МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Беседа 2012 года

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9: 12).

…Об отце Романе не хочется говорить лишних слов, потому что вполне достаточно его собственных. В девяностые годы мы покупали в церковных лавках кассеты с портретами задумчивого монаха в чёрной скуфие. Его тихие песни под гитару открывали для нас таинственную красоту духовной жизни, Священного Писания, Церкви, самой России. В этих песнях не было избыточной сладости, а были печаль и любовь к Богу, которая оказалась сильнее любой другой. Затем пришло время поэтических сборников, и оказалось, что на бумаге строчки отца Романа «звучат» не хуже, чем в авторском исполнении, а это нечасто бывает у поющих поэтов. С годами стихи иеромонаха Романа стали менее эмоциональными, но более ясными, прозрачными, совершенными по мысли.

* * *

Растленье духа не врачуют годы.
Неисцелим презревший врачевство́.
И старость, семенящая за модой,
Уничижает наше естество.

Любое время — слово жизни-песни.
Осмыслив песнь, уже не отвращусь
Морщин ли, седины или болезни:
Безблагодатной старости страшусь!

Иеромонах Роман
9 января 2012
Скит Ветрово

— Отец Роман, Ваши слушатели и читатели знают, что Вы много лет живёте на Псковщине, в скиту Ветрово. Расскажите, пожалуйста, об этом ските поподробнее. Где он находится? Какая природа его окружает? Что за храм, что за дома в этом скиту?

— Уже и не припомню, когда здесь поселился. Раньше тут был хутор, стояло несколько домов. По приказу свыше заставили всех перебраться в центральное село. И только лесник не мог разобрать свой дом: строил он его на совесть, из отборного леса, на шипах. Пришлось ему продать этот дом отцу Досифею — великому подвижнику. Когда он утонул, дом этот выкупил у его дочери отец Никита, а лет через десять, уже у отца Никиты, купил я. Место очень уединенное, попасть в скит можно только на лодке, а зимой надо идти лесом и болотом. До ближайшей деревни три километра, а через пять километров, вниз по течению, есть еще несколько домов. Река, болота, лес, дом, Храм — и никого вокруг до горизонта. Полнейшее уединение! Разве это не Милость Божия?

— В Ваших стихах состояние лирического героя часто раскрывается через образы природы. Что для Вас природа? Зеркало, в котором отражается душа? Свидетельство Божиего присутствия в мiре?

— Зеркало всегда отражает то, к чему направлено. Красота Божьей природы — последняя нить, связывающая человека с Богом. Как-то в поезде пожилая попутчица обратилась ко мне: «Человек я абсолютно нецерковный, очень люблю быть в лесу, чувствую его, мне там хорошо». Я ответил, что лес — ее последняя соломинка, и, если она не заменит Творца тварным, то придет к Богу. Очень надеюсь, что так и произошло.

— Мы живём в городе, где почти нет деревьев, и даже небо видно с трудом. Чем можно утешиться городскому жителю, который так хочет, но почти никогда не может вырваться за город?

— Без деревьев прожить можно, вспомните святого Иоанна Крестителя. А вот небо ничем внешним не заменить. Но как бы оно ни было прекрасно, Царство Божие внутри нас. Мне трудно представить себя живущим даже в селе, не то, что в городе, но даже в городе смог бы выжить — в домике возле Храма.

— Издалека трудно судить о жизни деревни. В книгах мы читаем о том, что деревня вырождается, что поля стоят непаханные, дома — заколоченные, а немногочисленные жители спиваются. Так ли это на самом деле?

— К великой скорби, это так. Однажды поехал к знакомому иерею, он служит в сорока-пятидесяти километрах, если по прямой. Взял с собой фотоаппарат и поехал. Проехали большой поселок, стоят каменные двухэтажные здания, многие без окон, без дверей. Редко где за стеклом увидишь занавеску — жизнь еще теплится. Про коровники и говорить нечего — одни стены. Нафотографировался… потом отлеживался не один день. Всюду ли так? Нет, под городом Остров построена хорошая ферма. Все новенькое. В Пскове диктор телевидения, не без гордости за «процветающую Псковщину», объявил, что на той ферме будут разводить модифицированных коз — с человеческими генами… Уж лучше разруха, чем современное людоедство.

— И в то же время говорят о том, что в России происходит духовное возрождение, что люди потянулись в храмы. Наблюдаете ли Вы это возрождение? Идут ли люди в глубинке к исповеди и Причастию?

— В городских Храмах приток верующих более заметен, а в деревнях беда, не всякий и выживет на пенсию. Коров никто не держит, продукты все, кроме картошки, из магазина, а еще нужно отрывать от пенсии на дрова. Две машины дров — это несколько пенсий. Отпевание — самая распространенная треба. Трудно говорить о духовном возрождении в вымирающих деревнях.

— Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о том, что Вы читаете.

— Сейчас читаю А. П. Лебедева «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви». Очень отрезвляет деятельность некоторых императоров! Один самовластно канонизирует своего покойного сына-отрока, другой — своих покойных жен, строит и посвящает им храмы (причем одна была злого нрава и непотребного поведения), третий хотел поставить Патриархом своего сына — 12-летнего отрока, и поставил, как только ему исполнилось 16 лет. Никому в Византии скучно не было. И турки не просто так объявились.

— Что Вы считаете неприемлемым в современной «православной литературе»?

— Вот и Вы прибегли к кавычкам, говоря о современных изданиях. К сожалению, не только в обычных магазинах невозможно купить продукты без вредных примесей. Все нужно просеивать, просеивать и просеивать! Часто видишь, как желаемое выдают за действительность. И что только не пишут! Вот, процитирую на память высказывание одного архиепископа о своем духовнике: «… это был непревзойденный духовник!» Не о танцоре же речь! Вслушайтесь, сколько гордыни в этом слове — «непревзойденный»! Уж какие раньше были духовники и старцы — никто так о них не писал. Может, опасались, что придет некто и превзойдет? Потеря трезвости — бедствие современных писателей. А какие названия! «Записки бывалого монаха»!

— Отец Роман, скажите, пожалуйста, несколько слов о книге «Моления на озере» святителя Николая Сербского. Близка ли она Вам?

— Люблю Сербию, переживаю за ее народ, не хотел бы никого задеть неосторожным словом, но раз спросили — отвечу: именно к этой книге душа не легла.

— А какое произведение сербской литературы Вам близко, и чем?

— Никакому автору не выразить душу народа так, как это делает народная песня. Осенью были в гостях у молодого священника, отца Бояна. Когда его матушка Сашко стала петь сербские народные песни, песни-притчи, песни о Косово, сердце сжалось от боли за этот народ: плачет Сербия в этих песнях.

— Какой образ жизни должен вести человек, который считает себя писателем, поэтом? От чего воздерживаться, к чему стремиться?

— Христианину подобает христианский образ жизни, кем бы он ни был — писателем, поэтом. Всем даны Заповеди Христовы, никто не имеет привилегий на их нарушение. Воздерживаться нужно от всего, что питает и разжигает страсти. Каждый творческий человек должен свое творчество сделать сетью для утопающих, а не паутиной для собирания жертв охотнику за душами. Нужно помнить, что все возвращается на нас, и возвращается седмерицею. Растлевающий растлевает в первую очередь себя.

— Отец Роман, а как узнать — есть ли благословение Божие на твой труд?

— Господь благословляет собирать, а не расточать, восходить, а не нисходить. Если наш труд соответствует собиранию и восхождению — мы делаем Божье дело. Но ведь мы то собираем, то расточаем, то восходим, то кубарем скатываемся — человек очень слаб, ничтожен и жалок, когда надеется на себя. Сейчас век прелести. Жить нужно как можно проще, проверяя свои труды и поступки голосом совести.

— Как Вы думаете, может ли существовать творческий блуд? Например, когда художник создаёт несколько произведений на продажу и попутно пишет то, к чему по-настоящему лежит его душа?

— Блуд, блуждать — однокоренные слова. Когда художник пишет на продажу и не прилагает сердца, он превращается в ремесленника. Можно ли с соринкой в глазу любоваться красотой природы? А когда в глазах одни денежные знаки, как отобразить эту красоту?

— Отец Роман, можно ли научиться видеть красоту и осмысленность в самых обыденных, повседневных делах и предметах?

— Кажется, японская поговорка гласит: «Трудно отыскать черного кота в темном углу, особенно когда его там нет». Обыденные повседневные дела и предметы очень разнообразны. Не посоветовал бы ежедневные будни превращать в праздники, иначе праздники станут буднями. Будни — наше крестоношение, где праздники — кратковременная передышка. Никакая картина не заполняется одной краской, в противном случае, она превратится в псевдопроизведение. Человечество уже «осчастливлено шедевром» — черный квадрат.

— Можно ли сказать, что жизненный путь человека, в том числе монаха, — это своего рода творчество?

— Мы все пишем величайшую поэму своей жизни. Жизнь каждого человека — его самое правдивое произведение, даже если по жизни он прошел закоренелым обманщиком.

— Много лет назад в одной из песен Вы сказали: «Виделась в чёрном моя Родина». Россия по-прежнему видится Вам в траурных одеждах?

— Да, для радости очень мало поводов. Тучки все ближе и ближе, чернее и чернее. Безбожники, язычники, сектанты всех мастей, сатанисты, антинародная власть, ветхозаветный плен, враждебность соседей — длинный перечень. Да и сами себя уничтожаем всяким зельем и пойлом. По-человечески — выхода нет, тупик! Что можем сделать? Искать выход, главное — поднять глаза и воздеть руки: «Горе́ имеим сердца!» Что невозможно людям, возможно Богу.

— Мы не сомневаемся в том, что монашество горячо молится за Россию. Но могут ли помочь России наши мiрские молитвы? Мы и на словах сосредотачиваться не умеем, и ленимся, и вообще — совсем другим занимаемся…

— Как бы сказали сербы: «И ми такође!..» Но для того, чтобы горячо молиться, сначала надо стать монахами. Монашествующих сейчас много, а кто из них монахи — один Господь знает. Мы порою очень похожи на ряженых… Все мы больны, очень больны!

Русская народная линия
24 января 2012

Заметки на полях

  • Георгий, иерей, МО, 14.10.2019 в 12:37

    «Вот Вы например не молитесь ведь за Пушкина? Если бы молились — то и не осуждали бы». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 13:38)

    Интересно, как программа среагирует на её же слова только с заменённым именем: Вот Вы например не молитесь ведь за Шнурова? Если бы молились — то и не осуждали бы.

  • Георгий, иерей, МО, 14.10.2019 в 12:46

    «Вот Вы например не молитесь ведь за Пушкина? Если бы молились — то и не осуждали бы». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 13:38)

    Если бы «Владимир» помимо Пушкина начал бы молиться и за Шнурова, то не осуждал бы его, потому что понял бы, что Шнуров – продолжатель великого дела Пушкина по внедрению мата в «русский» язык, чтобы тот стал ещё более могучим и прекрасным.
    Дело товарища Пушкина живёт и побеждает в лице товарища Шнурова – вот что понял бы «Владимир», если бы молился за Шнурова.

  • Людмила, Казань, 14.10.2019 в 13:37

    Присоединяюсь ко всем поздравлениям с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы и Днём Ангела дорогого нашего отче Романа.
    От Вас, Отче, мы учимся любить Бога, любить ближних, сохранять в сердцах мир Божий, побеждать печаль и уныние, видеть свою греховность, идти по пути ко спасению души.
    Божией Вам помощи, Покрова Пресвятой Богородицы, многая и благая лета.

  • Георгий, иерей, МО, 14.10.2019 в 14:01

    «К сожалению Ваше ожесточение батюшка Георгий не проходит».
    (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 17:14)

    К сожалению, для программы «Владимир» «ожесточение» батюшки Георгия прошло, и прога вынуждена была признать, что «Пушкин возможно как-то и причастен к революции» (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 18:45).

    К сожалению, трудно отрицать очевидные вещи, хотя программа по имени «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» способна делать и это – смотреть на плакат с изображением Пушкина на стенах, приготовленного к закланию Скорбященского монастыря, и говорить: что в оде «Вольность» Пушкин выразил «большую тревогу за будущее монархии и России».

    Похоже, прога «Владимир» в отличие от проги «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» разработана командой более молодых специалистов и потому довольно быстро признала вину Пушкина в революции. Но, признав, заменила моё «ожесточённое» слово «цареубийство» на никого неосуждающее слово «революция». Вообще, «неосуждение» – отличительная черта программы «Владимир». Хотя она стольких и настолько уже осудила, что на месте программы я бы постыдился призывать других к неосуждению. Осталось выяснить, как же причастен Пушкин к революции?

    Владимир, Россия, 11.10.2019 в 11:59: «народ … ТОЖЕ виноват… в том, что верили многие из народа в клевету на св.Царственных мучеников, в том, что вступили в партии РСДРП и прочие, что участвовали в революционном движении, что отошли от Бога и святой Церкви».

    Теперь программе «Владимир» предлагается подумать, а почему всё это произошло? Ни с того, ни с чего такие вещи не происходят. Для того, чтобы многие из народа верили в клевету на св.Царственных мучеников и т.д. (вышеназванное), нужен повод, нужна информационная обработка, нужен соблазн.

    Вновь приведу «ожесточённые» словА Господа о соблазнителях: А ИЖЕ АЩЕ СОБЛАЗНИТ ЕДИНОГО МАЛЫХ СИХ ВЕРУЮЩИХ В МЯ, УНЕ ЕСТЬ ЕМУ, ДА ОБЕСИТСЯ ЖЕРНОВ ОСЕЛЬСКИЙ НА ВЫИ ЕГО, И ПОТОНЕТ В ПУЧИНЕ МОРСТЕЙ (Мф.18:6).

    Единого это означит одного единственного. А скольких соблазнил поэт Пушкин своими словами и делами?

  • Георгий, иерей, МО, 14.10.2019 в 14:02

    «Вот будут вспоминать об о.Романе после его смерти и скажут — это был поэт который потворствовал травле Пушкина, а так неплохой был поэт, но эта черта его не украшала. Увы». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 13:47)

    Какая пустая программа. Неужто она думает, что отцу Роману важно, что скажут о нём в СМИ после смерти? Одно только волнует отца Романа, что скажет о нём Господь, и как примет его.

    РЕВНУЯ ПОРЕВНОВАХ О ГОСПОДЕ БОЗЕ МОЕМ!
    Слова эти иконописцы пишут на свитке пророка Илии. И эти слова, я думаю, отец Роман не отказался бы иметь на своём могильном кресте.
    Вовсе не желаю Вам этого креста, дорогой отец Роман. ) А желаю Вам в день тезоименитства помощи Господа в несении священнического креста и служении Ему на ниве руской художественной словесности.
    Многая лета! Спаси Христе Боже!

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 14.10.2019 в 14:48

    «Георгий, иерей, МО, 13.10.2019 в 15:24
    «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19

    Вот ещё один бот. Разве человек может придумать такие формулы? Разработчики программы по имени «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» неплохо потрудились. Не сразу догадаешься, что общаешься с ботом, а не с человеком.»»

    У меня нет желания с Вами общаться. Но уж коли напросились… я же не озвучиваю здесь, что Вы обычное ботало на шее вашингтонской коровы.
    И потом, я вырос на улице, хорошо знаю русский устный, был работягой по жизни. Поэтому могу оттянуть в ответ на хорошем русском разговорном. Не нарывайтесь. Для меня земных авторитетов нет, молодой человек. Вы же тянете разве что на анти-авторитет в Русском Мире.

  • Георгий, иерей, МО, 14.10.2019 в 16:01

    Программа «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» не может понять, что она антихристианская программа? Помочь ей в этом осознании? В который уже раз? Незапрограммированным понять это легко, ну а для самой программы это, наверное, уже невозможно: такой её создали программисты, что за пределы самой себя прога выйти не может. Если только Бог не поможет…

    «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19).

    Эти слова программы под названием «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» являются пародией на действие Бога по спасению падшего мiра. Он, Бог, соединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую, и эти венцом венчает каждого (желающего его носить) человека и все (желающие) народы. Что же делает антихрист, т.е. обезьяна Бога? Он соединяет «духовность светскую и религиозную», чтобы «родить» свою духовность, свой венец антихристианского поросячьего счастья, которым увенчает желающие народы земли и желающих человеков для их погибели.

    11 гексаграмм на могильном памятнике поэта Пушкина. 11 раз он — Герой «еврейского» труда. За что? У программы «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» есть вложенный в неё ответ. Но понять, что это награды — за заслуги перед мiровым правительством, программе не дано.

    Если Наталья Гончарова была 113 любовью Пушкина, то программа «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» 114 его любовь.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 14.10.2019 в 17:11

    Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 14.10.2019 в 14:48,

    А у мата все-таки есть свое место в жизни человеческой. Есть такие люди и такие обстоятельства, при которых единственным правильным ответом будет удар в наглую рожу. Ну, а если до этой рожи можно дотянуться только словом, то матерное слово будет самым подходящим словом. Кратко, четко и понятно. Все. Точка в разговоре поставлена.

    P.S. Священническая благодать в делах греха не участвует. От грешащего словом священника благодать Божия отходит.

    С ругани я начал ( в соседнем обсуждении ), руганью и заканчиваю. А как иначе?
    Владимир, зря Вы привязались к стихам о. Романа. Они здесь не причем. Беда здесь другая.

  • Марина, Днепр, 14.10.2019 в 17:51

    Геннадий , как это подленько подстрекать на такие действия и слова , это я думаю не только в православии греховно , но и в буддизме не поощряется .
    Отец Георгий, оставьте их, предоставьте мертвым погребать своих мертвецов. Сделайте передышку.

  • Буздалов А., Пенза, 14.10.2019 в 23:23

    «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19). «…у мата все-таки есть свое место в жизни человеческой» (Геннадий, Санкт-Петербург, 14.10.2019 в 17:11). Есть, значит, духовность и нецензурная. Раз мат часть этногенеза… Из искры возгорится пламя. Из народного мата — народная духовность. Этногенез, понимать нужно.

  • Буздалов А., Пенза, 14.10.2019 в 23:36

    «…у мата все-таки есть свое место в жизни человеческой» (Геннадий, Санкт-Петербург, 14.10.2019 в 17:11). И «есть духовность религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19). Это как раз и есть поэзия А.С. Пушкина — сочетание мата и духовности, гностический синтез, венчающий жизнь народа.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 14.10.2019 в 23:53

    Буздалов А., Пенза, 14.10.2019 в 23:23″»
    Мои предки малороссы говорили: «Когда из пана хам, то это полбеды. Беда большая, когда из хама пан.»

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 15.10.2019 в 00:00

    Поздравьте нас, 13 октября мы ввели в Церковную Ограду, в Церковь Христову грешную Анастасию. Два года шли к этому моменту. Вчера на Покрова Пресвятой Богородицы с утра она причастилась. А после обеда суд решил в её пользу дело и ребёнок отнятый должен возвратиться. Господь и Матушка Пресвятая Богородица услышали наши молитвы. Слава Богу за всё.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 15.10.2019 в 00:08

    Геннадий, Санкт-Петербург, 14.10.2019 в 17:11: «Они здесь не причем.»

    Ой, прошу прощения. Никакого подтекста здесь нет. Я просто ошибку орфографическую допустил. Должно быть: они здесь ни при чем.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 15.10.2019 в 00:37

    Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 15.10.2019 в 00:00, рад за вас, поздравляю.
    В самом начале воцерковления маленькие чудеса очень важны. Обычно в это время они и случаются в изобилии ( авансом даются ), а потом пойдут напряги.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 15.10.2019 в 02:54

    Геннадий, Санкт-Петербург, 15.10.2019 в 00:37″»
    Спаси Господи. У этой женщины трудная судьба. Неприкаянная. А чудеса… Господь благ и молитвы наши слышит. И помогает. Впереди ещё много трудностей, но первый самый важный шаг сделан. Слава Богу за всё. Будем надеяться на лучшее.

  • Георгий, иерей, МО, 15.10.2019 в 07:36

    Мои предки малороссы говорили: «Когда из пана хам, то это полбеды. Беда большая, когда из хама пан.» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 14.10.2019 в 23:53)
    Это о Пушкине?

  • Марина, Днепр, 15.10.2019 в 08:45

    Владимир Иванович :»Поздравьте нас, 13 октября мы ввели в Церковную Ограду, в Церковь Христову грешную Анастасию.»
    Честно говоря не поняла , кто кого, куда ввёл . А она , что эта » грешная » раба Божия , сильно упиралась?
    Ну конечно , мы же праведные должны этих » грешных» обязательно куда -то вводить. Господи , нам бы себя в норму привести , что бы хоть немного научиться понимать нашу веру , научиться прощать и понимать других людей . Да беда.

  • Георгий, иерей, МО, 15.10.2019 в 09:20

    «Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России. Предварительные итоги XX века». В. Непомнящий.

    Александр Вячеславович, думаю, Вам будет интересно ознакомиться с этой статьей.
    https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1996/5/uderzhivayushhij-teper.html

  • Буздалов А., Пенза, 15.10.2019 в 11:02

    Благодарю, о. Георгий, за ссылку, интересный материал. То есть, показательный, очень характерный.
    В статье правильно поставлен вопрос («в духовной, в широком смысле религиозной, сфере именно и лежит то ключевое и фундаментальное, что необходимо для более или менее адекватного, не зависящего от вкусов, понимания Пушкина как текста и как феномена… Духовный мир личности… тут есть “несущая конструкция” — ценностная система личности»), но, как в большинстве подобных случаев, неверно дан ответ на него. «Доминантой» русской культуры в ее классической форме (Пушкин, Достоевский, Толстой и т.д.), разумеется, является западный неогностицизм, а не какой не “пасхальный” характер… это, собственно, и есть природа того, что именуют “русской духовностью”. Это просто псевдонаучный бред, не имеющий никакого отношения к описываемой реальности (отечественной светской культуре эпохи модерна). Стыдно должно быть ученым мужам, несущим такую околесицу, но – ничего подобного не происходят. Пишут и пишут, не покладая рук. Но, сколько не говори «халва», во рту слаще не становится. Поэтому – и пишутся такие статьи пачками. То же самое здесь в комментариях: «Пушкин – это краеугольный камень…» и т.д. и т.п. Повторяют как гностическую мантру этот жалкий лепет. Особенно вот это место «порадовало»: «Вместе с тем БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА сохраняет ему чувство и жажду бессмертия, память об утраченной вечности, тяготение к ней — “к лучшему, то есть, к небесному” “отечеству” (Евр. 11: 14 — 16), и здесь причина и основа всякого творчества — она же и онтологическая его трагедия “у времени в плену”». Дальше читать не смог.

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 15.10.2019 в 12:50

    Простите, Владимир Иванович, кто о чем, а я — опять о мате.

    » Это с Пушкина в русской литературе поклонение образу женщины. Признание её огромного значения в нашей жизни. Красоты не как прелести греховной, но как красоты цветка нашей жизни», — говорите Вы 14.10.2019 в 02:55

    Иду утром на работу, а в уши мне — сплошной поток слов сладкозвучных. Думаю: о чем слова сии диковинные с немыслимыми производными? А теперь поняла: это же наши мужчины женщину воспевают, поклоняются её образу! Стоит, правда, заметить, справедливости ради, что «воспеваемые» тоже не отстают от «воспевателей».
    Такое вот «поклонение образу».
    Хотя о чем это я? Вы же — о литературе!

    «Без неё (великой русской культуры) вы б сегодня двух слов связать не смогли. Или говорили бы на каком-нибудь европейско-тюркском суржике.» (там же).

    Без нее (точнее — до неё) мы говорили на языке, на котором сейчас «служится служба Господняя». Разве он плох?
    А сейчас мы связываем два слова, которые остались еще в нашей речи из русского языка, липким слоем матерной брани (или иностранных слов) и уже считаем это нормой. А все учились на великой русской литературе.

  • Георгий, иерей, МО, 15.10.2019 в 13:31

    «Дальше читать не смог». (Буздалов А., Пенза, 15.10.2019 в 11:02).
    Я тоже совсем немного прочитал. И этой статьей хотел обратить Ваше внимание на пургу, какую они все хором несут про «удерживающего»: от «Благодатного огня» до В.С. Непомнящего. Тут ещё ролик Ю. Ю. Воробьевского на эту же тему и в том же ключе попался на глаза
    https://www.youtube.com/watch?v=0_0q38heENg
    Как-то тревожно от всего этого.

  • Буздалов А., Пенза, 15.10.2019 в 14:15

    Да, о. Георгий, когда человек, который всю жизнь был рабом собственных страстей, становится вдруг «удерживающим мир» от бездны греха, — это вынос мозга. И когда пишут о «православии» и, одновременно, о «божественности человеческой природы» — это тоже вынос мозга. Вернее — это лучшее объяснение того, ЧТО в данном случае называется «православием», «русской духовностью». Это полностью все объясняет, по принципу «на заборе написано» одно, а заглянешь — там дрова.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 15.10.2019 в 14:33

    Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 15.10.2019 в 12:50″»
    До Пушкина в России существовало множество диалектов и говоров: великоросских, малоросских, белоросских, поморские и юга России, поволжские, вятские, новгородские, псковские, поволжские, уральские, сибирские, забайкальские. Но с Пушкина начинается современный русский литературный язык, Людмила Николаевна.
    Свобода зачастую понимается как вседозволенность. Вот и отрываются современные россияне. Не только мужики, бабы того тошнее.
    Так Вы всё-таки признаёте и то, что великая русская литература существовала, и то, что мы наследуем её?) Вы не поставили по примеру и. Г. Селина в кавычки «великая русская».

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 15.10.2019 в 14:37

    Марина, Днепр, 15.10.2019 в 08:45″»
    И это пишет «православная»?!… Однако.
    Скорого понимания Вам вашей «веры».

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 15.10.2019 в 14:39

    Георгий, иерей, МО, 15.10.2019 в 07:36″»
    О «Буздаловых и Селиных».

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 15.10.2019 в 20:39

    Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 15.10.2019 в 12:50: «Без нее (точнее — до неё) мы говорили на языке, на котором сейчас «служится служба Господняя». Разве он плох?»

    Церковнославянский язык, по-моему, на Руси никогда не был бытовым или разговорным языком. Он — богослужебный язык православной Церкви славянских народов.

  • Редактор, , 16.10.2019 в 00:21

    Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую — говорится в Евангелии (Мф. 5:39). Однако там ничего не сказано о том, что нужно снова и снова подставлять под удары щёки ближнего. Поэтому с чистой совестью объявляю обсуждение под этим материалом закрытым.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на