МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Святые отцы о душепагубности суеты, пристрастия к мiру и многопопечительности

Нечистое зеркало не может отражать изображений; и душе, которая занята житейскими попечениями и омрачена страстями плотского мудрствования, невозможно принять в себя озарений Святаго Духа.

Святитель Василий Великий

* * *

Ничто не приводит в такое помешательство рассудок, как привязанность к предметам временным. Зная это, удаляйтесь, сколько возможно, от мiра и воздерживайтесь от дел плотских, ибо от них происходит потеря не в случайных, а в самых высших благах. Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усваивать предметов небесных; но по необходимости, заботясь о тех, лишается этих. Не можете, – сказано, – служить Богу и мамоне (Лк. 16, 13). Последуя одному, по необходимости надобно оставить другое. И об этом гласит самый опыт. Те, которые посмеиваются над страстию к богатству, те-то наиболее и любят Бога как должно.

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

Кто прилепляется сердцем к мiрским и суетным вещам, в том нет любви Божией. Яко любы мiра сего вражда Богу есть; иже бо восхощет друг быти мiру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4), – учит апостол Иаков. Потому что Бог и мiр – две вещи противоположные, и любовь к одному изгоняет любовь к другому. Кто любит Бога, нет в том любви мiрской, а в ком мiрская любовь есть, в том нет любви Божией. Итак, Божия и мiрская любовь не могут ужиться в одном сердце.

* * *

Так велик вред от любви к мiру сему, что любящий его – врагом Божиим бывает, о чем страшно и помыслить, хотя человек, будучи слеп, о том и не думает!

Святитель Тихон Задонский

* * *

Друг мiра соделывается непременно, может быть, незаметно для себя, злейшим врагом Бога <…>. При служении мiру невозможно служение Богу, и нет его, хотя бы оно и <…> представлялось существующим. Его нет! А то, что представляется, есть не что иное, как лицемерство, притворство, обман себя и других.

* * *

За удовлетворением суетных и греховных пожеланий всегда следует увлечение ими; за увлечением следует плен, умерщвление всего духовного. Допустившие себе последование своим пожеланиям и плотскому мудрованию, увлеклись ими, поработились ими, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли погибелью вечною.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

* * *

Весь мiр – паутина в сравнении с душой человека – христианина; ничто в нем не постоянно и не надежно; ни на что опереться в нем надежно нельзя: все рвется.

* * *

Чтобы любить Бога всем сердцем, надо непременно все земное считать за сор и ничем не прельщаться.

* * *

Чтобы наслаждаться надеждой будущих благ, необходимо отрешиться от греха и от всего суетного, мiрского, от житейской гордости в особенности.

* * *

Мы только называем Господа Богом, а на деле-то у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю творим плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих. Боги наши – плоть наша, сласти, одежды, деньги и т. п.

* * *

Не живет Господь в том сердце, в котором царит жадность, пристрастие к земным благам, к сластям земным, к деньгам и проч. Это опытом доказано и познается ежедневно. В том сердце живет жестокосердие, гордость, высокомерие, презорство, злоба, мщение, зависть, скупость, суетность и тщеславие, кража и обман, лицемерие и притворство, хитрость, ласкательство и пресмыкательство, блуд, сквернословие, буйство, измена, клятвопреступление.

* * *

Что полюбит человек, в чем будет обращаться, то и найдет: полюбит земное – земное и найдет, и поселится у него на сердце это земное, и сообщит ему свою земляность, и свяжет его; полюбит небесное – небесное и найдет, и поселится оно в его сердце, и будет животворно им двигать. Ни к чему земному не нужно прилагать сердца, ибо со всем земным, когда мы неумеренно и пристрастно им пользуемся, срастворяется как-то дух злобы, оземленивший себя безмерным сопротивлением Богу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

* * *

Взыщи Господа! Бог или мiр – середины нет. Или ты так безпечно спишь, что ничего не видишь?!! Там – все, здесь – ничего; там – истина, здесь – призрак; там – покой, здесь – болезненные заботы; там – довольство, здесь – непрестанное томление; там – радость и веселие, здесь – только скорби и туга сердца. Все это ты знаешь, испытала и все, однако ж, остаешься в той же суете ума и сердца. Рай на земле устроить хочешь?.. Осьмая уже тысяча, как мiролюбцы истощаются в средствах устроить рай на земле. И не только нет успеха – напротив, все идет к худшему. Не успеешь и ты, а только измучишься, гоняясь за призрачным благом мiра, как дети за убегающею радугою.

Святитель Феофан Затворник

* * *

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем.

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

Любостяжание есть предтеча антихриста. Пророки, т. е. Дух Святый в пророках, пророчествовали домостроительство воплощения Божия, т. е. глашали об истине мiру, а любостяжание внесло в мiр ложь. Пророки возвещали нам путь спасения, лихоимцы же возвещали путь погибели; как чрез апостолов воссияло нам спасение и благодать Всесвятаго Духа, так многопопечение мiра сего будет помрачать спасение человека; погибельная же многозаботливость вовлечет людей на путь беззакония.

* * *

Усиливающиеся мiрские попечения предзнаменуют близкое воплощение домостроительства погибели в мiре <…>. Многозаботливость будет помрачать чувства человека, чтобы сделать человека нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения, т. е. люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения.

Преподобный Нил Мироточивый

* * *

Те, чьи сердца отданы суетному, мiрскому, живут под властью «мiродержителя века сего» (см.: Еф. 6, 12). Т. е. диавол правит суетой и теми, кто порабощен суете, мiру. Ведь что значит слово «мiр»? Украшения, суетные финтифлюшки, не так ли? Итак, под властью диавола находится тот, кто порабощен суетой. Сердце, плененное суетным мiром, удерживает душу в состоянии неразвивающемся, а ум – в помрачении. И тогда человек только кажется человеком, по сути же он является духовным недоноском.

Величайший враг нашей души, враг больший, чем даже диавол, это мiрской дух. Он сладко увлекает нас и навеки оставляет нас с горечью. Тогда как если бы увидели самого диавола, то нас охватил бы ужас, мы были бы вынуждены прибегнуть к Богу и без сомнения шли бы в рай. В нашу эпоху в мiр вошло много мiрского, много духа мiра сего. Это «мiрское» разрушает мiр. Приняв в себя мiр сей (став изнутри «мiрскими»), люди изгнали из себя Христа.

* * *

Самое важное сегодня – не приспосабливаться к этому мiрскому духу. Такое неприспособленчество – свидетельство о Христе. Постараемся, насколько возможно, не дать этому потоку увлечь, унести нас по мiрскому руслу. Умная рыба на крючок не попадается. Видит наживку, понимает, что это такое, уходит из этого места и остается не пойманной. А другая рыба видит наживку, спешит ее проглотить и тут же попадается на крючок. Так и мiр – у него есть наживка, и он ловит на нее людей. Люди увлекаются мiрским духом и потом попадаются в его сети.

Мiрское мудрование – это болезнь. Как человек старается не заразиться какой-либо болезнью, так ему надо стараться не заразиться и мiрским мудрованием – в любой его форме. Для того чтобы духовно развиваться и здравствовать, для того чтобы радоваться ангельски, человек не должен иметь ничего общего с духом мiрского развития.

* * *

К несчастью, мiрской дух оказал сильное влияние даже на духовных людей. А если люди духовные действуют и думают по-мiрски, то что остается делать и думать людям мiрским?..

Преподобный Паисий Святогорец

Заметки на полях

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 11.10.2019 в 02:10

    Всё правильно. Но…
    Бог создал человека и вдунул в лице его душу живую, и дал человеку Землю в обитание и для прокорма. «Плодитесь и размножайтесь». Малые сообщества семьи разрослись до человечества. Для жизни человек придумывал орудия труда и войны. Технико-технический прогресс привёл нас к сему дню. Рожая детей, давая потомство мы исполняем Волю Божию о нас. Для того, чтобы жить, мы вынуждены работать и зарабатывать. А для того получать необходимое образование. Хотим мы того или не хотим, но таковы современные условия жизни. И здесь мы исполняем Волю Творца зарабатывать хлеб свой в поте лица своего. Мы должны не просто родить потомство, но и вырастить его, пустить в жизнь, сохранить в условиях очень агрессивной окружающей среды. Также на нас обязанность помочь престарелым родителям. И мы вольно или невольно включаемся в круговорот мирской жизни. Что от нас требуется в этих условиях? — Не оскотиниться, помнить о духовном. Дела наши, одухотворённые, будут во благо.

    Сейчас много разговоров о том, что люди стали какими-то нехорошими, чёрствыми, такими-сякими. Во вчерашних новостях о девочке, которую разыскивают в Саратове. 900 человек её ищут. Не только милиция и спасатели. Простые люди оторвались от своих дел и забот, от семей. Вот вам простой пример духовного делания в заботе о своём далёком и незнакомом ближнем.
    А знаете ли вы, что в России создан добровольческий отряд граждан имеющих вертолёты и помогающих разыскивать потеряшек в лесах? Люди без сомнения богатые. Если только час использования вертолёта обходится в 100 тыс. рублей, надо думать, что для них такие деньги немалые. Но они увлечение своим земным (копили деньги, желали летать) сделали духовным подвигом во имя ближнего своего. Которого никогда не знали.
    Обратите внимание на то, как по телеканалам постоянно просят помощи для больных детей. При нашем не великом благосостоянии миллионы собираются за часы и дни. В основном население не богатое. Тогда кто это делает, молча и без бахвальства собирает немалые суммы?
    Есть и те, кто занимается накопительством ради накопительства. Только нормальных и добрых людей много больше. И сострадание не ушло.
    Приведу свой маленький примерчик. Привезли вчера сено. Три тюка по 300 кг. Зная мою немощь, прибежали два соседа, люди немолодые, помогли тюки выгрузить на место. Пришёл бы и третий, молодой, но он уехал за ребёнком. Та работа, которую мы должны были делать втроём (шофёр и напарник его ещё), мы сделали впятером.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на