью Церкви: епископы или малоцерковные мамаши?Скандальная история с Крещением младенца в Гатчинской епархии может иметь самые неприятные последствия для церковной жизни…

    Печальная история, которая произошла в Гатчинской епархии, где по жалобе малоцерковной женщины, был отстранён от служения игумен Фотий (Нечепоренко), может иметь самые глубокие и неприятные последствия для жизни тысяч православных христиан Русской Православной Церкви.

    Скандал произошёл после того, как указанная женщина выложила в СМИ видео «грубого крещения» своего младенца и даже написала на священника заявление в прокуратуру (!), что само по себе возмутительно и многое говорит о её духовном состоянии.

    Прискорбно, но следует признать, что разбираться в том, что привело к инциденту во время Крещения, в Гатчинской епархии всерьёз не стали. Целью поспешно принятого решения о запрете отца Фотия была попытка успокоить представителей так называемого «журфака» и разгневанную общественность, которые наперебой начали поносить Церковь.

    Однако, помимо этих малоцерковных и откровенно враждебных для Церкви людей, в России живут миллионы верующих и тысячи священнослужителей, для которых запрет отца Фотия может иметь самые неприятные последствия. И дело не в самом отце игумене, а в том, что он, по сути, оказался без вины виноватый.

    Всем известно, что в советские годы сложилась вынужденная практика присутствия чёрного духовенства на мирских приходах, что противоречит церковным традициям. До сих пор ещё можно встретить игуменов и иеромонахов, которые не только крестят младенцев, но и венчают молодых. Само по себе такое положение дел ненормально, и то, что в Гатчинской епархии на приходе служит игумен, а не белый священник, — это ответственность Преосвященного епископа Митрофана, который его туда поставил.

    История Церкви показывает, что пренебрежение церковной традицией не приводит ни к чему хорошему, и это подтвердилось в Гатчине.

    При этом сам отец Фотий пострадал из-за того, что не стал крестить младенца обливанием (как ныне происходит во многих храмах), а попытался совершить Таинство, как полагается, — полным погружением. Получилось у него это неумело, и он, действительно, проявил некоторую грубость, но что делать священнику, если пришедшая второй раз в храм женщина начинает его учить, как и что делать во время Крещения, а то и вовсе требует остановить совершение Таинства?

    На видео видно, что купель, которые в «Софрино» почему-то делают максимально неудобными для окунания младенцев (попробуйте окунуть ребёнка в круглую, а не в продолговатую овальную ванночку), явно мала для ребёнка. К этому прибавляется нежелание и испуг самого младенца, которого в семье к Крещению явно не готовили. Сюда же следует отнести откровенно нахальное поведение мамаши, не знающей как вести себя в храме. И картина станет не столь однозначной, как хотели её представить СМИ.

    Тем не менее, вердикт в Гатчинской епархии уже вынесли, и теперь следует указать, к чему он может привести:

    1. Ни о каком возрождении канонически верного Таинства Крещения полным погружением в Русской Православной Церкви отныне говорить не стоит. Если и ранее для верующих мирян было проблемой найти священника, который не станет при Крещении обливать ребёнка из ковшичка, а окунёт его с головой в тесную софринскую купель, то теперь это станет ещё более сложно.

    Зачем священнослужителям, которых учат в МДА, что Крещение обливанием также действенно, нарываться на неприятности и окунать ребёнка с головой, а ну как какая-нибудь мамаша тоже пожалуется на него в СМИ или в прокуратуру, что тогда? Такие мамаши теперь управляют жизнью Церкви, а не епископы и каноны? И что делать, если завтра они потребуют использовать на Литургии вместо «неприятного детям» вина «сладенький сок»?

    2. Все нововведения огласительных бесед перед Крещением ничего, по большому счёту, не изменили и превратились в формальность, за которой ничего не стоит. Признавать это наше священноначалие не желает, но это факт.

    3. Даже после этого скандала вряд ли в наших храмах появится больше баптистериев.
    https://rusk.ru/newsdata.php?idar=85540

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на